Примерное планирование по конструированию
картотека по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Примерное планирование
по конструированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_konstruirovaniya_2g.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное планирование
по конструированию
Группа раннего возраста (1—2 года)
Занятие на тему «Построим домик для петушка»
Программное содержание. Привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям. Учить понимать просьбу взрослого и действовать в соответствии с ней.
Материал: строительный набор (настольный или напольный), петушок (игрушка).
Ход занятия. Воспитатель спрашивает у малышей: «Кто так громко поет: «Ку-ка-ре-ку»?» Это петушок пришел к нам в гости. Вот он какой (показывает). «Маслена головушка, шелкова бородушка». Где же он у нас будет жить? Давайте построим ему домик».
Строит любой домик. Малыши наблюдают, «помогают», по просьбе взрослого берут и ставят детали на указанное место. После окончания постройки они играют с петушком и домиком.
Аналогично проводится занятие «Построим домик для зайчиков».
Занятие на тему «Стульчик для петушка»
Программное содержание. Учить детей выполнять элементарные действия с однородными деталями. Познакомить с кубиком. Учить действовать по слову воспитателя, совершать игровые действия. Акцентировать внимание на красном цвете. Способствовать речевой активности детей (объяснение слов «сидит», «побежал», «поет»), гуманным взаимоотношениям, желанию общаться.
Материал: кубики разного цвета.
Ход занятия. Воспитатель усаживает детей за стол и выкладывает перед ними кубики разного цвета. Сначала берет красный кубик, предлагает каждому ребенку найти такой же и поставить перед собой. Затем берет петушка, ставит его на кубик и предлагает малышам повторить действие. Говорит: «А теперь все наши петушки запоют: «Ку-ка-ре-ку!» Мой петушок услышал песенку и пришел в гости к вашим петушкам: «Здравствуй, Олечкин петушок! Здравствуй, Юрочкин петушок!» Побежали петушки гулять. Догоню-догоню! Все петушки садятся на свои стульчики. Не догнал вас мой петушок». И т. д.
Занятие на тему «Башня»
Программное содержание. Учить детей действовать по показу воспитателя, акцентировать внимание на синем цвете. Способствовать речевому общению.
Материал: кубики красного и синего цвета.
Ход занятия. Воспитатель показывает и подробно объясняет процесс возведения постройки (использует синие кубики): «Я найду синий кубик, поставлю его перед собой на столе, возьму еще один такой же кубик и поставлю его вот так на этот кубик, подровняю их. Теперь возьму еще один кубик и поставлю сверху, тоже подровняю. Вот такая башня получилась. А кто сумеет такую же построить?». Воспитатель помогает детям строить, учит игровым действиям (аналогично методике предыдущего занятия).
Теме «Башня» можно посвятить три-четыре занятия. Например, учить строить башенку из трех желтых кубиков, предварительно рассмотрев с детьми образец, подробно показав и объяснив, как надо делать («Кубик на кубик, кубик на кубик, вот и получилась башня»). Следует поупражнять детей в названии постройки: «Танечка, что это у нас? Правильно, башня». Можно использовать прием поэтапного конструирования («Я взяла кубик, и ты, Наташа, возьми, и Саша тоже»).
Затем воспитатель знакомит детей с кирпичиком, учит строить башню из четырех кирпичиков зеленого цвета. Рассматривает вместе с детьми образец. Подробно объясняет прием конструирования.
В процессе работы педагог оказывает детям дифференцированную помощь, подсказывает, задает вопросы, внимательно следит за ответом, поощряет их действия. Если воспитатель видит, что малышам трудно, вновь использует прием поэтапного конструирования.
На четвертом занятии, посвященном этой теме, можно закрепить умение строить башню из четырех красных кирпичиков. При этом следует обратить внимание на то, что башня красная. На этом занятии можно не использовать прием поэтапного конструирования.
Занятие на тему «Дорожка»
Программное содержание. Продолжать учить детей производить элементарные действия с однородным строительным материалом (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью). Акцентировать внимание на зеленом цвете. Развивать желание общаться. Учить игровым действиям.
Материал: кирпичики зеленого цвета, игрушки.
