Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Консультация для родителей "Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Белоснежка»
Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель
Галлямова Динара
Мегион 2018
Сегодня перед нашим государством, школой, воспитателями, родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто ходит сегодня в детский сад, вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим, познающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Но, как известно сами по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются. Таким образом, перед дошкольным учреждением встает вопрос о создании таких условий, при которых ребенок будет развиваться и сможет подняться до самых больших высот творческой деятельности.
И одним из инструментов познания и развития может стать моделирование. Оно развивает у детей такие качества как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а так же видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.
Известно, что моделирование является довольно сложным видом деятельности для детей. И его сложно уместить в рамки образовательной деятельности с детьми. И сегодня стандарт дошкольного образования дает широкую возможность самостоятельного выбора воспитателем разнообразных форм организации детской деятельности.
Существуют различные виды моделирования - предметное, графическое, практическое. В плане нашего кружка основной акцент делается на предметное моделирование, так как построение и использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление воспитанникам об окружающем мире. Так, например, изготавливая модель самолета, дети впоследствии смотрят, как он летит, маневрирует, и становится сразу понятно, почему самолет имеет именно такую форму, и зачем ему нужны крылья.
На первоначальном этапе работы было выделено время для знакомства детей с материалом. И основной вид деятельности с воспитанниками на этом этапе был исследовательский, совместно с детьми мы изучали свойства материалов, проводили эксперименты на прочность и хрупкость различных материалов, изучали способы сборки, крепежей деталей друг к другу. Изучали, с какими материалами легче работать. На этом этапе предоставляла возможность чаще действовать с одним каким-либо видом материалов.
Следующим этапом работы стало знакомство детей с готовыми схемами и изготовление по ним модели.
Например: выполнение модели самолета из готовых деталей. Мы с детьми рассмотрели схему, рассмотрели из скольких деталей нужно сделать модель, потом сравнили схему с деталями, обсудили, как они крепятся и что должно получиться в результате. После этого дети приступила к выполнению модели самолета. По такому же принципу мы выполняли работу из готовых конструкторов «Снежинка» и «Елочка».
Когда у детей сформировались навыки работы по готовой схеме, я предложила им смоделировать предмет из бросового материала. Хочется отметить, что детям не предлагалась готовая схема моделирования, им необходимо было самостоятельно продумать последовательность работы, составить план действий с целью получения готового результата, разработать схему будущей модели.
Так как в этот период в дошкольном учреждении проходила тематическая неделя «Жилища» и для детей была проведена интерактивная игра «Строим дом». С помощью данной игры мы с детьми выбирали материал, поставили стены, определяли, сколько этажей будет в нашем доме. В итоге у нас получилась готовая схема нашего будущего дома. С детьми определили, что это будет «Домик в деревне».
И что бы перейти к непосредственному изготовлению модели, нам необходимо было определиться с материалом. И один из моих воспитанников предложил сделать дом из спичек, так как спички похожи на бревна.
Мы распределили работу, каждый из детей изготавливал одну из частей дома. Для этого нам потребовался материал (картон, клей, спички). Детям, не имеющим достаточного опыта практической работы, предлагалось выполнить более простую работу, воспитанники, которые умеют пользоваться различными инструментами, делали объемные работы разной степени сложности. После изготовления макета процесс моделирования на этом этапе не закончился. Детям захотелось его сделать уютным. Далее вся деятельность детей перешла в творческую самостоятельную игру. Они пристраивали загон для скота, делали из пластилина деревья, сажали огород.
Работа с бросовым материалом заинтересовала детей гораздо больше, чем готовый конструктор, поскольку были предоставлены широкие возможности для проявления творчества детей.
Таким образом, на данном этапе работы кружка выработался определенный план совместной деятельности с детьми: так первоначально мы проводим беседу на выбранную тему, обсуждаем возможные варианты работы, составляем план работы, потом дети приступают к самостоятельной работе и итогом является обсуждение готовых работ.
В кружковой работе важно приучить детей критически относиться к выполненным работам. Но при этом детям нужен доброжелательный, но принципиальный анализ их работ. Поэтому мы совместно с ребятами отмечаем все положительные, удачно выполненные этапы работы, и так же обсуждаем неудавшиеся и намечаем варианты исправления.
Основной вид совместной деятельности в кружке является игра, так как именно игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки детей к моделированию содействует тому, что дети сами стали стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее.
Модели являются, весьма общим средством познания окружающей детей действительности. Овладевая умением работать с различными видами моделей, перед детьми раскрываются новые представления о предметах. В разных видах деятельности работа с моделями может ставить ребенка в активную позицию и стимулировать познавательную и творческую деятельность. Применение моделей на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается уровень умственных способностей детей. В настоящее время положено лишь начало этого приема обучения, но результаты, которые мы видим, дают нам уверенность в том, что моделирование актуально на сегодняшний день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Цель внедрения КИК не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...
Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.
Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...
«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА «ЛЕГО»
Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры.Одним из средств акт...
РМО «Развитие воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования»
Развитие творческих способностей дошкольников через внедрение современных технологий...
Методическая разработка на тему: «Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»»
Ментальная арифметика – это методика быстрого устного счета (быстрее калькулятора), основанная на вычислении на специальных счетах – соробан. [12] Счеты имеют и второе название – аба...
Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»
Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»...
«Моделирование с помощью 3D - ручки как способ развития конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», или «Дизайнеры 3D - сказок»
Проект «Моделирование с помощью 3D - ручки как способ развития конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», или «Дизайнеры ...