Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Рамка с элементом орнамента народов»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Задачи:
1. Упражнять детей старшего дошкольного возраста заполнять углы в технике изонити;
2. Продолжать закреплять навыки затягивания нити с обратной стороны работы;
3. Развивать чувство композиции, эстетический вкус;
4. Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям и верованиям народов севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_vospitannikov_starshego_doshkolnogo_vozrasta_.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста
«Рамка с элементом орнамента народов»
Задачи:
- Упражнять детей старшего дошкольного возраста заполнять углы в технике изонити;
- Продолжать закреплять навыки затягивания нити с обратной стороны работы;
- Развивать чувство композиции, эстетический вкус;
- Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям и верованиям народов севера.
Материал:
Демонстрационный: образец, таблица по правилам техники безопасности.
Раздаточный: цветной картон, простой карандаш, игла в игольнице, цветные нити, ножницы, цветная бумага, клей, оборудование для аппликации, орнамент народов севера, скотч.
Ход занятия
1.Организационный момент
Звучит музыка народов севера.
- Ребята, куда мы с вами попали? Да, мы с вами оказались на родовом угодье (стойбище) уже знакомой нам девочки, Менги. Смотрите, какие у них убранства, сколько много здесь элементов орнамента. Что – то девочки нашей не видно? А вот записочка на столе лежит. Посмотрите, это от Менги. Она обращается к вам с просьбой, срочно помочь изготовить рамки, чтобы украсить свой чум для национального праздника.
- Ребята, поможем, нашей девочке Менги, украсить чум? (Да, поможем.)
2. Основная часть
- Ребята, Менги, нам оставила вот такие шаблоны. (Показ шаблонов)
- Посмотрите, на что это похоже? (На прямоугольник, рамку )
-Наши шаблоны будем оформлять, как рамочки, потому что, Менги попросила. Мы с вами уже выполняли углы в технике изонити. Давайте вспомним, с чего же надо начать нашу работу.
- Первое мы что делаем, закрепляем нить с помощью скотча на изнаночной стороне. А еще знаем, что у наших шаблонов есть изнаночная сторона и лицевая сторона. Кто скажет, где находиться изнаночная сторона, а где лицевая сторона?
- Правильно, цветная сторона – это лицевая, а там где нет цвета - изнаночная.
- Чтобы нам было легче работать, на нашем шаблоне нарисованы цифры и будем на них ориентироваться.
Свое объяснение сопровождаю показом.
- Введем с изнанки иглу с нитью в отверстие 1. Нить идет по лицевой стороне и уходит в отверстие 2. На изнаночной стороне вводим иглу в отверстие 3. На лицевой стороне иглу вводим в отверстие 4. С изнанки иглу вводим в отверстие 5. На лицевой стороне иглу вводим в отверстие 6 и т.д.
- Посмотрите ребята, на изнаночной стороне стежки короткие. На этой стороне нити не должны пересекаться. Верхняя нить на лицевой стороне всегда последняя. Самая первая нить – самая нижняя.
- А сейчас мы с вами начнем нашу работу. Прежде чем начать работу, расскажите мне правила работы с иголкой, ножницами. (Ребята вспоминают и рассказывают правила работы с острыми предметами).
- Молодцы, ребята! Вы всё правильно рассказали. А теперь берём иголку и следуя образцу начинаем работать. (По ходу работы воспитатель помогает детям, показывает, подсказывает, хвалит ребятишек.)
Пальчиковая гимнастика
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики.
Пошли пальчики с утра в гости к тёте Разыгра.
На скамеечке сидели и в окошечко глядели.
Напились чаю, чаю разыграю.
Солнышку ладошки гладили немножко.
Пальчики подняли, лучиками стали.
(Дети выполняют движения в соответствии тексту)
- Вот мы с вами изготовили наши рамочки. А что же, будет украшать серединку наших рамочек?
