Презентация "Виды конструирования, методы и приемы руководства"
презентация по конструированию, ручному труду на тему
Данная презентация содержить текстовый материал, помогающий воспитателям уточнить виды конструирования, используемые с детьми дошкольного возраста. А также подобрать наиболее эффективные методы и приемы руководства конструктивно-модельной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_konstruirovaniya.pptx | 2.38 МБ |
konsultatsiya_konstruirovanie_-2107.docx | 698.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Constructio » - построение
Ученые, занимающиеся вопросом конструктивной деятельности Куцакова Л.В. Парамонова Л.А. Комарова Т.С. Лиштван З.В. Тарловская Н.Ф. Топоркова Л.А.
Виды конструирования Техническое конструирование Художественное конструирование
Конструктивная деятельность
Формы организации конструирования Конструирование по образцу Конструирование по модели Конструирование по условиям Конструирование по чертежам и схемам Конструирование по замыслу Конструирование по теме Каркасное конструирование
Методы и приемы работы по конструированию наблюдение натурального объекта показ и анализ образца объяснение последовательности и способов выполнения постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения Пояснения и вопросы анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции
Обследование предметов постройки
Обследование предмета 1. Целостное восприятие предмета 3. Выделение более мелких частей, их формы, цвета 2. обследование с анализом (вначале выделяются основные части, их форма, цвет) 5. Повторное восприятие предмета в целом 4. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга
Руководство конструктивной деятельностью Обучение на занятиях Самостоятельная конструктивно-модельная деятельность
вторая группа раннего возраста «Куклы кушают, гуляют, спят и т.д.»
Первая младшая группа Конструирование по образцу
Вторая младшая группа Конструирование из строительного материала
Средняя группа Конструирование : -по условию, -из бумаги -из природного материала
Старшая группа Конструирование и руыной труд: -из конструкторов -применяют чертеж
Подготовительная к школе группы Конструирование и ручной труд: -коллективные постройки, -работа с иглой, тканью
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 35
Консультация
«Виды конструирования, методы и приемы руководства»
Подготовила: ст. воспитатель Утина Н.П.
г. Саров, 2017г.
1 слайд - название консультации
2 слайд
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio построение.
Под детским конструирование понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта
Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества.
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
3 слайд
Большой вклад в развитие личности ребенка посредством конструктивной деятельности внесли такие ученые как Куцакова Л.В., Парамонова Л.А., Комарова Т.С., и др.
Л.А.Парамонова разработала целостную развивающую систему обучения конструированию.
В свое время Парамонова Л.А. отмечала «опасную» современную тенденцию ухода от жестко регламентированного обучения в детском саду путем реализации лозунга «все через игру». Хотя ей самой была установлена взаимосвязь игры и конструирования. Предлагала не употреблять выражение строительные игры.
4 слайд
Выделяют два вида конструирования: техническое и художественное.
К техническому виду конструирования относится конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструкторов, имеющих различные способы крепления, конструирование из крупно-габаритных модульных блоков, а также некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации из сказок, мультфильмов (моделируя основные признаки: у дома – дверь, стены, крыша, окна).
К художественному конструированию относится конструирование из природного и бросового материала, из бумаги
В художественном конструировании дети создают образы, предавая нет столько структуру, сколько в основном характер персонажа цветом, фактурой, формой.
Существует также компьютерное конструирование и конструирование из бросового материала, которые могут, носит как технический, так и художественный характер.
5 слайд
При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используют строительный материал, конструкторы, бумагу, природные и другие материалы. Вид материала определяет и вид конструирования: из строительного материала, из бумаги, из природного материала, из бросового материала и т.д.
Строительный материал – мелкий (настольный) и крупный - представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.).
Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей: при этом материал всегда укладывается строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.
Во время занятий материала должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, необходимо использовать разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т.д. для обыгрывания постройки.
