Творческий проект «Зоопарк»
Актуальность
Бумага- один из простых, наиболее доступных и легко обрабатываемых материалов. Из нее можно сделать много различных поделок, которые найдут практическое применение. Бумага- материал универсальный. Она легко режется, рвется, скручивается, склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Благодаря этим свойствам бумага незаменима в работе с дошкольниками. Конструктивные возможности бумаги очень велики, что позволяет сделать из нее практически неограниченное количество работ. Изготовление конкретной поделки не должно являться самоцелью. А должно служить средством развития творческих способностей дошкольников.
Видя готовые поделки, дошкольники сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них развиваются конструктивные способности, мышление, память.
Самоделки из бумаги известны давно и распространены повсеместно. Особенно популярны игрушки с подвижными деталями, или, как их называют дети, «дергунчики». Их простота и оригинальность всегда привлекали детей. Они могут служить иллюстрациями при чтении сказок, рассказов, стихотворений, а также использоваться в инсценировках литературных текстов. Игрушки с подвижными деталями могут быть использованы также и как сувениры для подарка в дни рождения взрослым и детям, к праздничным датам.
Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач. Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности. Поэтому нет необходимости требовать от ребенка точного соблюдения устройства поделки, копирования ее там, где есть возможность внести конструктивные изменения, надо помочь ему усвоить лишь общие принципы ее построения.
Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, а также на формирование таких качеств, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумага открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Поэтому мною был разработан творческий проект «Зоопарк».
Вид проекта: долгосрочный, творческий, групповой.
Руководитель проекта: воспитатель Усанова Т.В.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители.
Сроки реализации проекта: 2016 учебный год
Образовательные области: интеграция всех образовательных областей
Цель проекта:
создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и развития моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием приема конструирования игрушек из бумаги с подвижными деталями.
Задачи проекта:
Развивать позновательные процессы: предпосылки образного мышления, наглядно-образного мышления, внимания, память, зрительно-моторную координацию;
- развивать познавательную активность, любознательность, эмоциональную заинтересованность;
- развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук;
- воспитывать чувство взаимопомощи, инициативу, самостоятельность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, бережное отношение к результатам труда.
-воспитывать интерес к миру животных , доброжелательное отношение к обитателям зоопарка.
Продукт проектной деятельности: «Зоопарк» макет из картона и бумаги, животные с подвижными деталями
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Разработка проекта.
2. Подбор литературы и иллюстративного материала.
3. Подготовка материально-технической базы проекта.
4. Разработка занятий
Основной этап:
В работе используют два варианта конструирования:
1. 1-й вариант- вырезывание готовой формы по контуру .
2. 2-й вариант- работа с трафаретом.
Для основы игрушки берут плотную бумагу (чертежную, рисовальную) или картон.
Под рукой не всегда есть основа нужной окраски, поэтому приходится создавать ее самим- оклеивать основу цветной бумагой. Бумагу, используемую для фона, смазывают клеем, накладывают на основу и держат под прессом до полного высыхания.
Рисунок выполняют чаще всего на изнаночной, неокрашенной стороне бумаги, поэтому при наклеивании частей на основу получается обратное изображение. Этот факт необходимо учитывать в работе. Необходимо учитывать принцип зеркального изображения при вырезывании парных деталей (правая- левая рука, нога)
При оформлении игрушек-самоделок используется аппликация, которая передает предметы обобщенно, условно, порой лишь отдаленно напоминая то, что существует в действительности.
В работе, где имеется наложение одного цвета на другой, тщательно подгонку не производят, аппликацию выполняют внакладку, т.е. один цвет накладывается на другой, чем достигается хорошее качество работы и эффект объемности.
Можно сделать практически неограниченный перечень игрушек, в основу которых положен данный принцип построения. Мы решили сделать животных для зоопарка.
Примерное содержание работы
по ручному труду на занятиях и вне занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
(конструирование игрушек с подвижными деталями)
Месяц Содержание работы Учебно- воспитательные задачи
Январь
2 неделя «Слон»
Познакомить с принципом создания подвижной конструкции. Уточнить представления о свойствах материала. Знакомить с правилами безопасной работы.
Январь
3 неделя «Зебра»
Учить «читать» выкройку, создавать игрушку-забаву с двигающимися частями. Учить детей последовательным действиям.Закреплять умение с помощью аппликации передавать выразительность образа. Учить соединять детали с помощью нитки с иголкой.
Январь
4 неделя «Жираф»
Продолжать учить работать с готовыми деталями при создании образа, выполнять на игрушке несложную аппликацию с помощью клея ПВА. Развивать усидчивость, закреплять умение работать ножницами.
Февраль
1 неделя «Заяц»
Учить изготавливать игрушку с подвижными деталями для иллюстрирования знакомых сказок., соединять детали с помощью нитки с иголкой.
