Дополнительная общеразвивающая программа «Ручной труд»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Возраст детей: от 4 до 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ruchnomu_trudu_dlya_sr.gr_.docx | 74.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Ручной труд»
Возраст детей: от 4 до 5 лет
Срок реализации программы:1 год
Составитель: Иванова.З.И.
Санкт-Петербург
2018
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность дополнительной общеразвивающей программы
Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Ручной труд» имеет социально-педагогическую направленность и реализуется в ГБДОУ №70 с 2017 года.
Программа составлена на основании:
действующего Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012,
приказа Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» №1008 от 29.08.2013,
норм СанПиН 2.4.2.2821-10,
опирается на требования и методические рекомендации по составлению и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, и соответствует Уставу и программе развития ГБДОУ №70
Данная программа направлена на развитие творческих способностей, воображения, воспитание самостоятельности и способности к ручному труду. Рассчитана на обучающихся от 4 до 5 лет, имеющих различный уровень начальной подготовленности.
- Актуальность программы
Самоделка! Какое хорошее слово! Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку – такая работа дорогого стоит. А главное – такая вещь так же индивидуальна, как и каждый человек, всё живое на Земле.
Это ли не радость, если ребёнок встаёт в позицию созидателя, начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он всё больше утверждается в своих возможностях, увереннее берётся за изготовление новой самоделки.
Еще 20-30 лет назад простая палка могла стать для ребенка лошадью, ружьём, копьём и он возводил дома и крепости из песка, в настоящее время любящие родители дают все это в готовой игрушке. Стараясь дать своему искренне любимому малютке всё самое лучшее и без лишних усилий, родители порой и не подозревают о том, что страдает развитие воображения ребенка. Из жизни малыша вытесняется его собственное творчество. Научившись читать раньше, чем думать, получая готовую информацию из телепередач и компьютерных программ вместо того, чтобы видеть и наблюдать в природе и в жизни, ребёнок становится «знайкой», не став в своё время личностью, его мышление формализуется.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
- Цель и задачи программы
Ведущая цель программы – создание условий для развития творческих способностей детей через продуктивную деятельность в художественном труде.
При этом предлагается решение следующих задач:
1. Развить воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, стимулировать развитие художественно-творческих и конструкторских навыков и умений детей;
2. Дать детям умения и привить навыки владения различными приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала;
3.Совершенствовать мелкую моторику руки;
4. Воспитать аккуратность, самостоятельность.
- Особенность программы, её педагогическая целесообразность
При изучении социального заказа со стороны родителей (через индивидуальные беседы и решения родительских собраний), автором программы было выявлено, что большая часть современных родителей ориентирована не на длительные, многолетние образовательные программы, а на короткие курсы обучения с видимым результатом.
Особенность данной дополнительной общеразвивающей программы состоит в применении блочно-модульного подхода к структурированию образовательной деятельности. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей для трёх возрастных групп. Для каждой группы разработан особый образовательный модуль, включающий целевой блок, прогностический (характеристику ожидаемых результатов), диагностический блок, учебно-тематический план с соответствующим ему содержанием.
Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят, а также для детей, страдающих дефектами речи (дизартрия, заикание).
И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
- Возраст детей, сроки реализации
Условно каждый модуль привязан к конкретным возрастным периодам.
I модуль – «Весёлые занимашки» мы предлагаем детям 4-5 лет;
Однако, для детей, опережающих или отстающих в развитии, существует возможность обучения по модулю, соответствующему не столько их возрасту, сколько их уровню развития, определяемому во время входной диагностики. Освоив один образовательный модуль, ребёнок вместе с родителями может выбирать: продолжать обучение на следующем модуле, или завершить своё дошкольное образование по одному из них.
- Формы и режим занятий
Формы проведения занятий различны: индивидуальные, групповые, по подгруппам. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей предлагается форма организации художественного труда в мини-группах, что способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.
Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.