Конструирование тесно связано со всеми видами деятельности: игрой, познавательным развитием, развитием речи, музыкальными занятиями, изобразительной деятельностью. Поэтому, планируя работу по конструктивной деятельности необходимо помнить о связи занятий по конструированию с занятиями по рисованию, лепке, аппликации
6 слайд
Формы организации конструирования:
- Конструирование по образцу (детям предлагают образец постройки, выполненный из деталей строительного материала и конструкторов. Педагог осуществляет прямую передачу готовых знаний детям. Как правило, творчество на этих занятиях не развивается. Почему эти виды занятий важны: дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают способом анализа постройки, учатся соединять детали).
- Конструирование по модели (в качестве образца используется модель, в которой очертания отдельных элементов скрыто ребенку в этом случае предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Ребенок должен самостоятельно вычленить все составляющие модели. Это форма конструирования в детском саду не прижилась и дается крайне редко. Почему? (т.к. нет готовых объемных моделей)).
- Конструирование по условиям (Детям не дается образец постройки, а лишь определяются условия, которым постройка должна соответствовать. Данная форма организации наиболее способствует развитию творческого воображения. Эта форма может применяться к другим видам конструирования? Нет, только к конструированию из строительного материала).
- Конструирование по чертежам и схемам (Дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел, поэтому в детском саду пользуемся специально разработанными шаблонами)
- Конструирование по замыслу (Большая возможность для творчества – дети сами выбирают что и как будут конструировать. Чтобы дети моли соорудить постройку у них должны быть сформированы умения действовать по образцу и условию)
- Конструирование по теме (детям дается всем одна тема, а они создают замыслы. Близка к конструированию по замыслу)
- Каркасное конструирование (дети знакомятся с центральным звеном постройки – каркасом, осваивают принцип построения каркаса, учатся выделять особенности конструкции)
Конструирование из строительного материала начинает использоваться в работе с детьми 2г.ж.
7 слайд
Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы:
- наблюдение натурального объекта
(в процессе наблюдения и обследования предмета до занятия дети получают представление о его назначении в жизни, а также о закономерной связи между формой предмета, его размерами (или размерами его частей) и назначением в жизни. Так, мост через судоходную реку, предназначенный для железнодорожного транспорта, должен быть высоким и широким, чтобы под ним могло пройти судно. Если же мост переброшен через узкую речку для пешеходов, ему достаточно быть узким и низким. При наблюдении педагог подчеркивает связь между назначением предмета и его оформлением. Украшает предмет, прежде всего, его гармоничная форма).
- показ и анализ образца (выполняется педагогом, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги, и способы действий им незнакомы).
- объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки, пояснения, вопросы
(Воспитатель продумывает вопросы, которые помогают выделить существенные особенности постройки, определяют последовательность ее изготовления. Вопросы должны направлять внимание ребенка не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Причем продуманная последовательность вопросов и выделение существенных признаков должны быть в работе с детьми каждой возрастной группы. Педагог не только сам продумывает систему вопросов и пояснений, но и воспитывает у детей умение задавать их самостоятельно).
- постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера (конструирование по условиям).
- анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции.
(Во время анализа целесообразно сначала обращать внимание на то, какими способами пользовались дети при создании игрушки, постройки, понимали ли, чему учились на занятии и научились ли новому, удачно ли применили способы работы. При оценке результатов коллективной работы следует учитывать не только качество коллективной продукции, но главным образом насколько дети придерживались правил совместного труда, все ли выполнили то, о чем договаривались, и выполнили ли именно ту часть работы, которая была определена каждому; поощрять при этом проявление уважения к работе товарищей, стремление помочь, научить тому, что умеет сам, а также удачное проявление инициативы в придумывании оригинальной конструкции. При анализе образцов и оценке детских работ необходимо учить детей замечать эстетические качества поделки, давать им оценку. Для этого педагог не только анализирует предмет, но и использует различные приемы, например, вопросы для привлечения детей к активному участию в этом. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам. Детей нужно научить осознавать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе товарищей. Ошибки, допущенные при выполнении задания, не следует оставлять без внимания: нужно вскрыть причину неудачи, помочь ребенку осознать ее и тут же посоветовать, как исправить. Но лучше, если ошибки будут предупреждать и исправлять в процессе выполнения работы сами дети).
