Дополнительная общеразвивающая программа «Ручной труд»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Иванова Зоя Ивановна

 

   Возраст детей: от 4 до 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ruchnomu_trudu_dlya_sr.gr_.docx74.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Ручной труд»

   Возраст детей: от 4 до 5 лет

Срок реализации программы:1 год

                                                         Составитель: Иванова.З.И.

Санкт-Петербург

 2018

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа  «Ручной труд» имеет социально-педагогическую направленность и реализуется в ГБДОУ №70 с 2017 года.

Программа составлена на основании:

 действующего Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012,

приказа Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» №1008 от 29.08.2013,

норм СанПиН 2.4.2.2821-10,

опирается на требования и методические рекомендации по составлению и оформлению  образовательных программ дополнительного образования детей, и соответствует Уставу и программе развития ГБДОУ №70

Данная программа направлена на развитие творческих способностей, воображения, воспитание самостоятельности и способности к ручному труду. Рассчитана на обучающихся от 4 до 5 лет,  имеющих различный уровень начальной  подготовленности.

  1.  Актуальность программы

Самоделка! Какое хорошее слово! Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку – такая работа дорогого стоит. А главное – такая вещь так же индивидуальна, как и каждый человек, всё живое на Земле.

     Это ли не радость, если ребёнок встаёт в позицию созидателя, начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он всё больше утверждается в своих возможностях, увереннее берётся за изготовление новой самоделки.

     Еще 20-30 лет назад простая палка могла стать для ребенка лошадью, ружьём, копьём и он возводил дома и крепости из песка, в настоящее время любящие родители дают все это в готовой игрушке. Стараясь дать своему искренне любимому малютке всё самое лучшее и без лишних усилий, родители порой и не подозревают о том, что страдает развитие воображения ребенка. Из жизни малыша вытесняется его собственное творчество. Научившись читать раньше, чем думать, получая готовую информацию из телепередач и компьютерных программ вместо того, чтобы видеть и наблюдать в природе и в жизни, ребёнок становится «знайкой», не став в своё время личностью, его мышление формализуется.

     Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда  позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

  1. Цель и задачи программы

        Ведущая цель программы – создание условий для развития творческих способностей  детей  через продуктивную деятельность в художественном труде.

При этом предлагается решение следующих задач:

1.   Развить воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, стимулировать развитие художественно-творческих и конструкторских навыков  и умений детей;

2. Дать детям умения и привить навыки владения различными приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала;

3.Совершенствовать мелкую моторику руки;

4. Воспитать аккуратность, самостоятельность.

  1. Особенность программы, её педагогическая целесообразность

При изучении социального заказа со стороны родителей (через индивидуальные беседы и решения родительских собраний), автором программы было выявлено, что большая часть современных родителей ориентирована не на длительные, многолетние образовательные программы, а на короткие курсы обучения с видимым результатом.

Особенность данной дополнительной общеразвивающей программы состоит в применении блочно-модульного подхода к структурированию образовательной деятельности. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей для трёх возрастных групп.  Для каждой группы разработан особый образовательный модуль, включающий целевой блок, прогностический (характеристику ожидаемых результатов), диагностический блок, учебно-тематический план с соответствующим ему содержанием.

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят, а также для детей, страдающих дефектами речи (дизартрия, заикание).

И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

  1. Возраст детей, сроки реализации

      Условно каждый модуль привязан к конкретным возрастным периодам.

I модуль – «Весёлые занимашки» мы предлагаем детям 4-5 лет;

Однако, для детей, опережающих или отстающих в развитии, существует возможность обучения по модулю, соответствующему не столько их возрасту, сколько их уровню развития, определяемому во время входной диагностики. Освоив один образовательный модуль, ребёнок вместе с родителями может выбирать: продолжать обучение на следующем модуле, или завершить своё дошкольное образование  по одному из них.

  1. Формы и режим занятий

      Формы проведения занятий различны: индивидуальные, групповые, по подгруппам. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

       При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей предлагается форма организации художественного труда в мини-группах, что способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.

       Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

     Режим занятий:

Дети 4-5 лет – 2 раза в неделю по 25 минут, 72 часа в год;

  1. Ожидаемые результаты и способы диагностики

Дети 4-5 лет:

В результате обучения по данному модулю ребёнок сможет получить следующие технические навыки:

- прочно усвоить правильную позу во время занятий;

- уметь правильно раскатывать кусок пластилина, теста;

- уверенно пользоваться приёмами лепки, пользоваться инструментами;

- уметь аккуратно пользоваться клеем, тестом, пластилином;

- уметь организовывать своё рабочее место и убирать его после занятия.

Полученные на занятиях практические знания и умения помогут ребёнку:

- выделять из предмета части, прежде всего, крупные и определять их форму;

- узнавать и изображать геометрические фигуры; круг, овал, треугольник, квадрат;

- знать цвета; красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый и оттенки (голубой, розовый – при смешивании разных цветов пластилина);

- изображать предмет по частям;

- точно сгибать и проглаживать края бумаги;

- правильно держать ножницы и пользоваться ими;

- составлять узоры, равномерно располагая детали на листе бумаги;

- располагать изображения определенным образом: на полосе в один ряд, по всему листу;

- преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции.

  1. Формы итогового контроля

Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля:

1.        начальный контроль (сентябрь);

2.        текущий контроль (в течение всего учебного года);

3.        промежуточный контроль (январь);

4.        итоговый контроль (май).

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются  различные критерии, такие как:

•        текущая оценка достигнутого самим ребенком;

•        оценка законченной работы;

  • активность на занятиях;

•         участие в выставках;

•        реализация ребенком собственных идей, задумок .

       Основными формами итогового контроля являются выставки и творческие проекты. Завершающие учебный год творческие работы на свободную тему позволяют не только выявить вид декоративно-прикладной деятельности, художественный материал, к которому тяготеет ребёнок, но и подвести годовой итог работы по программе.

  1. Модуль I. «Весёлые занимашки»

Цель и задачи

Цельобучения по данному модулю -  обеспечить художественное познание мира через вовлечение в игровую деятельность.

Задачи:

  1. Ближе познакомить детей с предметами ближайшего окружения.
  2. Научить различать геометрические фигуры, составные части предметов.
  3. Вовлечь в игровую художественную деятельность, коллективное творчество.
  4. Привить устойчивое желание заниматься художественной деятельностью.

Перспективный план работы по ручному труду.  Средняя  группа.

№ п/п

Месяц/неделя

Тема

Цель

Техника/материалы

1

Сентябрь. 1 неделя.

Укрась платочек

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Оттиск пробкой. Рисование пальчиками

2

Осеннее дерево

Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Оттиск печатками из ластика

3

Сентябрь. 2 неделя.

Путешествие в «Бумажную страну»

Учить детей различать виды бумаги по свойства и качествам. Развивать кругозор и любознательность. Воспитывать чувство коллективизма, желание находить ответы на вопросы самостоятельно.

Бумага разного вида

4

Ветка рябины

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Поделка в технике «Бумажный комочек»

5

Сентябрь. 3 неделя.

Ёжик

Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность.

Поделка в технике «Бумажный комочек»

6

Рыбка

Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги. Наносить клей кистью. Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде.

Развивать композиционные умения. Закреплять приемы наклеивания.

Поделка в технике «Бумажный комочек»

7

Сентябрь. 4 неделя.

Листопад

Развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации - обрывание бумаги. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе родного края. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

Поделка в технике «Обрывание»

8

Медведь

Развитие творческих способностей детей, используя нетрадиционный способ - обрывание бумаги. Воспитывать аккуратность.

Поделка в технике «Обрывание»

9

Октябрь. 1 неделя

Осенний букет

Познакомить с приемом печати  листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус

Печатание листьями

10

Заготовка на зиму «Компот из яблок»

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

Оттиск  печаткой из яблока

11

Октябрь. 2 неделя

Осенний букет

Учить детей делать из природного материала мини деревья. Развивать планирующую функцию сознания. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество

Гречка, горох, разноцветная фасоль
Овсянка. Пшенка
Макароны
Листья березы сухие
Семечки подсолнуха
Картон желтый, формат А3
Подложка (вырезали из старой коробки)
Картон белый для рамки
Клей ПВА
Клей "Момент"

12

Сова

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях. Укреплять желание трудиться.

Нам потребуется белая, коричневая, оранжевая, черная и желтая цветная бумага, лист цветного картона, карандаш, ножницы, клей.