Режим занятий:
Дети 4-5 лет – 2 раза в неделю по 25 минут, 72 часа в год;
- Ожидаемые результаты и способы диагностики
Дети 4-5 лет:
В результате обучения по данному модулю ребёнок сможет получить следующие технические навыки:
- прочно усвоить правильную позу во время занятий;
- уметь правильно раскатывать кусок пластилина, теста;
- уверенно пользоваться приёмами лепки, пользоваться инструментами;
- уметь аккуратно пользоваться клеем, тестом, пластилином;
- уметь организовывать своё рабочее место и убирать его после занятия.
Полученные на занятиях практические знания и умения помогут ребёнку:
- выделять из предмета части, прежде всего, крупные и определять их форму;
- узнавать и изображать геометрические фигуры; круг, овал, треугольник, квадрат;
- знать цвета; красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый и оттенки (голубой, розовый – при смешивании разных цветов пластилина);
- изображать предмет по частям;
- точно сгибать и проглаживать края бумаги;
- правильно держать ножницы и пользоваться ими;
- составлять узоры, равномерно располагая детали на листе бумаги;
- располагать изображения определенным образом: на полосе в один ряд, по всему листу;
- преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции.
- Формы итогового контроля
Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля:
1. начальный контроль (сентябрь);
2. текущий контроль (в течение всего учебного года);
3. промежуточный контроль (январь);
4. итоговый контроль (май).
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как:
• текущая оценка достигнутого самим ребенком;
• оценка законченной работы;
- активность на занятиях;
• участие в выставках;
• реализация ребенком собственных идей, задумок .
Основными формами итогового контроля являются выставки и творческие проекты. Завершающие учебный год творческие работы на свободную тему позволяют не только выявить вид декоративно-прикладной деятельности, художественный материал, к которому тяготеет ребёнок, но и подвести годовой итог работы по программе.
- Модуль I. «Весёлые занимашки»
Цель и задачи
Цельобучения по данному модулю - обеспечить художественное познание мира через вовлечение в игровую деятельность.
Задачи:
- Ближе познакомить детей с предметами ближайшего окружения.
- Научить различать геометрические фигуры, составные части предметов.
- Вовлечь в игровую художественную деятельность, коллективное творчество.
- Привить устойчивое желание заниматься художественной деятельностью.
Перспективный план работы по ручному труду. Средняя группа.
№ п/п | Месяц/неделя | Тема | Цель | Техника/материалы |
1 | Сентябрь. 1 неделя. | Укрась платочек | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Оттиск пробкой. Рисование пальчиками |
2 | Осеннее дерево | Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Оттиск печатками из ластика | |
3 | Сентябрь. 2 неделя. | Путешествие в «Бумажную страну» | Учить детей различать виды бумаги по свойства и качествам. Развивать кругозор и любознательность. Воспитывать чувство коллективизма, желание находить ответы на вопросы самостоятельно. | Бумага разного вида |
4 | Ветка рябины | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. | Поделка в технике «Бумажный комочек» | |
5 | Сентябрь. 3 неделя. | Ёжик | Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность. | Поделка в технике «Бумажный комочек» |
6 | Рыбка | Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги. Наносить клей кистью. Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде. Развивать композиционные умения. Закреплять приемы наклеивания. | Поделка в технике «Бумажный комочек» | |
7 | Сентябрь. 4 неделя. | Листопад | Развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации - обрывание бумаги. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе родного края. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте. | Поделка в технике «Обрывание» |
8 | Медведь | Развитие творческих способностей детей, используя нетрадиционный способ - обрывание бумаги. Воспитывать аккуратность. | Поделка в технике «Обрывание» | |
9 | Октябрь. 1 неделя | Осенний букет | Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус | Печатание листьями |
10 | Заготовка на зиму «Компот из яблок» | Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус | Оттиск печаткой из яблока | |
11 | Октябрь. 2 неделя | Осенний букет | Учить детей делать из природного материала мини деревья. Развивать планирующую функцию сознания. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество | Гречка, горох, разноцветная фасоль |
12 | Сова | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях. Укреплять желание трудиться. | Нам потребуется белая, коричневая, оранжевая, черная и желтая цветная бумага, лист цветного картона, карандаш, ножницы, клей. | |
13 | Октябрь. 3 неделя | Рыбка | Учить делать рыбку из диска. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. | диск |