Ход занятия. Воспитатель напоминает детям, как они сегодня во время прогулки ходили по дорожкам, играли на них («Скачут по дорожке маленькие ножки»), и предлагает построить дорожку для куклы или зайки. Показывает и подробно объясняет, как прикладывать кирпичики друг к другу, как их выравнивать. Построив дорожку, ребенок играет (можно украсить дорожку по краям елочками, погулять по ней с зайчиками и т. п.).
Воспитатель учит детей игровым движениям. Сначала сам водит куклу. Затем берет ее за одну руку, а за другую предлагает взять ребенку — они водят куклу вместе. И наконец, предоставляет малышам возможность действовать самостоятельно. Постоянно активизирует речь детей: «Что ты построила? Как зовут твою куклу?»
На втором занятии по этой же теме можно повторить строительство узкой длинной дорожки желтого цвета. Дети играют с постройками, «сажают цветочки». Воспитатель заостряет внимание малышей на том, что дорожки желтые и цветочки желтые — одинаковые. На третьем занятии целесообразно научить малышей строить широкую красную дорожку. Воспитатель предварительно делает две дорожки — одну желтую, такую, как на прошлом занятии, другую красную, широкую (из 6 кирпичиков). Говорит детям: «Сегодня будем строить новую дорожку». Показывает и объясняет, что кирпичики нужно прикладывать друг к другу по-другому (длинной узкой гранью) («Кирпичик к кирпичику, кирпичик к кирпичику, вот и получается дорога!»). Таким образом воспитатель дает детям представление о целой постройке и частях, из которых она состоит.
На заключительном занятии по данной теме целесообразно закрепить навыки, приобретенные на предыдущих занятиях. С этой целью каждому ребенку предлагается построить дорожку определенного цвета и подобрать такого же цвета клубочек (мячик, шарик). Воспитатель помогает советом, подбадривает, поощряет, задает вопросы. В конце занятия предлагает поиграть с клубочками: «Все ребята будут сейчас котятами, а котята любят катать клубочки, я буду мама-кошечка. Котик Вова, лови свой клубочек». Обычно малышей забавляет эта игра. Ее можно продолжить и после занятия: построить на полу дорожку и научить детей, сидя с двух ее противоположных концов, прокатывать клубочек или мяч друг к другу.- Благодаря подобным приемам дети учатся вступать в контакт со сверстниками.
Занятие на тему «Стол и стул»
Программное содержание. Упражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов — кубиками и кирпичиками, учить различать их. Продолжать учить приемам накладывания и прикладывания деталей. Побуждать к общению. Учить слушать и понимать объяснения. Учить детей строить и объединять постройки по смыслу сюжета.
Материал: кубики и кирпичики желтого цвета, игрушки.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть образец постройки. Обращает внимание на стол. Подробно показывает и объясняет, аналогично рассмотрения стула строят стул.
На втором занятии, посвященном этой теме, дети могут построить зеленый стол и два желтых стула, расположить их с двух сторон. Здесь целесообразно применить прием поэтапного конструирования («Сначала построим стол. Вот как его нужно строить». И т. д.).
Воспитатель предлагает детям поиграть с матрешками: «Матрешка села на стульчик, посидела и пошла гулять, пришла домой, села на стульчик, отдыхает». Воспитатель побуждает детей произносить слова (стол, стул, ляля).
На третьем занятии можно научить малышей строить стол и кресло синего цвета. Предварительно рассмотреть образец, обратить внимание на части, из которых он состоит, несколько раз назвать предметы, чтобы дети запомнили эти слова. Малыши уже знают, как надо строить стол, поэтому воспитатель показывает только, как строят кресло («Нужно поставить синий кубик, рядом с ним еще синий кубик, получится сидение, рядом с этим кубиком поставить синий кирпичик и еще такой же кирпичик. Получилась спинка кресла»). Если на первом занятии по данной теме воспитатель раскладывает перед каждым ребенком детали, группируя их по видам (кубики отдельно, кирпичики отдельно), то теперь их можно положить вместе, усложнив детям задачу при их отборе.
Заключительным занятием по этой теме может быть игра, цель ее не только закрепление навыков, которыми малыши овладели на предыдущих занятиях, но и упражнения в умении отличать постройку по цвету.
