Рабочая программа по конструированию в средней группе.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме
Составлена на основе программы " От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_konstr.docx | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по конструктивно – модельной
деятельности в средней групп
2016/2017 учебный год
Составитель программы:
Крайникова Лариса Васильевна -воспитатель
г. Москва.
Пояснительная записка к рабочей программе
Целевой раздел
Цели и задачи реализации программы
Программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно-модельная деятельность» (далее - «Конструирование») для детей средней группы составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года),
Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014,
СанПин 2.4.1.3049 – 13.
Образовательной программы дошкольного отделения ОЧУ «Первая Московская Гимназия» на 2016 – 2017 учебный год и с учетом приоритетного направления работы ДОУ по познавательно-речевому развитию и экологическому воспитанию.
Работа в средней группе направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Эти направления работы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря конструированию ребенок познает основы графической грамоты. Ребенок сам производит измерение, строит на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит детей со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Основное внимание при организации конструктивно-модельной деятельности детей необходимо уделять развитию у детей наблюдательности, любознательности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.
Программа «Конструирование» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств, на воспитание в каждом ребенке не исполнителя, а творца.
Основными целями и задачами программы «Конструирование» для детей средней группы являются:
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
- Развитие интереса к конструктивно-модельной деятельности; воспитание умения работать коллективно. Для достижения целей программы большое значение имеют.
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
- Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволит стать им общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
- Уважительное отношение к результатам детского творчества.
- Единство подходов к воспитанию детей в детском саду и дома.
Подходы к формированию программы
При составлении Программы «Конструирование» учитывались принципы:
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетания научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
полноты, необходимости и достаточности, позволяющие решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольника;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематического построения образовательного процесса;
решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах;
построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, удовлетворение интеллектуальной активности и интересов детей.
Задачи
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.
Развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах —стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).
Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому—окна, двери, трубу; к автобусу—колеса; к стулу—спинку).
Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. Развивать творчество, изобретательство.
Планируемые результаты к концу года:
- Различают и называют строительные детали;
- Умеют анализировать образец постройки;
- Имеют представление об архитектурных формах;
- Умеют сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, поздравительная открытка, флажки для украшения).
- Умеют строить постройки из крупного и мелкого строительного материала.
Система оценки результатов освоения программы
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
Формы организации конструктивно-модельной деятельности.
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Совместные работы 2 – 3 детей;
- Тематические занятия;
- Дидактические игры;
- Интегрированная деятельность;
Организационный раздел.
Условия реализации программы
Программа «Конструирование» разработана с учетом интеграции образовательных областей.
Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только занятия. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя природный материал (песок, снег, жёлуди, шишки, кору, листья, камешки, траву, солому и др.). а так же используют другие материалы (бумагу, картонные коробки, палки и т. п.)
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды.
Центр конструирования:
Дидактические игры, пазлы, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы разных видов, крупный и мелкий строительный материал.
Деревянный напольный конструктор. Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей)
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки.
Конструкторы из серии «Лего- Дакта» («Город», «Железная дорога»).
Игрушки для обыгрывания построек: животные, человечки и т.д.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
- На восприятие формы;
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие первоначальных представлений о природе.
Наглядный материал
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно – дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- Демонстрационный материал;
- Плакаты;
- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- Открытки для рассматривания.
Учебно-методическое оснащение программы «Конструктивно-модельная деятельность»
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года).
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- СанПин 2.4.1.3049 – 13.
- Образовательная программа дошкольного отделения ОЧУ гимназия «Первая Московская гимназия» на 2016 – 2017 учебный год.
Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада».
Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду ( М. 2010)
Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет»
Е.В. Фешина «Лего – конструирование в детском саду»
Зворыгина Е.,Яворчку Л.» Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом»
Календарно – тематическое планирование занятий по конструированию
в средней группе.
