Программа квиллинг и оригами 1 год обучения
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Чукалова Зоя Михайловна

Программа " Волшебный квиллинг"  и оригами первый год обучения детей в старшей группе детского сада. Разработана система занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа "Волшебный квиллинг"

Обучение детей элементарным приемам техники квиллинг (скручивание из бумажных полосок)

         

 

Информационная карта

1.     Учреждение: ФГБДОУ Црр детсад 1387 УДПРФ

2.     Название программы: «Волшебный квиллинг»

По обучению детей элементарным приемам техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

3.Ф.И.О., должность ведущего: Чукалова Зоя михайловна, воспитатель

4. Тип программы: художественно-эстетическая

5.Вид программы: развивающая

6. Направление деятельности: прикладное творчество, конструирование

7. Продолжительность освоения программой:  1год (2 раз в месяц)

8. Возраст участников: 5-6 лет

9. Форма организации: Групповая

10. Продолжительность занятий - старшая группа - 25мин.  

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

 

«Волшебный квиллинг»

 

Обучению детей элементарным приемам техники квиллинга и оригами

Старшая группа

(скручивание из бумажных лент)

Первый год обучения

 

 

 

 

 

Чукалова Зоя Михайловна

Воспитатель:1 квалификационная категория

2016 

Пояснительная записка

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

                                          Мы чудо сотворить сумеем сами

                                                                 Вот этими умелыми руками.

 

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).

“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

       Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

 

Цель программы  «Волшебный квиллинг»-– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Задачи программы :

Обучающие

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

·        Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

                          

 

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа  «Волшебный квиллинг» рассчитана на 2 года (с детьми старшей и подготовительной к школе группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе должна составлять 10 человек. Продолжительность занятия составляет 25-30 мин. Занятия проводятся в двух подгруппах, четыре раза в месяц с сентября по май.

Количество занятий

Количество детей в подгруппе

В месяц

В год

2

18

12

                                   Условия реализации программы:

·        Наличие материально-технического обеспечения;

·        Систематичность посещения  «Волшебный квиллинг»;

·        Регулярные отчетные выставки для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;

                          Содержательная часть

 

 Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

• наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

·        активизация и индивидуализация обучения;

·        игры и игровые ситуации;

·        творческие работы и т.д.

 

                                 Направления работы:

·        Изготовление цветов в технике квиллинг.

·        Изготовление сувениров  и открыток к празднику.

·        Конструирование, оригами.

                                       Тип программы:

Программа  «Волшебный квиллинг» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н.,Хелен Уолтер.,Д.Чиотти. Ханны Линд,  А.Быстрицкая,Джейн Дженкинс,О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И

                                          Формы работы:

·        индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

·        групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

·        коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

 

                                              Ожидаемые результаты .

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

                           

                        Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

Оборудование и инструменты:

- цветную бумагу,

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА),

- зубочистка

-бумажные полоски шириной 5-7 мм,

-стержни дляшариковой ручки с расщепленным концом, 

-ножницы,

- карандаши простые,

-линейка,

-кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка.

Оборудование:

- столы

-стулья

-мольберт

-доска

-образцы объектов труда

Методическое обеспечение программы  «Волшебный квиллинг»

I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы

1.     Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2.     Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3.     Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4.     О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5.     Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6.     1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

7.     2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

8.     3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

9.     4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

10.                       http:/stranamasterov.ru

II. Материалы из опыта работы педагога

1.     Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

2.     Инструкционные карты сборки изделий

3.     Образцы изделий

4.     Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Содержание программы.

Учебно-тематический план занятий

Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом  работы с бумагой как квиллинг и оригами. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах  и коллективно.

Месяц

Тема

Задачи

Практика

Сентябрь

Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Ознакомление содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Знакомство с правилами техники безопасности.

 

Материал – бумага.

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

 Познакомить детей как родилась бумага, историю ее  возникновения, и её свойствах.

Разнообразие бумаги, ее виды.

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость)

Октябрь

Знакомство с новой техникой конструирования из бумаги – квиллинг.

Элемент (форма) – «тугой рол». Аппликация «Яблоня»

Основные инструменты, материалы. Повторить    технику безопасности при работе с ножницами, клеем.Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм “тугой рол ”.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. Пользоваться основными инструментами, соблюдая технику безопасности.

Конструирование из бумаги «Божья коровка»

Продолжать учить складывать круг пополам .Наклеивать детали друг к другу.

