Методы и приемы руководства конструированием в свободной деятельности
материал по конструированию, ручному труду на тему
Очень меня заинтересовала роль воспитателя и его руководство конструированием в свободной деятельности. Чаще всего педагог играет очень посредственную роль в конструировании в свободной деятельности, правильно ли это и верно ли это ...... я решила разобраться и оказалось......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstr2.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
Средняя общеобразовательная школа №10 города Кинеля городского округа Кинель Самарской области структурное подразделение детский сад общеобразовательного вида «Золотая рыбка»
Выступление на методическом объединении
По теме: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ДЕТСКИМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
Выполнила: воспитатель Саблина Т.С.
2018г
Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх и т.д.).
Игры раскрывают ребенку практическую целесообразность конструирования, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретенные на занятиях.
Но игра в то же время ставит перед детьми новые конструктивные задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. К примеру, на занятиях дети научились строить пароход, передавая основные его признаки. А в игре им понадобились и большие, и маленькие пароходы, и пассажирские, и грузовые. Пришлось думать, как знакомый образец парохода изменить в соответствии с новым замыслом.
В игре конструирование представляет собой динамический процесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При этом постройки детей, как правило, значительно сложнее тех, которые им были даны на занятиях.
На занятиях каждый ребенок может проявить свою индивидуальность только в рамках тех задач, которые перед ним ставятся; в игре же ребенок сам выбирает тему постройки, сам придумывает конструкции, самостоятельно решает конструктивные задачи. По этой причине в играх наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребенка, выявляются его интересы и склонности, знания и представления. Конечно, все это происходит при условии внимательного руководства педагога, направляющего инициативу и творчество детей.
Руководство педагога играми должно быть направлено на развитие их содержания, на организацию детского коллектива, на установление правильных взаимоотношений между детьми, на закрепление знаний, полученных на занятиях, на развитие у детей самостоятельности мышления, конструктивного творчества и т.п. При этом педагог может пользоваться различными приемами с учетом возрастных особенностей детей и задач воспитания.
В младшей и средней группах детям в часы игр предоставляется возможность играть уже знакомыми им деталями.
Воспитатель не ограничивает детей в материале, но следит за тем, чтобы они аккуратно обращались с ним, а по окончании игр убирали его на постоянное место.
Несмотря на то, что на занятиях педагог показывает малышам, как делать постройки, они первое время часто не ставят перед собой цель что-нибудь построить, а просто кладут одну деталь на другую, довольствуясь при этом любым результатом.
Педагог может напомнить детям, что они строили на занятиях, как интересно играли со своими постройками и игрушками, либо повторить ту или другую постройку и посоветовать детям сделать такую же. Очень важно, чтобы педагог принимал непосредственное участие в играх малышей. В случае если дети играют, то предложение построить что-либо не должно отвлекать их от игры, в связи с этим лучше посоветовать построить именно то, что необходимо для их игры.
Детей, не интересующихся играми со строительным материалом, можно привлечь несложным поручением, К примеру, после того как дети научились на занятии строить забор, педагог в часы игр строит дом, а затем просит из кирпичиков построить вместе забор для садика. Когда забор будет готов, дети играют с постройкой (куклы живут в доме, гуляют в саду и т.п.). Так развертывается оживленная игра, требующая все новых и новых построек.
Иногда удачная постройка получается у малышей случайно. Необходимо отметить эту удачу. Без побуждения со стороны педагога это достижение может остаться незамеченным.
Детям, которые научились хорошо строить какой-нибудь предмет и не находят новой темы, следует предложить построить какой-либо другой предмет, близкий по конструкции к первому: ʼʼХороший ты, Ваня, стул сделал для куколки, а теперь сделай ей кроватку (или диван)ʼʼ. Так педагог побуждает ребенка к использованию приобретенных умений в новых постройках.
Руководя играми детей, педагог ставит новые несложные задачи: построить домик матрешке или кроватку кукле, с которыми они играют. Чтобы сделать игры более содержательными и интересными, иногда можно предлагать отдельным детям новую тему стройки в пределах тех умений, которыми они владеют.
Так, Нина построила домик, в котором поселилась матрешка. Вместе с тем, у нее были игрушки, изображающие домашних животных. Педагог спросил у Нины, где будет жить ее лошадка, и, убедившись, что Нина об этом не думала, предложил построить для лошадки домик (конюшню). Нина построила конюшню, поместила в ней лошадку, а затем отвела туда матрешку, чтобы та накормила лошадку.
Большой интерес проявляют дети четвертого и пятогогода жизни к сюжетным постройкам (двор, улица и др.), выполненным педагогом. Дети, рассматривая сооружения, называют отдельные постройки: дома, в которых живут люди, магазины, трамваи, автомобили.
