LEGO технологии в речевом развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду на тему

Сальдюкина Лилия Александровна

LEGO  технологии в речевом  развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_vystupleiyu.pptx2.68 МБ
Файл vystuplenie.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

LEGO технологии в речевом развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС Подготовила: воспитатель МАДОУ №93 « Эллюки » Ижутова Лилия Александровна

Слайд 2

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!

Слайд 3

сензитивность детей от 1 года до 3 лет к развитию речи; речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта; значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений ; постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

Слайд 4

Наглядный Практический Словесный

Слайд 5

Практический метод



Предварительный просмотр:

LEGO  технологии в речевом  развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС

К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1) сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

 4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

 5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

 6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от  развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь.  Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е.И. Перовский, Е.Я.Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: наглядные, практические, словесные.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой- в данном случае LEGO конструирование. Оно предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра , а именно LEGO конструирование обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с ЛЕГО , например, игра в «телефон» , когда ребенок вместе с воспитателем конструирует телефон, используя лего, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в «телефон» стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Детям младшего возраста необходимо подобрать лего крупного размера. Собрав конструкцию в ДОО один раз , ребенок уже начинает замечать этот же предмет в обыденной жизни, у него будет желание показать и рассказать родителям то, чему он научился, тем самым у ребенка закрепляются слова, которые мы не один раз повторяли во время конструирования. А самое главное ЛЕГО можно использовать не только как игра-конструирование  , но и во всех образовательных областях, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе, а также дома с родителями.  Ведь я уверенна , что в каждой семье , где есть ребенок, есть хотя бы один набор любого из видов ЛЕГО  

В младшем дошкольном возрасте все игры сопровождаются стихами, также при конструировании из ЛЕГО можно сочинить сказки, рассказы, стихи , чтобы заинтересовать детей в работе и обыграть постройки в этом сюжете. Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Именно поэтому после каждого конструирования , важно обыграть постройки ,какими бы они не были (хоть обычная дорожка или красивый грузовик). Важно провести с ребенком рефлексию.  Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

А также через ЛЕГО- конструирование у детей развивается мелкоя моторика рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста можно осуществлять в разных видах деятельности, через один набор ЛЕГО. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС "

Презентация на тему "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС "...

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"...

Экспериментальная деятельность детей раннего возраста в контексте с ФГОС дошкольного образования. «Волшебница - Вода»

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естествен...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО

Социализация и социальная адаптация детей раннего возрастав контексте ФГОС ДО Звягина Ольга Николаевна, воспитатель                       ...

Перспективное планирование по сенсорному развитию в группе раннего возраста в контексте ФГОС ДО

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об ...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

laquo;РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС»...