14 | Овечка | Учить видеть разные свойства предметов, фантазировать и использовать для своего творчества самые неожиданные материалы | ватные палочки | |
15 | Октябрь. 4 неделя | Домик | Воспитывать у детей любовь к работе с ножницами и клеем. Учить детей создавать поделку по чертежу. Закреплять навыки работы с бумагой. Работать аккуратно. | 2 разноцветных квадратных листа бумаги 15х15см, |
16 | Божья коровка | Учить детей правильно оформлять поделку. Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой. Развивать фантазию. | СD диск, клей, ножницы, цветной картон | |
17 | Ноябрь. 1 неделя | Улитка | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально | Рисование восковыми мелками, солью |
18 | Грибы в лукошке | Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
19 | Ноябрь. 2 неделя | Яблоня | Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать фантазию и аккуратность в работе. Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца. | белые салфетки гофрированная бумага жёлтого цвета восковые карандаши голубого и зелёного цвета клей, кисточки, салфетки |
20 | Корзина | Учить равномерно распределять различные виды макарон по форме, развивать аккуратность, четкость. | Макаронные изделия, ножницы, клей, цветная бумага. | |
21 | Ноябрь. 3 неделя | Летающая тарелка | Воспитывать желание трудиться для общего дела. Формировать эстетические чувства, умение проявлять творчество при изготовлении игрушек. | 2 тарелки из-под лапши быстрого приготовления, баночка из-под сметаны, 6 шпажек, нитки, клей, помпоны. |
22 | Объёмный цветок | Воспитывать желание трудиться. Формировать эстетические чувства. Умение проявлять творчество при изготовлении цветка. | Цветная бумага, клей, ножницы | |
23 | Ноябрь. 4 неделя | Дед Мороз и Снегурочка | Воспитывать творческую активность, самостоятельность. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуры. | Ножницы, клей, ватман, цветная бумага и катрон |
24 | Зимушка –зима | чить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, тем самым развивать мелкую моторику у детей. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям. | Краски, салфетки, вата, гофрированная бумага, клей. | |
25 | Декабрь. 1 неделя | Цыпленок | Рисование с помощью риса, ватные палочки | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально |
26 | Два петушка | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка | Рисование ладошкой | |
27 | Декабрь. 2 неделя | Цветы в технике киригами | Знакомство с новым видом техники изготовления цветов Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы. Формировать эстетический вкус. | цветная бумага, клей, ножницы |
28 | ||||
29 | Декабрь. 3 неделя | Ёлка | Научить детей склеивать из цветной бумаги объемную елку. Развивать пространственное восприятие, поддерживать интерес к бумажной пластике. | Цветная бумага, ножницы, клей. |
30 | Матрешка | Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку. Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку | Ёлочные игрушки из «гармошки». | |
31 | Декабрь. 4 неделя | Снегирь и рябина | Учить детей накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Развитие цветового восприятия, совершенствованию композиционного построения изображения в зависимости от формы основы. | Поделки в технике «Квиллинг» |
32 | ||||
33 | Январь. 2 неделя | Рябинка | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный | Рисование пальчиками |
34 | Мои любимые рыбки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (рыбки). Воспитывать у детей умение работать индивидуально | Рисование ладошками | |
35 | Январь. 3 неделя | Золотая рыбка | Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению. | Поделки в технике «Квиллинг» |
36 | ||||
37 | Январь. 4 неделя | История о любопытном уголке | Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение. | Оригами |
38 | Бабочка | Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, показать, что треугольник можно складывать еще раз пополам и все равно получится треугольник. Учить детей составлять небольшую композицию из оригами, дополнять ее по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги. Развивать фантазию, воображение | Оригами | |
39 | Январь. 5 неделя | Тузик и его друзья | Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и по вертикальной осям (базовая форма «Книжка»; закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать получившийся треугольник в разных направлениях. | Оригами |
40 | Цветы | Продолжать осваивать технику торцевание. | Поделка в технике торцевания: | |
41 | Февраль. 1 неделя | Снег | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный | Оттиск печатками из салфетки |
42 | Зимний лес | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