13

Октябрь. 3 неделя

Рыбка

Учить делать рыбку из диска. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

диск
фломастеры
бумага
  клей

14

Овечка

Учить видеть разные свойства предметов, фантазировать и использовать для своего творчества самые неожиданные материалы

ватные палочки
белый картон (желательно поплотнее)
ножницы
клей
четыре деревянные палочки (можно взять изпод мороженого) или две прищепки
цветная ленточка маленького размера
фломастер черного цвета

15

Октябрь. 4 неделя

Домик

Воспитывать у детей любовь к работе с ножницами и клеем. Учить детей создавать поделку по чертежу. Закреплять навыки работы с бумагой. Работать аккуратно.

2 разноцветных квадратных листа бумаги 15х15см,
маленький прямоугольник для двери,
4 маленьких квадрата для окон, ножницы,
клей,белая бумага для окон

16

Божья коровка

Учить детей правильно оформлять поделку. Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой. Развивать фантазию.

СD диск, клей, ножницы, цветной картон

17

Ноябрь. 1 неделя

Улитка

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально

Рисование восковыми мелками, солью

18

Грибы в лукошке

Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

19

Ноябрь. 2 неделя

 Яблоня

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать фантазию и аккуратность в работе. Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

белые салфетки

гофрированная бумага жёлтого цвета

восковые карандаши голубого и зелёного цвета

клей, кисточки, салфетки

20

Корзина

Учить равномерно распределять различные виды макарон по форме, развивать аккуратность, четкость.

Макаронные изделия, ножницы, клей, цветная бумага.

21

Ноябрь. 3 неделя

Летающая тарелка

Воспитывать желание трудиться для общего дела. Формировать эстетические чувства, умение проявлять творчество при изготовлении игрушек.

2 тарелки из-под лапши быстрого приготовления, баночка из-под сметаны, 6 шпажек, нитки, клей, помпоны. 

22

Объёмный цветок

Воспитывать желание трудиться. Формировать эстетические чувства. Умение проявлять творчество при изготовлении цветка.

Цветная бумага, клей, ножницы

23

Ноябрь. 4 неделя

Дед Мороз и Снегурочка

Воспитывать творческую активность, самостоятельность.

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуры.

Ножницы, клей, ватман, цветная бумага и катрон

24

Зимушка –зима

чить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, тем самым развивать мелкую моторику у детей.

Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям.

Краски, салфетки, вата, гофрированная бумага, клей.

25

Декабрь. 1 неделя

Цыпленок

Рисование с помощью риса, ватные палочки

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально

26

Два петушка

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка

Рисование ладошкой

27

Декабрь. 2 неделя

Цветы в технике киригами

Знакомство с новым видом техники изготовления цветов

Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы. Формировать эстетический вкус.

цветная бумага, клей, ножницы

28

29

Декабрь. 3 неделя

Ёлка

Научить детей склеивать из цветной бумаги объемную елку. Развивать пространственное восприятие, поддерживать интерес к бумажной пластике.

Цветная бумага, ножницы, клей.

30

Матрешка

Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку.

Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку

Ёлочные игрушки из «гармошки».

31

Декабрь. 4 неделя

Снегирь и рябина

Учить детей накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Развитие цветового восприятия, совершенствованию композиционного построения изображения в зависимости от формы основы.

Поделки в технике «Квиллинг»

32

33

Январь. 2 неделя

Рябинка

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный

Рисование пальчиками

34

Мои любимые рыбки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (рыбки). Воспитывать у детей умение работать индивидуально

Рисование ладошками

35

Январь. 3 неделя

Золотая рыбка

Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.

Поделки в технике «Квиллинг»

36

37

Январь. 4 неделя

История о любопытном уголке

Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение.

Оригами

38

Бабочка

Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, показать, что треугольник можно складывать еще раз пополам и все равно получится треугольник. Учить детей составлять небольшую композицию из оригами, дополнять ее по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги. Развивать фантазию, воображение

Оригами

39

Январь. 5 неделя

Тузик и его друзья

Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и по вертикальной осям (базовая форма «Книжка»; закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать получившийся треугольник в разных направлениях.

Оригами  

40

Цветы

Продолжать осваивать технику торцевание.

Поделка в технике торцевания:

41

Февраль. 1 неделя

Снег

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный

Оттиск печатками из салфетки

42

Зимний лес

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

43

Февраль. 2 неделя

Галстук для пап

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.

