Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие Капельки"
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
В данной статье представлены навыки исследовательской деятельности детей средней группы. Они под руководством воспитателя проводят эксперименты в трех зонах: исследовательской лаборатории, природном уголке, уголке конструирования. В результате экспериментов воспитатель вместе с детьми подводит итоги о свойствах воды. Все действия объеденены общим сюжетом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_kapelki.docx | 19.41 КБ |
puteshestvie_kapelki.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие Капельки».
Автор методической разработки
Каратеева О.П
Цель: Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности у детей, развивать любознательность и познавательные мотивации. .
Задачи:
Образовательные:
Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды через игровые действия с водой (вода - жидкая, она течёт, разливается; вода прозрачная), ,соотносить измерения построек из мелкого и крупного строительного материала. Учить проводить исследовательские действия с водой (наблюдение за отражением в воде, как вода течёт, разливается; ) , строительным материалом, природным материалом.
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения: «Вода течёт, потому что она жидкая», «Камушки видно, потому что вода прозрачная», умение самостоятельно измерять корабли и строить такой-же, только больше по размеру.
Побуждать детей употреблять в речи простейшие сложные предложения ( Вода льется, потому что она жидкая).
Воспитательные:
Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.
Коррекционная задача. Учить детей ориентировке в макропространстве , развивать глазодвигательные функции. Развивать мелкую моторику рук.
Познавательные области. «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Методические приемы. Мотивация к действию, игра, физ.минутка, беседа, исследовательская деятельность, чтение стихотворения, изготовление корабликов, конструктивная деятельность.
Материал: тазики, стаканы, вода, молоко, чайные ложки, шары, капельки. , салфетки, музыка, пластилин, цветная бумага, палочки, скорлупа ореха, конструктор разных размеров, маркер корабля.
Предварительная работа.
- Наблюдения в природе за водой.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение произведений.
- Дидактические игры: «В гостях у «Незнайки», .
- Разучивание стихотворенья Н. Рыжовой «Вы, слыхали о воде? »
- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
- Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек.
- Работа в уголке экспериментирования, природном уголке, уголке для конструирования.
[1]Культурно-исторический подход определяет возникновение у детей новых качеств в ходе игры: ребенок – конструктор; он- исследователь. Воспитатель активно взаимодействует с ребенком, доверяет ему во всем, помогает.
Личностный подход состоит в том, что ребенок самостоятельно выбирает себе деятельность ( игры с водой, конструирование из природного материала, конструирование корабля). Деятельность ребенка осмысленна. Он строит корабль большой, но подбирает детали, как у маленького корабля.
Деятельностный подход: Создание проблемной игровой мотивации, приход Феи , постановка конкретной цели- вернуть капельки в в свое царство, выполняя определенные действия. Возвращение в царство на построенном детьми корабле.Данный подход учитывает интересы ребенка.
-.Развивающая среда: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, , тазы, подносы, камушки, ракушки, ведёрко с водой, сахар, ковшик, различные картинки.), строительный материал, природный материал.
Ход исследования.
Создание игровой мотивации ; Группа украшена шарами с прикрепленными на них капельками.
Заходит волшебница – фея.(воспитатель)
- Здравствуйте, ребята я –Фея воды. Живу далеко, в волшебной стране.
(читает стихотворение Рыжовой Н. «Вы слыхали о воде? »)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без неё нам не прожить!
- Ребята я пришла к вам за помощью. У меня случилась беда, злой волшебник раздул мои капельки и они улетели. Все реки и озера в моем царстве остались без воды. Вы мне поможете найти мои весёлые капельки?
Дети: - Вот они.
Волшебница – Фея: Вот вы где мои капельки, спасибо вам ребята, что вы помогли мне их найти.
- Ребята, а знаете почему я их искала? В нашем царстве открылась волшебная комната- лаборатория , где мы изучаем воду, а капельки мне помогают. За то, что вы мне помогли найти капельки, я вас приглашаю в нашу волшебную лабораторию. Хотите побывать в лаборатории?, А теперь подойдите ко мне все поближе. А мальчики построят волшебный корабль, на котором мы все поплывем в путешествие.
1 группа детей .
Ну вот мы и в лаборатории, открывайте глазки.
- Посмотрите, ребята! Как много здесь всего интересного! . Теперь вы настоящие маленькие исследователи.
Фея. - Ребята, подумайте и скажите , где вы видели сегодня воду?
Дети: (отвечают)
Волшебница – Фея : А для чего нужна вода?
Дети: Пьём воду, стираем, моем руки и т. д.
- - Правильно! А в нашей лаборатории мы с вами докажем какая вода.
Волшебница - вода приглашает детей - в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования с водой) .
2-ая часть. Игровые действия с водой.
- Поиграем с водой и понаблюдаем за ней.
- Опыт 1. «Вода течёт, разливается».
Волшебница - вода зачерпывает воду из своего ведёрка и медленно наливает её в тазики для каждого ребёнка.
- Посмотрите, как течёт вода из ковшика в тазик?
- Дети: Медленно.
- Что делает вода? - Льётся. - Почему? - Докажи!