43 | Февраль. 2 неделя | Галстук для пап | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. | двусторонняя цветная бумага, ножницы, клей |
44 | Цветы из коктейльных трубочек | Учить развивать фантазию, выполнять работу аккуратно и красиво | двусторонняя цветная бумага, ножницы, клей и коктейльная трубочка. | |
45 | Февраль. 3 неделя | Цветы для мамы | Учить работать с ножницами и салфетками, развивать зрительную память, воображение | Ножницы, клей, салфетки |
46 | Солнышко | Развивать у детей память, глазомер, четкость движения рук. Воспитывать внимание. Учить работать аккуратно с клеем. Правильно прижимать нить по контуру. | деревянная шпажка или зубочистка, нитки для вязания, желтый, оранжевый или красный картон, | |
47 | Февраль. 4 неделя | Веер | Учить работать с бросовым материалом. | Клей, диск, пластиковые ложки, бусы. |
48 | Композиция из круп оберег | Вызвать интерес к аппликации. Показать варианты оформления изделий (посыпание манной крупой, приклеиванием кукурузы, гороха, гречки, риса). Развивать восприятие величины, формы, цвета и мелкую моторику. | Картон, клей, материал лён (кусок мешковины, горох, рис, гречка, кукуруза, монетки, макароны (разной формы) . | |
49 | Март. 1 неделя | Мимоза для мамы | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Рисование пальчиками |
50 | Солнышко | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Рисование ладошками | |
51 | Март. 2 неделя | Гвоздики | Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники. | Аппликация |
52 | Гусеница | Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовлении поделок из бумаги; развивать творческое воображение. | Аппликация | |
53 | Март. 3 неделя | Божья коровка | Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. | Панно |
54 | Пчёлка | Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными видами бумаги, полученные ранее. Развитие творческое мышление. | Поделка из ткани | |
55 | Март. 4 неделя | Одуванчик | Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов. | Аппликация |
56 | ||||
57 | Апрель. 1 неделя | Неваляшка | Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус | Кисточка, пуговицы различной формы |
58 | Волшебные картинки (волшебный дождик) | Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус | Рисование свечой | |
59 | Апрель. 2 неделя | Пасхальное яйцо | Развивать воображение, уметь работать по шаблону и по своему воображению | нитки для вязания, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и пластмассовое яйцо. |
60 | Вазочка | Развивать воображение, мелкую моторику рук | пустая пластиковая бутылка, шерстяная нить нескольких цветов, двусторонний скотч и бусинки. | |
61 | Апрель. 3 неделя | Бабочка | Создание картины бабочки из веревок | Веревочная аппликация |
62 | Весеннее дерево | Создание дерева с помощью туши. | Техника «Раздувание» | |
63 | Апрель. 4 неделя | Ромашковое поле | Развитие мелкой моторки, воображения | Рисование губкой |
64 | Город | Создание города из бумаги, картона. | Аппликация | |
65 | Май. 1 неделя | Черемуха | Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально | Рисование ватными палочками, пальчиками |
66 | Салют | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Акварель или гуашь, восковые мелки | |
67 | Май. 2 неделя | Освоение техники «Квиллинг» | Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика. | Бумага, зубочистка клей ПВА |
68 | «Мимоза» | учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу. | ||
39 | Май. 3 неделя | «Первые листочки» | учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька. | |
70 | «Черепаха под пальмой» | учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник”. | ||
71 | Май. 4 неделя | Проект «Моё творчество» | ||
72 |
3.Условия реализации программы
3.1. Психолого-педагогические условия.
Выполнение задач программы и достижение ведущей цели возможно при соблюдении следующих условий:
- создание атмосферы творчества, сотрудничества, поощрения инициативы детей;
- организация разнообразной художественно-прикладной деятельности с учётом интересов детей;
- использование различных обучающих игр, сюжетно-ролевых ситуаций, сюрпризных моментов, элементов театрализации;
- создание развивающей среды, обогащающей детей яркими впечатлениями.
3.2. Организационно-методические условия.
Для успешной реализации программы имеются:
- книги для детей и педагога по методике преподавания и различным
видам декоративно-прикладного творчества; - художественные альбомы по искусству;
- подшивки журналов «Декоратор», «Юный художник», «Дошкольное воспитание»;
- репродукции картин художников (натюрморты, портреты, пейзажи,
сюжетные картины); - искусственные цветы;
- наборы дидактических игр;
- муляжи овощей и фруктов;
- конструкторы (пластмассовые, деревянные, металлические, из вспененного материала) с различными способами крепления деталей;
- мозаика (крупная, мелкая);
- дидактические игры, игры-вкладыши.
