Информационный час.Внедрение Робототехники в ДОУ, как средство всестороннего развития дошкольника.
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Иванова Ирина Сергеевна

Внедрение Робототехники в ДОУ, как средство всестороннего развития дошкольника.

 

Направление программы: познавательно – исследовательское.

 

-Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.

- Интегрирование  различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает:

-возможности для реализации новых концепций дошкольников,

 -овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Моделирование логических отношений и объектов реального мира для  всех возрастных групп дошкольного возраста

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 

1. Познавательная задача: развитие познавательного интереса детей

дошкольного возраста к робототехнике.

 

2. Образовательная задача: формирование умений и навыков

конструирования, приобретения первого опыта при решении

конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO

WeDO , ROBOLAB. LEGO DUPLO, LEGO DACTA

 

3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности  в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие

внимания, воображения, мышления (логического, творческого).

 

4.Образовательная  задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

 

Ожидаемые результаты:

 

- формирование устойчивого интереса к робототехнике и

образовательным областям общеобразовательной программы

детского сада: Познавательное, Речевое, Художественно-

эстетическое; Социальное развитие, Окружающий мир и экология.

- формирование умения работать по предложенным инструкциям;

-формирование умения творчески подходить к решению задачи;

- формирование умения довести решение задачи до готовности модели;

- формирование умения излагать мысли в четкой логической

последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать

ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем

логических рассуждений.

- формирование умения работать над проектом в команде,

эффективно распределять обязанности.

 

Формы подведения итогов реализации рабочей программы:

- конкурс детских построек на базе детского сада

- совместная проектная деятельность детей и родителей

- совместная проектная деятельность детей и воспитателей

 

Данная программа направлена:

 

- помощь детям в индивидуальном развитии;

- мотивацию к познанию и творчеству:

- к стимулированию творческой активности;

- развитию способностей к самообразованию;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

- организацию детей в совместной деятельности с педагогом

 

Основные образовательные цели:

 

-Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также  общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию  воспитанников.

- Интегрирование различных образовательных областей в учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых  концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга  интересов.

 

Технология. Проектирование:

 

-Создание действующих моделей. Воспроизведение иллюстраций и моделей.

-Понимание того, что животные используют различные части своих тел.

-Демонстрация умения работать со  схемами и различными видами конструктора  ЛЕГО.

 

Технология. Реализация проекта:

 

-Сборка и исследование моделей. Изменение модели путём модификации её  конструкции.

-Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. 

 -Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.

 

 

 

 

Математика:

-Измерение времени, ориентирование в пространстве. Оценка и измерение  расстояния.

- Усвоение понятия случайного события. Использование чисел и

числового ряда для задания продолжительности работы.

-Использование чисел  при измерениях и при оценке качественных параметров.

 

Развитие речи:

-Использование в устной речи специальных терминов. Подготовка и проведение  демонстрации модели.

- Использование интервью, чтобы получить информацию и

составить рассказ. Написание сценария с диалогами.

- Описание логической  последовательности событий, создание постановки с главными героями и её  оформление визуальными и звуковыми эффектами.

-Применение  мультимедийных  технологий для реализации и презентации идей.

- Участие в  групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми  вопросами.

-В своей образовательной модели мы выделяем этапы освоения детьми  робототехнической деятельности.

 

Первый и второй этапы носят  подготовительный характер:

 

1 этап реализуется в рамках обязательной части основной общеобразовательной  программы детского сада.

 

Возрастная категория: с 3 до 4 лет.

Различные виды конструирования включены в регламент образовательной  работы детского сада. Реализуется в рамках образовательных областей по ФГОС.

Наряду с традиционным деревянным конструктором, дети выполняют постройки  из пластмассового конструктора, а также с увлечением занимаются  конструированием из бумаги по типу оригами.

 В совместной с педагогом  деятельности малыши осваивают эталоны цвета, формы величины, развивают мелкую моторику. Нами разработано перспективное планирование с учетом

интеграции конструирования, чтением художественной

литературы, ознакомлением с окружающим миром.

 

Возрастная категория: с 4 до 5 лет.

В возрасте с 4 до 5 лет дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов. В этом возрасте преимущественная форма работы — это конструирование по замыслу. Воспитатели детского сада создали предметно – развивающую среду в группах, где дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Придумывают сюжеты, используют модели конструктора в игре.