Дети: Вода разлилась. Она течёт, потому что она жидкая.
Вывод. Вода - жидкая, течёт, разливается.
Да, ребята, я согласна с вами. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
- А как вы думаете?
Опыт 2. Вода прозрачная.
Волшебница - вода предлагает детям взять по камушку и бросить его в таз с водой.
-Вы видите камушки?
Дети: Да видим.
- Значит, вода какая?
- Дети: Прозрачная, чистая.
-Да, вы всё правильно сказали. Какие вы у меня молодцы!
-А теперь достанем камушки.
- Загляните в таз с водой, наклонитесь ближе к воде.
- -Что вы там увидели? (своё лицо)
- Видите вы своё отражение?
- Дети: Да, видим.
Вывод. Вода прозрачная.
- ВЫ действительно доказали, что вода прозрачная.
- А теперь поставьте стакан с водой и стакан с молоком на картинку.
- Вам видно, что нарисовано на картинке?
Дети: Там, где в стакане вода, видно, а где молоко - нет.
- Положим ложечки в стаканы.
- В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком - нет? (Дети делают вывод)
Вывод: Вода прозрачная, а молоко – нет.
2 группа детей идет к природному уголку- делают кораблики из скорлупы грецкого ореха.
Фея. Ребята, из чего вы будете изготавливать кораблики?
Дети. Из скорлупы ореха, потому-что он похож на лодочку.
Фея . Он тонет?
Дети. Мы проведем испытания на воде, получается ли кораблю плавать.
3 группа детей работают в уголке для конструирования.
Фея. Мальчики, здесь уже есть макет маленького корабля, а вы постройте такой же, но больше размером.
Дети самостоятельно подбирают материал, нос корабля делают треугольным.
Волшебница .Я вижу , у всех . ребят работа идет быстро. Вы наверное устали- надо отдохнуть.
Волшебница - — Я поиграю с вами. Предлагаю мою любимую игру «Ходят капельки по кругу». Вы согласны поиграть со мной? Тогда начнём.
- Превратимся в капельки воды (звучит музыка, напоминающая звуки дождя)
Волшебница - : Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались
капельки танцуют, разбегаются.
Волшебница - вода: Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки) .
- Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку)
- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют и попадают в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и идут по кругу) .
- Но пора домой. Мальчики построили корабль, девочки исследовали воду и вернули ее в реку. А мы теперь сядем в большой корабль и поплывем в путешествие и не страшен нам злой волшебник.
Спасибо вам ребята за помощь!
Фея. Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Ответ 1. Оказывать помощь Фее.
Ответ 2. Все понравилось
Ответ 3. Делать опыты с водой, строить корабли разным способом.
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие Капельки».
Автор методической разработки
Каратеева О.П
Цель: Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности у детей, развивать любознательность и познавательные мотивации. .
Задачи:
Образовательные:
Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды через игровые действия с водой (вода - жидкая, она течёт, разливается; вода прозрачная), ,соотносить измерения построек из мелкого и крупного строительного материала. Учить проводить исследовательские действия с водой (наблюдение за отражением в воде, как вода течёт, разливается; ) , строительным материалом, природным материалом.
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения: «Вода течёт, потому что она жидкая», «Камушки видно, потому что вода прозрачная», умение самостоятельно измерять корабли и строить такой-же, только больше по размеру.
Побуждать детей употреблять в речи простейшие сложные предложения ( Вода льется, потому что она жидкая).
Воспитательные:
Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.
Коррекционная задача. Учить детей ориентировке в макропространстве , развивать глазодвигательные функции. Развивать мелкую моторику рук.
Познавательные области. «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Методические приемы. Мотивация к действию, игра, физ.минутка, беседа, исследовательская деятельность, чтение стихотворения, изготовление корабликов, конструктивная деятельность.
Материал: тазики, стаканы, вода, молоко, чайные ложки, шары, капельки. , салфетки, музыка, пластилин, цветная бумага, палочки, скорлупа ореха, конструктор разных размеров, маркер корабля.
Предварительная работа.
- Наблюдения в природе за водой.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение произведений.
- Дидактические игры: «В гостях у «Незнайки», .
- Разучивание стихотворенья Н. Рыжовой «Вы, слыхали о воде? »
- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
- Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек.
- Работа в уголке экспериментирования, природном уголке, уголке для конструирования.
[1]Культурно-исторический подход определяет возникновение у детей новых качеств в ходе игры: ребенок – конструктор; он- исследователь. Воспитатель активно взаимодействует с ребенком, доверяет ему во всем, помогает.
Личностный подход состоит в том, что ребенок самостоятельно выбирает себе деятельность ( игры с водой, конструирование из природного материала, конструирование корабля). Деятельность ребенка осмысленна. Он строит корабль большой, но подбирает детали, как у маленького корабля.
Деятельностный подход: Создание проблемной игровой мотивации, приход Феи , постановка конкретной цели- вернуть капельки в в свое царство, выполняя определенные действия. Возвращение в царство на построенном детьми корабле.Данный подход учитывает интересы ребенка.
