Программа квиллинг и оригами 1 год обучения
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Программа " Волшебный квиллинг" и оригами первый год обучения детей в старшей группе детского сада. Разработана система занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Волшебный квиллинг" и оригами первый год обучения | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа "Волшебный квиллинг"
Обучение детей элементарным приемам техники квиллинг (скручивание из бумажных полосок)
Информационная карта
1. Учреждение: ФГБДОУ Црр детсад 1387 УДПРФ
2. Название программы: «Волшебный квиллинг»
По обучению детей элементарным приемам техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
3.Ф.И.О., должность ведущего: Чукалова Зоя михайловна, воспитатель
4. Тип программы: художественно-эстетическая
5.Вид программы: развивающая
6. Направление деятельности: прикладное творчество, конструирование
7. Продолжительность освоения программой: 1год (2 раз в месяц)
8. Возраст участников: 5-6 лет
9. Форма организации: Групповая
10. Продолжительность занятий - старшая группа - 25мин.
Программа дополнительного образования
«Волшебный квиллинг»
Обучению детей элементарным приемам техники квиллинга и оригами
Старшая группа
(скручивание из бумажных лент)
Первый год обучения
Чукалова Зоя Михайловна
Воспитатель:1 квалификационная категория
2016
Пояснительная записка
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).
“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Цель программы «Волшебный квиллинг»-– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы :
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
· Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебный квиллинг» рассчитана на 2 года (с детьми старшей и подготовительной к школе группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе должна составлять 10 человек. Продолжительность занятия составляет 25-30 мин. Занятия проводятся в двух подгруппах, четыре раза в месяц с сентября по май.
Количество занятий | Количество детей в подгруппе | |
В месяц | В год | |
2 | 18 | 12 |
Условия реализации программы:
· Наличие материально-технического обеспечения;
· Систематичность посещения «Волшебный квиллинг»;
· Регулярные отчетные выставки для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
Содержательная часть
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
· активизация и индивидуализация обучения;
· игры и игровые ситуации;
· творческие работы и т.д.
Направления работы:
· Изготовление цветов в технике квиллинг.
· Изготовление сувениров и открыток к празднику.
· Конструирование, оригами.
Тип программы:
Программа «Волшебный квиллинг» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н.,Хелен Уолтер.,Д.Чиотти. Ханны Линд, А.Быстрицкая,Джейн Дженкинс,О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И
Формы работы:
· индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
· групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
· коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Ожидаемые результаты .
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистка
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни дляшариковой ручки с расщепленным концом,
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Оборудование:
- столы
-стулья
-мольберт
-доска
-образцы объектов труда
Методическое обеспечение программы «Волшебный квиллинг»
I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
6. 1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
7. 2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
8. 3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
9. 4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
10. http:/stranamasterov.ru
II. Материалы из опыта работы педагога
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок
2. Инструкционные карты сборки изделий
3. Образцы изделий
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний
Содержание программы.
Учебно-тематический план занятий.
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг и оригами. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
Месяц | Тема | Задачи | Практика |
Сентябрь | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | Ознакомление содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. | Знакомство с правилами техники безопасности.
