Программа дополнительного образования КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ. «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ» (технической направленности) 2-ой год обучения
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Суворова Юлия Михайловна

Программа кружка «Волшебная мастерская» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструированияПрограмма кружка включает в себя как техническое, так и художественное конструирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx 50.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №8 «Теремок»

ПРИНЯТО:                                                                                      УТВЕРЖДЕНО:

На педагогическом совете                                        Заведующий МДОУ                                                                                  

Протокол №_____                                                     ДСКВ №8 «Теремок»                                    

От «____»______2018г.                                         ___________И.А. Ларина

                                                                                     Приказ №_________

                                                                                    От «____»_________2018г.

Программа дополнительного образования

КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТи

ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

«ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

(технической направленности)

2-ой год обучения

Срок реализации 1 год (сентябрь- май).

Руководитель кружка

Воспитатель: Суворова Ю.М.

Вербилки 2018-19 уч.г.

Пояснительная записка

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Вот этими умелыми руками.

Конструирование (construo – строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно со взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия.

Программа кружка «Волшебная мастерская» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования. Программа кружка включает в себя как техническое, так и художественное конструирование.

В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления.  В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Существование двух видов детского конструирования – творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы. На образовательных ситуациях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программой предусматривается 1 занятие в неделю во второй половине дня – понедельник/четверг (через неделю). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7 лет –25-30 минут. Срок реализации с сентября по май.

Цель и задачи программы

Формировать у детей устойчивый интерес к конструированию и моделированию.

Задачи.

Образовательные:

  • Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования ,учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  • Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела и архитектурные формы, входящие в состав лего конструкторов.
  • Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.
  • Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы.
  • Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
  • Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.
  • Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
  • Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
  • Учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.
  • Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
  • Закреплять умение находить замену одних деталей другими.
  • Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.
  • Учить работать по готовым выкройкам, чертежам.

Развивающие:

  • Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.
  • Закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования.
  • Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
  • Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
  • Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: заменитель, структура и т.п.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству конструирования.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Виды конструирования.

По материалам, используемым в процессе конструирования:

  • Конструирование из конструктора (лего)
  • Конструирование из бумаги и картона 
  • бумагопластика;
  • оригами;
  • квиллинг
  • нетрадиционные техники работы с бумагой.

Условия реализации программы

Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

Программой предусматривается 1 занятие в неделю в вечернее время –понедельник/пятница (через неделю).

Принципы организации работы кружка

  1. Принцип системности и регулярности проведения занятий.
  2. Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют  возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а так же индивидуальным особенностям ребёнка.
  3. Наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
  4.  Системности и последовательности подачи материала от «простого к сложному».
  5. Прочности овладения знаниями, умениями и навыками – точное определение целей занятий. Каждый ребёнок представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.
  6.  Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
  7. Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса.

Для обучения детей конструированию и моделированию используются разнообразные методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование деталей и материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой и структурой определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Ожидаемые результаты обучения:

В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:

• Освоение детьми нетрадиционных техник конструирования из различных материалов.

• Умение работать с разными материалами.

• Умение следовать словесной инструкции педагога.

• Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

• Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.

• Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.

• Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения.

Методы мониторинга:

  • регулярное наблюдение в процессе НОД
  • Анализ продуктов детской деятельности
  • Диагностические карты

В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их на ощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.

Художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений.

Физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи.

Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя

Календарно-тематическое планирование

Выделяются  три раздела:

  1. Конструирование из конструктора «Лего» - 17 часов
  2. Работа с бумагой и картоном (оригами, квиллинг, бумагопластика, нетрадиционные техники)  – 19 часов

Итого: 36 часов

Месяц

Тема

Материалы и инструменты

Сентябрь

Диагностика

Диагностика

 «История о любопытном уголке»

О.М. Жихарева стр. 8.

Тонированная бумага, схемы базовых форм.

«Летучая мышь»

О.М. Жихарева стр. 13.

Офисная бумага, ножницы, клей, схема изготовления.

Октябрь

«Золотые колоски»

И.А. Лыкова стр. 116

Полоски тонированной бумаги жёлтого цвета, ножницы клей.

«Пауки»

Л.А. Садилова стр.16.

Лист кофры, цветная бумага, шпагат, ножницы, клей, фломастеры.

«Журавль»

Соколова С.В. стр.31. 

Офисная бумага, фломастеры, схема изготовления.

 «Я - сам»

О.М. Жихарева стр. 15.

Схемы оригами. Тонированная и офисная бумага.

«Лего-фантазия»

Е.В.Фешина стр. 86.

Лего классик;

Лего 9334-

Животные;

Городская

жизнь - Lego

Sistem.

Ноябрь

«Красивый мост»

Е.В.Фешина стр. 86.

Лего классик;

карточки - схемы

«Мы в лесу построим теремок»

Е.В.Фешина стр. 87.

Лего 9334-

Животные;

Городская жизнь

- Lego Sistem.

«Грузовик везёт кирпичи»

Е.В.Фешина стр. 88.

Городская жизнь

- Lego Sistem;

Лего классик.

«Детский сад»

Е.В.Фешина стр. 90.

Легопланета

steam; Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego

 классик.

Декабрь

«Животные на ферме»

Е.В.Фешина стр. 91.

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик, Лего 9334-

Животные; Инструкции по сборке.

«Качели»

Е.В.Фешина стр. 92.