3.3. Материально- техническое оснащение программы.
Занятия художественным трудом с дошкольниками проводятся в специально оборудованном помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам: помещение хорошо проветривается, хорошо освещено. Техническое оснащение и мебель (столы, стулья) отвечают требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию. В помещении предусмотрены места для хранения инструментов и материалов для творческой деятельности, имеется музыкальный центр, магнитная доска.
Для организации работы по программе используются разнообразные материалы и инструменты, позволяющие увлечь детей, побудить их к активному действию, экспериментированию:
- для выполнения заданий в лепке – пластилин, мука, соль, наборы стеков, наборы для теста (формочки, скалки, резаки для теста), мелкий бросовый материал (пуговицы, бусины, зёрна, семена);
- для выполнения заданий в аппликации – ножницы, клей-карандаш по количеству детей, бумага белая и цветная, обои, картон, оберточная, гофрированная, писчая бумага;
- для декоративных работ – штампики пластиковые и поролоновые, ватные палочки.
- Для выполнения заданий по конструированию – пластмассовые, деревянные, железные, пластиковые конструкторы разного размера и комплектаций; наборы палочек разной фактуры и длины.
Для организации занятий с детьми имеются наборы дидактических игр, наглядный материал – репродукции картин, фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства, муляжи фруктов и овощей.
Материалы для занятий с детьми предоставляет администрация ДДТ «Кировский» и родители.
4.Методическое обеспечение программы
4.1. Инструкция по технике безопасности
. Для того, чтобы ребенок свободно мог реализовать возникший у него замысел, нужно:
- дать ему знания и навыки работы с различными изобразительными материалами (бумагой, красками, карандашами, восковыми мелками, пластилином, солёным тестом);
- научить работать с различными инструментами и приспособлениями (ножницы, стеки, палочки, кисти, ватные палочки, штампики, поролоновые тампоны, отвёртки).
ПРАВИЛА техники безопасности на занятиях
- Заниматься декоративно-прикладной деятельностью следует по 20 – 30 минут.
- Рабочее место должно быть удобно организованным и хорошо
освященным. - Помещение должно регулярно проветриваться.
- Необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, стеками, карандашами, кистями, ватными палочками, штампиками.
- По окончании работы необходимо убрать своё рабочее место.
4.2.Дидактические материалы
Педагогическая драматургия, дидактические игры.
Игра – ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, создающий уникальные условия для эмоционального, а затем и интеллектуального освоения ребенком окружающего мира и формирования умения ориентироваться в нем. С помощью игры, разнообразных игровых приемов, дети вступают на занятиях в активные взаимодействия с предметами, явлениями природы, сказочными персонажами, принимают на себя различные роли, перевоплощаются. Для этого используется достаточно широкий спектр театрально – игровых средств: интонирование голосом, шумовые эффекты, мимика, жест, пластика тела.
Вот некоторые из игр, которые автор предлагает для развития детей младшего школьного возраста:
- Игра «Сложим сказку». Дети поочередно
передают друг другу «Волшебную палочку» и складывают сказку, постепенно развивая сказочное действие. Задача педагога следить за тем, чтобы каждый ребенок логично продолжал повествование, включая в него своей жизненный опыт, ставя себя на место персонажа, не был к нему равнодушен. - Игра «Живые картины». Детям предлагается репродукция картины
или группа народных игрушек. Они, вживаясь в образ героев,
должны построить сюжет и продолжить действие. - Игра «Ассоциации». Произвольный кусок пластилина или теста являются импульсом для работы воображения, дети доводят его до какого-либо образа известными им способами.
- Игра «Ошибки в узоре». На карточке изображён узор из геометрических фигур. Дети рассматривают и находят ошибки, нарушающие симметричность узора. Игра позволяет ребенку обнаружить связь между ритмическими движениями и изображением, развивает фантазию.
