ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Леготека»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Сидорова Лидия Сергеевна

Программа по лего-конструирования для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

___________Н.П. Сорокина

приказ № 117от 11.09.2017 г.

Протокол  заседания педагогического

совета № 1 от 11.09.2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Леготека»

Направленность: художественная

Возраст: 5-6 лет

Срок реализации:1 год (56 часа)

Составитель _Сидорова Л.С.____

педагог дополнительного образования

(МБОУ «Излучинская ОНШ»

 (дошкольная ступень №2)

2017

Содержание:

Содержание

2

1.Пояснительная записка

3

1.1 Цели и задачи программы

4

1.2 Ожидаемые результаты

4

2. Учебно-методический план

4

3. Содержание программы

9

4. Мониторинг освоения конструктивно-модельной деятельности

9

Список литературы

10

Приложение

11

Приложение 1. Схемы пошагового конструирования

11

Приложение 2. Картотека пальчиковой гимнастики

12


  1. Пояснительная записка

Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Занятия по программе Лего-конструирование положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей.

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.  

Можно различить три основных вида конструирования:

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В кружке могут участвовать дети дошкольного возраста с 5 до 6-ти лет. Основная деятельность осуществляется в одновозрастной группе, численный состав которой 12 человек. Занятия проводятся в системе.

Программа рассчитана на один год обучения:

Возраст детей

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность занятий

5-6 лет

4

1 час


  1. Цели и задачи программы

Цель программы – создать оптимальные условия для развития познавательной и творческой деятельности воспитанников посредством освоения ЛЕГО-конструирования.

Задачи:

  • познакомить дошкольников с базовыми понятиями и простейшими основами механики, необходимыми для ЛЕГО-конструирования.
  • содействовать формированию знаний о счёте, цвете, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
  • создать условия для развития общих познавательных способностей детей: внимания, логического и образного мышления, памяти, воображения, способствовать развитию мелкой моторики рук и координации движения;
  • содействовать воспитанию организационных и нравственно-волевых качеств личности: самостоятельности, дисциплинированности, развитию терпения и упорства в достижении цели и т.п.

  1. Ожидаемые результаты

 К концу года ребёнок должен уметь:

  • Называть основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
  • Знать простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);
  • С помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  • Реализовывать творческий замысел.

  1. Учебно-методический план дополнительной программы.

Количество учебных недель в году – 28

Количество учебных занятий – 56

ЛЕГО – конструирование проводится во вторую половину дня в творческой комнате, 4 раз в неделю. Длительность занятий -1 час.

  1. Содержание программы

№ п/п

Тема

Содержание

Кол.

часов

1

Знакомство с элементами LEGO конструктора.

(теоретическая часть)

Знакомство с основными деталями: балка, пластина, пластина угловая, кирпич, зубчатое колесо, ось, ремень, штифт. Закрепление новых знаний в игровой форме.

1

2

Игровая деятельность с конструктором.

Игра «Найди такую же деталь,  как на картинке».

(практическая часть)

Свободная игровая деятельность детей, в процессе игры называются детали конструктора, предположения, где их можно применить. Д/и «Найди такую же деталь,  как на картинке» - закрепление знаний о ЛЕГО деталях.

Пальчиковая гимнастика «ДОЖДИК»

1

3

Скрепление LEGO – деталей.

(теоретическая часть)

Знакомство детей с различными видами крепежа в лего-конструировании через показ иллюстраций, демонстрацию слайдов.

Наглядный показ педагога

1

4

Постройка по замыслу с использованием различных видов креплений.

(практическая часть)

Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях в продуктивной деятельности.

Пальчиковая гимнастика «РЫБКА»

 Игра «Чудесный мешочек» - повторение названий основных деталей конструктора.

Демонстрация моделей с разными видами крепежа.

Групповая работа детей (по 3-4 человека)

Совместное обыгрывание построек.

1

5

Учимся читать схему.

(теоретическая часть)

Знакомство детей со схемой постройки.