№ занятия | Тема | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Загородки и заборы | Упражнять: - в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; - в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить понимать речь взрослого, думать, находить собственные решения. | 1 |
2 | Ворота | Упражнять: - делать постройку, соразмерную игрушке (ворота, соразмерные матрешке, машине); - уточнить понятие «высокий», «низкий». Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить понимать речь взрослого, думать, находить собственные решения. | 1 |
3 | Домики | Упражнять: - умению анализировать готовую постройку; - определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т.д.) и последовательный ход стройки; - правильно называть знакомые строительные детали. Развивать: - конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий; - обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | 1 |
4 | Двухэтажные домики | Дать обобщенные представления о домах. Упражнять: - в сооружении высоких построек с перекрытиями; - делать постройку прочной; - дать обобщенные представления о домах. Закреплять умения: - отбирать нужные для постройки детали; - по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности ее выполнять; - познакомить с понятием фундамент. Развивать: - конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий; - обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | 1 |
5 | Гараж | Упражнять: - в сооружении постройки в соответствии с размером игрушки, для которой она предназначена; - в употреблении слов длинный, спереди, сбоку, слева, справа. Развивать: - конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий; - обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | 1 |
6 | Грузовые автомобили | Дать обобщенные представления: - о грузовом транспорте; - о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском). Упражнять в конструировании грузового транспорта, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям. Уточнять представления о геометрических фигурах. Побуждать к поиску собственных решений в сочетании и моделировании фигур. Развивать способность к плоскостному моделированию. | 1 |
7 | Конструирование по собственному замыслу | Закреплять у детей: - полученные знания и конструктивные навыки. Способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности. Научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели. | 1 |
8 | Трамвай | Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части. Развивать: - умение определять, из каких деталей выполнен образец; - умение определять, сколько взять для постройки деталей. Закреплять у детей: - умение делать несложные перекрытия; - отображать знакомый предмет в постройке. Закрепить новую форму – цилиндр, умение правильного его использовать. | 1 |
9 | Трамвай для зверюшек | Учить детей строить по памяти, используя предыдущий опыт построек; преобразовывать его по условиям. Развивать: - конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий; - обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | 1 |
10 | Мосты | Дать представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умения: - анализировать образцы построек, иллюстрации; - самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Познакомить с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами). Упражнять: - в работе с трафаретной линейкой; - в сравнении геометрических фигур, в выделении их сходства и различия. | 1 |
11 | Конструирование по собственному замыслу | Закреплять у детей: - полученные знания и конструктивные навыки. Способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности. Научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели. | 1 |
12 | Пригласительный билет | Познакомить детей с новым материалом – бумагой и ее особенностями. Учить: - складывать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы, поглаживания линию сгиба. Развивать: - аккуратность; - художественный вкус. | 1 |
13 | Подарок для мамы, бабушки, сестренки | Учить мастерить несложные поделки. Знакомить со свойствами разных материалов. Формировать художественно-изобразительные навыки и умения. | 1 |
14 | Оригами | Приобщать к изготовлению простых игрушек оригами. Дать элементарные представления об получения бабочки; выбирать элементы для украшения бабочки. | 1 |
15 | Будка для собаки | Продолжать учить детей складывать лист пополам, лист пополам, аккуратно работать с клеем. Закрепить приемы работы: - как закруглить у квадрата два угла; - как намазать клеем деталь; - как пользовать салфеткой. Развивать: - глазомер; - аккуратность. | 1 |
16 | Домик | Продолжать учить детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем. Закрепить приемы работы: - с клеем и бумагой; - как пользовать салфеткой. Развивать: - глазомер; - аккуратность. | 1 |
17 | Конструирование по собственному замыслу | Закреплять у детей: - полученные знания и конструктивные навыки. Способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности. Научить создавать замысел и реализовать его, добиваясь поставленной цели. | 1 |
18 | Корабли. | Упражнять детей в анализе конструкций, в планировании деятельности, развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу. | 1 |
19 | Конструирование из бумаги «Почтовые конверты» | Продолжать учить детей складывать квадратный лист бумаги пополам по прямой линии, совмещая противоположенные стороны. Учить анализировать сделанные поделки. | 1 |
20 | Бумагопластика «Божья корвка» | Учить создавать яркие образы насекомых в технике «бумагопластика» с элементами рисования. Показать возможность создания контрастного цветосочетания (красный жук на зеленом листике). Развивать чувство формы и цвета. | |
21 | Трамвай. | Продолжать формировать умение последовательно обследовать постройку. Упражнять в соотнесении элементов графической модели с частями предмета. Учить вносить изменения в конструкцию (заменять конструктивную часть постройки по указанному элементу на схеме). | 1 |
22 | Конструирование по замыслу. | Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему и описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 |
23 | Самолеты. | Упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразования образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек. Умение рассуждать и делать самостоятельные выводы. | 1 |
24 | «Постройки» (работа с иллюстрацией) | Рассмотреть рисунки- чертежи уменьшенного масштаба. Закрепить из каких деталей состоит каждая постройка. Организовать конструирование любых изображений на картинке построек (по желанию). | |
25 | Конструирование «Загадки» | Развивать воображение. Инициировать поиск решений конструктивной загадки на достраивание Г – образной плоскостной фигуры, состоящей из четырех квадратов. | |
Мониторинг Конструктивно – модельная деятельность
Группа средняя | 2016-2017 учебный год | ||||||||||||
Воспитатели | |||||||||||||
Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Использует строительные детали, с учетом их конструктивных свойств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Различает из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии: не сформирован (Н), находится в стадии формирования (Ф), сформирован (С) |
Диагностическое задание: «Домик для сказочных героев» Материал: набор строительного конструктора, игрушки
Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для колобка, другой дом для медвежонка (он живет на первом этаже ) и для Лисички (она живет на втором этаже этого дома).
