Познавательное развитие детей средней группы средствами конструктивной деятельности
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Цель: распространение опыта по использованию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста как средства познавательного развития ребенка
Задачи: Познакомить педагогов с эффективными приемами руководства конструктивной деятельностью детей, обобщить педагогический опыт по данной теме.
В нашем дошкольном учреждении создан Развивающий центр, для детей – это «волшебная комната», где мы реализуем свою программу познавательного развития детей дошкольного возраста. При составлении данной программы мы опирались на известные постулаты детской психологии: развитие вообще происходит в деятельности (Леонтьев), развитие дошкольника главным образом в «ведущей» деятельности, а также специфичных для данного возраста видах: конструировании, рисовании, лепке или аппликации.Средний дошкольный возраст средний дошкольный возраст является сенситивным для развития наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Поэтому познавательные задачи, которые мы ставим перед ребенком будут наиболее эффективными, если будут опираться на анализ ребенком наглядных моделей, схем, чертежей.
Конструирование – эта та деятельность, которая в наибольшей степени может помочь интеллектуальному развитию ребенка, так как предполагает освоение им освоение чертежей как строительных деталей, так и построек. Конструирование из обычных кубиков – специфически дошкольный вид деятельности, вызывающий у ребенка неизменный интерес и желание действовать с конструктором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_1.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие детей средней группы средствами конструктивной деятельности
Цель мастер-класса: распространение опыта по использованию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста как средства познавательного развития ребенка
Задачи: Познакомить педагогов с эффективными приемами руководства конструктивной деятельностью детей, обобщить и обменяться педагогическим опытом по данной теме; повысить уровень мастерства педагогов; создать положительный эмоциональный климат у педагогов.
В нашем дошкольном учреждении создан Развивающий центр, для детей – это «волшебная комната», где мы реализуем свою программу познавательного развития детей дошкольного возраста. При составлении данной программы мы опирались на известные постулаты детской психологии: развитие вообще происходит в деятельности (Леонтьев), развитие дошкольника главным образом в «ведущей» деятельности, а также специфичных для данного возраста видах: конструировании, рисовании, лепке или аппликации.
Мы должны учитывать зоны актуального и ближайшего развития ребенка и в соответствии с особенностями каждого ребенка ставить перед ними задачи, решение которых будет развивать малыша.
Если ребенку вполне полезно решать задачи, то дело взрослого - ставить детские задач и таким образом, чтобы «целенаправленно руководить» - помогать ему осваивать обобщенные средства ориентировки в этих задачах и соответственно находить их решения. В конечном итоге главное - чтобы ребенок мог выделять для себя такие задачи самостоятельно. Да в идеале еще и полюбил это делать.
В соответствии с данными постулатами средний дошкольный возраст средний дошкольный возраст является сенситивным для развития наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Поэтому познавательные задачи, которые мы ставим перед ребенком будут наиболее эффективными, если будут опираться на анализ ребенком наглядных моделей, схем, чертежей.
Конструирование – эта та деятельность, которая в наибольшей степени может помочь интеллектуальному развитию ребенка, так как предполагает освоение им освоение чертежей как строительных деталей, так и построек. Конструирование из обычных кубиков – специфически дошкольный вид деятельности, вызывающий у ребенка неизменный интерес и желание действовать с конструктором. Попробуйте раздать детям 5 лет кубики, попросите их не трогать. Волевого усилия, связанного с установкой взрослого даже у самых послушных хватает только на пару минут. Дети с удовольствием творят, даже имея в своем распоряжении 4-5 кубиков.
В Программе разработанной НИИ дошкольного воспитания кафедрой детской психологии под руководством Л.А. Венгера особое внимание уделяется конструированию. Их разработки я взяла за основу своей программы. Но в работе я столкнулась с рядом проблем, решая которые мне пришлось, стараясь решить те задачи, которые поставлены в программе, изменить ряд методических приемов. Появились подвижные игры, которые помогли детям усвоить сложные для них чертежи строительных деталей. Детям очень нравится создавать постройки из небольшого количества деталей по расчлененным схемам, где необходимо учитывать ракурс строительной детали. А так как такие задания несут большой развивающий эффект, то я в своей работе много времени уделяю именно этим заданиям.
Итак, давайте попробуем сейчас пройти тот путь, который я со своими ребятами прохожу за год
Вначале, к нам приходит медвежонок, который решил стать строителем. Дети соглашаются ему помочь в этом.
Для начала нам необходимо познакомится с чертежами строительных деталей. Вначале это куб, полукуб, треугольная призма и параллелепипед. Затем появляются конус и цилиндр. Чертежи я предлагаю детям в 2х проекциях: вид прямо и вид сверху.
Одной из первых проблем становится то, что ребята путают названия плоскостных и объемных фигур. Что бы Вы могли предложить для ее решения?
Как правило, сравнение чертежа и строительной детали оказывается достаточно эффективным. После того как мы вместе находим у куба сразу 6(!) квадратов, дети начинают более четко различать данные понятия.
Для знакомства с чертежами использую игры «Чудесный мешочек» (найти деталь по чертежу), путаница.
Наиболее любимой для ребят стала игра «Совушка-сова», модифицированный вариант общеизвестной игры. Дети – птички, которые летают днем и прячутся в гнезде ночью. Гнездом может быть просто стул. Вокруг которого собираются птички. Стульев может быть 3 или 4, на каждом стуле есть строительная деталей. У совы есть ключи от каждого дома – чертежи строительных деталей в 2 проекциях. Но один ключ каждую ночь у совы забирает медведь и в этот дом сова попасть не может. Здесь и должны спрятаться дети. Иначе сова ловит их. Каждый раз мишка берет новый ключ. Игра доставляет огромное удовольствие детям и при этом они быстро усваивают какой чертеж какую строительную деталь обозначает.
Далее мы начинаем строить небольшие постройки. У каждого ребенка на столе только 4 детали. А вот заданий у нас множество. От простых до достаточно сложных для ребят
После того, как подобные задания дети решают достаточно успешно, мы переходим к работе с частично расчлененной схемой. Так предлагается построить дом, но так, чтобы у крыши был навес и можно было погулять в дождь.
Дети должны скоструировать крышу используя 2 треугольных призмы и куб.
Похожее задание – построить по частично расчлененной схеме горку для ЛЕГО-человечков, высотой в 1 параллелепипед с лесенкой из 4 ступенек и плавным скатом.
Одно из заданий – найти чертеж из 3-4 к постройке.
И конечно мы строим по чертежам дома, автобусы, мосты…
В заключении мы строим постройки по условиям, например, надо построить мост для с двумя пролетами для прохода судов, высота пролета должна быть такой, чтобы под ним прошло наше судно, плавным скатом и шириной такой, чтобы могла проехать одна машина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...
Совместная образовательная деятельность по познавательному развитию детей средней группы «Фокусы для Маши»
Конспект совместной образовательной деятельностипо познавательному развитию для средней группы «Фокусы для Маши» Программное содержание: Образовательная задача: ·...
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
В рамках тематической недели «Урожай» реализованной в октябре, было необходимо пополнить развивающую среду группы. И совместно с детьми во время беседы в первый день реализации темы – момент погружени...
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет
Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....
Развитие творческих способностей детей подготовительной группы средствами конструктивной деятельности (оригами)
Конспект занятия по изготовлению "собачки" в технике оригами...
НОД «Развитие эмоциональной сферы детей средней группы средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке» (по мотивам сказки С.Я. Маршака)
quot;Сказка о глупом мышонке" (по мотивам сказки С.Я.Маршака)...