- Игры цветом. Дети ищут и называют знакомые цвета и оттенки в
природе. Методом смешивания цветов пластилина получают «радужные» оттенки. Окрашивая солёное тесто красками, получают различные цвета и оттенки. "Смотрят" на мир через цветные очки и описывают изменение цвета. - Игра «Придумай игрушку». Соединением знакомых фигур получаем новый образ. Это поначалу знакомые образы, а затем переходим на фантазийный этап в поделках и постройках.
- .Игра «Волшебные цилиндры». Детям предлагаются цилиндры различной величины и фактуры. Это могут быть контейнеры от «киндер-сюрприза», цилиндры от конструктора, цилиндры готовые из бумаги. Дети достраивают образ с помощью пластилина, бумаги.
- Пластическая игра.Показать как дерево живет, как оно растет,
спит, как оно грустит, радуется, волнуется (тело - ствол, руки — ветви, ладони — листья). - Пластическая игра. Подвигайтесь, как будто вы резиновые, стеклянные, деревянные, железные, ватные и т.д. Предложите детям показать, как падает листок, снежинка, как летит птица, мотылек, как крадется лиса, прыгает заяц и т.д.
- Движение под музыку. Изобразить движением тела, рук, мимикой лица настроение, характер музыкального произведения, который вы в нем увидели.
4.3. Диагностические материалы
В начале и в конце обучения по каждому модулю дети выполняют задания, на основании которых проводится итоговая диагностика успешности усвоения детьми учебной программы. Диагностические задания направлены на выявление:
- уровня владения языком изобразительного искусства;
- технических умений, целенаправленное применение различных изобразительных техник и приемов.
В зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком заданий определены три уровня их оценки: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень («Н») - предполагает практически невыполнение ребенком задания даже с помощью педагога.
Средний уровень («С») –предполагает выполнение задания ребенком с помощью педагога.
Высокий уровень («В») – ребенок выполняет задание самостоятельно.
Критерии оценки успешности усвоения программы модуляI:
- Умение правильно держать в руке ножницы и бумагу, пользоваться стеками, кистью, пластичными материалами.
- Знание и сознательное применение основных цветов.
- Умение действовать двумя руками одновременно.
- Умение узнавать и изображать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Критерии оценки успешности усвоения программы модуляII:
- Знание и сознательное применение основных цветов.
- Умение аккуратно вырезать по контуру, проглаживать края сгибов на бумаге.
- Координация движений: ловкость пальцев и глазомер.
- Умение узнавать и изображать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Критерии оценки успешности усвоения программы модуляIII:
- Умение изображать предметы сложной формы с помощью геометрических фигур. Работа по картинкам, схемам.
- Умение целенаправленно получать новые цвета и оттенки, добиваясь выразительности поделки.
- Умение насыщать образ деталями, придавая ему большую выразительность.
- Умение заполнять лист изображениями и располагать их в ряд.
Критерии оценки успешности усвоения программы модуляIV:
- Умение изображать предметы сложной формы с помощью геометрических фигур с передачей движения. Пространственное воображение.
- Умение находить и сознательно использовать детали для передачи эмоциональной окраски изображаемого образа. Композиционное решение.
- Изменения в классической фигуре.
- Придумывание своей фигурки на основе базовой формы.
Результаты диагностики сводятся в таблицу:
№ | Фамилия, имя | I | II | III | IV | ||||
Нач. года | Кон.года | Нач. года | Кон.года | Нач. года | Кон.года | Нач. года | Кон.года | ||
1 | Иванов С. | н | с | с | с | в | в | с | в |
2 | |||||||||
3 |
Успешность развития ребёнка в рамках данной программы обеспечивается тем, что психодиагностика, обучение, воспитание и развитие детей находятся в тесной интеграции. Диагностическая работа проводится не обособленно от воспитательно-образовательной практики, как это обычно происходит, а непосредственно в процессе педагогической работы с детьми. Она становится базой для надежного прогнозирования и создает реальные возможности для корректировки процессов обучения и развития.
Диагностическая игра «Изобразительный конструктор»
Цель: Выявить и закрепить знания детей о пропорциях фигуры человека и животного. Способствовать формированию у детей образного мышления.
