Методическая разработка по образовательной области: « Познавательное развитие» раздел «Конструирование» по теме: «В сказочном городе» с детьми 4-5 лет
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Развивающе занятие с детьми среднего возраста по конструированию из деталей деревянного конструктора с использованием презентации на интерактивной доске и использованием системно-деятельностного подхода - самостоятельное разрешение детьми проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_skazochnom_gorode.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
(Филиал)
Методическая разработка
по образовательной области: « Познавательное развитие»
раздел «Конструирование» по теме: «В сказочном городе»
с детьми 4-5 лет
Автор –составитель:
Пакашова Н.Г., воспитатель.
2017г.
Пояснительная записка
Актуальность.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная учебная мотивация. Как же поправить ситуацию? Как сделать так, чтобы интерес к познанию у ребенка не потерялся, не исчез?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) предъявляет новые требования к организации образовательной деятельности - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида детской деятельности; включение в процесс эффективных форм работы с детьми таких, как введение проблемно – обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Наблюдения за самостоятельной деятельностью воспитанников в возрасте 4-5 лет показала, что у детей нет стремления к поиску информации для формирования представлений о предмете или объекте, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для исследования (умения ставить цель, выбирать методы поиска решений, планировать свои действия с направленностью на результат). Детей больше интересует внешние признаки объектов, их наименование и размер. Однако воспитанники увлекаются сооружением их строительного конструктора простейших построек, с интересом рассматривают в энциклопедии картинки с изображениями разного вида построенных мостов. Хотя в беседе выяснилось, что дети не имеют представления о том, как можно строить большие мосты через реки.
Конструирование обладает огромной силой воздействия на развитие у дошкольника познавательной активности и практических действий. В процессе конструктивной деятельности ребенок не является пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом, а становятся активным созидателем, что соответствует принципам деятельностного подхода.
Это послужило основанием для выбора темы и формы проведения непосредственно образовательной деятельности ( далее по тексту - НОД). Содержание методической разработки НОД по образовательной области «Познавательное развитие» раздела «Конструирование» по теме: «В сказочном городе» для детей 4-5 лет составлено в соответствии с ФГОС ДО и учитывает цели и задачи реализуемой образовательной программы дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка», разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой, предполагающей организацию НОД один раз в неделю.
Новизна.
Инновационным в методической разработке является организация конструктивной деятельности с детьми 4-5 лет с точки зрения деятельностного подхода, который предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности, делает обучение мотивированным, учит дошкольника самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Характеристика детей подгруппы.
В НОД участвовало 10 воспитанников старшей группы «Солнышко»: 6 мальчиков и 4 девочки. Дети, участвовавшие в НОД , имеют общее развитие соответствующее возрастной норме. Большинство детей имеет положительную мотивацию к познавательной и продуктивной деятельности. У многих детей достаточно сформирована устная речь, умение выражать свои мысли, аргументировать свой ответ. Большинство детей сохраняют внимание на протяжении всей НОД, но есть дети с неустойчивым вниманием и низкой работоспособностью, поэтому на НОД необходимо использовать частую смену деятельности - чередование двигательной , познавательной и продуктивной , а также включение элементов неожиданности. Взаимоотношения между детьми дружеские, с педагогом доверительные и партнерские, это позволяет воспитанникам проявлять собственную познавательную и продуктивную активность.
