Чудесница - бумага (рабочая программа кружка)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Художественно - эстетическое: развитие творческих способностей и коммуникативной компетентности ребенка.
Программа направлена на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Рекомендована воспитателям для организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, как подгрупповой, так и индивидуальной работы с детьми средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnitsa.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Чудесница - бумага
Рабочая программа кружка
Белово
2017
Основные направления работы:
Художественно - эстетическое: развитие творческих способностей и коммуникативной компетентности ребенка.
Программа направлена на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Рекомендована воспитателям для организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, как подгрупповой, так и индивидуальной работы с детьми средней группы.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………… 4
Учебно – тематический план …………………………….............................. 10
Содержание программы …………………………………………………….. 11
Список литературы ………………………………………………………….. 14
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.
Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Лишь совсем недавно мир рассмотрел в оригами именно искусство. Оно развивает творческие и интеллектуальные возможности ребёнка. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами. Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам.
Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном, фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника), в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия.
Занятия оригами:
- развивают способность работать руками, точность движений пальцев, улучшает восприятие информации;
- развивают творческие способности и исследовательские навыки;
- знакомят на практике с основными геометрическими понятиями.
Складывая фигурки из бумаги, ребёнок непроизвольно концентрирует своё внимание на этом процессе. Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, направляя внимание ребенка на творческую работу. Оригами повышает активность, требуя контроля обеих полушарий головного мозга, над движением обоих рук. Психологические исследование влияния оригами на дошкольников показали, что это занятие:
- развивает навыки мелких и точных движений как правой, так и левой руки;
- повышает активность правого и левого полушарий головного мозга;
- активизирует творческое мышление;
- развивает интеллектуальные способности;
- развивает пространственное воображение;
- улучшает глазомер.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Цель: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии
воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• ознакомление со свойствами бумаги;
• овладение основами, умениями складывать лист в разных направлениях, создание образов;
• формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
• овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;
• активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями;
Развивающие:
- развитие опыта и творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
• развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни;
Воспитательные:
• воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
• соблюдение правил техники безопасности;
• стремление к поиску, самостоятельности;
• понимание необходимости качественного выполнения образа.
Оборудование:
1. Бумага белая и цветная.
2. Геометрические фигуры, полоски из бумаги.
3. Карандаши, фломастеры.
4. Образцы – поделок по темам занятий.
5. Иллюстрации на темы: «Животные», «Игрушки», «Фрукты и овощи», «Новый год», «Домашние птицы», «Международный женский день 8 марта». Муляжи фруктов и овощей.
Формы работы:
- подгрупповая
- индивидуальная
Принципы работы:
- систематичность
- планомерность
Сроки реализации программы:
Программа «Чудесница – бумага» рассчитана на один учебный год с детьми 4 - 5 лет (средняя группа). На реализацию программы запланировано 19 часов. Длительность занятия 20 мин. Занятия проводятся один раз в две недели (начиная с сентября). Программа реализуется в форме занятий с подгруппой. Место проведения – групповая комната.
Форма подведения итогов: проведение выставок, поделок для родителей к праздникам, участие в конкурсах.
Взаимосвязь с другими видами деятельности: данная программа интегрируется с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Организация деятельности с родителями:
-Беседы
-Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»,
«Роль оригами в развитии детей»
-Памятка родителям на тему: «Оригами – способ развития мелкой моторики у детей»
-Практические задания: изготовление оригами на определённую тему с родителями дома.
Формы предоставления результатов:
-фотовыставка «Мы волшебники»
-презентация результатов работы на итоговом родительском собрании
Методы и приемы, используемые на занятиях кружка:
Словесные методы: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы: уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные.
Информационно-рецептивные: рассматривание, напоминание, показ, образец, объяснение, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивные: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Исследовательский: самостоятельная работа детей.
Ожидаемые результаты:
- Знакомство с искусством оригами;
- Развитие точности движений рук;
- Развитие памяти, коммуникабельности, творческих способностей;
- Обучение приемам работы с бумагой;
- Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Получение навыка следования устным инструкциям, создания изделий оригами.
