«Юные строители»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Позолотина Оксана Анатольевна

Дополнительная рабочая программа по

реализации вариативной части основной образовательной программы

дошкольного образования для детей 5-6 лет

на 2016 /2017 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_stroitelipozolotina_o.a._ispr.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 8-В

к Образовательной программе

на 2016-2017 учебный год

«Согласовано»

Старший воспитатель

НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка»

__________ Ю.С.Сычева

«Утверждаю»

Заведующий НРМДОБУ  

«ЦРР-д/с «Улыбка»

________ О.А. Усольцева

«Юные строители»

Дополнительная рабочая программа по

реализации вариативной части основной образовательной программы

дошкольного образования для детей 5-6 лет

на 2016 /2017 учебный год

Срок реализации программы: 1 год

Составитель:

Воспитатель НРМДОБУ «ЦРР- д/с «Улыбка»

Позолотина О.А.

Салым 2016

Оглавление

1.

Пояснительная записка        2

2.Цели и задачи        2

   3.Принципы построения педагогического процесса.        2

   4.Методы и приемы обучения.        2

   5.Оригинальность видов и форм деятельности.        4

   6.Возрастные особенности развития детей        4

   7.Требования к уровню развития детей:        4

   8.Учебный план        5

   9.Список детей        5

   10.Учебно – тематический план        5

   11.Календарно-тематическое планирование        6

   12.Мониторинг        11

   13.Литература        12

1.Пояснительная записка

Конструктивно-модельная деятельность  (далее - «Конструирование») для детей старшей группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) и учетом примерной основной образовательной программы Примерная  образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др., 2014г. Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей до-школьного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.       

2.Цели и задачи          

Цель программы развитие творческих способностей детей через конструирование из строительного материала.

Задачи программы.

Обучающие:

обучение умению планирования своей работы;

Развивающие:

развитие у детей художественного вкуса;

развитие образного мышления и воображения;

создание условий к саморазвитию детей;

развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

воспитание уважения к труду и людям труда;

формирование чувства коллективизма;

воспитание аккуратности;

3.Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

4.Методы и приемы обучения.

- игровой;

- наглядный (рассматривание образцов, иллюстраций, наглядных пособий и др.);

- словесный (беседа, использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение);

- практический (самостоятельное выполнение детьми поделок, использование инструментов)

- эвристический (развитие находчивости и активности);

- проблемно-мотивационный;

- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

- сотворчество;

- мотивационный (убеждение, поощрение).

          5.Оригинальность видов и форм деятельности.

Конструктивно-модельная деятельность относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта.

Конструктивно- модельная деятельность развивает у детей:

  •  восприятие (освоение сенсорных эталонов и формирования действий с ними)
  •  мышление (освоение действия замещения и формирование действий моделирования)
  •  воображение (освоение действия и формирование действий преобразования, создания новых образов, реализация их в творческой деятельности.
  • Связная речь.

Процесс конструирования является пространством не только для развития познания и творческих способностей детей, но и для художественного и социально- личностного развития, формирования навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками

6.Возрастные особенности развития детей

Контингент

воспитанников

Характеристики возрастных особенностей развития детей

5-6 лет

-У детей расширяется интерес к деятельности людей архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей.

-Формируется интерес к конструированию из разных материалов.

-Совершенствуется конструкторские навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоском моделировании.

-Сформированы представления о строительных элементах и их конструктивных свойствах.

-Совершенствуются навыки работы простыми способами конструирования объемных предметов (из бумаги складывает лист пополам)

-Развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству.

-Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем.

-Совершенствуются навыки пространственной ориентации.

7.Требования к уровню развития детей:

Дети умеют устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что видят в окружающей жизни.

Умеют выделять основные части и характерные детали конструкций.

Умеют создавать разные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Умеют строить по рисунку.

Умеют работать в коллективе.

Умеет видеть в одной и той же конфигурации строительного  материала разные образы.

Умеет  создавать  сооружения  по образцу, по условиям, по замыслу из строительного материала.

8.Учебный план

Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

Программой предусматривается годовая нагрузка 28 часа. Проводится 1 занятие в неделю четыре раза в месяц в вечернее время.