двусторонняя цветная бумага, ножницы, клей

44

Цветы из коктейльных трубочек

Учить развивать фантазию, выполнять работу аккуратно и красиво

двусторонняя цветная бумага, ножницы, клей и коктейльная трубочка.

45

Февраль. 3 неделя

Цветы для мамы

Учить работать с ножницами и салфетками, развивать зрительную память, воображение

Ножницы, клей, салфетки

46

Солнышко

Развивать у детей память, глазомер, четкость движения рук. Воспитывать внимание. Учить работать аккуратно с клеем. Правильно прижимать нить по контуру.

деревянная шпажка или зубочистка, нитки для вязания, желтый, оранжевый или красный картон, 
скотч, 
крючок, 
клей ПВА,  
ножницы, 
карандаш. 

47

Февраль. 4 неделя

Веер

Учить работать с бросовым материалом.

Клей, диск, пластиковые ложки, бусы.

48

Композиция из круп оберег

Вызвать интерес к аппликации. Показать варианты оформления изделий (посыпание манной крупой, приклеиванием кукурузы, гороха, гречки, риса). Развивать восприятие величины, формы, цвета и мелкую моторику.

Картон, клей, материал лён (кусок мешковины, горох, рис, гречка, кукуруза, монетки, макароны (разной формы) .

49

Март. 1 неделя

Мимоза для мамы

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Рисование пальчиками

50

Солнышко

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Рисование ладошками

51

Март. 2 неделя

Гвоздики

Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники.

Аппликация

52

Гусеница

Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовлении поделок из бумаги; развивать творческое воображение.

Аппликация

53

Март. 3 неделя

Божья коровка

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.

Панно

54

Пчёлка

Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными видами бумаги, полученные ранее. Развитие творческое мышление.

Поделка из ткани

55

Март. 4 неделя

Одуванчик

Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.

Аппликация

56

57

Апрель. 1 неделя

Неваляшка

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус

Кисточка, пуговицы различной формы

58

Волшебные картинки (волшебный дождик)

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус

Рисование свечой

59

Апрель. 2 неделя

Пасхальное яйцо

Развивать воображение, уметь работать по шаблону и по своему воображению

нитки для вязания, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и пластмассовое яйцо.

60

Вазочка

Развивать воображение, мелкую моторику рук

пустая пластиковая бутылка, шерстяная нить нескольких цветов, двусторонний скотч и бусинки.

61

Апрель. 3 неделя

Бабочка

Создание картины бабочки из веревок

Веревочная аппликация

62

Весеннее дерево

Создание дерева с помощью туши.

Техника «Раздувание»

63

Апрель. 4 неделя

Ромашковое поле

Развитие мелкой моторки, воображения

Рисование губкой

64

Город

Создание города из бумаги, картона.

Аппликация

65

Май. 1 неделя

Черемуха

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально

Рисование ватными палочками, пальчиками

66

Салют

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Акварель или гуашь, восковые мелки

67

Май. 2 неделя

Освоение техники «Квиллинг»

Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Бумага, зубочистка клей ПВА

68

«Мимоза»

учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.

39

Май. 3 неделя

«Первые листочки»

учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька.

70

«Черепаха под пальмой»

учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник”.

71

Май. 4 неделя

Проект «Моё творчество»

72

3.Условия реализации программы

3.1. Психолого-педагогические условия.

Выполнение задач программы и достижение ведущей цели возможно при соблюдении следующих условий:

  • создание атмосферы творчества, сотрудничества, поощрения инициативы детей;
  • организация разнообразной художественно-прикладной деятельности с учётом интересов детей;
  • использование различных обучающих игр, сюжетно-ролевых ситуаций, сюрпризных моментов, элементов театрализации;
  • создание развивающей среды, обогащающей детей яркими впечатлениями.

3.2. Организационно-методические условия.

Для успешной реализации программы  имеются:

  • книги для детей и педагога по методике преподавания и различным
    видам декоративно-прикладного творчества;
  • художественные альбомы по искусству;
  • подшивки журналов «Декоратор», «Юный художник», «Дошкольное воспитание»;
  • репродукции картин художников (натюрморты, портреты, пейзажи,
    сюжетные картины);
  • искусственные цветы;
  • наборы дидактических игр;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • конструкторы (пластмассовые, деревянные, металлические, из вспененного материала) с различными способами крепления деталей;
  • мозаика (крупная, мелкая);
  • дидактические игры, игры-вкладыши.