- Правильно, вот эти элементы орнамента народов севера, которых нам оставила Менги на столе. Посмотрите, какие они разные. Здесь изображения медведя, выдры, кедровой шишки, лягушки, жука.
- Что же они означают?
Орнамент «Изображение медведя». Медведь – символ природной силы и мощи. Он охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры.
Медведь – по легендам народа ханты «лесной человек». Когда-то медведь был младшим сыном небесного бога Торума, за непослушание (за то, что он без разрешения отца, начал есть людей) был спущен с небес на землю в железной люльке. Бог Торум разрешил охоту на него. Но, помня божественное происхождение медведя, ханты сопровождают охоту различными обрядами, устраивают праздник в его честь.
Мастерица, взявшаяся за изготовление орнамента с изображение медведя: «Медвежьи уши», «Молодой медведь», «Медвежий позвоночник», «Медвежий след», обязана применить его, по всем правилам, на семи предметах. Используют этот орнамент в украшении мужской одежды: на рукавах малицы, парки, на подоле, капюшоне и т.д.
Орнамент «Солнце». Приносит удачу, радость, тепло. Оберегает от злых духов.
Орнамент «Птицы». Образ птицы один из центральных в искусстве народов Сибири. В нём сосредоточена связь трех частей Вселенной: неба (Верхний мир), земной тверди (Средний мир) и водной глуби (Нижний мир). В образе птицы представляется душа человека. Во сне душа обладателя амулета с изображением птицы неуязвима для злых духов.
Глухарь – хранящий сон. По поверьям народа ханты изображение глухаря считается детским оберегом, он охраняет душу ребенка во время сна.
- Ребята, орнамент – это зеркало древней культуры. Он служит не только для украшения предметов и вещей, но и несет в себе информацию о человеке, его роде, принадлежности к нации или народности. Он охраняет и защищает, так как в нём закодированная коллективная память бесконечного числа поколений, в которой как в зеркале отражаются их представления об окружающем мире, где живут духи и боги, люди и звери, рыбы и птицы, деревья и растения.
- А сейчас, выбирайте орнаменты, какие пригляделись, и аккуратно приклейте в центр рамки. Работать надо очень аккуратно.
- Мы, с вами очень хорошо потрудились. А теперь мы с вами поиграем в народную игру хантов «Охотники и куропатки». (Объяснение содержание игры).
- Чтобы начать игру, нам надо с помощью считалочки выбрать двух охотников.
Трынцы, брынцы, бубенцы
Трынцы, брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
Проводится игра.
- А, вот и Менги вернулась! Ребята, давайте покажем, что у нас получилось.
(Выставка работ)
3.Заключительная часть
- Ребята, чем мы сегодня занимались в гостях у Менги? (Делали рамки)
- С какими орнаментами мы с вами, ещё познакомились? (Мы познакомились с орнаментом «Изображения медведя», птицы «Глухарь» и «Солнце»)
-А сейчас посмотрите на работы друг друга и скажите, чьи работы вам больше всего понравились и почему?
- Менги, мы тебе смогли помочь? Тебе понравились наши работы?
- Вот и пришло время возвращаться в детский сад. До свидания, Менги! До новых встреч. Звучит музыка народов севера и дети возвращаются в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Игрушки в жизни русского народа».
Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Игрушки в жизни русского народа»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Карусель - дружбы народов»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Карусель - дружбы народов»...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Исторический музей: быт русского народа"
Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников с использованием средств музейной педагогики....
Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»
Задачи:1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;3.Продолжать упражн...
Методическая разработка: Конспект занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ТНР(ОНР) по развитию звукового анализа и синтеза
Развитие навыка звукового анализа и синтеза на основе слова у детей с ТНР (ОНР)...
Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленности на тему «Путешествие в страну LEGO»
Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленностина тему «Путешествие в страну LEGO»...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Новогодние и Рождественские традиции народов мира для дошкольников 6-7 лет.
уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии – новогоднем празднике и Рождестве у разных народов....