Название

Количество занятий

Продолжительность занятий

в неделю

в год

«Юные строители»

1

28

25 минут

9.Список детей на 2016– 2017 учебный год

  1. Абатурова Даша
  1. Абатуров Никита
  1. Васильева Марина
  1. Ветрова Аля
  1. Вдовина Виталина
  1. Вишневская Маша
  1. Гусаров Алеша
  1. Голяченко Макар
  1. Золотарёва Кира
  1. Камалетдинова Ясмина
  1. Кирпичникова Арсения
  1. Корнев Виталя
  1. Костылева Лера
  1. Курбанова Настя
  1. Лейман Ксюша
  1. Магомедова Амина
  1. Михайлова Лиза
  1. Мельникова Софья
  1. Мосина Русалина
  1. Скороходов Матвей
  1. Фатуллаев Самид
  1. Харина Софья
  1. Шумкин Миша

10.Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование

Всего часов

1

Знакомство с новыми деталями, их свойствами

1

2

Конструирование по образцу

2

3

Конструирование по простейшим чертежам и схемам

8

4

Конструирование по условиям

3

5

Конструирование по теме

10

6

Конструирование по замыслу

3

7

Итоговое: выставка работ

1

ИТОГО

28


                                11.Календарно-тематическое планирование

Тема

Задачи

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

Знакомство с новыми деталями, их свойствами

Познакомить с новыми деталями  конструктора,  возможность использовать их; упражнять в замене одних деталей другими

1

3.10.-7.10.

2

«Грузовой автомобиль»

Совершенствовать умение анализировать образец, строить в определенной последовательности

1

10.10.-14.10.

3

«Машина для своего груза»

Учить заменять одни детали на другие, комбинировать их, определять способы действия

1

17.10-21.10

4

«Гаражи для машин »

Сформировать представление о назначении и строении гаража. Названии его частей (стены, крыши, двери). Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки.

1

24.10-29.10

5

«Мост»

Формировать представление о строении моста, умение называть части: перекрытие, опоры. Закрепить умение рассматривать и анализировать образец.

1

31.10-4.11

6

«Разнообразные мосты»

Учить совместно планировать свою деятельность, распределять обязанности,  объединять конструкции единым сюжетом

1

7.11-11.11

7

«По замыслу»

Способствовать развитию умения самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать необходимый  материал, ориентироваться на плоскости.

1

14.11-18.11

8

«Машины»

Формировать представление о различных машинах их функциональном назначении, упражнять в плоскостном моделировании

1

21.11-25.11

9

«Детский  сад»

Учить детей сооружать различные постройки, объединенным общим содержанием. Развивать умение работать совместно, выполняя порученную часть работы.

1

28.11-2.12

10

«Дома»

Упражнять детей в плоском моделировании, в совместном моделировании, развивать творчество, самостоятельность, конструкторские навыки, находить собственные решения.

1

5.12-9.12

11

«Улица посёлка»

Учить детей моделировать фасады домов, а затем строить дома из строительного материала. Упражнять детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным плоскостным моделям.

1

12.12-16.12

12

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать самостоятельность.

19.12-23.12

13

«Дом для подарков»

Формировать обобщенные представления о домах и способ преобразования в соответствии с заданным условием.

1

26.12-30.12

14

«Самолеты»  

Закрепить знания о профессии летчика. Учить создавать конструкцию на основе своих представлений, а также с использованием простой схемы. Развивать конструкторские навыки, упражнять в создании схем будущих построек.

1

11.01-14.01.17

15

«Роботы»

Продолжать учить детей создавать плоскостные модели из геометрической мозаики, использовать их в качестве изображений для создания конструкций из строительного материала. Учить самостоятельно  анализировать постройки

1

16.01-20.01

16

«Создай схему и смоделируй»

Развить умения выкладывать из геометрических фигур   -создавать схемы; сооружать постройки по схемам

1

23.01.-27.01.17

17

«Корабли плывут»

Познакомить с новыми деталями  возможностью использовать их; учить планировать постройку, предварительно рассказывать о ней

1

30.01-3.02

18

«Космические станции»

Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении; развивать конструкторские навыки.