3.3.        Материально- техническое оснащение программы.

Занятия художественным трудом с дошкольниками проводятся в специально оборудованном помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам: помещение хорошо проветривается, хорошо освещено. Техническое оснащение и мебель (столы, стулья) отвечают требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию. В помещении предусмотрены места для хранения инструментов и материалов для творческой деятельности, имеется музыкальный центр, магнитная доска.

Для организации работы по программе используются разнообразные материалы и инструменты, позволяющие увлечь детей, побудить их к активному действию, экспериментированию:

  • для выполнения заданий в лепке – пластилин, мука, соль, наборы стеков, наборы для теста (формочки, скалки, резаки для теста), мелкий бросовый материал (пуговицы, бусины, зёрна, семена);
  • для выполнения заданий в аппликации – ножницы, клей-карандаш по количеству детей, бумага белая и цветная, обои, картон, оберточная, гофрированная,  писчая бумага;
  • для декоративных работ –  штампики  пластиковые и поролоновые, ватные палочки.
  • Для выполнения заданий по конструированию – пластмассовые, деревянные, железные, пластиковые конструкторы разного размера и комплектаций; наборы палочек разной фактуры и длины.

Для организации занятий с детьми имеются наборы дидактических игр, наглядный материал – репродукции картин, фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства, муляжи фруктов и овощей.

Материалы для занятий с детьми предоставляет администрация ДДТ «Кировский» и родители.

4.Методическое обеспечение программы

4.1.  Инструкция по технике безопасности

.  Для того, чтобы ребенок свободно мог реализовать возникший у него замысел, нужно:

  • дать ему знания и навыки работы с различными изобразительными материалами (бумагой, красками, карандашами, восковыми мелками, пластилином, солёным тестом);
  • научить работать с различными инструментами и приспособлениями (ножницы, стеки, палочки, кисти, ватные палочки, штампики, поролоновые тампоны, отвёртки).

ПРАВИЛА техники безопасности на занятиях

  1. Заниматься декоративно-прикладной деятельностью следует по 20 – 30 минут.
  2. Рабочее место должно быть удобно организованным и хорошо
    освященным.
  3. Помещение должно регулярно проветриваться.
  4. Необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, стеками, карандашами, кистями, ватными палочками, штампиками.
  5. По окончании работы необходимо убрать  своё  рабочее место.

4.2.Дидактические материалы

Педагогическая драматургия, дидактические игры.

Игра – ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, создающий уникальные условия для эмоционального, а затем и интеллектуального освоения ребенком окружающего мира и формирования умения ориентироваться в нем. С помощью игры, разнообразных игровых приемов, дети вступают на занятиях в активные взаимодействия с предметами, явлениями природы, сказочными персонажами, принимают на себя различные роли, перевоплощаются. Для этого используется достаточно широкий спектр театрально – игровых средств: интонирование голосом, шумовые эффекты, мимика, жест, пластика тела.

Вот некоторые из игр, которые автор предлагает для развития детей младшего школьного возраста:

  1. Игра «Сложим сказку». Дети поочередно
    передают друг другу «Волшебную палочку» и складывают сказку, постепенно развивая сказочное действие. Задача педагога следить за тем, чтобы каждый ребенок логично продолжал повествование, включая в него своей жизненный опыт, ставя себя на место персонажа, не был к нему равнодушен.
  2. Игра «Живые картины». Детям предлагается репродукция картины
    или группа народных игрушек. Они, вживаясь в образ героев,
    должны построить сюжет и продолжить действие.
  3. Игра «Ассоциации». Произвольный кусок пластилина или теста являются импульсом для работы воображения, дети доводят его до какого-либо образа известными им способами.
  4. Игра «Ошибки в узоре». На карточке изображён узор из геометрических фигур. Дети рассматривают и находят ошибки, нарушающие симметричность узора. Игра позволяет ребенку обнаружить связь между ритмическими движениями и изображением, развивает фантазию.
  5. Игры цветом. Дети ищут и называют знакомые цвета и оттенки в
    природе. Методом смешивания цветов пластилина получают «радужные» оттенки. Окрашивая солёное тесто красками, получают различные цвета и оттенки. "Смотрят" на мир через цветные очки и описывают изменение цвета.
  6. Игра «Придумай игрушку». Соединением знакомых фигур получаем новый образ. Это поначалу знакомые образы, а затем переходим на фантазийный этап в поделках и постройках.
  7. .Игра «Волшебные цилиндры». Детям предлагаются цилиндры различной величины и фактуры. Это могут быть контейнеры от «киндер-сюрприза», цилиндры от конструктора, цилиндры готовые из бумаги. Дети достраивают образ с помощью пластилина, бумаги.
  8. Пластическая игра.Показать как дерево живет, как оно растет,
    спит, как оно грустит, радуется, волнуется (тело - ствол, руки — ветви, ладони — листья).
  9. Пластическая игра. Подвигайтесь, как будто вы резиновые, стеклянные, деревянные, железные, ватные и т.д. Предложите детям показать, как падает листок, снежинка, как летит птица, мотылек, как крадется лиса, прыгает заяц и т.д.
  10. Движение под музыку. Изобразить движением тела, рук, мимикой лица настроение, характер музыкального произведения, который вы в нем увидели.

4.3. Диагностические материалы

 В начале и в конце обучения по каждому модулю дети выполняют задания, на основании которых проводится итоговая диагностика успешности усвоения детьми  учебной программы. Диагностические задания направлены на выявление:

  • уровня владения языком изобразительного искусства;
  • технических умений, целенаправленное применение различных изобразительных техник и приемов.

В зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком заданий определены три уровня их оценки: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень («Н») -  предполагает практически невыполнение ребенком задания даже с помощью педагога.

Средний уровень («С») –предполагает выполнение задания ребенком с помощью педагога.

Высокий уровень («В») – ребенок выполняет задание самостоятельно.

Критерии оценки успешности усвоения программы модуляI:

  1. Умение правильно держать в руке ножницы и бумагу, пользоваться стеками, кистью, пластичными материалами.
  2. Знание и сознательное применение основных цветов.
  3. Умение действовать двумя руками одновременно.
  4. Умение узнавать и изображать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Критерии оценки успешности усвоения программы модуляII:

  1. Знание и сознательное применение основных цветов.
  2. Умение аккуратно вырезать  по контуру, проглаживать края сгибов на бумаге.
  3. Координация движений: ловкость пальцев и глазомер.
  4. Умение узнавать и изображать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Критерии оценки успешности усвоения программы модуляIII:

  1. Умение изображать предметы сложной формы с помощью геометрических фигур. Работа по картинкам, схемам.
  2.  Умение целенаправленно получать новые цвета и оттенки, добиваясь выразительности поделки.
  3. Умение насыщать образ деталями, придавая ему большую выразительность.
  4. Умение заполнять лист изображениями и располагать их в ряд.

Критерии оценки успешности усвоения программы модуляIV:

  1. Умение изображать предметы сложной формы с помощью геометрических фигур с передачей движения. Пространственное воображение.
  2.  Умение находить и сознательно использовать детали для передачи эмоциональной окраски изображаемого образа. Композиционное решение.
  3. Изменения в классической фигуре.
  4. Придумывание своей фигурки на основе базовой формы.

Результаты диагностики сводятся в таблицу:

Фамилия,

 имя

I

II

III

IV

Нач. года

Кон.года

Нач. года

Кон.года

Нач. года

Кон.года

Нач. года

Кон.года

1

Иванов С.

н

с

с

с

в

в

с

в

2

3

Успешность развития ребёнка в рамках данной программы обеспечивается тем, что психодиагностика, обучение, воспитание и развитие детей находятся в тесной интеграции. Диагностическая работа проводится не обособленно от воспитательно-образовательной практики, как это обычно происходит, а непосредственно в процессе педагогической работы с детьми. Она становится базой для надежного прогнозирования и создает реальные возможности для корректировки процессов обучения и развития.

Диагностическая игра «Изобразительный конструктор»

Цель: Выявить и закрепить знания детей о пропорциях фигуры человека и животного. Способствовать формированию у детей образного мышления.

Материал: Наборы геометрических фигур из картона (12 штук) разного цвета, размера и формы, листы бумаги белого цвета формата А4.