8 слайд
Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обследования предметов, научить их, определять основные части постройки, выделять мелкие детали их расположение в зависимости от других частей, устанавливать их функциональное назначение.
9 слайд
Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:
1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т.д.).
2. Определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины.
3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).
4. Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т.п.).
5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики («вот такой высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т.д.)
Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.
10 слайд
Руководство конструктивной деятельностью осуществляется:
- на занятиях по конструированию
- в самостоятельной конструктивно-модельной деятельности
11 слайд
2 Г,Ж,
Инициатива принадлежит воспитателю. Он строить дорожку, по которой гуляет матрешка, красная по красной, желтая по желтой и т.д. занятия проводиться по подгруппам, можно на ковре. Вся деятельность построена на играх с куклами «Куклы кушают, гуляют, спят и т.д.». Количество используемых деталей каждым ребенком может доходить до 4-5. Рассмотрение образца не должно длиться более полутора минут, иначе активность детей снизится. Если на занятиях конструированием основным приемом обучения детей полутора лет был, показ образца и приемов действий, сопровождаемый пояснением взрослого, то к концу второго года жизни возможна словесная инструкция, относящаяся к действиям, конечно, знакомым детям.
12 слайд
3 Г,Ж,
Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).
Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом: размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд), накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка), замыкает пространство (загородка, забор, домик), делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
Следует стремиться к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными способами: кроватку можно сделать из двух кубиков и двух кирпичиков или из трех кирпичиков (больших и маленьких для большой и маленькой кукол), домик строят из кубика и трехгранной призмы или из трех кирпичиков и призмы, в таком домике уже может поселиться матрешка. Постройки детей могут отличаться по цвету. Такой подход развивает у ребенка умение легко находить нужные детали для самостоятельной работы. Необходимо добиваться точности в работе детей: если кубики (кирпичики) укладываются по горизонтали или по вертикали, то делать это нужно ровно, чтобы, например, сторона одного кубика укладывалась на стороне другого, а не выступала над ней, и т. д.
Постройки, с помощью которых дети обучаются способам конструирования, не должны быть сложными. Важно, чтобы дети стремились выполнить их тщательно, запоминали и применяли правильные приемы конструирования и затем могли использовать их в своих играх.
Желательно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета (кубики - в красные, кирпичики - в желтые и т. д.). Следует обращать внимание детей на гармонию цветов в постройке (стены домика желтые, крыша зеленая; все кубики, составляющие сиденье дивана, красные, кирпичики для спинки желтые и т. п.).
У детей воспитывается устойчивый интерес к строительным играм и занятиям. Они конструируют постройки из деталей строительного набора и учатся называть их, учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола.
Формы организации обучения конструированию: конструирование по образцу.
Воспитатель демонстрируют образец, показывает и подробно объясняет процесс возведения постройки.
В конце специально организованной деятельности воспитатель показывает детям, как играют с данной постройкой, и предоставляет эту возможность (2—3 мин). Тем самым формируется интерес к игровой деятельности.
Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, воспитатель использует не только специально организованную деятельность, но и процесс уборки материала после занятий и игр, а также дидактические игры: «Чего не стало», «Чудесный мешочек» и др.
Анализируя детскую деятельность, воспитатель отмечает, не только ее результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т. д.
13 слайд
Вторая младшая группа
Во второй младшей группе материал раскладывался в основном для каждого ребенка.
Основной материал для конструирования - строительный. Наборы его пополняются новой деталью - бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины), в каком положении он наиболее устойчив: когда стоит вертикально или лежит. Дети усваивают название, пользуются им в игре, учатся различать большие и маленькие бруски.
У детей закрепляются конструктивные навыки, которые они приобрели в первой младшей группе: располагают кирпичики, пластины на плоскости в 1-2 ряда (дорога для машин, трамвайная или железнодорожная линия), расставляют их вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг от друга либо плотно приставляют друг к другу (загородка для птиц или животных, забор для садика и др.).