1

6.02-10.02

19

«По замыслу»

Учить обдумывать постройку по коллективному замыслу, наметить  общую схему будущей  конструкции  на бумаге и распределять работу

1

13.02-17.02

20

«Аэродром»

Учить строить аэродром, используя в качестве образцов рисунки – чертежи; закрепить представление о строительных деталях, их свойствах.

1

20.02-24.02

21

«Фургон

и грузовик»

Развивать активный интерес к конструированию; закреплять представление о строительных деталях, их свойствах, учить комбинировать различные детали.

1

27.02-3.03

22

«Робот для  Кроша»

Упражнять детей в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; закрепить название деталей строительного материала.

1

6.03-10.03

23

«Простой мост»

Учить строить по словесной инструкции, преобразовывать постройку, выделять этапы создания конструкции, анализировать постройку; развивать творчество.

1

13.03-17.03

24

«Городок для

малышей»

Активизировать поисковую деятельность детей. Продолжать учить детей анализировать схемы и образцы построек. Закреплять умение сооружать постройки по схеме; дополнять их новыми деталями, обозначая их положение на схеме.

1

20.03-24.03

25

«Микрорайон нашего посёлка»

 Учить строить по словесной инструкции, преобразовывать постройку, выделять этапы создания конструкции, анализировать постройку; развивать творчество.  

1

27.03-31.03

26

«Разнообразные мосты»

Закреплять умение строить разнообразные мосты; анализировать постройку; развивать творчество.

1

3.04-7.04

27

 «Космические станции»

 Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении; развивать конструкторские навыки.                        

1

10.04-14.04

28

Итоговое

(выставка  работ)

Способствовать развитию умения самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать необходимый материал, ориентироваться  на плоскости, намечать последовательность действий

1

17.04-21.04

12.Мониторинг

Группа старшая

2016-2017 учебный год

Абатурова  Даша

Абатуров Никита

Васильева Марина

Ветрова Аля

Вдовина Виталина

Вишневская Маша

Гусаров Алёша

Голяченко Макар

Золотарева Кира

Кирпичникова  Марина

к

Корнев Виталий

Костылева  Лера

Кубанова Наста

Камалетдинова ясмина

Лейман Ксюша

Магомедова Амина

Михайлова Лиза

Мосина Русалина

Скороходов Матвей

Золотарева Кира

Фатуллаев  Самид

Харина Софья

Шумкин Миша

В С Е Г О

Показатели

Анализирует проект постройки

Конструирует по собственному замыслу и по рисунку/схеме

Владеет простыми способами конструирования объемных предметов

Умеет видеть в одной и той же конфигурации строительного  материала разные образы

Умеет работать в коллективе, объединяет постройки  в соответствии с общим замыслом

Итог:


                                                                13.Литература

  • «Конструирование из строительного материала» Л.В. Куцакова.
  • Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5- 6 лет».
  • Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в Детском саду».
  • Интернет сайты: «Все для воспитателя», «Дошколенок».
  •  З.В. Лиштван «Конструирование».  

Мониторинг

Старшая группа 2016-2017 учебный год

Ф.И.Ребенка

Показатели

Анализирует проект постройки

Конструирует по собственному замыслу и по рисунку/схеме

Владеет простыми способами конструирования объемных предметов

Умеет видеть в одной и той же конфигурации строительного  материала разные образы

Умеет работать в коллективе, объединяет постройки  в соответствии с общим замыслом

Всего

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Абатурова Даша

Абатуров Никита

Васильева Марина

Ветрова Аля

Вдовина Виталина

Вишневская Маша

Гусаров Алеша

Голяченко Макар

Золотарёва Кира

Камалетдинова  Ясмина

Кирпичникова Арсения

Корнев Виталя

Костылева Лера

Курбанова Настя

Лейман Ксюша

Магомедова Амина

Михайлова Лиза

Мельникова Софья

Мосина Русалина

Скороходов Матвей

Фатуллаев Самид

Харина Софья

Шумкин Миша

Итого:

Диагностическое задание: «Строим дом»

Задача: выявить умение ребенка конструировать объекты с учетом их функционального назначения.

Материал: набор строительного конструктора, фигурки людей.

Инструкция к проведению:

Ребенку предлагается построить одноэтажный дом, чтобы были стены, крыша, окна.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.