Февраль
2 неделя «Медведь»
Учить изготавливать игрушку- забаву в подарок малышам. Соблюдать правила безопасной работы
Февраль
3 неделя «Волк»
Учить разбираться в выкройке, самостоятельно вырезать детали игрушки из картона по шаблону, оформлять детали аппликацией, вырезать мелкие детали для оформления.
Февраль
4 неделя «Тигр»
Закреплять умение вырезать детали из картона по шаблону, оформлять аппликацией. Соблюдать правила безопасной работы.
Март
1 неделя «Верблюд»
(приложение № 8) Упражнять в работе с бумагой и картоном, закреплять умение вырезать плотный материал. Учить подбирать красивое сочетание цветов при оформлении игрушки аппликацией.
Март
2 неделя «Лиса»
Продолжать учить работать с выкройкой или трафаретом при создании игрушек с подвижными деталями, уточнять образец раскладки, оформлять детали игрушки аппликацией с двух сторон.
Март
3 неделя
«Бегемот»
(приложение № 10) Закреплять умение вырезать детали из картона по шаблону, оформлять аппликацией. Соблюдать правила безопасной работы
Март
3 неделя «Носорог»
Закреплять умение вырезать детали из картона по шаблону, оформлять аппликацией. Соблюдать правила безопасной работы
Март
4 неделя «Леопард»
Учить работать с трафаретами, соединять детали, используя двойное соединение, придавать поделке определенный образ. Воспитывать стремление помогать друг другу.
Март
4 неделя «Лев»
Учить работать с трафаретами, соединять детали, используя двойное соединение, придавать поделке определенный образ. Воспитывать стремление помогать друг другу
Примерное планирование занятий по ручному труду
«Конструирование игрушек с подвижными деталями из картона »
(старший дошкольный возраст)
Цель: Учить создавать интересные поделки с остроумным, оригинальным решением, используя общий принцип конструирования.
Занятия
Тема: «Слон»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу серого цвета или картон и бумагу серого цвета для туловища и ушей, и розового цвета для оформления ушей. Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• Правое ухо- 2 детали
• Левое ухо- 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини детали в местах крепления
6. Оформи поделку аппликацией
Тема: «Заяц»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу или картон и бумагу серого цвета для туловища и ног, черного мелких деталей, белого цвета для накладки (можно использовать бархатную бумагу). Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны
Грызун трусишка, хвост коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одежда в два цвета: на зиму и на лето.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• Ухо – 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны, разложи шаблоны на цветной бумаге с неокрашенной стороны, по шаблонам вырежи туловище,уши. Все детали склеивают вместе неокрашенными сторонами и держат под прессом до высыхания. Глаза и нос делают из бумаги черного цвета в виде маленьких кружочков.
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини прочно детали в местах крепления
Тема: «Миша»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу или картон и набор бумаги для оформления шаблонов из картона аппликацией. Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны.
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• Передняя лапа - 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны, разложи шаблоны на цветной бумаге с неокрашенной стороны, по шаблонам вырежи туловище, лапы, в двух экземплярах.
Все детали обклеиваются цветной бумагой с двух сторон и держат под прессом до высыхания.
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини прочно детали в местах крепления.
Тема: «Зебра»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу белого цвета или картон и бумагу белого цвета для туловища и ног, и черного цвета для оформления пятен. Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• Голова- 2 детали
• Хвост- 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини детали в местах крепления
НЕ ЗАБЫВАЙ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ:
1. Не отвлекайся во время работы
2. Соблюдай порядок
3. Подавай ножницы кольцами вперед
4. Если деталь упала, положи ножницы, подними деталь.
Оформи поделку аппликацией
Тема: «Жираф»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу или картон оранжевого цвета для туловища и ног, и черного цвета для оформления пятен. Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны
2. игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• Передняя нога- 2 детали
• Задняя нога- 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны, по шаблонам вырежи туловище, заднюю, переднюю ноги. Все детали склеивают вместе неокрашенными сторонами. Глаза делают из бумаги черного цвета в виде маленьких кружочков.
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини детали в местах крепления
НЕ ЗАБЫВАЙ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ:
1. Не отвлекайся во время работы
2. Соблюдай порядок
3. Подавай ножницы кольцами вперед
4. Если деталь упала, положи ножницы, подними деталь.
Оформи поделку аппликацией
Тема: «Волк»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу или картон и бумагу светло серого цвета для туловища и ног, черного мелких деталей, белого цвета для накладки. Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• Голова- 2 детали
• Хвост- 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны, по шаблону вырежи туловище, голову, хвост. Все детали склеивают вместе неокрашенными сторонами. Глаза и нос делают из бумаги черного цвета в виде маленьких кружочков.