Воспитатель постепенно усложняет задание: не показывая того, как делать дорогу, предлагает подумать, как построить ее, чтобы по ней прошла большая машина (либо уложить кирпичики, пластины в два ряда, либо изменить их положение). Это способствует развитию умения предварительно представить решение наглядно, а затем выполнить его. При этом детям дают уже большее количество деталей.
В этой работе у них закрепляется умение делать несложные перекрытия - одно- и двухъярусные (ворота, вышка для голубей, домик). Причем уделяется внимание предварительному обследованию общего вида образца, а затем выделяются основные части. Например, показывая маленький домик для маленькой матрешки, воспитатель выделяет части домика: стены, дверь, окно, крыша. Матрешка может войти в домик (что демонстрируется перед детьми). Далее рассматривается, из чего построена каждая часть: стены и дверь - из кирпичиков, крыша - из призм. Затем воспитатель показывает, как строить, останавливая внимание детей на каждой построенной части.
Так, в процессе занятий дети учатся различать постройки по величине, форме, видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены. Ребенок называет цвет деталей, выполняя постройку с учетом ее цветового решения, чтобы каждая основная часть имела один цвет (у стола крышка одного цвета, ножки другого и т. д.).
Важно, чтобы каждый ребенок усвоил последовательность выполнения построек.
Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед занятием.
14 слайд
Средний дошкольный возраст.
Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.
В средней группе ребенок уже может назвать тему постройки, которую собирается сделать, способен выполнять задуманное до конца. Но темы часто меняются под влиянием внешних обстоятельств и порой могут быть реализованы лишь с помощью воспитателя.
Игры детей становятся разнообразнее по тематике, несколько богаче по содержанию, так как в них отражаются не только впечатления о том, что их окружает в детском саду, но и о том, что они узнали из поездок с родителями на дачу, на теплоходе, в поезде, о чем слышали из рассказов, сказок. К концу года дети способны повторять интересные игры, играть в них несколько дней, внося незначительные изменения. Иногда, задумав игру, они делают для нее постройки, отбирают игрушки, соответствующие ее замыслу.
У детей возникает все больший интерес к качеству своего труда, появляется желание научиться выполнять работу красиво, как этого требует воспитатель. Потребность в контакте с другими детьми для совместной деятельности возрастает. Ребенок уже стремится согласовывать свои действия с действиями товарищей ради достижения общей цели. Дети уже в состоянии понять требования взрослых и коллектива и подчинить им свое поведение.
При рассматривании мебели, например стола, пояснять и показывать, что у всех столов обязательно есть крышка, ножки, но столы могут быть большие и маленькие, высокие и низкие, крышка стола может быть разной формы (квадратная, круглая, треугольная). Каждый стол имеет определенное назначение, а следовательно, и свои особенности (стол обеденный, письменный и т. д.). С помощью зрительного обследования дети знакомятся и с другими однородными предметами, что помогает подвести их к умению выделять в предметах общие свойства и различия в зависимости от применения.
Воспитатель обращает внимание на употребление слов, обозначающих пространственные отношения (впереди - сзади, вверху - внизу, направо - налево, ближе - дальше, больше - меньше).
Детские строительные наборы пополняются новыми деталями - цилиндрами большими и маленькими. В сравнении с другими деталями дети узнают их основные свойства и различия, учатся правильно называть и употреблять их в соответствии с конструктивными свойствами (для ножек стола, для фар у машин, для украшения зданий и пр.). Весь строительный материал, сохраняя определенный набор деталей, пополняется разными пластинами - короткими и длинными, широкими и узкими, брусками, кубиками, призмами, цилиндрами большими и маленькими.
В процессе конструирования детей учат следующим техническим умениям: замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки (для большой куклы - большую кроватку, для маленькой - маленькую, для пешеходов через речку - низкий мост, если по речке плавают теплоходы - высокий и т. п.), соразмерять постройки между собой (стол и стул, кровать и стул и т. д.). Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения.
Дети усваивают в процессе обучения, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив; тоже устойчивы кирпичик и пластина, положенные на широкую грань, брусок, положенный на любую длинную боковую грань. Кирпичик и пластина, поставленные вертикально между кубиками или призмами, приобретают большую устойчивость.
