Открытый урок "Народное искусство и художественная обработка материалов"
план-конспект по конструированию, ручному труду на тему

Савина Елена

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

    Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного  процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала  нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический практикум по дисциплине

«Народное искусство и художественная   обработка материалов»

Преподаватель

 Савина Е.А.

Тема:  Организация кружковой и студийной работы художественно-эстетического направления в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Цель:  Формирование у студентов практических навыков по организации кружковой и студийной работы художественно-эстетического направления в ДОУ.

Задачи:

- Учить организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование) в соответствии  

с ФГОС ДО;

- Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;

-Формировать умение  разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста детей;

-Учить определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства продуктивной деятельностью детей;

-Закрепить  знания технологии художественной обработки материалов;

-Совершенствовать приемы рисования, лепки, аппликации при создании разновариативных образцов;

-Развивать самостоятельность, креативность в выборе направления кружковой работы;

-Развивать навыки работы в группе, коммуникативные качества,  способности к  педагогической рефлексии.

Материалы и оборудование:

ТСО: компьютер, мультимедиа – проектор, экран;

компьютерная презентация «Организация кружковой работы в ДОУ»;

методическая литература;

листы формата А4, материалы по выбору (гуашь, кисти, цветная бумага , пластилин , картон)

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие гостей и студентов).
  2. Знакомство с темой урока, её местом в изучении дисциплины, её целями и за задачами.

Вступление  

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

    Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного  процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала  нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

  1. Защита презентаций студентов  на тему

 «Организация кружковой работы в ДОУ»

  Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

   Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка,  позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

 Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка  регулируется нормативно-правовыми

документами:

- Уставом ДОУ,

- Образовательной программой ДОУ,

- Положением о кружке

- Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый  конечный результат)

- Планом работы кружка на год,

- Списком детей

- Расписанием занятий 

- Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):

Изучение нормативно-правовой базы.

Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.

Разработка (подбор) программы кружка.

Разработка плана кружка на учебный год.

Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

Реализация плана работы кружка на практике.

Анализ результативности работы кружка.

Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)

 Кружковая  работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Кружковая работа организуется  в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 1,5  до 7 лет.

Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкально-физкультурном зале, в зависимости от темы  и образовательных задач.

Руководители кружков предоставляют  отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

      Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц  во 2 половине дня.

Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

– организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

С детьми:

- Фронтальные занятия (групповые)

- Экскурсии

- Тематические прогулки

- Развлечения, досуги

- Участие в различного уровня конкурсах

С педагогами:

- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ

С родителями:

- Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

Кружки могут быть различной направленности:

Физическое развитие

Социально -  личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Тематика кружков может быть разнообразна.

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:

- интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

Кружковая  работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

Документация:

Программа кружковой работы (перспективно-тематическое планирование)

Диагностика.
Схема разработки программы кружковой работы.

Титульный лист

Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)

Учебно-тематическое планирование

Диагностические карты, методы проведения диагностики

Список литературы

  1. Организация работы студентов в творческих  группах

 Практические  задания:

-Разработать название кружка

-Разработать  фрагмент программы  кружковой работы по художественно-эстетическому направлению  (Учебно-тематическое планирование)

-Подготовить  художественные образцы по тематике детских работ

-Показать алгоритм выполнения поделки-рисунка

Указание: темы кружковой работы выбираются в соответствии с видами детского изобразительного творчества:

- работа с пластилином

-декоративное рисование

-бумагопластика

5) Оценка жюри деятельности кружка по следующим критериям:

- соответствие названия студии видам детского изобразительного творчества (оригинальность):

-соответствие планирования возрастным особенностям детей дошкольного возраста;

- соответствие образца возрастным особенностям детей дошкольного возраста;

- создание образца декоративно-прикладного искусства в соответствии с методикой развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

- правильная техника выполнения образца;

- гармония цвета;

- композиция;

- аккуратность;

- выразительность образов.

-

6

1

1

1

1

2

0,5

0,5

0,5

0,5

  1. Подведение итогов урока.

Педагогическая рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в условиях ФГОС ДО»

Краткосрочный проект по лепке для детей  группы ДОО на тему:  «Лепка кота из пластилина»...

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству...

ПРАКТИКУМ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ВАЗА С ЦВЕТАМИ»

практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству «Ваза с цветами»...

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать в дошкольном возрасте, нуждается в квалифицированном руководстве.        ...

«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.»

Цель.Создание условий для изготовления композиции из нескольких цветов в вазе. Закрепить приемы срезания углов у квадратов, получать необходимую форму путем разрезания и выравнивания части круга...