Материал: Наборы геометрических фигур из картона (12 штук) разного цвета, размера и формы, листы бумаги белого цвета формата А4.
Методика проведения: С помощью геометрических фигур дети на листе А4 создают изображения, согласно полученного задания, затем они поочередно дают словесное описание созданного ими образа и обсуждают работы друг друга. Игровые задания:
- Собери фигуру человека (мужчина, женщина, ребенок, великан, гномик, толстяк и т. д.).
- Собери фигуру животного (медведь, жираф, верблюд, крокодил и т. д.).
- Посади лес Королевы Осени (Лета, Весны, Зимы), Феи Радости (Печали, Счастья, Нежности).
- Создай тематическую композицию: сказка («Колобок», «Айболит» и т. д.), танец (быстрый, медленный, балет, дискотека и т. д.).
- Создай беспредметную тематическую композицию (Добро, Зло, Тишина, Буря и т. д.).
Диагностическая игра «Эй, посуда, ты откуда»
Цель: Выявить и закрепить у детей знания законов композиционного построения, закрепить навыки эмоционально-образного восприятия формы, цвета.
Материалы: наборы силуэтов посуды (ваз, кувшинов, чашек, бокалов и т. д.) разной величины, формы, цвета, вырезанные из картона; листы бумаги белого цвета формата А3.
Методика проведения: Дети получают наборы силуэтов посуды, и им предлагается выполнить игровое задание. Выполнив задания, дети поочередно представляют их. В конце занятия проходит коллективное обсуждение работ. Игровые задания:
- «Узнай, кто я?». Опираясь на выразительные свойства цвета и формы, определить схожесть какого-либо предмета посуды с кем-то из своих знакомых, со сказочным персонажем, с каким-либо животным.
- Используя несколько фигур, создай сюжетную композицию: «семейный портрет», «день рождения», «царь и придворные», «ссора», «танец» и т. д.
Диагностическая изобразительно-пластическая игра
«Фигуры – марионетки»
Цель: Закрепить знания детей о пропорциях человеческого тела. Выявить умение детей создавать эмоционально-выразительные образы. Материалы: Картон белого цвета, листы цветного картона.
Методика проведения:I этап: Дети выполняют игровые задания на листах цветного картона используя фигуру-марионетку. II этап: Представление и обсуждение работ. Игровые задания:
- Изобрази бег, полет, падение и т. д.
- Изобрази силача, гимнаста, клоуна и т.д.
- Изобрази танец (быстрый, медленный, спортивный, балет и т. д.).
- Передай радость, грусть, задумчивость, агрессию и т. д.
Психолого-педагогическое наблюдение
Интеллектуально-творческий потенциал личности не может быть сведен к какой-то одной характеристике, это сложная система психических характеристик. Для выявления уровня развития этого потенциала необходимо:
- Оценить уровень развития каждой характеристики;
- Сопоставить эти уровни развития между собой и с эталоном.
В результате мы получим нечто вроде «портрета личностного потенциала ребенка».
Выделим в три группы черты личности ребенка, которые могут быть легко наблюдаемы педагогом:
- Характеристики сферы умственного развития:
- оригинальность мышления (способность выдвигать новые идеи),
- гибкость мышления (способность легко переходить от явлений одного класса к другому, устанавливать ассоциативные связи),
- продуктивность (беглость, генерирование большого числа идей),
- способность к анализу и синтезу (способность решать логические задачи и проблемы),
- высокая концентрация внимания (склонность к сложным и долговременным задачам),
- память (способность запоминать факты, абстрактные символы, знаки)
2. Характеристики сферы личностного развития:
- увлеченность содержанием задачи (интерес к содержанию),
- перфекционизм (стремление добиваться высокого качества продукта собственной деятельности),
- нонконформизм (стремление к самостоятельности, независимости),
-соревновательность (склонность к конкурентным формам взаимодействия),
- широта интересов (стремление попробовать свои силы в разных видах деятельности).
3. Метапредметные характеристики:
- любопытство (познавательная потребность),
- сверхчувствительность к проблеме (способность выявлять проблему),
- способность к прогнозированию (способность предвидеть результат),
- словарный запас (умение выстраивать сложные синтаксические конструкции, придумывать новые слова для обозначения воображаемых событий),
- способность к оценке (критическое мышление).