Детей знакомят с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок. Таким же примерно образом дети знакомятся с отношением между другими деталями: из двух кирпичиков или из двух пластин можно получить брусок и т. д.
На основе сформированных обобщенных представлений дети обучаются создавать серию построек однородных предметов на нескольких занятиях (сначала дом маленький с квадратным основанием, затем с основанием в виде прямоугольника, каждая стена не из 2, а из 4 кирпичиков, уложенных в 2 ряда). На одном занятии строят одноэтажный дом, но более сложный по конструкции, из большего количества деталей, на следующем занятии - двухэтажный. Каждый раз фиксируется внимание на том, что у каждого дома есть определенные части, но они могут быть разной формы, размера и выполняться из разных деталей. Так, постепенно восприятие у детей становится более целенаправленным и глубоким, у них образуется устойчивое понимание того, что существует определенная связь между строением предмета и его назначением в жизни.
Дети выполняют постройку домика уже без образца, по предложенным воспитателем условиям: сделать одноэтажный домик или двухэтажный из тех деталей, которые лежат на столе.
С помощью таких занятий ребенок будет подготовлен к тому, чтобы самостоятельно создавать постройку в соответствии с игровым замыслом, так как в игре часто требуется в соответствии с практическим назначением постройки преобразовывать знакомый образец, дополнять его различными деталями, изменять размер.
На занятиях дети могут поиграть со своей постройкой, для чего им воспитатель дает образные игрушки. В процессе таких игр он побуждает детей к совместным играм: по мосту и дорогам ездят автомобили всех ребят, можно предложить построить вместе одну общую дорогу, рядом бензозаправочную станцию, поставить светофор и т. д.
В средней группе следует обучать детей строить вместе. У каждого должен быть самостоятельный объект стройки: один строит гараж, другой - мост, предварительно договорившись, кто, что будет строить. А затем уже дети вместе достраивают то, что нужно для игры (дорогу или что-то другое).
Воспитатель приучает детей к аккуратности. Например, детали ребята должны складывать так, чтобы они занимали мало места: кирпичики, кубики, пластины укладывать стопкой, призмы соединять либо в кубы и укладывать стопкой, либо в ряд так, чтобы одни призмы были положены вершиной вверх, а другие - между ними - вниз.
Если во второй младшей группе материал раскладывался в основном для каждого ребенка, то в средней группе следует располагать его на середине стола, чтобы дети учились брать только те детали, которые им нужны.
После занятий и игр ребята самостоятельно разбирают постройки и укладывают все на место. Участие детей в подготовке материала, распределение его на столах, совместная уборка деталей тоже приучают их трудиться коллективно, считаться с товарищами, проявлять заботу о них.
В средней группе примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид занятий - конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов.
Детей обучают некоторым операциям с бумагой: сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части (окна, дверь, трубу и т. п.) к основной форме.
Задача состоит в том, чтобы первые навыки, которые приобретают дети, были усвоены, чтобы в работе с бумагой и клейстером они стремились как можно точнее, тщательнее выполнить задание. Конечно, ребятам трудно самостоятельно добиться этого. Воспитатель должен помочь им.
При этом с самого начала дети должны учиться контролировать себя, правильно ли они выполнили ту или иную операцию. Обучая детей приклеивать мелкие детали, надо уделить особое внимание самому способу наклеивания: как намазать клеем деталь, как пользоваться салфеткой, проверить, хорошо ли, правильно ли наклеено.
В уголке должен присутствовать «ящик» с цветными карандашами, клейстером, бумагой определенной формы и разного цвета, чтобы дети могли сами сделать альбом, какую-либо игрушку, как делали на занятии. Желательно, чтобы воспитатель в свободное время сам мастерил при детях какие-нибудь игрушки. Как правило, все эти поделки несложные, но важно, чтобы дети знали их назначение.
Детскими игрушками из бумаги можно дополнить постройки из строительного материала, например гирляндами флажков украсить катера. Домики, грузовики, автобусы использовать в различных сюжетных играх.
