Комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря старших дошкольников.
методическая разработка по обж (старшая группа)

Комяженкова Елена Валентиновна

Примерный комплекс мероприятий по формированию словаря старших дошкольников в процессе формирования осознанного отношения к собственной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря старших дошкольников в процессе обучения детей правилам дорожного движения.

На протяжении шести лет я работаю с детьми старших и подготовительных логопедических групп. В своей работе мы столкнулись с трудностями по формированию словаря у детей с ОНР.

В связи с актуальностью данного вопроса, было принято решение разработать комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря старших дошкольников.

Свою тему по самообразованию «Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к собственной безопасности» я решила дополнить и конкретизировать усиленной работой по формированию словаря в процессе обучения детей правилам дорожного движения.

Комплекс педагогических мероприятий был составлен на основе методических материалов  Авдеевой Н.Н., Князеввой О.Л, Стеркиной Р.Б., Тимофеевой Л.Л. и др.

Цель: создание условий  для формирования словаря старших дошкольников, в процессе обучения правилам дорожного движения.

Задачи:

-    продолжить формировать активный словарь дошкольников;

-    способствовать появлению познавательной мотивации;

- совершенствовать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

- воспитывать самостоятельность, инициативу, уверенность в себе;

Принцип работы с детьми:

- принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы сотрудничества;

- принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого воспитанника;

- принцип развития и саморазвития личности;

- активизация творческих возможностей;

Ожидаемые результаты:

- повышение мотивации к обогащению активного словаря;

- возникновение устойчивого эмоционально-положительного отношения к получению новых знаний;

- расширение словарного запаса.

Комплекс педагогических мероприятий по формированию  словаря

старших дошкольников

февраль

Образовательная область

«Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие»

Образовательная деятельность на занятиях и в режимных моментах

Беседа «Знакомимся с улицей»

Цель: упражнять детей в группировке транспортных средств; учить различать грузовой, легковой, пассажирский транспорт. Активизировать в речи понятия о средствах передвижения.

Творческая мастерская (рисование): «Такие разные машины»

Цель: продолжить учить детей рисовать транспорт, который ходит по улицам города, учить выделять характерные особенности, продолжать знакомить с работой светофора, правилами перехода улицы на перекрестке, уточнить представление детей об улице, о проезжей части, закреплять представление о двустороннем движении, активизировать словарь детей по данной теме.

Предварительная работа

Чтение И.Серяков «Дорожная грамота»

Дидактическая игра «Назови правильно» по теме «Транспорт».

Задачи. Упражнять детей в группировке транспортных средств по заданному признаку, учить различать легковой, пассажирский, грузовой транспорт, автомобили специального назначения. Формировать умение выделять признак, по которому сгруппированы предметы.

Просмотр видеофильма «Транспорт нашего города»

Слушание песни «Дорожный знак» (муз.Е.Зарницкой, сл. Шевчука).

Словарь

Средства передвижения,  грузовая машина, легковая машина, троллейбус, трамвай, автобус, велосипед, мотоцикл, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна.

Автомагистраль, обочина, двустороннее движение, светофор, пешеходный переход, дорожные знаки.

Взаимодействие с семьями

Во время прогулок, с детьми, закреплять понятия о средствах передвижения.

Консультация для родителей «Знакомьте детей с правилами дорожного движения».

март

Образовательная область

«Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие»

Образовательная деятельность на занятиях и в режимных моментах

Ручной труд. Изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре «Регулировщик» - дорожные знаки.

Цель: рассказать детям о работе регулировщика, активизировать и дополнить представления детей с предупреждающими и запрещающими знаками на наглядном материале, активизировать в словаре детей данные понятия.

Чтение и инсценировка стихотворения В.Запольского «Переход».

Цель: обсудить с детьми чего не знала лягушка – герой стихотворения. Учить подбирать реквизит, костюмы для инсценировки. Способствовать повышению выразительности речи и мимики, учить передавать эмоции героев стихотворения.

Предварительная работа

Е. Боровой «Красный, желтый, зеленый».

Компьютерная презентация: работа регулировщика.

Задачи. Систематизировать представления детей о перекрестке, об особенностях дорожного движения и его регулирования. Обогащать словарный запас, поощрять стремление детей комментировать увиденное примерами из личного опыта.

Подвижная игра «Регулировщик»

Задачи. Рассказать детям о работе регулировщика. Учить при помощи считалки выбирать ведущего, при участии педагога организовывать игру. Учить понимать символьные изображения.  Совершенствовать выполнение основных видов движения при ходьбе и беге.

Словарь

Предупреждающие знаки, запрещающие знаки, «Дети», «Пешеходный переход», «Пешеходное движение запрещено», «Медицинский пункт», «Место стоянки», «Пункт питания», «Заправочная станция».

Машина ДПС, сирена, регулировщик, жезл, тротуар, пешеходный переход, наземный переход, подземный переход.

Взаимодействие с семьями

На прогулках и по дороге домой, обращать внимание на предупреждающие и запрещающие знаки.

При помощи интернета понаблюдать с детьми за работой регулировщика.

апрель

Образовательная область

«Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Образовательная деятельность на занятиях и в режимных моментах

Сюжетно ролевая игра «Регулировщик» (с использованием дорожных знаков)

Цель: учить детей договариваться о сюжете и правилах игры, развивать умение использовать предметы заместители, налаживать контакты в совместной игре, самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. расширить представления о работе регулировщика, учить называть атрибуты и детали формы, рассказывать об их назначении. Активизировать данные понятия в словаре, развивать связную речь.

Выставка рисунков «Наш автомобиль» Составление рассказов.

Цель: стимулировать желание детей рассказывать о своей семье, учить отвечать на вопросы о том, как семья ухаживает за автомобилем. Учить согласовывать слова в предложении, составлять краткий рассказ из личного опыта.