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини прочно детали в местах крепления
Оформи поделку аппликацией
Тема: «Тигр»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу или картон и бумагу желтого цвета для туловища и ног, черного для пятен (можно использовать бархатную бумагу). Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• голова- 2 детали
• хвост- 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны, разложи шаблоны на цветной бумаге с неокрашенной стороны, по шаблонам вырежи туловище, голову, хвост. Все детали склеивают вместе неокрашенными сторонами и держат под прессом до высыхания. Глаза и нос делают из бумаги черного цвета в виде маленьких кружочков.
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини прочно детали в местах крепления
Оформи поделку аппликацией
Тема: «Верблюд»
1. Рассмотри поделку или картинку. Для поделки используют плотную бумагу или картон и бумагу оранжевого цвета для туловища и ног. Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны.
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• Передняя нога- 2 детали
• Задняя нога- 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны, разложи шаблоны на цветной бумаге с неокрашенной стороны, по шаблонам вырежи туловище, заднюю, переднюю ноги. Все детали склеивают вместе неокрашенными сторонами и держат под прессом до высыхания. Глаза делают из бумаги черного цвета в виде маленьких кружочков, рот из полоски бумаги красного цвета.
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини прочно детали в местах крепления
Оформи поделку аппликацией без подсказки.
Тема: «Лиса»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу или картон и бумагу оранжевого цвета для туловища . Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны.
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• Передние лапы- 2 детали
• Хвост- 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны, разложи шаблоны на цветной бумаге с неокрашенной стороны, по шаблонам вырежи туловище, передние лапы, хвост. Все детали обклеиваются цветной бумагой с двух сторон и держат под прессом до высыхания.
Глаза и нос делают из бумаги черного цвета.
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини прочно детали в местах крепления
Оформи поделку аппликацией без подсказки.
Тема: «Бегемот»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу или картон и бумагу коричневого цвета для туловища и ног, головы и хвоста. Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны.
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• голова - 2 детали
• хвост- 2 детали
2. Рассмотри все шаблоны, разложи шаблоны на цветной бумаге с неокрашенной стороны, по шаблонам вырежи туловище, голову, хвост в двух экземплярах. Все детали обклеиваются цветной бумагой с двух сторон и держат под прессом до высыхания.
Глаза делают из бумаги черного цвета в виде небольшого кружочка
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини прочно детали в местах крепления
Как получилась такая аппликация? Сделай ее без подсказки.
Тема: «Носорог»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу или картон и бумагу серого цвета для туловища , головы и хвоста в двух экземплярах. Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны.
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• Голова - 2 детали
• Хвост - 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны, разложи шаблоны на цветной бумаге с неокрашенной стороны, по шаблонам вырежи туловище, голову, хвост в двух экземплярах. Все детали обклеиваются цветной бумагой с двух сторон и держат под прессом до высыхания. Глаза делают из бумаги черного цвета в виде небольшого кружочка.
4.Все детали оформи аппликацией.
5. Точками намечаем места прокола. Соедини прочно детали в местах крепления
Как получилась такая аппликация? Сделай ее без подсказки.
Тема: «Леопард»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу или картон и бумагу белого цвета для туловища , головы и хвоста. Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны.
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• Голова - 2 детали
• Хвост - 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны, разложи шаблоны на цветной бумаге с неокрашенной стороны, по шаблонам вырежи туловище, голова, хвост в двух экземплярах.
Все детали обклеиваются цветной бумагой с двух сторон и держат под прессом до высыхания.
Глаза и нос делают из бумаги черного цвета в виде небольшого кружочка
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини прочно детали в местах крепления
Как получилась такая аппликация?
Тема: «Лев»
1. Рассмотри поделку или картинку
Для поделки используют плотную бумагу или картон и бумагу желтого цвета для туловища , головы и хвоста. Нам понадобится: клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, шаблоны.
2. Игрушка состоит из следующих деталей:
• Туловище- одна деталь
• голова - 2 детали
• хвост - 2 детали
3. Рассмотри все шаблоны, разложи шаблоны на цветной бумаге с неокрашенной стороны, по шаблонам вырежи туловище, голову и хвост в двух экземплярах.
Все детали обклеиваются цветной бумагой с двух сторон и держат под прессом до высыхания.
4.Все детали оформи аппликацией
5. Точками намечаем места прокола. Соедини прочно детали в местах крепления
Как получилась такая аппликация? (на концах лапок можно приклеить небольшие кусочки коричневой или черной бумаги)
\
Заключительный этап:
Организация выставки детского творчества макет «Зоопарк «, участие в творческих конкурсах, презентация проекта на родительском собрании.
Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач. Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности. Поэтому нет необходимости требовать от ребенка точного соблюдения устройства поделки, копирования ее там, где есть возможность внести конструктивные изменения, надо помочь ему усвоить лишь общие принципы ее построения.
Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок).
Список детей ( подготовительная группа)
1. Иванова Таисия
2. Максимова Мария
3. Ковалева Рита
4. Сарабская Алина
5. Выгузова Мария
6. Лун-фу Александра
7. Табанин Сергей