Изготовление игрушек из природного материала. Ребята вместе с воспитателем, родителями на даче, в лесу собирают шишки, желуди, сухие семена. Должен быть материал для крепления – пластилин, палочки. Желательно, чтобы поделки нашли применение в игре, в быту (как украшение, как предмет для подарка и т. д.).
Постепенно конструирование начинает отделяться от игры, выделяться как самостоятельная деятельность.
15 слайд
Старший дошкольный возраст.
Дети уже многое могут делать самостоятельно.
Выделяются следующие виды конструирования: из строительных наборов, бумаги, различных коробок и природного материала. Но задачи в обучении конструированию значительно возрастают.
Большое внимание воспитатель должен уделять играм детей с элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на занятиях. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность. И в старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.
Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии. Эти навыки помогут детям выполнять более сложную работу.
Для изготовления поделок используют плотную белую и цветную бумагу, тонкий картон, всевозможные коробки и другие материалы. В конце занятия можно предложить ребенку рассмотреть свою игрушку и рассказать, все ли выполнено хорошо, какие затруднения были в работе и чему он научился.
Для изготовления игрушек из всевозможных материалов воспитатель должен показать способы скрепления спичечных коробок: склеивание их друг с другом в ряд или одной над другой или вкладывание одной коробки в другую (в горизонтально лежащую коробку вставить вертикально стоящую).
Первый способ можно показать и применить для изготовления письменного стола, вагонов, шкафчиков, второй - для поделки детской коляски, машин, в частности самосвала. Кузов самосвала может быть подвижным. Для этого полоска, согнутая пополам, подклеивается под кузов и сверху к основе. Катушки можно использовать для изготовления мебели, подставки для флажков. Дети старшей группы продолжают мастерить игрушки из природного материала.
В уголке изобразительной деятельности должны быть альбомы с фотографиями поделок из природного материала. Они необходимы для того, чтобы вызвать у детей интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.
Любые изделия, которые изготавливают дети, должны находить применение в их играх. Можно устроить музей, рассматривать и анализировать с детьми их же работы. При этом надо выделять наиболее интересные, выразительные изделия, обращать внимание на удачное использование материала, на творческое отношение к работе.
Изделия могут быть использованы для игры в «магазин». Тогда ребята отбирают лучшие из них. Группа детей вместе с воспитателем, именуемая комиссией по отбору игрушек, советуется, что подходит, что неудачно выполнено. Можно предложить доделать или выполнить работу вновь. Такая деятельность детей станет элементом творческой сюжетной игры.
На занятиях конструированием из строительного материала продолжают работу по обучению детей некоторым техническим навыкам: соединять несколько плоскостей в одну большую, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий, делать постройки прочными.
Ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т. д.
Дети должны разбираться, из чего лучше сооружать отдельные части постройки, стены в громоздких и легких сооружениях, какие детали наиболее устойчивы и могут использоваться для оснований, а какие пригодны для окон, дверей, украшений.
Каждая тема начинается с несложных построек, постепенно содержание их усложняется. На первых занятиях дети в основном строят по готовому и полуготовому образцу.
Ребята должны комплексные постройки (детский сад с участком, зоопарк, вокзал, колхоз, пионерский лагерь и т. д.) выполнять коллективно.
Необходимо, чтобы в игре дети использовали навыки изобразительной деятельности, которые они приобрели (лепка, рисование, аппликация). Так, при создании зоопарка дети сооружают из строительного материала клетки для животных, самих животных лепят, затем раскрашивают, делают из природного материала зеленые насаждения. Выполняя задание коллективно, ребята учатся согласованно и дружно работать.
16 слайд
Подготовительная к школе группа.
Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность.
Дети этой группы, как и всех других групп, занятия конструированием тесно связывают с игрой.
В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал.
Дети должны знать, что для успешной работы необходимо:
четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;
иметь хорошие технические навыки;
видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции.
Обучение детей коллективному труду - одна из важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.
Особое внимание следует уделить воспитанию организованности в работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы.
