Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование различных конструкторов.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Этот материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitiyu_melkoy_motoriki_ruki_v_protsesse_konstruirovaniya_iz_razlichnyh_konstruktorov.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через использование различных конструкторов.
СЛ,2. С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.
СЛ,3.Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев. Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является детский конструктор.
СЛ4.Игра в конструктор, способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие рече двигательных зон коры головного мозга.
Игры с конструктором могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры и других типов игр. Тип и особенности игры зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и речевых целей.
При обращении в процессе работы к возможностям конструктора, мы можем отметить некоторые преимущества его использования перед другими, традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику, как то: рисование, лепка или аппликация.
- Во-первых, только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.
- Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут "не получиться", так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.
Сл5. - В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
- И наконец, конструктор безопасен, а убрать поделки можно легко и быстро.
СЛ,6 Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие речи в рамках определенных тем.
- Автоматизация звуков в ходе игры.
- Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
- Развитие количественных представлений.
- Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.
- Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.
Сл.7 Несмотря на растущую популярность компьютерных игр, конструктор незаменим для развития детей. Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат. И чем больше ребенок совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приемы для достижения результата.
В настоящее время конструированию в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности.
СЛ,8. Прежде всего, конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности. Еще важно то, что ребенок начинает осознавать необходимость знаний о предмете для успешного конструирования его модели. Так, появляется очень важная для детей потребность - в новых знаниях об окружающем мире.
СЛ.9 Конструирование – это созидание, а оно, в свою очередь, подразумевает творческий поиск.А построение модели по схеме, как утверждают психологи, помогает развитию творческих способностей детей. Процесс соотнесения модели и оригинала требует усилия, труда мысли, побуждает искать новые решения, будит воображение. «Строительные игры» позволяют воплотить в жизнь любую детскую фантазию. Здесь уместно вспомнить слова известного русского педагога К.Д. Ушинского: «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…». Умение видеть целое раньше частей вместе с творческим подходом к конструированию воспитывают в ребенке чувство красоты и композиции, формируют понимание пропорции, масштаба, ритма и меры.
Сл.10Конструирование также имеет большое значение для формирования правильной речи и письма в будущем, ведь оно способствует развитию мелкой моторики рук. Для развития моторики ребенка очень полезно собирать из блоков детского развивающего конструктора различные предметы. Думаю, что не нужно объяснять, что от мелкой моторики зависит, насколько хорошо будет развита не только речь и мышление ребенка, но даже его почерк. Красивый почерк бывает только у тех, чьи ручки способны ловко владеть мелкими деталями.
СЛ.11.На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:
1. Самым простейшим конструктором в жизни детей являются кубики. Они не только очень увлекают детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будет взрослый, а ребенок будет просто с удовольствием рушить эти постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать и постройки становятся все более сложными.
СЛ.12.2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Он помогает развивать логическое мышление, так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.
СЛ. 13 3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает нескольких видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей.
СЛ,14Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.
СЛ.15,16. разнообразные конструкторы.
.4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению и многим другим навыкам.
СЛ.17 Конструктор на ковролине.
СЛ.18.5. Конструктор для детей «Ле-го» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое разнообразное: дома, машины, трансформеров, игрушки на микроскопических чипах и многое другое. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности.
СЛ,19.6. Также бывают магнитные конструкторы
Магнитные конструкторы представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.
Все они помогают ребенку развить воображение, тренировать пространственное мышление и мелкую моторику, культивировать в себе усидчивость и концентрацию внимания.
Ребенок идет от простого к сложному, создает новые здания, корабли, летательные аппараты и роботов. Детский конструктор тренирует усидчивость, развивает воображение, приучает к созидательному труду. Детские конструкторы позволяют научиться всему: от названия предметов до создания этих самых предметов.
СЛ.21.Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.
СЛ,22.Большим подспорьем в работе с детьми стали конструкторы, изготовленные руками родителей. Такое многообразие конструкторов позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Кроме того, подобные игры развивают усидчивость, внимание и другие психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе.
Сл.23. А также позволяют привлечь родителей в образовательный процесс. Пополнение мини-центра происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей.
СЛ..24, 25. А представление самодельных игр , конструкторов и проигрывание на групповых совместных с детьми занятиях « Час игры», помогает повысить педагогическую компетентность родителей .
СЛ 26 Благодаря конструктору ребенок развивает предметную деятельность – производит действия с предметом согласно прямому назначению. При помощи взрослого у ребенка усваиваются названия различных фигур и предметов, которые остаются неизменными и не зависят от различных жизненных ситуаций. В тоже время ребенок может пробовать использовать эти предметы не только по их прямому назначению, но и экспериментировать, таким образом, ребенок еще развивает и творческие способности. В этой игре он учится практически овладевать представлением о геометрических фигурах, формах, размерах, соотношении разных по размеру, но, например, одинаковых по форме фигур. Благодаря конструктору у ребенка развивается координация, а также мелкая моторика рук, которая способствует развитию речи. Через соприкосновение предмета с рукой, ребенок учится чувствовать разницу в предметах, развивая кинестетическую чувствительность.
СЛ,27.Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
2.Практическая работа с конструктором
А сегодня я хочу рассказать о конструкторе из пластилина и зубочисток – одном из первых детских конструкторов, Этот конструктор для детей выполнен из экологичных материалов, что очень важно. Эти материалы дают ребенку исключительно приятные тактильные ощущения при создании поделок – попробуйте, и Вы поймете, что это так! Детский конструктор дает возможность развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию, фантазию и творческие способности ребенка, знакомит его с азами геометрии.
Этот очень простой конструктор для детей впервые я взяла в руки на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов в детском саду «Академия детства». Но потом, посмотрев на то, с каким увлечением все работают с горохом, я тоже решила попробовать. И, взяв этот материал в руки, я была поражена его возможностями. Этот детский конструктор не просто увлек меня, а поразил приятными ощущениями от работы с природными материалами и огромными возможностями. Всех нас – взрослых «теть», педагогов, кто стал из него конструировать, пришлось уговаривать закончить это занятие и уступить место другим желающим. А оторваться от занятия с этим конструктором было просто невозможно!
Список литературы:
- Артемов А.В. «Декоративно-прикладное искусство», изд., М., 1990г.
- Навицкая О.П. «Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры . Маленькие подсказки для родителей». М., 2006г.
- Аксенова М. Н. «Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи».
- Кольцова М.М. «Развитие моторики».
- Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
- Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
- Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.
- Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
- Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»
Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...
«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»
Представлен опыт работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»....
«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, через продуктивную деятельность».
Цель: развитие мелкой моторики через продуктивную деятельность.Задачи:Образовательные: 1.Закрепить знания детей о сказках и их главных героях.Развивающие:1....
Статья «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»
Материалы из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...
Доклад "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование кинезиологических игр и упражнений"
В докладе представлен опыт работы педагога в напрвлении развития мелкой моторики....
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование новых технологий и нетрадиционных техник»
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование новых технологий и нетрадиционных техник»...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, через использование кинезиологических игр и упражнений»
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позвол...