Методика проведения: С помощью геометрических фигур дети на листе А4 создают изображения, согласно полученного задания, затем они поочередно дают словесное описание созданного ими образа и обсуждают работы друг друга.                                                                                                                   Игровые задания:

  1. Собери фигуру человека (мужчина, женщина, ребенок, великан, гномик, толстяк и т. д.).
  2. Собери фигуру животного (медведь, жираф, верблюд, крокодил и т. д.).
  3. Посади лес Королевы Осени (Лета, Весны, Зимы), Феи Радости (Печали, Счастья, Нежности).
  4. Создай тематическую композицию: сказка («Колобок», «Айболит» и т. д.),  танец  (быстрый, медленный, балет, дискотека и т. д.).
  5. Создай беспредметную тематическую композицию (Добро, Зло, Тишина, Буря и т. д.).

Диагностическая игра «Эй, посуда, ты откуда»

Цель: Выявить и закрепить у детей знания законов композиционного построения, закрепить навыки эмоционально-образного восприятия формы, цвета.                                                                                

Материалы: наборы силуэтов посуды (ваз, кувшинов, чашек, бокалов и т. д.) разной величины, формы, цвета, вырезанные из картона; листы бумаги белого цвета формата А3.  

Методика проведения:  Дети  получают наборы силуэтов посуды, и им предлагается выполнить игровое задание. Выполнив задания, дети поочередно представляют их. В конце занятия проходит коллективное обсуждение работ.                                                                                                      Игровые задания:

  1. «Узнай, кто я?». Опираясь на выразительные свойства цвета и формы, определить схожесть какого-либо предмета посуды с кем-то из своих знакомых, со сказочным персонажем, с каким-либо животным.
  2. Используя несколько фигур, создай сюжетную композицию: «семейный портрет», «день рождения», «царь и придворные», «ссора», «танец» и т. д.

Диагностическая изобразительно-пластическая игра

 «Фигуры – марионетки»

 Цель: Закрепить знания детей о пропорциях человеческого тела. Выявить умение детей создавать эмоционально-выразительные образы.                                                                                                                             Материалы: Картон белого цвета, листы цветного картона.                                                                                            

Методика проведения:I этап: Дети выполняют игровые задания на листах цветного картона используя фигуру-марионетку. II этап: Представление и обсуждение работ.                                                                                                                                        Игровые задания:

  1. Изобрази бег, полет, падение и т. д.
  2. Изобрази силача, гимнаста, клоуна и т.д.
  3. Изобрази танец (быстрый, медленный, спортивный, балет и т. д.).
  4. Передай радость, грусть, задумчивость, агрессию и т. д.

Психолого-педагогическое наблюдение

Интеллектуально-творческий потенциал личности не может быть сведен к какой-то одной характеристике, это сложная система психических характеристик. Для выявления уровня развития этого потенциала необходимо:

  1. Оценить уровень развития каждой характеристики;
  2. Сопоставить эти уровни развития между собой и с эталоном.

В результате мы получим нечто вроде «портрета личностного потенциала ребенка».

        Выделим в три группы черты личности ребенка, которые могут быть легко наблюдаемы педагогом:

  1. Характеристики сферы умственного развития:

- оригинальность мышления (способность выдвигать новые идеи),

- гибкость мышления (способность легко переходить от явлений одного класса к другому, устанавливать ассоциативные связи),

- продуктивность (беглость, генерирование большого числа идей),

- способность к анализу и синтезу (способность решать логические задачи и проблемы),

- высокая концентрация внимания (склонность к сложным и долговременным задачам),

- память (способность запоминать факты, абстрактные символы, знаки)

2. Характеристики сферы личностного развития:

        - увлеченность содержанием задачи (интерес к содержанию),

- перфекционизм (стремление добиваться высокого качества продукта          собственной деятельности),

- нонконформизм (стремление к самостоятельности, независимости),

-соревновательность (склонность к конкурентным формам взаимодействия),

- широта интересов (стремление попробовать свои силы в разных видах деятельности).

3. Метапредметные характеристики:

        - любопытство (познавательная потребность),

     - сверхчувствительность к проблеме (способность выявлять проблему),

- способность к прогнозированию (способность предвидеть результат),

- словарный запас (умение выстраивать сложные синтаксические    конструкции, придумывать новые слова для обозначения воображаемых событий),

- способность к оценке (критическое мышление).