Эти постройки педагога предназначены не для повторения детьми, а для обогащения их представлений о том, как по-разному можно использовать строительный материал для одной и той же постройки, для знакомства с другими вариантами украшения ворот, забора, домика.
Постройки эти следует рассмотреть со всеми детьми, обратить их внимание на конструкцию, на различное использование деталей. С этими постройками педагог предлагает детям поиграть, а затем они разбирают их.
Такие постройки педагог может делать заранее, иногда в присутствии детей. Наблюдая за работой педагога, дети сами затем включаются в процесс постройки. К примеру, для трамвая дети прокладывают рельсы, около домика делают садик.
Интерес к конструированию приобретает также устойчивый характер благодаря влиянию детей друг на друга. Успехи отдельных детей вызывают у остальных желание что-то сделать так же хорошо, воодушевляют их. ʼʼСмотри, какой у меня домик!ʼʼ — радостно восклицает Гена, сделавший домик после того, как педагог похвалил рядом сидящих Сашу и Вову за хорошо построенные ими гараж и дом. Так создается возможность некоторого обмена опытом среди детей.
Самостоятельные игры доставляют детям много радости, сопровождаются богатыми эмоциональными переживаниями, так как сам процесс деятельности вызывает у них удовольствие и, кроме того, они получают удовлетворение от результата своей работы.
В самостоятельных играх создаются благоприятные условия для объединения детей, что помогает более полноценно использовать постройки.
К примеру, Рита построила домик и посадила туда куклу. Рядом Лена построила пароход. Она гудит: ʼʼТу-ту-ту!ʼʼ Пароход плывет. Девочки изредка поглядывают друг на друга, но в общение не вступают.
Педагог предлагает Рите попросить у Лены разрешение покатать куклу на пароходе. Девочки оживляются. ʼʼЛена, возьми мою дочку на пароходʼʼ, — просит Рита. Лена отодвигает один кирпичик, как будто открывает дверь, и пропускает Ритину куклу. ʼʼА на чем же ей сидеть?ʼʼ — озадачена Рита. ʼʼСейчас скамеечку ей сделаюʼʼ, — находит выход Лена. Через минуту поясняет кукле, куда она поплывет, и предупреждает Лену: ʼʼСмотри, чтобы кукла не упала в водуʼʼ. — ʼʼНет, пароход тихо плыветʼʼ.
Так, с помощью педагога девочки развернули интересную для них совместную игру.
В процессе самостоятельных игр со строительным материалом у детей часто возникает крайне важно сть в таких игрушках, которых нет в группе. На помощь должен прийти педагог, он сможет сделать их из бумаги, катушек, коробочек, глины, пластилина. Малыши с удовольствием наблюдают, как педагог мастерит такие игрушки, помогают ему и тут же обсуждают, как они будут играть. Хорошо использовать игрушки, которые делают на занятиях по конструированию дети подготовительной группы.
Положительное воздействие на конструктивные интересы детей оказывает общение младших со старшими. Малыши любят рассматривать постройки старших детей. Надо предоставлять им эту возможность, особенно когда постройки старших по содержанию близки и понятны малышам. Интерес малышей служит поощрением для старших.
Систематическое руководство педагога игрой крайне важно и в старшей, и в подготовительной к школе группах.
Иногда педагог может принимать активное участие в строительных играх детей этого возраста. Включаться в игру нужно так, чтобы не изменить ее содержания, не навязывать свою тему, а вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Советом, наводящим вопросом педагог напоминает, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, более точно воспроизвести увиденное, правильно распределить обязанности.
Дети подготовительной к школе группы критически оценивают результаты своей работы, но не всегда могут преодолеть встречающиеся у них затруднения и, зная, что педагог готов оказать им помощь, сами обращаются к нему с вопросами, в случае если испытывают трудности в их разрешении: ʼʼКак нам дорогу сделать для трамваев, чтобы и машины могли ходить?ʼʼ
Иногда педагог может подсказать сюжет будущей игры, используя чтение художественной литературы, и вместе с детьми обсудить предстоящую игру, отобрать нужные материалы для построек.
Для развития игр старших дошкольников можно использовать альбом с фотографиями разнообразных построек из набора А. П. Могилевского. Альбом не предназначается для копирования изображенных в нем построек: дети лишь заимствуют некоторые темы, способы украшения конструкций и т.д., обогащая этим свой строительный опыт. Желательно в группе иметь и альбом с фотографиями, в котором способы конструктивного решения не показаны. Эти фотографии помогают найти общие конструктивные решения, а способы дети находят сами.