Оценка данных характеристик потенциала ребенка проводится по пятибальной шкале:
«5» – Оцениваемое свойство личности развито хорошо, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
«4» - Свойство заметно выражено, но проявляется не постоянно, при этом противоположное ему проявляется очень редко;
«3» - Оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«2» - Более ярко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;
«1» - Четко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
«0» - сведений для оценки данного качества нет.
Оценивание предполагает наблюдение за ребенком, беседы с ним, изучение под данным углом зрения продуктов его изобразительной деятельности, анализ особенностей его общения со взрослыми и сверстниками. Результаты сводятся таблицы и представляются графически.
Лист оценок
(сфера умственного развития)
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 |
- оригинальность мышления,
- гибкость мышления,
- продуктивность,
- способность к анализу и синтезу,
- высокая концентрация внимания,
- память.
Лист оценок
(сфера личностного развития)
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 |
- увлеченность содержанием задачи,
- перфекционизм,
- нонконформизм,
- соревновательность,
- широта интересов.
Лист оценок
(метаредметные характеристики)
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 |
1 - любопытство,
2 – сверхчувствительность к проблеме,
3 - способность к прогнозированию,
4 – словарный запас,
- – способность к оценке.
5.Рекомендуемая литература
Литература для обучающихся и родителей
- Анистратова А.А., Гришина Н.Н. Поделки из ткани, ниток, пуговиц. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова. Издателство Оникс, 2009.
- Башаева Т. В. Развитие восприятия. Дети 3 – 7 лет. Ярославль: Академия развития,2009.
- Гаврильченко Т.В. Поделки из природных материалов. - М.: Мир книги, 2011.
- Галанова Т. С. Ажурная бумага. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс, 2008.
- Горичева В.С., Нагибина Н.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: академия развития, 1998.
- Гришина Л. Л. Открытки с сюрпризом. Детский дизайн. – М.: Карапуз, 2010.
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: академия развития, 2009.
- Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ, Сова, 2010.
- Дубровская Н. В. Аппликации из семян и косточек. – М.: АСТ, Сова, 2008.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М: Творческий Центр, 2004.
- Петрова О. Н. Поделки из бумажных шариков. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011.
- Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Серова В. В., Серов В. Ю. Вырезаем снежинки. – М.: АСТ-Пресс, 2011.
- Трофимова М. В. Изобразительное искусство и учеба и игра. – Ярославль: Академия развития, 2008.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2008.
- Шкицкая И. В. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Литература для педагога
- Бесчастнов Н. П. Художественный язык орнамента. – М.: Владос, 2010.
- Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Новые стандарты дошкольного образования. – Ярославль: Академия развития, 2011.
- Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011.
- Гришина Н. В. Развиваем творческие способности. Поделки из ткани, ниток, пуговиц. – М.: ОНИКС, 2008.
- Дмитриева Т.С. Современные подходы к общению одаренных детей. //Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования №4, 2001.
- Додонов В. В. Эмоция как ценнсть. Популярная хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990.
- Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок. – М.: АСТ, 2011.
- Кошаев В. Б. Декоративно прикладное искусство: Понятия. Этапы развития. – М.: Владос, 2010.
- Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие / Под редакцией проф. Н.Ф.Радионовой, к.п.н. М.Р.Катуновой, И.О. Сеничевой, Е.Л. Якушевой. СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. - 104 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2000. Ломоносова М. Т. Графика и живопись. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
- Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.
- Плюхин В.П. Главное – творчество. Искусство в школе №3, 1998.
- Полуянов Ю. Единство учения и творчества на занятиях изобразительным искусством. Искусство в школе №2, 2001.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М., 1999.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ческидова И. Дети могут все. Искусство в школе №5, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «Разноцветные картинки» (для детей 3 - 4 лет,...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5 лет по ручному труду «Умелые пальчики»
Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, при...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПО РУЧНОМУ ТРУДУ» "ГОРОД МАСТЕРОВ"
Написана для детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 8 до 14 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа по ручному труду из природного и бытового материала "Лесовичок"
программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ по ручному труду «Фантазеры»
программа по ручному труду...