Загадки. Рассматривание образца. Последовательность выполнения. Выполнение детьми.

Ноябрь

Аппликация «Мухомор»

Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм “тугой рол ”.

Учить наклеивать тугой рол на бумагу. Продолжать учить выполнять аппликацию из готовых форм.

 Загадки о мухоморе. Показать последовательность выполнения работы. Выполнение детьми аппликации.

Оригами «Цветок»

Продолжать учить складывать лист в разных направлениях. Учить делать четкий сгиб

Рассматривание иллюстраций. Показ способа выполнения. Индивидуальная помощь. Выполнение детьми.

Декакбрь

Аппликация из кругов

Продолжать учить делать композицию из кругов разного размера. Закреплять умение складывать круги пополам. Упражнять в умении аккуратно наносить клей на деталь.

Выполнение детьми.

«Елочка»

Познакомить детей с новой формой рола – свободная спираль.

Рассказать о технологии изготовления формы.

Развивать мелкую моторику рук.

Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Дети знакомятся с бумагой для квиллинга. Сравнение обычной нарезной цветной бумаги с бумагой для квиллинга.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основную форму -

свободная спираль

Январь

«Рябина»

Учить детей правильно накрутить рол, напомнить о технологии изготовления тугого рола и свободной спирали.

Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

Оригами «Кошка»

Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях. Внимательно слушать указания взрослого. Уметь дополнять поделку мелкими делалями.

Рассматривание кошки. Показ способа выполнения. Выполнение детьми.

Февраль

«Снежинка»

Учить детей правильно выполнять  форму «завиток», свободная спираль». Упражнять в умении аккуратно работать с клеем.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

Оригами «Собака»

Продолжать учить складывать бумагу в соответствии с показом взрослого. Делать четкие сгибы.

Загадки. Рассматривание образца и игрушки. Показ способа выполнения. Выполнение детьми.

Март

«Мимоза»

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила ее составления. Применение формы в композициях. Закрепить правила техники безопасности.

Рассматривание мимоза. Определить элементы композиции. Самостоятельное выполнение детьми.

Оригами «Рыбка» (Коллективная работа)

Учить детей складывать квадрат по диагонали и попалам, вырезать по намеченной линии.

Рассматривание аквариума. Определить цвет, формы, размеры рыбок. Выполнение детьми.

Апрель

Квиллинг«Березка»

Познакомить в новым видом рола «Капля». Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги

Рассматривание березы Определить элементы выполнения. Показ способов выполнения.

Оригами «Бабочка»

Учить подбирать орнамент для украшения самостоятельно. Продолжать учить выполнять поделку по образцу.

Рассматривание иллюстраций бабочек. Определить цвета, расцветку. Показ выполнения.

Май

 Квиллинг«Цветы»

Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

 

Рассмотреть разное композиционное выполнение цветов. Самостоятельное выполнение.

Квиллинг«Гусеница»

Упражнять в умении аккуратно скручивать «Свободную спираль».  Продолжать учить самостоятельно составлять композицию. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Рассматривание иллюстраций.  Выполнение детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника квиллинг (бумагокручение). Дистанционное обучение родителей.

Данный материал представляет собой дистанционное обучение, которое направленно на то, чтобы научить родителей квиллингу. Данную технику можно использовать для развития творческих способностей у дошкол...

Программа квиллинг 2 год обучения, подг. группа

Программа "Волшебный квиллинг"Обучение детей элементарным приемам техники квиллинг (скручивание из бумажных полосок)Второй год обучения...

Конспект занятие №1 "Ромашки" в технике квиллинг 2 год обучения подготовительная группа

Конспект занятие №1 "Ромашки" в технике квиллинг 2 год обучения подготовительная группа...

Конспект занятие №2 "Медведь и пчелы (№1)" в технике квиллинг 2 год обучения подготовительная группа

Конспект занятие №2 "Медведь и пчелы (№1)" в технике квиллинг 2 год обучения подготовительная группа...

Программа "Квиллинг" в рамках дополнительного образования детей

Направленность программы  художественно-эстетическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации кружковой деятельности «Волшебный квиллинг»...

программа по дополнительному образованию КВИЛЛИНГ 2 год обучения

Дополнительная образовательная программа "Волшебный завиток 2"(квиллинг)направление программы: социально-педагогическая (воспитание и обучение дошкольников)Эта программа второго года обучени...

Программа по оригами "Волшебный мир оригами"

Предназначена для кружка по дополнительным услугам....