Разработка и изготовление карты безопасного маршрута движения от дома до детского сада.

Цель: познакомить детей с понятием «безопасный маршрут», определить вместе с детьми конечные пункты назначения, обозначить на карте каждого ребенка его домашний адрес. Учить детей выделять на пути следования опасные участки движения и поведения на улице. Предложить завершить работу дома, вместе с родителями.

Предварительная работа

Решение кроссвордов, загадок по ПДД.

Настольно-печатная игра «Большая прогулка»

Задачи. Учить детей самостоятельно организовывать игру, применять в игре знания правил дорожного движения. Способствовать овладению детьми конструктивными способами взаимодействия со сверстниками, учить договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве.

Компьютерная презентация «Безопасность на дорогах нашей Родины»

Задачи. Систематизировать представления детей о правилах безопасного поведения на дороге. Обогащать словарный запас, поощрять стремление детей комментировать увиденное.

Беседа – «Я – пассажир»

Задачи. Формировать основы безопасного поведения, рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить правила поведения в общественных местах, в транспорте. Предложить рассказать, почему важно быть вежливым, проявлять уважение к взрослым и сверстникам.

Чтение В.Э.Рублях «Правила дорожного движения».

Работа в рабочей тетради «Формирование культуры безопасного поведения» (Л.Л.Тимофеева)

Словарь

Полицейский-регулировщик, дорожный свисток, фуражка, краги, жезл.

Кузов автомобиля, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.

Улица, автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, пешеход, водитель, шофер, пассажир, интенсивное движение.

Взаимодействие с семьями

На прогулках активизировать в речи детей понятия связанные и дорогой и транспортом.

Совместные рисунки с детьми «Мы на перекрестке».

Вместе с детьми составить и записать рассказы из личного опыта «Как я иду в детский сад».

май

Образовательная область

«Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие»

Образовательная деятельность на занятиях и в режимных моментах

Игры на площадке ПДД.

Цель: предложить детям шапочки с изображением различных автомобилей, упражнять в беге парами, учить согласовывать свои действия с партнерами. Обогащать представления детей о светофоре, который регулирует движение на дороге. Совершенствовать знания о правилах безопасного движения пешеходов. Активизировать в словаре детей ранее изученные понятия.

Комплексное занятие «Красный, желтый, зеленый»

Цель: организовать применение детьми знаний о правилах поведения на улицах города, правилах дорожного движения. Учить применять умение разгадывать загадки, анализировать опасные ситуации на дороге. Развивать логическое мышление, связную речь, учить аргументировать своё мнение.

Предварительная работа

Дидактическая игра «Назови правильно», по теме «Дорожное движение».

Задачи. Актуализировать и дополнить представления детей о дорожных знаках, учить применять их в игре. Учить использовать ранее изученные понятия о различных речевых конструкциях.

Игровое упражнение «Разминка для пешеходов»

Задачи. Учить детей при помощи считалки выбирать ведущих, самостоятельно организовывать выполнение упражнений. Способствовать освоению детьми комплекса действий, необходимых при переходе дороги, формировать компоненты физической готовности к преодолению опасных ситуаций.

Настольно-печатная игра «Улица полна неожиданностей»

Задачи. Учить выделять опасные участки с интенсивным движением на улицах города. продолжать знакомить с безопасными способами перехода улиц. Формировать культуру безопасного поведения.

Словарь

Улицы города, перекрёсток, маршрутное такси, специальный транспорт, «Скорая помощь». «Ветеринарная помощь», «Пожарная машина», инспектор ДПС.

Взаимодействие с семьями

Вместе с детьми составить кроссворды по ПДД.

         Как видно из представленного комплекса мероприятий, работа с детьми по формированию словаря в процессе обучения правилам дорожного движения, осуществляется в разных формах; проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий, организация экскурсий, чтение произведений художественной литературы, бесед, досугов по данной тематике.

         В тоже время стоит отметить, что основной формой работы с детьми стали развивающие занятия. Они проводились индивидуально и по подгруппам из 5-6 детей. В конечном итоге, это способствовало приобретению детьми новых коммуникативных навыков в процессе взаимообучения. Все занятия проводились в игровой форме.

          Особое внимание следует обратить на мотивационный компонент проведенных занятий с дошкольниками. Он обеспечивался следующими моментами:

          - игровое преподнесение заданий;

          - создание положительного отношения к получению новых знаний;

          - формирование чувства уверенности в ходе выполнения самостоятельных заданий.

          Кроме развивающих занятий большой интерес дошкольников вызвали экскурсии по городу совместно с родителями.

          В рамках данных мероприятий дети конкретнее познакомились с перекрестком, пешеходным переходом, работой светофора. Дети получили прекрасный пример того, как ведут себя родители при переходе улицы. Имели возможность сравнить с тем, как это происходит в повседневной жизни, по дороге в детский сад и обратно. Живой интерес вызвали у детей художественные и музыкальные произведения по данной тематике: «Дорожная грамота» И.Серякова, «Красный, желтый, зеленый» Е.Борового, «Правила дорожного движения» В.Рублях и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.

Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...

"Методическая разработка комплекса оздоровительных мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни у детей 5-6 лет"

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

Методическая разработка. Комплекс педагогических мероприятий, направленных на реабилитацию детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью по 4 этапам развития (0-4 года).

Данная методическая разработка предлагает, поэтапное содержание работы с детьми раннего возраста, с интеллектуальной недостаточностью, имеющих сложную структуру дефекта. Разработка расчитана на четыре...

Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы

В статье представлен опыт работы с художественной литературой для решения задачи обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...

Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы

В статье представлен материал по формированию и расширению словарного запаса дошкольников в процессе использования художественной литературы...