Иногда у детей бывает потребность поиграть в одиночку. В индивидуальных строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Для таких игр следует создавать условия: они полезны тем, что ребенок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляя свою индивидуальность.
Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры привлекают к себе внимание других ребят, которые наблюдают за работой. Οʜᴎ отгадывают, что строится, что будет строящий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять. Индивидуальные игры со строительным материалом не мешают развитию коллективных игр, напротив, они дополняют друг друга. Часто дети, увлекающиеся индивидуальной стройкой, одновременно любят участвовать и в коллективных постройках.
Характерной особенностью коллективного конструирования в игре является то, что здесь не только деятельность каждого ребенка подчиняется общей цели игры (когда каждый ребенок строит свою постройку в соответствии с общим сюжетом, как это происходит у малышей), но и самый процесс создания постройки преимущественно выполняется детьми совместно. Так, к примеру, дети строят для своих игр теплоход, зоопарк, детский сад, театр и т. д. В процессе стройки у детей возникают некоторые затруднения, которые они не всегда могут самостоятельно преодолеть. Одним из таких затруднений является неумение детей распределять обязанности.
Иногда в коллективных играх детей со строительным материалом одни сооружают постройку, другие же только подают материал. Это может привести к отрицательным последствиям. Дети, не умеющие строить, привыкают к роли помощников, у них не формируются конструктивные навыки, кроме того, развиваются нежелательные качества личности, они малоактивны, не умеют проявлять самостоятельность, инициативу в осуществлении задуманного.
Задача педагога состоит по сути в том, чтобы организовать взаимоотношения детей на базе активного участия каждого ребенка в создании и осуществлении строительного замысла; не допускать такой совместной работы, когда одни строят, а другие лишь помогают.
Почему в процессе стройки у детей могут складываться такие неправильные отношения? Это объясняется рядом причин. У дошкольников не сразу развивается умение согласовывать свои замыслы. Собственный замысел в первое время особенно сильно захватывает ребенка, поглощает все его внимание, и это затрудняет обмен мыслями с товарищами, осознание себя частью коллектива.
Осуществление совместных замыслов затруднено из-за отсутствия необходимых конструктивных умений. И дети, которые начали стройку с самыми радостными намерениями, испытывают горькое разочарование, когда видят, что получается совсем не то, что они предполагали. По этой причине важно на занятиях добиваться усвоения программы всеми детьми.
На взаимоотношениях детей в процессе стройки отражаются некоторые особенности характеров детей. Застенчивые, нерешительные, не уверенные в себе дети не решаются высказывать свое мнение, а тем более отстаивать его. Наоборот, дети, уверенные в себе, решительно принимаются за стройку, смело рассказывают о своих планах, проявляют настойчивость в исполнении их. В случае если педагог не руководит взаимоотношениями детей, эти черты характера закрепляются, и интерес к строительным играм у малоактивных детей снижается. По этой причине очень важно дать возможность высказаться неуверенным детям, обращаясь к ним с вопросами типа: ʼʼА как ты думаешь, Слава? Какой материал нужен?ʼʼ, ʼʼНина, а как бы ты это сделала и почему?ʼʼ и т. п.
Необходимо содействовать тому, чтобы в сюжетные игры детей включалась не только стройка, но и конструирование из бумаги и других материалов. По совету педагога дети могут сделать, к примеру, для игры в пароход много дополнительных предметов: рупор, часы, телефон, бинокль, матросские шапочки, спасательные круги, якорь и т. п. При этом педагог должен быть не только советчиком, но и активным помощником (подсказывать конструктивные решения, делать наиболее трудные поделки и т. д.).
Сочетание обучения конструированию на занятиях и целенаправленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструированию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях».
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детск...
"Методы и приемы руководства детской деятельностью по художественно-эстетическому развитию"
Методическое рекомендации для педагогов...
Оптимизация сочетания методов и приемов руководства игровой деятельности.
Сообщение. Оптимизация сочетания методов и приемов руководства игровой деятельности.Воспитатель МБДОУ №8 Полянка И.Г. 2017г.При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:• р...
Презентация "Виды конструирования, методы и приемы руководства"
Данная презентация содержить текстовый материал, помогающий воспитателям уточнить виды конструирования, используемые с детьми дошкольного возраста. А также подобрать наиболее эффективные методы и прие...
Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности
Методические рекомендации по конструированию для воспитателей ДОУ....
Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях
Конструирование – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребно...
Консультация для родителей: "Методы и приемы руководства детским конструированием"
Игры со строительным материалом очень интересны для малышей. Они незаменимы для умственного развития. Игра способствует развитию его познавательного интереса.Конструируя, дети узнают цвет, форму,...