В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой. Здесь детям предлагаются тема и условия, которым должна отвечать игрушка, постройка. Причем сами условия более сложные, чем в старшей группе, например выполнить из природного материала зверушек, которые бы свободно разместились в клетках зоопарка, сделанного из строительного материала; из круга, разрезанного по радиусу, изготовить игрушку, у которой конус будет основной частью.
В этой группе уже можно показать общие приемы, которые пригодятся для изготовления разных игрушек, а не конкретного предмета. Например, в работе с бумагой воспитатель объясняет, как сделать закрытую или полую коробочку из квадратного листа бумаги, разделенного на 16 маленьких квадратиков, а уже затем дети используют ее для поделки игрушек по своему замыслу. В работе со строительным материалом воспитатель показывает, как сделать устойчивую площадку на высоких устоях, предлагает детям подумать, в каких постройках применим этот способ. В конце занятия надо разобрать с детьми, кто как применил показанный прием, каковы индивидуальные решения общей для всех задачи, и отметить наиболее удачные.
И в этой группе занятия конструированием тесно связаны с игрой. Нередко у детей возникает желание переделать игрушки, постройки или изготовить новые. Конечно, хорошие игрушки необходимо сохранить, а менее удачные исправить, усовершенствовать.
Для обмена опытом детьми (в подготовительной группе выполненные работы часто являются результатом индивидуального решения) следует организовать выставки детских работ, сделать альбомы с фотографиями построек, игрушек.
Для обогащения впечатлений ребят можно оформить тематические альбомы с открытками, где изображены разные типы автомашин, самолетов, мостов, зданий. Детей заинтересует это, так как им нравится определять марки машин и знакомиться с новыми, находя сходство и различие.
Итак, в подготовительной к школе группе на занятиях конструированием из бумаги и дополнительного материала детям необходимо освоить следующие способы работы: складывать квадратный лист бумаги в из 9 и 16 маленьких квадратиков, затем сделать выкройки кубика, бруска, таких же по форме коробочек, а уж потом выполнить из них игрушки; делить лист бумаги по диагонали; чертить круг с помощью шнурка и карандаша; делать игрушки, складывая лист бумаги в разных направлениях; готовить бумажные формы, которыми дети пользуются как деталями для изготовления объемных игрушек (автомашин, елочных игрушек и т. д.).
Для закрепления умения видеть в выкройке объемный предмет необходимо, чтобы каждый ребенок умел сравнивать эту выкройку с готовым изделием, а затем уже самостоятельно сделал игрушку.
Дети 6-7 лет могут изготовить игрушки из картона, отдельные части которых делаются подвижными (зайчик шевелит ушами, Петрушка машет руками, двигает ногами и т. д.). Для таких игрушек заготавливают шаблоны из плотного картона. Дети обводят их на картоне тонким карандашом, вырезывают, раскрашивают, а затем соединяют части с помощью ниток или проволоки.
Чтобы вызвать у детей интерес к изготовлению таких игрушек, воспитатель делает 2-3 игрушки в присутствии ребят, а затем предлагает попробовать сделать самим такую же игрушку.
Интересным занятием для детей 6-7 лет является приготовление игрушек для малышей. Конечно, воспитателю необходимо следить за этим процессом, вовремя помогать детям советом, как сделать ту или иную игрушку.
В подготовительной к школе группе дети продолжают делать игрушки из природного материала: коры деревьев, шишек сосны и ели, ореховой скорлупы, желудей, обверток кукурузных початков, птичьих перьев, репейника и т. д. Обычно дети с увлечением делают такие игрушки. Часто дети делают игрушки по ходу игры. Надо поощрять эти попытки детей и предоставлять им для работы все необходимое. Конструирование из строительных наборов и конструкторов занимает в подготовительной к школе группе большое место на занятиях и в играх.
У детей этой группы проявляется особый интерес к технике, который следует поддерживать. Для игры давать всевозможные «Конструкторы», из которых они сами сделают различные образцы самолетов, автомашин с подвижными колесами. При этом ребята овладевают приемами работы с гаечным ключом, киянкой, гайками.
