Программа технической направленности для детей 3-4 лет Занимательное Лего.doc
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Данная Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tehnicheskoy_napravlennosti_dlya_detey_3-4_let_zanimatelnoe_lego.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Занимательное лего»
Для детей 3-4 лет
(срок реализации 1 год)
Разработчик: Киселева Е.Н.
Рассмотрена и одобрена на педсовете
от «___» __________ 2017 г. № ____
Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Занимательное лего» (далее по тексту - Программа) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 42 г. Калининграда (МАДОУ д/с № 42) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 г. № 1508 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Данная Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
Цель: развитие конструкторских способностей детей.
Задачи:
- формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
- приобщить детей к миру технического изобретательства;
- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию и развитию речи в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:
- конструирование по образцу,
- конструирование по модели,
- конструирование по условиям,
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
- конструирование по замыслу,
- конструирование по теме.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет.
Срок реализации – 1 год.
Во время учебного года все занятия по дополнительному образованию проводятся во второй половине дня. Учебный год составляет 24 недели, начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа. С 25 декабря по 14 января – каникулы.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в 2 недели. Итого: 24 занятия в год, из них 6 занятий – в летний период.
Объем учебного времени согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13 составляет для детей 3-4 лет не более 15 мин./1 занятие.
Форма занятий – очная, групповая.
Принципы и подходы к формированию Программы
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Планируемые результаты.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
- у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
- ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
- ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
- ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
- ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
- знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
В результате освоения программы ребенок может:
Знать:
•основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы);
•основные приемы конструирования;
•основные цвета
Уметь:
•изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину
•соединять детали ЛЕГО-конструктора,
•обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
Иметь представление:
•о простейшем анализе созданных построек
•о вариантах создания вариантов конструкций, при добавлении других деталей.
Организация, содержание и методы обучения ЛЕГО-конструированию.
Первое полугодие:
- учить называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);
- учить простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет деталей);
- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машины);
- сравнивать предметы по длине и ширине;
- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая));
- конструировать по образцу и условиям;
- различать по цвету и форме;
- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
Второе полугодие:
- познакомить с новыми деталями ЛЕГО-конструктора (основа машины, полукруг, овал);
- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;
- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;
- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;
- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
Использование современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребёнка;
Личностно-ориентированная технология | Направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; терпимость к детским недостаткам. И идет от ребенка к развитию его способностей. Поэтому педагоги должны создавать каждому ребенку ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы каждый день, проведенный ребенком в детском саду, приносил ему радость; предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в специфических для дошкольников видах деятельности. |
Технология сотрудничества | Направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия, приводит к повышению статуса ребенка в социальных контактах и повышению компетентности ребенка в разных видах детской деятельности и в области отношений с другими людьми. |
ЛЕГО-конструирование | одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. ЛЕГО в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём ЛЕГО конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки воспитанников. Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Именно ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. |
Игровые педагогические технологии: | Создание творческой атмосферы обучения творчеству Целью игровых технологий является решение ряда задач:
|
Учебный план
№ | Вид занятия | 2 младшая группа (от 3 до 4 лет) |
1. | Педагогическая диагностика | 2 |
2. | Конструирование по образцу | 10 |
3. | Преобразование образца по условиям | 4 |
4. | Конструирование по замыслу | 4 |
5. | Самоподготовка | 4 |
Итого: | 24 |
Календарное учебно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цели | Количество занятий | Количество часов |
Сентябрь | Знакомство с ЛЕГО-конструктором (педагогическая диагностика) | Познакомить с ЛЕГО-конструктором (кирпичик, лапка, клювик). Закреплять знания цвета и формы. | 1 | 15 мин |
Башенка, мост | Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. | 1 | 15 мин | |
Всего в сентябре: | 2 | 30 мин | ||
Октябрь | Разные домики | Закреплять умение строить домики. | 1 | 15 мин |
Мы в лесу построим дом | Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Учить строить дом из ЛЕГО-конструктора. | 1 | 15 мин | |
Всего в октябре: | 2 | 30 мин | ||
Ноябрь | Мебель для комнаты | Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. | 1 | 15 мин |
Мебель для кухни | Закреплять умение строить мебель. Запоминать название предметов мебели. | 1 | 15 мин | |
Всего в ноябре: | 2 | 30 мин | ||
Декабрь | Мостик через речку | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. | 1 | 15 мин |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | 15 мин | |
Всего в декабре: | 2 | 30 мин | ||
Январь | Построим загон для коров | Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию. | 1 | 15 мин |
Мельница | Рассказать о мельнице. Развивать воображение, фантазию. | 1 | 15 мин | |
Всего в январе: | 2 | 30 мин | ||
Февраль | Детская площадка | Показать детскую площадку. Построить песочницу, лесенки. | 1 | 15 мин |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | 15 мин | |
Всего в феврале: | 2 | 30 мин | ||
Март | Машина с прицепом | Учить строить машину с прицепом. Развивать навыки конструирования. | 1 | 15 мин |
Кораблик | Рассказать о кораблях. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. | 1 | 15 мин | |
Всего в марте: | 2 | 30 мин | ||
Апрель | Ракета | Рассказать о космосе. Учить строить ракету. | 1 | 15 мин |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | 15 мин | |
Всего в апреле: | 2 | 30 мин | ||
Животные в зоопарке. Вольер для тигров и львов | Рассказать о зоопарке. Учить совместно строить одну поделку. | 1 | 15 мин | |
Конструирование по замыслу (педагогическая диагностика) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | 15 мин | |
Всего в мае: | 2 | 30 мин | ||
Июнь | Утята в озере | Учить внимательно слушать стихотворение. Строить из конструктора утят. | 1 | 15 мин |
Волшебные рыбки | Рассказать о рыбках. Учить строить рыб из конструктора. | 1 | 15 мин | |
Всего в июне: | 2 | 30 мин | ||
Июль | Самоподготовка с родителями | Конструирование по замыслу | 1 | 15 мин |
Самоподготовка с родителями | Конструирование по замыслу | 1 | 15 мин | |
Всего в июле: | 2 | 30 мин | ||
Самоподготовка с родителями | Конструирование по замыслу | 1 | 15 мин | |
Самоподготовка с родителями | Конструирование по замыслу | 1 | 15 мин | |
Всего в августе: | 2 | 30 мин | ||
Всего в год: | 24 | 6 часов |
Методическое обеспечение
- Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
- Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у дошкольников» - Нытва, 2008
- Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М., Сфера, 2006
- В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей» - М., Центр педагогического образования, 2012
- В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012
- В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»
Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей от 5 до 6 лет «Тико-мастера: Фантазер»
Программа «ТИКО-мастера» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуаль...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности для детей от 4 до 5 лет «Тико-мастера: Архимед»
Программа «ТИКО-мастера» создает для этого самые благоприятные возможности. Сначала дети учатся конструировать по схеме, образцу, выполняют задание на слух (слуховой диктант), затем дошкол...