Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе (6-7)лет. Тема" Куколка КУВАДКА"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Игнатова Светлана Валериановна

Хочу поделиться конспектом из мини-проекта "Защитники земли Русской" по конструированию. 

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Подготовительная группа (6-7 лет)

Тема: « Куколка Кувадка ».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  организованной  образовательной

деятельности по КОНСТРУИРОВАНИЮ

Образовательная область:

 «Художественно-эстетическое развитие»

Подготовительная группа (6-7 лет)

Тема: « Куколка Кувадка ».

ЦЕЛЬ: Научить мастерить традиционную тряпичную куклу Кувадку.

Программное содержание:

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи:

  • Продолжать знакомить детей с культурой русского народа;
  • познакомить с историей и традициями народного мастерства;
  • научить мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом;
  • продолжать учить завязывать узелки;
  • продолжать учить детей работать в паре.

Развивающие задачи:  

  • Развивать интерес к истории игрушечного мастерства;
  • развивать у детей умение работать по технологической карте;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать словарный запас детей.
  • Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к труду и уважение к старшим;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

 Презентация о жизни древних славян на Руси, рассматривание иллюстраций в книгах с изображением русской природы, русских изб и славянских поселений, жизни и быта, совместная работа с родителями по изготовлению предметов быта русских людей: тарелочки и щита  в технике папье-маше для росписи, меча и кокошника как основу под аппликацию, чтение былин про богатырей, дидактические, настольно-печатные и подвижные игры.

Словарная работа: сундук, издревле,  безликие, поверье, обережные куклы, могущество, худого.

Наглядный материал: иллюстрации из книги И.А.Лыковой «Куколки из сундучка рукотворные игрушки», образцы куколок, сундучок.

Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки разного цвета и разного размера (15х20, 30х30 см.), нитки, ножницы.

Методические приёмы:

  1. Беседа.
  2. Рассматривание куколок, иллюстраций.
  3. Разбор порядка работы – технологической карты.

Ход занятия:

1. «О чем рассказал сундучок».

- Ребята, как вы думаете, во что играли дети раньше? Были ли у них игрушки, из чего были сделаны?

- Да, игрушек как у нас у них не было. А играли они… (выносится сундучок).

 Это - бабушкин сундук. Он может быть ларчиком, шкатулкой, шкафом, чемоданом... В любом своем виде сундук - это хранилище семейной памяти, народных традиций. Издревле (давным- давно)  в сундуках берегли все самое ценное: наряды, военные доспехи, документы, письма, семейные реликвии... А что там лежит на самом дне? (Воспитатель достает из сундучка вещи).  

 Ах, осторожно! Это же куколки! Да как их много! Из лоскутиков, ниток, льна. И все такие разные. В такие игрушки играли раньше все детишки. А мастерили их мамы с сестренками и братишками.

Рукотворные куколки помогали на каждом шагу. Наши пра-пра-пра- бабушки и пра-пра-прадедушки верили в могущество куклы и в каждую модель вкладывали свой особый смысл. (Показ кукол и объяснение).

Куклу Льнянушку делали для того, чтобы она помогала рукодельницам осваивать секреты ремесел, защищала от худого (плохого), наставляла на ум.

 Купавка и Травница отгонят болезни и укрепят здоровье.

Десятиручка поможет справиться с самыми разными делами.

 Берегиня защитит от бед и напастей, принесет в дом мир и лад.

 Мартенички (нитяные куклы). Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными нитяными куколками Мартиничками. Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – Мартинички. Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. 

- Ребята, обратите внимание – есть ли у них лицо?

- Да, в  большинстве случаев кукол оставляли безликими (или безлицевыми) - даже приблизительно не намечали черты лица. Согласно старинному поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и поэтому никогда не причинит вред человеку.

Сегодня мы сами смастерим себе куколку  Кувадку.

2. История и портрет куклы Кувадка.

Кувадка (или Куватка) - одна из самых простых обережных куколок. (Это значит куколок, которые оберегают от чего-то, или от кого-то). Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки защищали новорожденных и служили им первыми игрушками.

3.Физминутка.

Перед тем, как начнем мастерить своих куколок, мы выйдем во двор, и  превратимся в гусей. Помните песенку «Жили у бабуси два веселых гуся»? Давайте споем ее и разомнемся.

Музыкальная физкультминутка)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)

Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.

  1. Технология изготовления куклы.

Во время работы дети могут помогать  друг другу в завязывании узелков, поддерживая ткань.

1. Лоскут яркой одноцветной ткани скручиваем к середине по длинным сторонам.
2.Скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем ниткой другого цвета несколько тугих витков, концы связываем двойным узлом. Это голова и туловище куклы.
3.Из лоскута другого цвета размером 10х10 см делаем еще одну скрутку, на концах отступаем по 1 см и делаем обмотку яркой ниткой - это руки.
4.Вторую скрутку укладываем в первую скрутку (под головой) и фиксируем несколькими витками яркой ниткой: сначала по линии талии, а потом крест-накрест на груди.
- Такая модель позволяет сделать и куклу-девочку и  куклу-мальчика.

5. Рассматривание своих игрушек. Подведение итога.

- Что нового вы узнали сегодня, чему научились. Посмотрите, какие замечательные куколки у вас получились.

- Пригодится ли вам сегодняшний опыт в жизни?

- А сейчас уберите свое рабочее место, и можете поиграть со своими куколками.

ОБРАЗЦЫ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ.

D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09787.JPG

D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09792.JPG

D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09794.JPG

D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09804.JPG

D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09813.JPG

D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09814.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в младшей группе. «Дорожки»

Помочь детям овладевать простыми конструктивными приемами (плотно прикладывать кирпичики друг к другу узкими коротким гранями)....

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе на тему: «Друзья спешат на помощь»

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация». Цель: развитие познавательно-исследовательской,  конструктивной деятельности детей  при помощи конструк...

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе на тему: «Путешествие по планете знаний на ковре – самолёте»

Цель: развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей, формирование предпосылок инженерного мышления средствами конструктора « РоботоЛаб»Задачи:Обра...

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе на тему: «Самолёт»

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация»Образовательная деятельность: конструированиеЦель: развитие конструктивной деятельности детей, формирование предпос...

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе Тема: «Самолеты, вертолеты»

Цель: развитие конструктивно - модельных действий детей.Задачи.Образовательные:Знакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации;Ввести в активный словарь детей слова: возд...

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в подготовительной к школе группе "Подарок Снежной королеве".

Конспект конструирования из бумажных конусов в подготовительной к школе группе "Подарок Снежной королеве". Детям предлагается помочь Снежной королеве в изготовлении Новогодней ели, выбрать н...

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в средней группе «Космические ракеты»

Цель: создание коллективного панно по теме «Космос». Задачи:Образовательные:- Закреплять и расширять представления детей с космосе.-Формировать умение следовать устным инструкция...