-.Развивающая среда: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, , тазы, подносы, камушки, ракушки, ведёрко с водой, сахар, ковшик, различные картинки.), строительный материал, природный материал.
Ход исследования.
Создание игровой мотивации ; Группа украшена шарами с прикрепленными на них капельками.
Заходит волшебница – фея.(воспитатель)
- Здравствуйте, ребята я –Фея воды. Живу далеко, в волшебной стране.
(читает стихотворение Рыжовой Н. «Вы слыхали о воде? »)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без неё нам не прожить!
- Ребята я пришла к вам за помощью. У меня случилась беда, злой волшебник раздул мои капельки и они улетели. Все реки и озера в моем царстве остались без воды. Вы мне поможете найти мои весёлые капельки?
Дети: - Вот они.
Волшебница – Фея: Вот вы где мои капельки, спасибо вам ребята, что вы помогли мне их найти.
- Ребята, а знаете почему я их искала? В нашем царстве открылась волшебная комната- лаборатория , где мы изучаем воду, а капельки мне помогают. За то, что вы мне помогли найти капельки, я вас приглашаю в нашу волшебную лабораторию. Хотите побывать в лаборатории?, А теперь подойдите ко мне все поближе. А мальчики построят волшебный корабль, на котором мы все поплывем в путешествие.
1 группа детей .
Ну вот мы и в лаборатории, открывайте глазки.
- Посмотрите, ребята! Как много здесь всего интересного! . Теперь вы настоящие маленькие исследователи.
Фея. - Ребята, подумайте и скажите , где вы видели сегодня воду?
Дети: (отвечают)
Волшебница – Фея : А для чего нужна вода?
Дети: Пьём воду, стираем, моем руки и т. д.
- - Правильно! А в нашей лаборатории мы с вами докажем какая вода.
Волшебница - вода приглашает детей - в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования с водой) .
2-ая часть. Игровые действия с водой.
- Поиграем с водой и понаблюдаем за ней.
- Опыт 1. «Вода течёт, разливается».
Волшебница - вода зачерпывает воду из своего ведёрка и медленно наливает её в тазики для каждого ребёнка.
- Посмотрите, как течёт вода из ковшика в тазик?
- Дети: Медленно.
- Что делает вода? - Льётся. - Почему? - Докажи!
Дети: Вода разлилась. Она течёт, потому что она жидкая.
Вывод. Вода - жидкая, течёт, разливается.
Да, ребята, я согласна с вами. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
- А как вы думаете?
Опыт 2. Вода прозрачная.
Волшебница - вода предлагает детям взять по камушку и бросить его в таз с водой.
-Вы видите камушки?
Дети: Да видим.
- Значит, вода какая?
- Дети: Прозрачная, чистая.
-Да, вы всё правильно сказали. Какие вы у меня молодцы!
-А теперь достанем камушки.
- Загляните в таз с водой, наклонитесь ближе к воде.
- -Что вы там увидели? (своё лицо)
- Видите вы своё отражение?
- Дети: Да, видим.
Вывод. Вода прозрачная.
- ВЫ действительно доказали, что вода прозрачная.
- А теперь поставьте стакан с водой и стакан с молоком на картинку.
- Вам видно, что нарисовано на картинке?
Дети: Там, где в стакане вода, видно, а где молоко - нет.
- Положим ложечки в стаканы.
- В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком - нет? (Дети делают вывод)
Вывод: Вода прозрачная, а молоко – нет.
2 группа детей идет к природному уголку- делают кораблики из скорлупы грецкого ореха.
Фея. Ребята, из чего вы будете изготавливать кораблики?
Дети. Из скорлупы ореха, потому-что он похож на лодочку.
Фея . Он тонет?
Дети. Мы проведем испытания на воде, получается ли кораблю плавать.
3 группа детей работают в уголке для конструирования.
Фея. Мальчики, здесь уже есть макет маленького корабля, а вы постройте такой же, но больше размером.
Дети самостоятельно подбирают материал, нос корабля делают треугольным.
Волшебница .Я вижу , у всех . ребят работа идет быстро. Вы наверное устали- надо отдохнуть.
Волшебница - — Я поиграю с вами. Предлагаю мою любимую игру «Ходят капельки по кругу». Вы согласны поиграть со мной? Тогда начнём.
- Превратимся в капельки воды (звучит музыка, напоминающая звуки дождя)
Волшебница - : Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались
капельки танцуют, разбегаются.
Волшебница - вода: Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки) .
- Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку)
- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют и попадают в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и идут по кругу) .
- Но пора домой. Мальчики построили корабль, девочки исследовали воду и вернули ее в реку. А мы теперь сядем в большой корабль и поплывем в путешествие и не страшен нам злой волшебник.
Спасибо вам ребята за помощь!
Фея. Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Ответ 1. Оказывать помощь Фее.
Ответ 2. Все понравилось
Ответ 3. Делать опыты с водой, строить корабли разным способом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Капельки потерялись"
Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий мир.Наблюдение за демонстрацией оп...
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...
Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".
Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы "Знакомство с Капелькой-капелькой".
Конспект занятия познавательно-исследовательского характера с детьми подготовительной к школе группы по знакомству со свойствами воды....