Воспитатель сдвигает два стола. Перед каждым ребенком лежат детали определенного цвета (у одного — красного, у другого — желтого и т. д.). «Давайте поиграем,— говорит педагог.— Угадайте, что я построила». Строит, например, стул. Предлагает сделать такой же. Затем берет у трех детей сделанные стулья и соединяет их вместе. Спрашивает: «Угадайте, что я построила». (Можно положить на получившееся сооружение куклу.) Малыши могут угадать («Диван»), в противном случае воспитатель подсказывает, предлагает построить такой же диван и уложить на него спать куклу (зайца, мишку и т. д.).
Педагог подбирает такие игрушки, чтобы они соответствовали размерам детских построек, и малыши с удовольствием продолжают игру после занятия.
Занятие на тему «Машины»
Программное содержание. Продолжать учить приему накладывания деталей. Познакомить с новой деталью — пластиной (толстой). Учить различать постройки. Учить произносить подражание «би-би», понимать слова «большая, маленькая, едет». Учить игровым действиям.
Материал: красные и зеленые кубики и кирпичики, игрушки.
Ход занятия. Воспитатель показывает и объясняет: «На кирпичик я положила кубик. Получилась маленькая машинка. Поехала машинка! (Двигает ее.) А сейчас навстречу маленькой машинке поедет большая машина. Вот как ее надо строить. Положить пластину, а на нее кубик. Поехали мои машины. Как машины гудят? «Би-би-би» (педагог побуждает детей произносить эти звуки). Построив машины, дети катают на них маленьких кукол, матрешек и другие игрушки.
На втором занятии по этой теме можно научить детей строить автобус. Сначала целесообразно провести обследование образца и показ приемов.
Воспитатель продолжает знакомить детей с пластиной и учить действовать с деталями разной формы, приставляя их друг к другу («Я положу вот такую красную пластину, а на нее положу сначала один желтый кубик, рядом с ним еще один такой же кубик. Подровняю, чтобы все кубики на пластине лежали ровно, близко друг к другу. Вот какой автобус получился! Поехал мой автобус!»). Предлагает малышам назвать свою постройку («Что ты построил?»), закрепляет умение различать детали («Покажи кубик, пластину»). На третьем занятии можно предложить малышам построить по образцу автобус и грузовик. (Предварительно построить автобус и грузовик из синих деталей.) Если на прошлом занятии дети справились с заданием, то педагог не объясняет способы конструирования, а лишь помогает вопросами, советом, обращением к образцу, действием (при необходимости). Следует продолжать учить детей называть постройки, игрушки.
Последнее занятие по данной теме целесообразно провести в форме игры «Угадай, что я построила, и построй такой же». В ходе его воспитатель может положить на кирпичик два кубика и сказать: «Это я построила вагончик. Давайте все построим такие же вагончики». Затем поставить все построенные вагончики в один ряд (соблюдая интервал в 1 см.) и спросить: «Что это мы все вместе построили?» Дети обычно догадываются: «Поезд».
Занятие можно закончить подвижной игрой «Поезд», сопровождая ее песенкой.
Занятие на тему «Заборчик»
Программное содержание. Учить детей устанавливать кирпичики в ряд на узкую, длинную грань, плотно приставляя друг к другу. Активизировать в речи слова «забор», «строю», «матрешки сидят, бегают, идут», звукоподражание «топ-топ», закреплять выражения «Приставь кирпичик к кирпичику», «Построй ровно».
Материал: для каждого ребенка по 6—7 синих кирпичиков, игрушки.
Ход занятия. Воспитатель напоминает детям, как они рассматривали забор детского сада, затем обращает их внимание на образец, анализирует его, показывает приемы конструирования.
В конце занятия обращает внимание детей на то, что заборчики у всех получились ровные. Предлагает поиграть с матрешками: «Побежали матрешки вдоль забора, а теперь назад побежали! Сели на заборчик, посидели, опять побежали!»
На втором занятии по этой теме задача усложняется: надо построить другой заборчик (из кирпичиков, стоящих на короткой узкой грани). В качестве образца сооружаются два заборчика: синий и желтый. После их сравнения («заборчики разные») педагог показывает и объясняет, как устанавливать кирпичики. В конце занятия можно предложить малышам поиграть со своими матрешками в прятки: «Спрятались все матрешки!» (дети ставят их за заборчик); «Вот они матрешечки» (дети ставят их около себя); «Матрешечки пляшут, радуются!»