Показ различных схем, чертежей. Уточнение, какие детали используются в той или иной схеме, какие виды крепежа присутствуют.

Сравнение готовой постройки (плоский домик) со схемой.

Индивидуальная работа детей по воспроизведению плоского домика по предложенной схеме, с помощью педагога.

2

6-7

Конструируем объемный домик с забором

Продолжать работу с детьми по использованию схем и постройки модели по образцу.

Пальчиковая гимнастика «ДОМИК»

Рассматривание схемы – иллюстрации «Объемный домик с забором» - помочь детям определиться с выбором деталей для постройки (виды деталей и в каком количестве).

Групповая работа детей по постройке домика

Обыгрывание постройки.

2

8

Конструируем мебель: диван, кровать

Учить детей конструировать предметы домашнего обихода по образцу.

Демонстрация схемы изделий (диван, кровать) и готовых построек  для отбора деталей.

Пальчиковая гимнастика  «ДОМ»

Индивидуальная работа детей (помощь педагога)

Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

2

9

Конструируем мебель: стол, стул, шкаф с дверками

Продолжать учить детей конструировать предметы домашнего обихода по образцу.

Демонстрация схемы изделий (стол, стул, шкаф с дверками) и готовых построек  для отбора деталей.

Пальчиковая гимнастика  «ДОМ»

Индивидуальная работа детей (помощь педагога)

Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

2

10 - 11

Строим город. Обыгрывание построек.

Развитие умения анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве. Закрепление умения работать в коллективе.

Постановка перед детьми проблемной ситуации.

Рассматривание иллюстраций с изображение различных видов зданий (Многоэтажный дом, изба, здание театра, магазина, больницы и т. д).

Определиться с постройками (какие здания будем сооружать, какие детали для этого нужны)

Пальчиковая гимнастика  «МОЙ ГОРОД»

Коллективная работа детей (помощь педагога)

Обыгрывание постройки.

2

12

Моделируем домашних животных по схеме: кошка, собака, лошадь

Уточнение и расширение представлений детей о домашних животных, их внешнем виде.

Беседа «Каких домашних животных вы знаете?»

Демонстрация фигурок животных, схем их конструирования, готовые образцы.

Определение деталей, необходимых для их изготовления.

Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА»

Групповая работа детей по схемам (3 группы по 4 человека)

2

13

Постройка загонов для животных. Обыгрывание построек.

Выставка работ

Продолжать уточнять и расширять представления  детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни.

Беседа «Где живут домашние животные»

Рассматривание иллюстраций, где  изображены стойла, загоны для животных.

Знакомство со схемой постройки, определение с видом и количеством деталей.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Коллективная постройка загона для животных по образцу.

Обыгрывание постройки.

2

14

Постройка по замыслу.

Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Пальчиковая гимнастика «РЫБКА»

Групповая или индивидуальная работа детей (по желанию), помощь педагога в выборе деталей.

2

15

Моделируем новогоднюю елочку (по схеме)

Развитие фантазии и воображения, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления.

Загадка про елочку.

Рассмотреть различные иллюстрации с изображением елки, выявить основные признаки дерева (зеленое, пирамидальное и т.д).

Внимательно рассмотреть схему моделирования елки, определиться с выбором деталей.

            Пальчиковая гимнастика     «Новый Год» 

 Индивидуальная работа детей (помощь педагога)

Организация мини-выставки.

2

16

Моделируем новогоднюю игрушку (по образцу на выбор) Выставка работ

Развитие фантазии и воображения, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления.

Беседа «Что такое Новый год»

Демонстрация слайдов с изображением новогодних праздников.

Демонстрация схем моделирования различных новогодних игрушек.

Помощь детям в выборе игрушки для моделирования.

Пальчиковая гимнастика «На елке»

Индивидуальная работа детей (помощь педагога по мере необходимости)

Выставка детских работ.

2

17

Свободная игровая деятельность детей. Учимся конструировать по условиям.

