Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе (6-7)лет. Тема" Куколка КУВАДКА"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Хочу поделиться конспектом из мини-проекта "Защитники земли Русской" по конструированию.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Подготовительная группа (6-7 лет)
Тема: « Куколка Кувадка ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструирование "Куколка Кувадка". Подготовительная группа. | 508.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной
деятельности по КОНСТРУИРОВАНИЮ
Образовательная область:
«Художественно-эстетическое развитие»
Подготовительная группа (6-7 лет)
Тема: « Куколка Кувадка ».
ЦЕЛЬ: Научить мастерить традиционную тряпичную куклу Кувадку.
Программное содержание:
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей с культурой русского народа;
- познакомить с историей и традициями народного мастерства;
- научить мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом;
- продолжать учить завязывать узелки;
- продолжать учить детей работать в паре.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к истории игрушечного мастерства;
- развивать у детей умение работать по технологической карте;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать словарный запас детей.
- Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к труду и уважение к старшим;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа:
Презентация о жизни древних славян на Руси, рассматривание иллюстраций в книгах с изображением русской природы, русских изб и славянских поселений, жизни и быта, совместная работа с родителями по изготовлению предметов быта русских людей: тарелочки и щита в технике папье-маше для росписи, меча и кокошника как основу под аппликацию, чтение былин про богатырей, дидактические, настольно-печатные и подвижные игры.
Словарная работа: сундук, издревле, безликие, поверье, обережные куклы, могущество, худого.
Наглядный материал: иллюстрации из книги И.А.Лыковой «Куколки из сундучка рукотворные игрушки», образцы куколок, сундучок.
Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки разного цвета и разного размера (15х20, 30х30 см.), нитки, ножницы.
Методические приёмы:
- Беседа.
- Рассматривание куколок, иллюстраций.
- Разбор порядка работы – технологической карты.
Ход занятия:
1. «О чем рассказал сундучок».
- Ребята, как вы думаете, во что играли дети раньше? Были ли у них игрушки, из чего были сделаны?
- Да, игрушек как у нас у них не было. А играли они… (выносится сундучок).
Это - бабушкин сундук. Он может быть ларчиком, шкатулкой, шкафом, чемоданом... В любом своем виде сундук - это хранилище семейной памяти, народных традиций. Издревле (давным- давно) в сундуках берегли все самое ценное: наряды, военные доспехи, документы, письма, семейные реликвии... А что там лежит на самом дне? (Воспитатель достает из сундучка вещи).
Ах, осторожно! Это же куколки! Да как их много! Из лоскутиков, ниток, льна. И все такие разные. В такие игрушки играли раньше все детишки. А мастерили их мамы с сестренками и братишками.
Рукотворные куколки помогали на каждом шагу. Наши пра-пра-пра- бабушки и пра-пра-прадедушки верили в могущество куклы и в каждую модель вкладывали свой особый смысл. (Показ кукол и объяснение).
Куклу Льнянушку делали для того, чтобы она помогала рукодельницам осваивать секреты ремесел, защищала от худого (плохого), наставляла на ум.
Купавка и Травница отгонят болезни и укрепят здоровье.
Десятиручка поможет справиться с самыми разными делами.
Берегиня защитит от бед и напастей, принесет в дом мир и лад.
Мартенички (нитяные куклы). Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными нитяными куколками Мартиничками. Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – Мартинички. Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца.
- Ребята, обратите внимание – есть ли у них лицо?
- Да, в большинстве случаев кукол оставляли безликими (или безлицевыми) - даже приблизительно не намечали черты лица. Согласно старинному поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и поэтому никогда не причинит вред человеку.
Сегодня мы сами смастерим себе куколку Кувадку.
2. История и портрет куклы Кувадка.
Кувадка (или Куватка) - одна из самых простых обережных куколок. (Это значит куколок, которые оберегают от чего-то, или от кого-то). Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки защищали новорожденных и служили им первыми игрушками.
3.Физминутка.
Перед тем, как начнем мастерить своих куколок, мы выйдем во двор, и превратимся в гусей. Помните песенку «Жили у бабуси два веселых гуся»? Давайте споем ее и разомнемся.
Музыкальная физкультминутка)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
Жили у бабуси | Вот кричит бабуся: |
- Технология изготовления куклы.
Во время работы дети могут помогать друг другу в завязывании узелков, поддерживая ткань.
1. Лоскут яркой одноцветной ткани скручиваем к середине по длинным сторонам.
2.Скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем ниткой другого цвета несколько тугих витков, концы связываем двойным узлом. Это голова и туловище куклы.
3.Из лоскута другого цвета размером 10х10 см делаем еще одну скрутку, на концах отступаем по 1 см и делаем обмотку яркой ниткой - это руки.
4.Вторую скрутку укладываем в первую скрутку (под головой) и фиксируем несколькими витками яркой ниткой: сначала по линии талии, а потом крест-накрест на груди.
- Такая модель позволяет сделать и куклу-девочку и куклу-мальчика.
5. Рассматривание своих игрушек. Подведение итога.
- Что нового вы узнали сегодня, чему научились. Посмотрите, какие замечательные куколки у вас получились.
- Пригодится ли вам сегодняшний опыт в жизни?
- А сейчас уберите свое рабочее место, и можете поиграть со своими куколками.
ОБРАЗЦЫ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в младшей группе. «Дорожки»
Помочь детям овладевать простыми конструктивными приемами (плотно прикладывать кирпичики друг к другу узкими коротким гранями)....
Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе на тему: «Друзья спешат на помощь»
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация». Цель: развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности детей при помощи конструк...
Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе на тему: «Путешествие по планете знаний на ковре – самолёте»
Цель: развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей, формирование предпосылок инженерного мышления средствами конструктора « РоботоЛаб»Задачи:Обра...
Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе на тему: «Самолёт»
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация»Образовательная деятельность: конструированиеЦель: развитие конструктивной деятельности детей, формирование предпос...
Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе Тема: «Самолеты, вертолеты»
Цель: развитие конструктивно - модельных действий детей.Задачи.Образовательные:Знакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации;Ввести в активный словарь детей слова: возд...
Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в подготовительной к школе группе "Подарок Снежной королеве".
Конспект конструирования из бумажных конусов в подготовительной к школе группе "Подарок Снежной королеве". Детям предлагается помочь Снежной королеве в изготовлении Новогодней ели, выбрать н...
Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в средней группе «Космические ракеты»
Цель: создание коллективного панно по теме «Космос». Задачи:Образовательные:- Закреплять и расширять представления детей с космосе.-Формировать умение следовать устным инструкция...