Критерии оценки:
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справился с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.
НЕ сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.
Диагностическое задание: «Построй постройку по схеме»
Материал: схема постройки, конструктор.
Вопросы: Какая деталь лежит в основании постройки?
Какая деталь поставлена на основании?
Задание: Ребенку предлагается рассмотреть схему постройки и выполнить постройку по схеме.
Критерии оценки:
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справился с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справился с заданием с помощью взрослого.
Не сформирован (Н) – ребенок не справился с заданием.
Диагностическое задание: «Строим мост для машин»
Материал: набор строительного конструктора, игрушки, машинки.
Вопросы: выделить основные части объекта, показать и назвать каждую часть моста, определить признаки и назначение.
Задание: ребенку предлагается построить мост, по которому могла бы проехать машина в двух направлениях.
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справился с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справился с заданием с помощью взрослого.
Не сформирован (Н) –ребенок не справился с заданием.
Диагностическое задание: «Домик для сказочных героев» Материал: набор строительного конструктора, игрушки
Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для колобка, другой дом для медвежонка (он живет на первом этаже ) и для Лисички (она живет на втором этаже этого дома).
Критерии оценки:
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справился с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.
НЕ сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.
Диагностическое задание: «Построй постройку по схеме»
Материал: схема постройки, конструктор.
Вопросы: Какая деталь лежит в основании постройки?
Какая деталь поставлена на основании?
Задание: Ребенку предлагается рассмотреть схему постройки и выполнить постройку по схеме.
Критерии оценки:
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справился с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справился с заданием с помощью взрослого.
Не сформирован (Н) – ребенок не справился с заданием.
Диагностическое задание: «Строим мост для машин»
Материал: набор строительного конструктора, игрушки, машинки.
Вопросы: выделить основные части объекта, показать и назвать каждую часть моста, определить признаки и назначение.
Задание: ребенку предлагается построить мост, по которому могла бы проехать машина в двух направлениях.
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справился с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справился с заданием с помощью взрослого.
Не сформирован (Н) –ребенок не справился с заданием.
Дидактическое задание: «Сложи лист бумаги разными способами»
Материал: два квадрата, два прямоугольника.
Задание: ребенку предлагается сложить лист бумаги (по диагонали, пополам, вдоль, поперек).
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справился с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справился с заданием с помощью взрослого
Не сформирован (Н) – ребенок не справился с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...
Рабочая программа по конструированию в средней группе
Календарно-тематическое планирование по конструированию средняя группа...
Рабочая программа по ФГОС( примерная) средняя группа по программе "от рождения до школы"
Рабочая программа по ФГОС( примерная) средняя группа по программе "от рождения до школы" делала сама смотри мож кому пригодиться!...
Рабочая программа, перспективные планы для средней группы по программе "Детство"
Рабочая программа содержит следующие разделы: нормативно-правовые документы,психолого-педагогическая характеристика возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста,задачи воспитания ...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
Рабочая программа по конструированию (старшая, подготовительная группа).
для старшей и подготовительной к школе группы...
Рабочая программа по конструированию в средней группе
Данный материал поможет организовать работу по конструированию в средней группе...