Учить детей сооружать постройку по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать).

Беседа «Как соорудить модель по условиям»

Игра «Изобрази животного по заданным условиям»

Изготовление модели автомобиля по условиям (легковой, красный) совместно с показом педагога.

Обыгрывание постройки.

2

18

Строительство дома по заданным параметрам: два окна,  крыльцо, высокая крыша.

Продолжать учить детей сооружать постройку по условиям.

Игра «Изобрази животного по заданным условиям»

Постановка перед детьми проблемной ситуации (Строительство дома по заданным параметрам: два окна,  крыльцо, высокая крыша)

Определение вида и количества деталей.

         Пальчиковая гимнастика «Дом»             

Групповая работа детей (по 4 человека)

Мини-выставка

2

19

Конструирование фигуры человека.

Знакомство с понятием равновесие, симметрия, расширение словарного запаса.

Загадка о человеке.

Рассмотреть иллюстрации с изображением людей, уточнить какие основные части тела есть у человека (голова, туловище, руки, ноги)

Показ педагога  по изготовлению фигуры человека

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Индивидуальная работа детей (помощь педагога по необходимости)

Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

2

20

Конструируем персонажей сказки

Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора.

Загадки о сказочных героях.

Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Индивидуальное моделирование сказочных героев (по выбору детей), помощь педагога по необходимости.

2

21

Конструирование грузового автомобиля

Уточнять и расширять представления детей о транспорте.

Загадка о грузовике.

Игра «Мы едем, едем, едем…»

Закрепление названий деталей конструктора, необходимых для постройки автомобиля.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Индивидуальная работа детей параллельно с показом педагога.

Обыгрывание моделей.

2

22

Строим гараж для машин. Обыгрывание построек.

Выставка работ

Продолжать уточнять и расширять представления  детей о транспорте.

Беседа «Где живут машины»

Рассматривание иллюстраций, где  изображены стоянки, парковки, гаражи.

Знакомство со схемой постройки, определение с видом и количеством деталей.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Коллективная постройка гаража для машин по образцу.

Обыгрывание постройки.

2

23

Учимся конструировать по замыслу.

(теория)

Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Игра «Угадай, чего не стало» (используются детские поделки, изготовленные ранее)

Беседа «Что вам нравится конструировать больше всего?» (индивидуальные ответы)

Познакомить детей с алгоритмом постройки по замыслу (в виде мнемосхемы)

2

24

Учимся конструировать по замыслу.

(практика)

Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы).

Определиться с выбором постройки (индивидуально)

Помощь педагога в выборе деталей для моделирования.

Индивидуальная работа детей.

Мини-выставка и рассказы детей  о своих моделях.

2

25

Подарок для мамы: цветок.

Закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей.

Беседа « 8 Марта- Мамин праздник»

Загадка про цветы

Рассмотреть схемы и образец модели цветка.

Выбор деталей.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Индивидуальная работа детей (помощь педагога при необходимости)

1

26

Моделирование по замыслу. Выставка работ

Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Игра «Чудесный мешочек»

Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы).

Индивидуальная работа детей.

Выставка работ

2

27

Конструирование кораблика

из крупного лего конструктора

Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Загадка про кораблик.

Иллюстрации с изображением разных видов кораблей. Определить основные части корабля (корма, палуба, и т.д)

Определиться с выбором деталей для постройки из крупного конструктора.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Коллективная постройка корабля.

Сюжетно-ролевая игра «Отправляемся в плавание»

1

28

Конструирование ракеты

Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Беседа «12 апреля - День космонавтики»

Просмотр иллюстраций, слайдов на тему космоса.

Рассматривание схемы постройки ракеты, выбор деталей.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

 Групповая работа детей  - постройка ракеты по схеме.

Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

1

29

Конструирование самолета

Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Загадывание загадок про самолет.

П/и «Самолет»

Рассматривание схемы постройки самолета

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Индивидуальная работа детей

Обыгрывание построек.

