Алгоритм составления индивидуального маршрута для ребёнка
консультация по логопедии по теме
Этот материал был использован на районном УМС учителей-логопедов и педагогов-психологов. Сообщение сопровождалось слайдовой презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм составления индивидуального маршрута | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на УМС
по теме
«Разработка
индивидуального маршрута сопровождения ребёнка дошкольного возраста»
Поготовила: учитель-логопед
МБДОУ детский сад №8 «Тополёк»
Захарова Оксана Владимировна
рп. Чегдомын
февраль 2016 г.
Слайд 1. «Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребёнка дошкольного возраста»
Слайд 2. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с его требованиями (пункт 3.2.3.), при реализации образовательной Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (диагностика). Результаты педагогической диагностики могут использоваться для:
- Оптимизации работы с группой детей;
- Индивидуализации образования (поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
О необходимости поддерживать индивидуальность каждого ребенка говорится издавна. Всегда главной ценностью для педагогов была личность ребёнка, её уникальность и неповторимость. В современных же условиях разговор идёт о том, что индивидуальная работа не должна нести бессистемный, эпизодический характер. Для решения этой задачи педагоги используют разные личностно-ориентированные педагогические технологии, одной из которых является …
Слайд 3. разработка и реализация Индивидуального образовательного маршрута. Об этом сегодня и пойдёт наш разговор.
Анализ материалов, которые выкладываются в Интернете по этой теме, показывает, что до сих пор нет чётко установленных нормативов по созданию алгоритма ИОМ. Более того, разные авторы вкладывают разный смысл в это понятие, а порою даже путаются в определениях. В разных источниках используются такие понятия как «ИОМ», «Индивидуальный учебный план», «Индивидуальная развивающая программа», «Индивидуальная образовательная траектория», «Программа индивидуального сопровождения ребёнка».
Рассмотрим понятия, которые отражают название данной технологии.
Слайд 4. Индивидуальный – личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других (Ожегов С.И. Словарь русского языка)
Образовательный – целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие.
Маршрут – путь личностного роста (воспитания, развития, обучения) человека.
Слайд 5. Т.о., Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения конкретного человека, который направлен: на его воспитание (ответственности, трудолюбия и т.д.), на развитие (физических способностей и т.д.) и на обучение.
Иными словами, индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогом (педагогами) персональный путь развития ребёнка и реализации его личностного потенциала.
Как видим, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. А именно, индивидуальный образовательный маршрут:
- связан с конкретной образовательной целью;
- связан с условиями её достижения;
- создаётся до начала движения;
- обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом.
Слайд 6. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Слайд 7. Индивидуальный образовательный маршрут определяется:
- образовательными потребностями;
- индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы);
- существующими стандартами содержания образования.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Слайд 8. Построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей дошкольников. Основанием для дифференциации воспитанников может быть:
- возрастная категория;
- физические и психофизические особенности;
- социальный фактор;
- уровень владения обучающимся учебно-предметными знаниями и умениями;
- особенности интересов, склонностей, способностей;
- особенности характера.
Слайд 9. Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута
- Обследование детей (диагностика), анализ состояния их психического и физического развития, выявление индивидуальных особенностей.
- Постановка цели и определение образовательных задач.
- Определение срока действия маршрута.
- Отбор содержания образовательного маршрута.
- Определение вероятных результатов реализации.
- Промежуточная диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
- Подведение итогов работы.
Слайд 10. 1-ый этап - этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Это и педагогические (воспитательские) методики, и логопедические, и психологические (тесты Стенфорда-Бине, Векслера), анкеты для родителей, тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?», методика «Оценка общей одарённости», изучение медицинских документов (диагноз и показания врачей) и др.
На данном этапе происходит выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: выявление индивидуально-психологических особенностей, выявление трудностей в обучении, определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии, выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития. А самое главное - выявление причин трудностей ребенка.
Слайд 11. 2-ой этап - Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
Слайд 12. 3-ий этап - «Определение времени» - не должен вызвать у педагога затруднение. По согласованию с родителями, срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Необходимо учитывать совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой.
Слайд 13. 4-ый этап - «Разработка содержания образовательного маршрута» - самый сложный и трудоёмкий. Педагогу необходимо совместно с родителями и специалистами ДОУ определить темы занятий, сделать подборку игр и упражнений дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
Слайд 14. 5-ый этап - «Определение вероятных результатов».
Слайд 15. 6-ой этап - «Промежуточная диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута». Здесь происходит выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.
Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды:
- положительная динамика: высокий уровень;
- положительная динамика: выше среднего уровень;
- относительно положительная динамика: средний уровень;
- незначительная динамика: низкий уровень;
- отрицательная динамика(невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ);
- волнообразная динамика;
- избирательная динамика. В случае, если сравнительный мониторинг показывает «без динамики», т.е. мы видим те же цифры, что были в начале работы, то этот факт указывает на необходимость внимательно отнестись к корректировке образовательной работы.
Слайд 16. 6-ой этап - Подведение итогов работы
Слайд 17. Индивидуальный образовательный маршрут может строиться и несколькими участниками - специалистами ДОУ. Для этого на заседании психолого-медико-педагогического консилиума формируется “команда” специалистов: учитель-логопед, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к ребёнку. Постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.
Слайд 18. Все этапы диагностики, отражаются в «Индивидуальной карте развития ребёнка». Затем коллективно составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут с разработкой плана конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Дополнительный материал:
Варианты определений ИОМ:
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образова-тельная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осу-ществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопре-деления и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш.Ю.Амонашвили)
По М.И. Башмакову, ИОМ - это структурированная программа действий ребёнка на некотором фиксированном этапе обучения.
По М.Ю. Лукьяновой, ИОМ - это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемая в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребёнка на протяжении определенного времени.
Под программой индивидуального сопровождения понимается модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенная на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющая последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.
Понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает более широким значением и предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рекомендации педагога-психолога по составлению индивидуального маршрута
рекомендации педагога-психолога по составлению индивидуального маршрута...
Составление индивидуальных маршрутов обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи посещающих детский сад общеразвивающего вида для реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС
Статья опубликована в сборнике - III Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»...
Опыт работы по составлению индивидуального маршрута развития ребёнка учителем-дефектологом.
В материале представлен опыт работы по составлению индивидуального маршрута развития ребёнка учителем-дефектологом....
Методические рекомендации по составлению индивидуального маршрута развития воспитанника
Даны методические рекомендации по составлению образовательного маршрута воспитанника...
Составление индивидуальных маршрутов в свете ФГОС.
Информация для воспитателей о содержании и требованиям к инд. маршрутам....
Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"
Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"...
Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Алгоритмсоставления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут входит в перечень документов для работы с детьми с ОВЗ...