На третьем занятии целесообразно предложить малышам построить одноцветный заборчик по образцу воспитателя, чередуя строительные детали по форме. Показа приемов можно не давать, а ограничиться указаниями. Обычно это занятие не представляет для детей особой трудности, они быстро усваивают способ чередования знакомых геометрических тел, располагая их на плоскости по прямой. («Поставьте сначала кирпичик, как у меня, теперь кубик, а теперь всё кубики и кирпичики поставьте сами, чтобы получился длинный забор».)
Воспитатель предлагает детям поиграть с петушками (петушки садятся на заборчик, поют песенки, спускаются на землю, клюют зернышки, опять взлетают на красивый заборчик и т. д.). Педагог играет с детьми, подсказывает действие для петушков, использует песенки, потешки, стишки.
Цель заключительного занятия по данной теме — закрепление полученных навыков. Детей можно объединить за одним столом (сдвинутым из нескольких маленьких) и дать им детали разного цвета: одним — синие, другим — желтые.
Деятельность детей второго года жизни может сопровождаться только словесной инструкцией, если действия знакомы им.
Воспитатель предлагает: «Давайте построим высокий заборчик из кирпичиков. Возьмите кирпичик и поставьте его вот так (ставит на узкую короткую грань). Сами возьмите еще один кирпичик и приставьте его близко к первому кирпичику». И т. д. Когда заборчик будет готов, проводится рассматривание и сравнение построек. Затем педагог говорит: «Теперь разберите заборчик и положите на место кирпичики так, как они лежали в начале занятия. Давайте построим другой заборчик. Возьмите синий кубик и поставьте его перед собой, теперь возьмите красный кирпичик и поставьте его вот так». (Ставит на узкую длинную грань рядом с кубиком.)
В конце занятия можно объединить заборчики по два (один длинный, другой короткий): «Саша, Оля и Наташа вместе построили большой забор, а Ира, Света и Вова — маленький. Все вместе построили заборчики, вот какие дружные ребята!» Воспитатель берет игрушечного зайца и показывает, как он прыгает вдоль заборчиков: долго прыгает вдоль длинного и очень быстро («Прыг-скок и кончился!») — вдоль короткого.
Занятие на тему «Скамеечка для матрешки»
Программное содержание. Учить детей делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей. Акцентировать внимание на черном цвете. Побуждать к общению. Учить играть с постройками.
Материал: пластины, кубики, игрушки.
Ход занятия. Воспитатель обращает внимание на образец и показывает приемы конструирования. Затем рассматривает с детьми толстую пластину, предлагает обследовать рукой ее протяженность: «Я положу пластину перед собой — вот так (кладет на широкую длинную грань). Теперь возьму кубик и приставлю его вот так (приставляет к узкой длинной грани пластины), возьму еще один кубик и приставлю его вот так (приставляет к другому концу пластины), подровняю пальцем, чтобы лежали ровно, а теперь возьму пластину вот так (берет за узкие короткие грани) и поставлю ее на кубики. Получилась скамеечка».
Важно, чтобы дети усвоили этот способ действия, так как на нем основаны будущие постройки, связанные с разными перекрытиями.
Малыши играют со своими постройками, сажают на них котиков, собачек (черных). Воспитатель подсказывает игровые действия.
На втором занятии по этой теме можно предложить построить две скамеечки: большую и маленькую (одинакового цвета) для большой и маленькой матрешек. Детям нужно показать образцы, проанализировать их, стремясь к тому, чтобы они проявляли активность («Подойди, Олечка, возьми большую матрешку и найди для нее скамеечку. Правильно, матрешка большая и скамеечка большая. Теперь ты, Вова, посади на скамеечку маленькую матрешку»).
После рассматривания образцов необходимо показать способ конструирования большой скамеечки (она строится аналогично маленькой, только пластина устанавливается не на кубики, а на два стоящих на узкой короткой грани кирпичика).
Воспитатель предлагает детям для игры по одной большой и по одной маленькой матрешке.
На третьем занятии воспитатель учит малышей строить ворота с забором (работа по образцу). Способов конструирования можно не давать. На таком занятии особое значение приобретает словесная инструкция. Воспитатель заранее делает конструкцию на своем столе и закрепляет ее ширмой (ворота построены из трех кирпичиков, а с двух сторон сооружен заборчик из лежащих на узкой длинной грани пластин).
Свою постройку малыши сразу обыгрывают (матрешка входит в ворота и выходит из них).