 

2 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада.

 

Возрастная категория: с 5 до 6 лет

-«Конструирование с использованием информационно коммуникативных технологий»

-В образовательную деятельность по конструированию включены упражнения по освоению программы конструирования по робототехнике. Дети не только закрепляют приобретенные навыки конструирования объемных моделей, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в данной программе.

 

3 этап  реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада.

 

Возрастная категория: с 6 до 7 лет

-«Конструирование с использованием робототехники»

На данном этапе преобладает познавательно – исследовательская деятельность  дошкольников.

-Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.

- Интегрирование различных образовательных областей в рабочей

программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

 

Освоение навыков робота конструирования дошкольников происходит в 4 этапа:

- На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и

инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

- На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.

-  На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования, а также правилами программирования

компьютерной среды.

- Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.

 

Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, применяя  в них свои модели.

 

Использование робототехники в проектной деятельности ДОУ.

 

Работа в проектной деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания.

Например: дети и воспитатели создают проекты: «В мире животных», «Мы идём в зоопарк», «В мире сказок и приключений», «Мы строим Космодром», «Летим к звёздам», «Станция на орбите», «Транспорт», «Великие открытия», «Растительный мир и животный», «Чудесный парк».

 

Материально-технические условия внедрения ЛЕГО конструирования и робототехники в ДОУ.

 

-Освоение конструктора и его использование должно быть процессом

направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у воспитателя четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе.

-Для эффективной организации занятий по Лего конструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми.

-После первого занятия воспитателю уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора — в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать ЛЕГО на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их

скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.

 

Конструкторы ЛЕГО - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

 Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.

Необычайная популярность LEGO объясняется просто — эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов.

 Для тех, кто любит точность, и расчет  есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности (два самых простых кубика LEGO можно сложить 24−я разными способами).

Для любознательных - обучающий проект LEGO.

Для коллективных - возможность совместного строительства.

 

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности.

Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача

образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности.

Основными формами учебной деятельности являются: свободное занятие, индивидуальное и занятие с группой детей.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение Робототехники в ДОУ, как средство всестороннего развития дошкольника.

Инновационные процессы в системе образования требуют новую организацию системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации обучения, а также развитие познавательной деятельности вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти не простые задачи требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному.

 Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил. Он же хочет,  чтобы все узнали про его сокровище — не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.

От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

Обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных  людей нового типа. Задача образования — создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Внедрение Лего — технологии в ДОУ  происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе Лего - конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину.

Лего — конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. Лего — конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, Лего — конструирование эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх — театрализациях. Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

Конструктор, способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой, применение новой формы игры способствует всестороннему развитию ребенка в соответствии с ФГОС.

Конструирование и робототехника направление новое, инновационное, тем самым привлекает и детей, и родителей. Занятие данным видом деятельности отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду возможность привлечь детей дошкольного возраста к техническому творчеству.

Конструирование и робототехника привлекательны еще и тем, что одно оборудование может использоваться во всех возрастных группах детского сада, меняются только цели и задачи в соответствии с возрастом. Робототехника в дошкольном образовательном учреждении представляет технологию 21 века, которая способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал воспитанника. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности, к самосовершенствованию.                                          

Основная идея внедрения Лего — конструирования и робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов LEGO.

Конструкторы LEGO построены по принципу от простого к сложному.  Обладают свойствами такими как: стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения, несет полноценно смысловую нагрузку и знания.

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д.

«Робототехника в детском саду» решает несколько задач:  

- Познавательную: развитие интереса к робототехнике, информатики, физики.

 - Образовательную: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике.  

- Развивающую: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, формирование внимания, оперативной памяти, воображения, мышления.

- Воспитательную: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию и внедрение робототехнике, играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки к учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

статья "Хореография как средство всестороннего развития дошкольника"...

Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.

1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

В данной публикации рассказывается о пользе музыки и хореографии в развитии ребенка. Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельно...

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

Хореография как средство всестороннего развития дошкольникаВ последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди множества инноваций настойчиво внедряется хореография. Хореографи...