Выбранная тема НОД для детей интересна и актуальна, что способствует осознанному восприятию информации. При разработке занятия учтены индивидуальные особенности детей, уровень развития , темп работы. Это позволило осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку, успешно добиться цели и реализовать поставленные задачи в процессе организации НОД:
| |||
Этапы НОД | Виды детской деятельности | Формы и приемы руководства деятельностью | Реализуемые задачи |
Создание мотивации. | Совместная деятельность воспитателя с детьми: коммуникативная игровая | Психологическая минутка «Солнышко» под музыку с привлечением тактильных анализаторов (приветствие детей с использованием мультимедийной презентации «Строим мост») | Развитие положительной мотивации к предстоящей деятельности |
Создание проблемной ситуации | Совместная деятельность воспитателя с детьми: коммуникативная игровая | Сюрпризный момент: прослушивание интерактивного звукового письма с проблемной ситуацией: «Что нужно сделать для того , чтобы жители сказочного города смогли общаться друг с другом?» | Активизация желания оказать помощь |
| |||
Совместная деятельность воспитателя с детьми: коммуникативная проблемно-поисковая | Подводящий диалог к проблеме: «Что нужно сделать для того , чтобы жители сказочного города смогли общаться друг с другом?» и подведение детей к цели – помочь жителям сказочного города построить мост. | Умение самостоятельно формулировать выводы | |
| |||
Совместная деятельность педагога с детьми | коммуникативная проблемно-поисковая игровая | Развивающая игра «Из чего построим мост?». | Высказывание детьми предположений о материалах для строительства мостов |
коммуникативная проблемно-поисковая | Рассматривание мультимедийной презентации «Строим мост» и беседа об элементах конструкции моста | Выявление детьми элементов конструкции моста и назначения его частей. | |
коммуникативная проблемно-поисковая игровая | Игровая ситуация «Как построить мост?» | Выявление детьми последовательности строительства и используемых деталей. | |
музыкально-двигательная | Динамическая пауза «Строители» с использование мультимедийной презентации «Строим мост» | Снятие статического напряжения и активизация внимания детей | |
| |||
Продуктивная деятельность | коммуникативная продуктивная двигательная | Постройка из строительного материала мостов и обыгрывание их. | Закрепление умения строить объект по образцу |
| |||
Подведение итогов | Совместная деятельность воспитателя с детьми : коммуникативная двигательная познавательная | Беседа по разрешению проблемной ситуации : «Что нужно сделать для того , чтобы жители сказочного города смогли общаться друг с другом?» | Закрепление названий используемых строительных деталей . Умение самостоятельно формулировать выводы. |
Рефлексия | Совместная деятельность воспитателя с детьми: коммуникативная | Беседа о практическом применении новых полученных умений и самооценка с выбором смайлика. | Высказывание мнений о применимости полученных знаний и оценивание своих результатов. |
Основная часть методической разработки:
Тип занятия: развивающий
Тема занятия: «В сказочном городе»
Цель: способствовать расширению представлений детей о строительстве моста в процессе продуктивной и игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей об элементах конструкции моста и их назначении в игровой деятельности.
- Закреплять у детей умение строить объект по образцу и названия используемых строительных деталей в продуктивной деятельности.
Развивающие:
- Развивать у детей положительную мотивацию к предстоящей деятельности, умение высказывать свои предположения, мнения , самостоятельно формулировать выводы и оценивать свою работу.
Воспитательные:
- Воспитывать эмпатию, желание помочь другим, аккуратность в работе.
Используемые технологии: ИКТ, системно-деятельностный подход (проблемная ситуация).
Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная.
Место проведения: групповая комната
Количество детей: подгруппа 10 человек.
Демонстрационный материал:
Игрушечный домик, человечек , макет сказочного города ( речка – голубая лента и по обеим сторонам игрушечные домики) , презентация «Строим мост».
Раздаточный материал:
Набор строительного материала , домик и человечек на каждого ребёнка находящиеся на макете сказочного города, расположенного на полу групповой комнаты.
Оборудование: интерактивная доска , ноутбук, колонки.
Ход НОД
1.Вводная часть.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель : ребята , мы пришли посмотреть проснулось ли солнышко в музыкальном зале?
Дети: проснулось.
( дети увидели картинку солнышка на мультимедийной доске ,
мультимедийная презентация слайд 1)
Мотивация:
- Психологическая минутка «Солнышко». ( слайд 2)
(Воспитатель показывает движения).
Утром ранним кто-то странный показывает рукой на картину на доске
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось показывает на ладошке кружок
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: руки на головой изображают солнце
Будто руку, протянуло протягивают руку
Тонкий лучик заиграл
По ладошкам побежал. воспитатель здоровается со
всеми детьми ладошкой
Здравствуйте! Здравствуйте!
Доброе утро, мои дорогие!
Я желаю вам хорошего настроения!
Создание проблемной ситуации:
- Сюрпризный момент. Прослушивание интерактивного звукового письма:
Воспитатель: Ребята вы нечего необычного не заметили?
Дети: домик , а рядом человечек и у него что-то в руке, может быть письмо.
Воспитатель: наверно письмо , но странно, ничего не написано.( воспитатель берет письмо в руки).
(мультимедийная презентация слайд 3 –«звуковое» письмо)
«Здравствуйте ребята! Пишут вам жители сказочного города.