Учебно - тематический план
№ п/п | Раздел. Тема. | Всего часов | Из них: | ||
Теор. | Практ. | Контроль | |||
1. | Раздел 1. Давайте, поиграем! | 19 | 1 | 17 | 1 |
1.1 | В некотором царстве, в некотором государстве… | 1 | 1 | ||
1.2 | Весёлый треугольник | 1 | 1 | ||
1.3 | Квадратик | 1 | 1 | ||
1.4 | Отгадай загадку | 1 | 1 | ||
2. | Раздел 2. Изготовление фигурок | ||||
2.1 | Осенний ковёр | 1 | 1 | ||
2.2 | Наливное яблочко | 1 | 1 | ||
2.3 | Грибок | 1 | 1 | ||
2.4 | Письмо другу | 1 | 1 | ||
2.5 | Резная снежинка | 1 | 1 | ||
2.6 | Ёлочка | 1 | 1 | ||
2.7 | Кораблик | 1 | 1 | ||
2.8 | Цветок для мамы | 1 | 1 | ||
2.9 | Стаканчик | 1 | 1 | ||
2.10 | Рыбка | 1 | 1 | ||
2.11 | Пирамидка | 1 | 1 | ||
2.12 | Бабочка | 1 | 1 | ||
2.13 | Коробочка | 1 | 1 | ||
2.14 | Собачка | 1 | 1 | ||
2.15 | Презентация детских работ | 1 | 1 | ||
Итого: | 19 | 1 | 16 | 2 |
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. Давайте, поиграем! (4 часа) направлен на получение воспитанниками знаний об оригами и формирования интереса делать из бумаги разные предметы.
1.1 занятие. «В некотором царстве, в некотором государстве…». Введение в игровую среду. Познакомить детей со свойствами бумаги, её особенностями, использование и применение в детском творчестве, вызвать у детей интерес к поделкам из бумаги
1.2 занятие. «Весёлый треугольник». Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию.
1.3 занятие. «Квадратик». Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.
1.4 занятие. «Отгадай загадку». Закрепить умение использовать знакомые приёмы складывания квадратов по диагонали, поощрять творческую инициативу детей, развивать глазомер.
РАЗДЕЛ 1. Изготовление фигурок (15 часов) направлен на обучение воспитанников выполнять предметы в технике оригами.
2.1 занятие. «Осенний ковёр». Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.
2.2 занятие. «Наливное яблочко». Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук.
2.3 занятие. «Грибок». Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка.
2.4 занятие. «Письмо другу». Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество.
2.5 занятие. «Резная снежинка». Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем.
2.6 занятие. «Ёлочка». Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество.
2.7 занятие. «Кораблик». Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.
2.8 занятие. «Цветок для мамы». Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус.
2.9 занятие. «Стаканчик». Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.
2.10 занятие. «Рыбка». Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество.
2.11 занятие: "Пирамидка". Продолжать учить детей выполнять поделки в технике оригами, познакомить с одним из способов соединения деталей – склеивании, воспитывать самостоятельность, аккуратность.
2.12 занятие: «Бабочка». Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией.
2.13 занятие. «Коробочка». Познакомить с новым способом складывания бумаги, закрепить умение следовать инструкциям педагога, развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность.
2.14 занятие. "Собачка". Научить детей складывать собачку, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук.
2.15 занятие. "Выставка детских работ". Дети рассказывают, что они научились делать.
Литература
1. Алексеевская И. «Волшебные ножницы» издательство «Лист» 1998г. Стр. 72,156.
2. Казимера Лубковска «Сделаем это сами» Москва «Просвещение» 1983г. Стр. 101,104.
3. Новикова М. И. «Конструирование из бумаги в детском саду» Академия развития 2009г стр. 18,36.
4. Петрова М. И. «Волшебные полоски» СПб «Детство – пресс» 2005г. Стр. 13,15.
5. Программа «От рождения до школы» Мозаика – синтез 2015г.
6. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких» СПб «Детство – пресс» 2010г.
7. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» Академия развития 1997г. Методические рекомендации, конспекты занятий.
8. Черенкова Е. «Оригами для малышей» Рипол Классик 2010г. Методические рекомендации, стр. 23,28,30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебная бумага"
Рабочая программа кружка "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет....
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4 возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» в подготовительной к школе группе
Рабочая программа кружка....
Рабочая программа кружка "Волшебная бумага".
Кружковая работа...
Рабочая программа кружка бумажной пластики и оригами "Волшебная бумага"
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами....
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития ...
Рабочая программа кружка "Волшебный мир бумаги"
Рабочая программа кружка "Волшебный мир бумаги". Программа кружка разработана мной. Занятия проходят для детей старших групп бесплатно....