Диагностическое задание: «Построй по схеме»

Задача: выявить умение ребенка строить по схеме.

Материал: набор строительного конструктора, графическая модель одноэтажного домика.

Инструкция к проведению:

Ребенку предлагается рассмотреть расчлененную графическую модель одноэтажного домика, назвать изображенный на схеме предмет, указать его функцию. Затем ребенку предлагается отобрать нужные строительные детали для сооружения и возвести постройку по графической модели.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.

Диагностическое задание: «Подбери строительные детали для постройки»

Задача: выявить способности ребенка использовать схему (на которой представлены части будущей постройки) при подборе строительных деталей для заданной постройки.

Материал: картинка с изображением грузовой машины, набор строительного конструктора.

Инструкция к проведению:

Ребенку предлагается рассмотреть грузовую машину и отобрать нужные строительные детали для ее постройки.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.

Организационный раздел.

Условия реализации программы.

Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только занятия, а также самостоятельное конструирование детей из разных видов конструирование на прогулке из песка, снега, природного материала, проектную деятельность, дидактические игры.

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды, которая соответствует тематическому планированию образовательного процесса и должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной; доступной, безопасной, здоровье сберегающей; эстетически-привлекательной.

В процесс оформления развивающей среды обязательно включаются дети, что вызывает у них радость, удовольствие от уютной и красивой обстановки группы, игровых уголков, в оформлении используются детские коллективные работы и рисунки.

Пространство группы, организованно в виде хорошо разграниченных зон или уголков, способствует развитию интереса и потребности детей в конструировании.

В качестве таких уголков в первую очередь выступает уголок конструирования, а также уголок изобразительной деятельности, выставочный, тематический уголки.

В уголке конструирования находятся: деревянные строительные конструкторы; тематический строительный набор «Город»; конструктор типа «Лего»;  мозаики крупные, средние, мелкие; «Тангосы», пазлы, головоломки; наборы из картона для плоскостного моделирования; дидактические игры; наборы игрушек для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, деревья и кусты, дорожные знаки); подборка бросового (бумажные коробки, катушки, пробки, ткани, нитки) и природного материалов (шишки, желуди, ракушки, камушки, веточки, орехи, семена); наборы цветной бумаги и картона разной фактуры.

Программа «Конструктивно-модельной деятельности» разработана с учетом интеграции образовательных областей.

Организация предметно- развивающей среды.

Технические средства обучения:

  • Фотоаппарат,
  • Ноутбук,

Учебно-наглядные пособия:

  • Схемы построек,
  • Альбомы с фотографиями объектов архитектуры,
  • Альбомы с фотографиями построек.
  • Оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

 


Примерный план совместной деятельности:

Первая часть занятия - это упражнение на развитие логического мышления (длительность 10 минут)

Цель первой части - развитие элементов логического мышления.

Основные задачи:

-Совершенствование навыков классификации;

-Обучение анализу логических закономерностей и умений делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;

-Активизация памяти и внимания;

-Ознакомление с множествами и принципами симметрии;

-Развитие комбинированных способностей;

-Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть- собственно конструирование.

Цель второй части- развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;

-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу- по предложенной или свободно выбранной теме;

-Ознакомление с окружающей действительностью педагога;

-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциям педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора

-Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие познавательно - речевое с элементами конструирования "Юные строители" страший возраст

Представлен материал для проведения познавательно - речевого занятия по теме " Профессии на стройке" с элементами конструирования: конспект, презентация части занятия, схемы построек....

Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ»

Задачи:Ø Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах;Ø Закреплять знания о рабочих профессиях;Ø Воспитывать уважение к труду строителей...

Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы «ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ»

Задачи:Ø  Продолжать знакомить с разными строительными материалами;Ø   Обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления);Ø...

Круглый стол для педагогов. Выступление по теме: Юные строители

КОНСТРУИРОВАНИЕ  это один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность зависит от уровня развития, восприятия и мышления ребенка....

Круглый стол для педагогов «Юные строители»

Круглый стол для педагогов «Юные строители»...

Презентацияна тему : "Юные строители"

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности....

Программа "Юные строители"

Настоящая программа описывает курс подготовки по конструктивной деятельности детей 5 - 7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом обновления...