Оценка данных характеристик потенциала ребенка проводится по пятибальной шкале:

«5» – Оцениваемое свойство личности развито хорошо, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

«4» - Свойство заметно выражено, но проявляется не постоянно, при этом противоположное ему проявляется очень редко;

«3» - Оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«2» - Более ярко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;

«1» - Четко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

«0» - сведений для оценки данного качества нет.

Оценивание предполагает наблюдение за ребенком, беседы с ним, изучение под данным углом зрения продуктов его изобразительной деятельности, анализ особенностей его общения со взрослыми и сверстниками. Результаты сводятся таблицы и представляются графически.

Лист оценок

(сфера умственного развития)

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

  1. оригинальность мышления,
  2. гибкость мышления,
  3. продуктивность,
  4. способность к анализу и синтезу,
  5. высокая концентрация внимания,
  6. память.

Лист оценок

(сфера личностного развития)

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

  1. увлеченность содержанием задачи,
  2. перфекционизм,
  3. нонконформизм,
  4. соревновательность,
  5. широта интересов.

Лист оценок

(метаредметные характеристики)

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1 - любопытство,

2 – сверхчувствительность к проблеме,

3  - способность к прогнозированию,

4 – словарный запас,

  1. – способность к оценке.

5.Рекомендуемая литература

Литература для обучающихся и родителей

  1. Анистратова А.А., Гришина Н.Н. Поделки из ткани, ниток, пуговиц. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова. Издателство Оникс, 2009.
  2. Башаева Т. В. Развитие восприятия. Дети 3 – 7 лет. Ярославль: Академия развития,2009.
  3. Гаврильченко Т.В. Поделки из природных материалов. - М.: Мир книги, 2011.
  4. Галанова Т. С. Ажурная бумага. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс, 2008.
  5. Горичева В.С., Нагибина Н.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: академия развития, 1998.
  6. Гришина Л. Л. Открытки с сюрпризом. Детский дизайн. – М.: Карапуз, 2010.
  7. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: академия развития, 2009.
  8. Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ, Сова, 2010.
  9. Дубровская Н. В. Аппликации из семян и косточек. – М.: АСТ, Сова, 2008.
  10. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М: Творческий Центр, 2004.
  11. Петрова О. Н. Поделки из бумажных шариков. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011.
  12. Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  13. Серова В. В., Серов В. Ю. Вырезаем снежинки. – М.: АСТ-Пресс, 2011.
  14. Трофимова М. В. Изобразительное искусство и учеба и игра. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  16. Шкицкая И. В. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Литература для педагога

  1. Бесчастнов Н. П. Художественный язык орнамента. – М.: Владос, 2010.
  2. Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Новые стандарты дошкольного образования. – Ярославль: Академия развития, 2011.
  3. Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011.
  5. Гришина Н. В. Развиваем творческие способности. Поделки из ткани, ниток, пуговиц. – М.: ОНИКС, 2008.
  6. Дмитриева Т.С. Современные подходы к общению одаренных детей. //Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования №4, 2001.
  7. Додонов В. В. Эмоция как ценнсть. Популярная хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок. – М.: АСТ, 2011.
  9. Кошаев В. Б. Декоративно прикладное искусство: Понятия. Этапы развития. – М.: Владос, 2010.
  10.  Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие / Под редакцией проф. Н.Ф.Радионовой, к.п.н. М.Р.Катуновой, И.О. Сеничевой, Е.Л. Якушевой. СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. - 104 с.
  11. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  12. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2000. Ломоносова М. Т. Графика и живопись. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
  13. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  14. Неменский Б. М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.
  15. Плюхин В.П. Главное – творчество. Искусство в школе №3, 1998.
  16. Полуянов Ю. Единство учения и творчества на занятиях изобразительным искусством. Искусство в школе №2, 2001.
  17. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М., 1999.
  18. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  19. Ческидова И. Дети могут все. Искусство в школе №5, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа  (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ  «Разноцветные картинки»  (для детей 3 - 4 лет,...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5 лет по ручному труду «Умелые пальчики»

Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, при...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПО РУЧНОМУ ТРУДУ» "ГОРОД МАСТЕРОВ"

Написана для детей с интеллектуальной недостаточностью  в возрасте от 8 до 14 лет....