Город наш в лесу, у речки
И зимой друг к другу в гости
Через речку мы ходили
По мостикам ледяным
Их построили из льда
Вот какая красота..
А сейчас весна настала (слайд -4)
Солнце ярче светить стало,
Рядом с домом тает снег.
Тает лед и тает мостик
Как пойдем друг к другу в гости?
Нам ребята помогите .
Мост построить научите.
2. Постановка цели детьми
- Подводящий диалог с введением в проблему и постановка цели.
Воспитатель: ребята , вы хотите помочь жителям сказочного города?
Дети: конечно
Воспитатель: а как мы им можем помочь ?
Дети: необходимо научить их строить мостики
Воспитатель: а вы хотите научиться строить мост?
Дети: конечно.
Воспитатель: А вы знаете как построить мост?
Дети: нет
Воспитатель: а где можно узнать как построить мост?.
Дети: спросить у взрослых. Посмотреть в книге. Посмотреть в компьютере.
Воспитатель: хотите я вас научу?
Дети: конечно.
(Воспитатель садится и дети тоже).
3. Основная часть.
Совместная деятельность детей и педагога
- Развивающая игра «Из чего построим мост?».
Воспитатель: ребята, как вы думаете, из какого материала можно сделать мост?
Дети: из дерева, из кирпичей, из металла.
Воспитатель: а почему у жителей сказочного города мостики растаяли?
Дети: потому - что были изо льда, а лед весной тает.
Воспитатель: А из какого материала жители могут построить мост?
Дети: из деревьев, потому , что живут в лесу.
Воспитатель: А почему из деревьев?
Дети: потому - что дерево не растает весной от тепла как лед.
Воспитатель: А из какого материала мы можем научить жителей строить мостик?
Дети: из деревянного конструктора.
- Беседа об элементах конструкции моста ( рассматривание презентации)
Воспитатель: посмотрите на мост, что вам о нем не известно? (слайд 5)
Дети: из чего он состоит ( из каких деталей или частей он состоит?)
Воспитатель: как вы думаете , что это у моста? (показывает на опоры)
Дети: то на чем мост стоит, подставки.
Воспитатель: это опоры моста. Их ставят по берегам ручья или реки друг напротив друга . Что еще вам не известно? (показывает на перекрытие)
Дети: это то, по чему идут люди.
Воспитатель: это называется перекрытие моста, оно соединяет обе опоры.
Что еще есть у моста? (показывает на перила)
Дети: то, за что держаться руками.
Воспитатель: Это перила, за них держатся рукой чтобы не упасть.
А что еще не назвали:
Дети: ступеньки, чтобы подниматься и спускаться с моста.
- Игровая ситуация « Как построить мост?» .
Воспитатель: Посмотрите какой мост из деревянного конструктора построен . (дети встают и рассматривают конструкцию моста из строительного материала расположенную на детском столе).
Воспитатель: Из каких деталей построены опоры моста ?
Дети : из кубиков
Воспитатель: из какой детали построено мостовое перекрытие ?
Дети: из длинной пластины
Воспитатель; на какую сторону ее укладывают ?
Дети: на широкую и длинную
Воспитатель: для строительства длинной ступеньки какую деталь возьмем?
Дети: пластину
Воспитатель; на какую сторону его укладывают ?
Дети: на широкую и длинную
Воспитатель: для строительства короткой ступеньки какую деталь возьмем ?
Дети: короткую пластину.
Воспитатель; на какую сторону его укладывают ?
Дети: на широкую
Воспитатель: из каких фигур строят перила моста ?
Дети: из кирпичиков
Воспитатель: на какую сторону их укладывают?
Дети: на длинную и узкую.
Воспитатель: Как вы думаете с чего вы начнете строить мост?
Дети: Укладываем кубики – это опоры моста. Затем перекрытие из длинной пластины. Потом ступеньки и перила.
Воспитатель: чтобы вам всем стать настоящими строителями нам нужно потренировать руки .Повторяйте движения за мной.
- Динамическая пауза «Строители».
(сочетаем движения с текстом)
( дети встают и выполняют движения по тексту слайд 6)
Целый день тук да тук стучат кулачком о кулачок
Раздаётся звонкий стук,
Молоточки стучат
Все помочь друзьям хотят пальцы в «замочек»
Строим мост для друзей дети руками показывают «полочку»
Чтоб жилось им веселей. хлопают в ладоши
4. Самостоятельная деятельность детей.