2

30

Конструирование легкового автомобиля. Выставка работ

Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Игра на внимание. «Летает, плавает или едет».

Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы).

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Индивидуальное моделирование легкового автомобиля по замыслу ребенка.

Выставка работ различных видов транспорта.

2

31

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Игра "Продолжи логический ряд"

Игра «Чего не стало»

Игра «Найди постройку по условиям»

Свободная игровая деятельность детей.

2

32

Конструирование «Мой любимый детский сад» (коллективная)

Обыгрывание построек.

Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Рассмотреть фото детского сада, для определения моделируемых построек.

Выбрать детали для моделирования.

Пальчиковая гимнастика «Моя группа»

Коллективное конструирование.

Обыгрывание построек.

2

33

Открытое занятие для родителей «Путешествие в страну Лего»

Закреплять умения детей строить по образцу.

Развивать наглядно-действенное мышление. Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке.

1

34

Конструирование по замыслу детей (диагностика)

Итоговая выставка

Мониторинг освоения конструктивно-модельной деятельности.

2

Всего :56 часов

  1. Мониторинг освоения конструктивно-модельной деятельности

Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая.

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Основные методы сбора информации о ребёнке

  • Систематическое наблюдение;
  • Сохранение продуктов детской деятельности;
  • Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности);
  • Беседы с родителями, анкеты, опросники;
  • Фотографии;

Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать

  • разные методы сбора информации;
  • различные источники информации;
  • различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.

Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке.

Карта освоения конструктивно-модельной деятельности

№ п/п

Ф. И. ребенка

Программное содержание

создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали

выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта

самостоятельно находит способы соединения и крепления деталей

владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности

1.

Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком

Данные таблицы являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком.

Список литературы

1.Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО – Дошкольное воспитание. 2009г., № 2, стр. 48-50.

2.Комарова Л. Г. «Строим из лего». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва, 2011г.

3.Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду». 2002 г.

4.Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Изд-во СФЕРА, Москва, 2012г.

Электронные версии:

1.Кузнецова О. В. «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390 

2. Максаева Ю.А. «Лего - конструирование как фактор развития одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Схемы пошагового конструирования

Стол, стул.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5625/22556427.45/0_89959_9a8bfe7f_XL.jpg

Шкаф с дверцами

http://img-fotki.yandex.ru/get/5629/22556427.45/0_89956_6ab6315a_XL.jpg

Самолет

http://img-fotki.yandex.ru/get/6431/22556427.45/0_89953_4635f3d7_XL.jpg

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика

«ДОЖДИК»

   Раз, два, три, четыре, пять,              (Удары по столу пальчиками.

                                                          Левая начинает с мизинца, правая—  

                                                         с большого пальца.)

Вышел дождик погулять.                        (Беспорядочные удары по столу

                                                                  паль чиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,     («Шагают» средним и              

                                                             указательным пальчиками

А куда ему спешить?                             обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:  (Ритмично ударяют то ладонями,  то                 

«По газону не ходить!»                                     кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:        (Часто и ритмично бьют в ладоши.)                     

— Ох!                                                  (Один хлопок.)

И ушел.                             (Ритмичные хлопки по столу.)

Газон засох.

                                       

«БУРЕНУШКА»

                  Дай молочка, Буренушка,                                (Дети показывают, как доят

Хоть капельку — на донышке.                                                           корову.)

Ждут меня котятки,                               (Делают «мордочки» из

Малые ребятки.                                                    пальчиков.)

Дай им сливок ложечку,                          (Загибают по одному паль-

Творогу немножечко,                                   чику на обеих руках.)

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье                                            (Снова «доят».)

Молоко коровье.

                                         

«НА ЕЛКЕ»

Мы на елке веселились,                              (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились,                              (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз      (Дети «шагают» средним и указатель- 

Нам подарки преподнес.                       ным пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты,                         («Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы:               (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,         (Загибают на обеих руках пальчики, Орешки рядом с ними,                                               начиная с большого.)

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....