Четвертое занятие носит закрепляющий характер. Его можно построить так: в гости к детям приходит черный котик (мягкая игрушка) и просит построить для него сначала маленькую скамеечку, потом большую и, наконец, ворота. Котик наблюдает, как ребята занимаются, подбадривает, подсказывает, хвалит и т. д.
Воспитатель предлагает детям детали разного цвета — красного и желтого. Затем обращает их внимание на то, что постройки тоже разные по цвету: у Оли ворота желтые,_а у Вовы красные.
В конце занятия котик может позвать других котиков и поиграть с детьми. Если не все дети усвоят прием объединения деталей с помощью перекрытий, целесообразно провести еще одно-два занятия.
Занятие на тему «Домик»
Программное содержание. Продолжать учить способу прикладывания и накладывания деталей. Познакомить с призмой. Учить произносить слово «дом», учить понимать выражения «поставь крышу сверху», «стоят рядом». Развивать желание вступать в игровые общения со взрослыми и сверстниками.
Материал: кубики, красные призмы, матрешки.
Ход занятия. Воспитатель анализирует образец и обращает внимание на домик в целом, затем на его части в той последовательности, как он строится. «Стены сделаны из двух кубиков, которые стоят рядом. Крыша стоит на кубиках. Вот какой красивый домик!» В конце занятия дети играют с постройками. Затем воспитатель проводит анализ детских построек от лица игрушки: «Колобку понравился Сашин домик, он прочный, не сломается»; «Колобок хочет пожить в нем».
На втором занятии по этой теме можно научить малышей строить более сложный домик (на два лежащих на узкой длинной грани кирпичика наложить две призмы). Здесь опять уместен и образец, и его анализ, и показ способа действия. Украсить свои домики малыши могут елочками (воспитатель обращает внимание на разницу цвета домиков и елочек).
На третьем занятии детям предлагается построить домик по образцу, без показа приемов, причем каждый ребенок получает детали определенного цвета (всего их четыре). Кроме того, на подносе у воспитателя стоят цветочки разного цвета (плоские изображения, прикрепленные к катушкам), малыши должны посадить возле своего домика цветочек такого же цвета. Конструкция домика изменяется: на два вертикально стоящих кирпичика надо поставить призму.
В конце занятия постройки обыгры-ваются с использованием матрешек. Воспитатель продолжает учить детей играть: «Вот пошел дождик, побежали матрешки и спрятались все в своих домиках. Нельзя гулять! На дворе лужи, холодно. Но вот выглянуло солнышко, и пошла моя матрешка в гости к Таниной матрешке, зовет ее: «Пойдем со мной гулять». И т. д.
На итоговом занятии по данной теме дети закрепляют навыки_конструирования домика (будки для собаки). Но с некоторым усложнением. Воспитатель учит малышей делать окошечко, показывает, как, положив кирпичик на узкую длинную грань, приложить его к задней стенке домика широкой гранью.
На этом занятии малыши тоже могут строить домики из деталей определенного цвета. Затем воспитатель предлагает им для обыгрывания построек собачек белого цвета.
В конце занятия можно обратить внимание детей на то, что каждый делал один домик, а получилось их много, потому что все строили дружно.
Во время анализа детских работ основным является метод поощрения. Малыши любят, когда к ним обращаются по имени, и воспитателю следует это учесть. Анализ не может быть формальным («Оля хорошо построила, и Коля тоже»), он должен носить обучающий, воспитывающий характер: «Красивый получился домик у Оли, стены из кирпичиков, крыша ровная»; «Какие хорошие девочки Света и Наташа, они дружат, и домики у них близко стоят, ровно построены стены, а их матрешки тоже дружат, ходят друг к другу в гости, здороваются». И т. д.
Материал из книги Л.В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду» М. ,Просвещение, 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Конструированию объёмных коллажей для инсценирования сказок., конструированию объёмных коллажей»
Для оформления стен групп, я использую как детские работы, так и коллажи на темы сказок. При изготовлении коллажей можно использовать различный упаковочный материал для подарков и цветов: фетр,...
Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"
Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...
Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников.
В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное....
Конспект комплексного НООД по конструированию и развитию речи в первой младшей группе. «Теремок». Конструирование «Домик».
Хочу поделиться своим опытом по разработке конспекта комплексного занятия по развитию речи и конструированию в первой младшей группе детского сада. Цель моего конспекта: учить малышей слушать ск...
Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста
Тема занятия «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...