- Продуктивная деятельность - строительство мостов
Воспитатель: ребята, как вы думаете, сможете ли вы помочь жителям сказочного города?
Дети: конечно
Воспитатель: а как?
Дети: научим их строить мост.
Воспитатель: А чтобы научить жителей сказочного города строить мост, нам необходимо отправиться в сказочный город.
Закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова
Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
Вокруг себя ты повернись
И в сказочном городе окажись!
Дети усаживаются на пол на ковер , где расположен макет сказочного города.
Воспитатель: каждый из вас сейчас научит своего сказочного жителя строить мост через речку у своего дома. Посмотрите на наш мост и отберите детали необходимые для строительства и начинайте работу.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей по строительству моста .
(Воспитатель оказывает необходимую помощь детям.)
5. Заключительная часть.
Подведение итогов.
- Беседа по разрешению проблемной ситуации.
Воспитатель: ваши мостики готовы. Из каких деталей вы построили опоры моста ?
Дети: из кубиков.
Воспитатель: Из какой детали вы построили перекрытие моста ?
Дети: из длинной пластины.
Воспитатель: Из каких деталей вы построили ступеньки у моста ?
Дети: из пластин.
Воспитатель: Из каких деталей вы построили перила у моста ?
Дети: из кирпичиков
Воспитатель: А почему вы строили из деревянного конструктора?
Дети: потому, что он не растает от тепла?
Воспитатель: А зачем вы строили мостики?
Дети: чтобы помочь жителям волшебного города ходить друг к другу в гости.
Воспитатель: а где вы узнали как построить мост?
Дети: спросили у взрослых , у вас.
Воспитатель: Вы молодцы, научили жителей сказочного города строить мосты. Научились сами. А теперь возвращаемся домой.
Закрываем глаза и произносим волшебные слова:
Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
Вокруг себя ты повернись
И в садике окажись!
Вот мы и дома.
Рефлексия
- Беседа о практическом применении новых полученных умении и самооценка.
Что вы расскажите друзьям о нашем сегодняшнем путешествии?
Для чего вам умение строить мостики?
В благодарность за вашу работу жители волшебного города прислали вам подарки, но подарок вы будите выбирать сами:
- если у вас на занятии все получилось - выбираете солнышко.
- если, что-то не получилось - выбираете ладошку.
Скажем друг другу «Спасибо за работу». А я попрошу вас , ребята, научить своих друзей строить мостик для маленьких игрушек.
Используемая литература:
- Л.А. Парамонова Детское творческое конструирование. М. Изд.дом «Карапуз». 1999.
- Образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»,
3. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет./Под ред. Л. А. Парамоновой. М.:ОЛМА Медиа Групп,2015г.
Образовательные ресурсы:
1.Мультимедийная презентация «Строим мост»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области: « Познавательное развитие» раздел «Конструирование» по теме: «Чем мы можем, тем поможем» с детьми 5-6 лет
Развивающее занятие с детьми старшего возраста по конструированию с использованием металлического конструктора , с использованием презентации и работы с интерактивной доской и использованием системно-...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности: Образовательная область: "Познавательное развитие" раздел экологии на тему: "Поможем бобрёнку очистить его речку"
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» раздел конструирование
ПланТематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» раздел...
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» раздел конструирование в первой младшей группе на 2020-2021 учебный год
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» раздел конструирование первой младшей гр...
Методическая разработка по теме: Дистанционное занятие по образовательной области: « Познавательное развитие» раздел «Конструирование из бумаги » по теме: «КОРАБЛИК ДЛЯ ДРУЖКА» с детьми 4-5 лет
В данной методической разработке рассмотрена форма организации и подачи материала по формированию интереса, любознательности и положительного отношения к искусству оригами у детей 4-5 лет посред...
Конспект занятия ООД Образовательная область: « Познавательное развитие» Раздел «Окружающий мир» Тема «Дикие животные зимой» Для детей разновозрастной группы(3,4,6 лет)
Занятие составила и провела воспитатель Габдрахимова А.Ф.Данное занятие для детей разновозрастной группы (3,4,6 лет), оно направлено на уточнение и расширение представлений детей о жизни диких животны...