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик, Легопланета

Steam.

«Горка»

Е.В.Фешина стр. 93.

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик, Легопланета

Steam.

«Чудо - дерево»

Н.Г. Пищикова стр.11.

Тонированная бумага, цветной картон, ножницы, клей, стека.

«Рождественский венок»

(коллективная работа)

И.А. Лыкова стр. 141.

Тонированная бумага,

Цветные ленточки, различные декоративные элементы, клей, ножницы.

Январь

«Аквариум»

Н.Г. Пищикова стр.32

Тонированная бумага, зубочистка, ножницы, клей.

«Играем в зоопарк»

Е.В.Фешина стр. 96.

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик, Лего 9334-

Животные; Инструкции по сборке.

«Многоэтажные дома»

Е.В.Фешина стр.89.

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик, схема сборки.

Февраль

«Корабль»

Е.В.Фешина стр.88.

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик, схема сборки.

«Городской транспорт»

Е.В.Фешина стр.94.

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик.

«Светофор»

Е.В.Фешина стр.98.

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик.

«Подводная лодка»

Е.М. Кузнецова стр.84.

Цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, клей, ножницы.

Март

«Пион»

Г.Н. Давыдова стр.23.

Тканевая салфетка, тонированная бумага, ножницы, клей.

«Лунная ночь»

Л.А. Садилова стр.17.

Картон тёмного цвета, листы кофры, цветная бумага, ножницы клей.

«Робот»

Интернет источник

Lego классик, Легопланета

Steam.

«Конструирование по замыслу»

Наборы конструктора «Лего», тонированная бумага, ножницы, клей.

Апрель

«Летающая тарелка»

Е.М.Кузнецова стр.77.

Технологическая карта,

Одноразовая тарелка, трубочки для котейля, Цветная бумага, клей, ножницы.

«Космический корабль»

Е.В.Фешина стр.97.

Lego классик, Легопланета Steam, Городская

жизнь - Lego

Sistem.

«Часы»

Е.М.Кузнецова стр.89.

Картонный круг, часовая и минутная стрелки из цветной бумаги, цифры от 1-12.

Май

«Всемирный хоровод: дружные человечки»

(Коллективная композиция)

И.А. Лыкова стр. 150.

Тонированная бумага, картон, ножницы, клей, основа «земной шар».

«Сказка о весёлом человечке»

О.М. Жихарева стр. 15.

Тонированная бумага, схемы изготовления.

Диагностика

Диагностика

Работа с бумагой и  картоном.

Работа в технике «Оригами».  Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.  В процессе занятий  и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата  (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих  в Японии.  Занятия оригами  несут в себе культурологические сведения.   При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.

Бумагопластика.

      Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

     Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально- чувственной сферы, художественно- образного мышления, реализации их творческих  возможностей.

Квиллинг

 Квиллинг – искусство бумагокручения. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки или шила скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.
Занятия квиллингом – это не только развитие мелкой моторики рук, воображения, внимания, мышления, эстетики и т.д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

       Задачи обучения:

  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • развивать умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • Учить детей технике работы с ножницами: разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски.
  • Учить делать элементарные игрушки - самоделки из согнутого картона;
  • Учить элементам складывания бумаги в технике «Оригами».
  • Создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, коммуникативной культуры. Научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.

ЛЕГО - конструирование

   ЛЕГО – конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) . Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

Применение ЛЕГО способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций /памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка  к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к  другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

                                 

Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы:

  • Конструктор «Лего», схемы сборки и образцы поделок из лего.
  • Картон обычный и гофрированный, офисная и тонированная бумага разных цветов, схемы изготовления изделий.
  • Карты планирования.
  • Клей,клеёнки
  • Ножницы
  • Кисти
  • Шаблоны, трафареты
  • Тканевые салфетки

Список литературы

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;
  2. Лыкова И.А Парциальная программа «Умные пальчики» конструирование в детском саду. Издательский дом «Цветной мир»- Москва 2017г.
  3. Лыкова И.А  Демонстрационный материал к программе «Умные пальчики». Конструируем  в разные времена года. «Цветной мир»- Москва 2015г.
  4. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»: Программа и конспекты занятий. М: ТЦ Сфера,2005г.
  5. Е.В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду». «ТЦ Сфера» 2012г.
  6. О.М. Жихарева «Оригами для дошкольников» издательство: ГНОМ – 2015г.
  7. С.В. Соколова «Оригами для старших дошкольников» издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС – 2008 г.
  8. Е.М. Кузнецова «Конструктивно-модельная деятельность старших дошкольников» программа по художественному моделированию и конструированию, издательство: «Учитель».
  9. Л.А. Садилова «Поделки из мятой бумаги» издательство: «СКРИПТОРИЙ 2003» -2015г.
  10. Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» издательство: «СКРИПТОРИЙ 2003» -2013г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ КРУЖОК « АБВГДей-ка»

Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного  чтения, посредствам которого создается прочная основа для успешного изучения рус...

Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год

Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"

Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной  речи и ориентировкой в ней.......

Программа дополнительного образования по кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучка» направленности для детей 6-8 лет «Совята».

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год

Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-  гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...

Тематическое планирование к программе дополнительного образования кружка по играм В.В. Воскобовича "Волшебные игры"

Тематическое планирование является важным инструментом в педагогическом процессе, который помогает структурировать и организовать игровой материал....