|
Материал – бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. | Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах. Разнообразие бумаги, ее виды. Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. | Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость) | |
Октябрь | Знакомство с новой техникой конструирования из бумаги – квиллинг. Элемент (форма) – «тугой рол». Аппликация «Яблоня» | Основные инструменты, материалы. Повторить технику безопасности при работе с ножницами, клеем.Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “тугой рол ”. | Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. Пользоваться основными инструментами, соблюдая технику безопасности. |
Конструирование из бумаги «Божья коровка» | Продолжать учить складывать круг пополам .Наклеивать детали друг к другу. | Загадки. Рассматривание образца. Последовательность выполнения. Выполнение детьми. | |
Ноябрь | Аппликация «Мухомор» | Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “тугой рол ”. Учить наклеивать тугой рол на бумагу. Продолжать учить выполнять аппликацию из готовых форм. | Загадки о мухоморе. Показать последовательность выполнения работы. Выполнение детьми аппликации. |
Оригами «Цветок» | Продолжать учить складывать лист в разных направлениях. Учить делать четкий сгиб | Рассматривание иллюстраций. Показ способа выполнения. Индивидуальная помощь. Выполнение детьми. | |
Декакбрь | Аппликация из кругов | Продолжать учить делать композицию из кругов разного размера. Закреплять умение складывать круги пополам. Упражнять в умении аккуратно наносить клей на деталь. | Выполнение детьми. |
«Елочка» | Познакомить детей с новой формой рола – свободная спираль. Рассказать о технологии изготовления формы. Развивать мелкую моторику рук. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. | Дети знакомятся с бумагой для квиллинга. Сравнение обычной нарезной цветной бумаги с бумагой для квиллинга. Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основную форму - свободная спираль | |
Январь | «Рябина» | Учить детей правильно накрутить рол, напомнить о технологии изготовления тугого рола и свободной спирали. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. | Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. |
Оригами «Кошка» | Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях. Внимательно слушать указания взрослого. Уметь дополнять поделку мелкими делалями. | Рассматривание кошки. Показ способа выполнения. Выполнение детьми. | |
Февраль | «Снежинка» | Учить детей правильно выполнять форму «завиток», свободная спираль». Упражнять в умении аккуратно работать с клеем. | Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. |
Оригами «Собака» | Продолжать учить складывать бумагу в соответствии с показом взрослого. Делать четкие сгибы. | Загадки. Рассматривание образца и игрушки. Показ способа выполнения. Выполнение детьми. | |
Март | «Мимоза» | Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила ее составления. Применение формы в композициях. Закрепить правила техники безопасности. | Рассматривание мимоза. Определить элементы композиции. Самостоятельное выполнение детьми. |
Оригами «Рыбка» (Коллективная работа) | Учить детей складывать квадрат по диагонали и попалам, вырезать по намеченной линии. | Рассматривание аквариума. Определить цвет, формы, размеры рыбок. Выполнение детьми. | |
Апрель | Квиллинг«Березка» | Познакомить в новым видом рола «Капля». Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги | Рассматривание березы Определить элементы выполнения. Показ способов выполнения. |
Оригами «Бабочка» | Учить подбирать орнамент для украшения самостоятельно. Продолжать учить выполнять поделку по образцу. | Рассматривание иллюстраций бабочек. Определить цвета, расцветку. Показ выполнения. | |
Май | Квиллинг«Цветы» | Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции. Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
| Рассмотреть разное композиционное выполнение цветов. Самостоятельное выполнение. |
Квиллинг«Гусеница» | Упражнять в умении аккуратно скручивать «Свободную спираль». Продолжать учить самостоятельно составлять композицию. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | Рассматривание иллюстраций. Выполнение детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техника квиллинг (бумагокручение). Дистанционное обучение родителей.
Данный материал представляет собой дистанционное обучение, которое направленно на то, чтобы научить родителей квиллингу. Данную технику можно использовать для развития творческих способностей у дошкол...
Программа квиллинг 2 год обучения, подг. группа
Программа "Волшебный квиллинг"Обучение детей элементарным приемам техники квиллинг (скручивание из бумажных полосок)Второй год обучения...
Конспект занятие №1 "Ромашки" в технике квиллинг 2 год обучения подготовительная группа
Конспект занятие №1 "Ромашки" в технике квиллинг 2 год обучения подготовительная группа...
Конспект занятие №2 "Медведь и пчелы (№1)" в технике квиллинг 2 год обучения подготовительная группа
Конспект занятие №2 "Медведь и пчелы (№1)" в технике квиллинг 2 год обучения подготовительная группа...
Программа "Квиллинг" в рамках дополнительного образования детей
Направленность программы художественно-эстетическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации кружковой деятельности «Волшебный квиллинг»...
программа по дополнительному образованию КВИЛЛИНГ 2 год обучения
Дополнительная образовательная программа "Волшебный завиток 2"(квиллинг)направление программы: социально-педагогическая (воспитание и обучение дошкольников)Эта программа второго года обучени...
Программа по оригами "Волшебный мир оригами"
Предназначена для кружка по дополнительным услугам....