Если в предыдущих группах при постройке зданий дети в основном создавали одно- и двухэтажные дома, большие и маленькие домики, то в подготовительной к школе группе ребята уже знают, что существуют жилые и общественные здания (школы, театры, детские сады, больницы, вокзалы), у всех зданий независимо от назначения обязательно есть фундамент, стены, крыша, окна, двери. Жилые здания, школы, больницы и т. д. могут быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т. д., соответственно оформляя их архитектурно (у магазина - витрины, у театра - фронтон, красивый фасад с колоннами и т. д.).
Продолжается обучение комплексным постройкам, которые дети выполняют коллективно (детский сад с участком, стадион и т.д.), Интересными и содержательными бывают игры, когда дети применяют в них все свои умения по всем видам изобразительной деятельности. Например, для птицефермы они лепят птиц, для столовой разрисовывают скатерти, для библиотеки делают книжечки, читательские билеты и т. д.
Начинает проводиться более углубленная работа по обучению детей шитью кукольной одежды, мягкой игрушки. Вместе с детьми и родителями можно организовать в группе уголок ручного труда. Собрать готовые работы по вышивке, оформить альбомы с образцами различных тканей, различных швов. Собрать выкройки мягких игрушек, сделать трафареты выкроек. Приготовить наборы тканей (на каждого ребенка) для ознакомления со свойствами и качеством тканей и работой с ними, а также коробочки со штопальными и вышивальными иглами, различного цвета нитками. Изготовить картонные полоски с дырочками для обучения шву «вперед-назад иголкой». Девочки любят играть с куклами, стараются одеть их красиво, но в группе не всегда имеется необходимый набор одежды. Нужно шить ее самим. Кукольной одежды может не хватать и у малышей. Чтобы содержать свою одежду в порядке, также необходимо умение работать с иглой. Необходимо стараться подвести детей к осознанному желанию научиться шить, показать полезность этого труда.
Первое занятие по знакомству с инструментами (иглой, ножницами) и правилами работы с ними провести со всеми детьми. Можно пригласить маму одного из детей, работавшую в ателье, чтобы она рассказала о правилах обращения с инструментами, объяснила, что все они должны лежать в определенном месте, рабочий стол должен быть в образцовом порядке. Вначале воспитатель познакомит детей со швом «вперед иголкой» (например, учимся шить мешочки). Многие не сразу научились завязывать узелок в конце шва, выполнять ровный шов. Чтобы линия шва получилась прямая, на ткани предварительно наносить наметки карандашом, закреплять лоскут в пяльцах. Если шов получался плохой, просить перешить заново. Следующим этапом было обучение пришиванию пуговиц, вначале с двумя, а потом с четырьмя дырочками. Дети пришивают пуговицы к кукольным наволочкам, рубашкам и другой одежде. Затем познакомить воспитанников со швом «через край», которым они учились обметывать петли, обшивать платочки, салфетки.
Затем детей знакомят с выкройками, научить обводить по контуру картонные детали выкроек, вырезать, наносить контур выкройки на ткань, сшивать детали игрушки, набивать ватой. Работу с выкройками также показать на занятии. На этом занятии можно организовать совместный труд, в котором каждый ребенок выполнит не все задание целиком, а лишь определенную часть. Так, например, одна подгруппа детей наносит выкройку на ткань. Другие вырезают детали выкройки. Третья группа сшивает части, а четвертая — набивает ватой. При такой организации от качества работы одних детей зависит результат других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Консультация для педагогов "Общие методы и приемы руководства сюжетно=ролевыми играми"...
• Методические рекомендации «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»
рекомендации...
Консультация для воспитателей: «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях».
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детск...
Методы и приемы руководства конструированием в свободной деятельности
Очень меня заинтересовала роль воспитателя и его руководство конструированием в свободной деятельности. Чаще всего педагог играет очень посредственную роль в конструировании в свободной деятельн...
Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности
Методические рекомендации по конструированию для воспитателей ДОУ....
Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях
Конструирование – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребно...
Консультация для родителей: "Методы и приемы руководства детским конструированием"
Игры со строительным материалом очень интересны для малышей. Они незаменимы для умственного развития. Игра способствует развитию его познавательного интереса.Конструируя, дети узнают цвет, форму,...