Конспект НОД "Конь казаку лучший друг"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Приобщение детей к историческому прошлому родного края, формирование представлений о жизни, традициях и законах донских казаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kazachestvo_otkrytoe_zanyatie.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Приобщение детей к историческому прошлому родного края, формирование представлений о жизни, традициях и законах донских казаков.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа,
- Обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами (нагайка, пика, сабля, кинжал)
- Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свой народ.
- Обобщать и систематизировать знания о культуре казаков.
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мне нравится одно стихотворение и сегодня я бы хотела вам его рассказать.
Воспитатель читает стихотворение «Весна в степи на Дону»
Тихий Дон разливается тихо.
И ничем по весне не сдержать.
По-казачьи, задорно и лихо
Предъявляя могучую стать.
Берега, что в верховьях крутые,
Заросли вековым камышом.
Пейзажи донские родные
Входят в душу прекрасным стихом.
Растянулись вдоль Дона станицы,
Белизною блестят курени.
Чернобровы донские девицы,
И отважны донцы-молодцы.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О нашей реке Дон.
(на интерактивной доске появляется слайд с изображением реки Дон)
Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.
Воспитатель: Откуда пошло название реки Дон?
Дети: Название реке было дано древними кочевниками. «Дон» означало - вода, река.
Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?
Дети: Их стали называть казаками.
Воспитатель: Давайте вспомним, что означает слово «казак».
Дети: «Казак» – означает «вольный человек».
(на интерактивной доске появляется изображение казака)
Казак: Правильно, ребята. Казаки люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Скажите, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети:
- С уважением относится к старшим.
- Уважать мать, сестру, жену.
- Быть честным и скромным.
- Заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
- Защищать от врагов свою Родину.
Казак: Молодцы, ребята! В казачьих семьях почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Ребята, а какие казачьи традиции вы знаете?
Дети:
- К отцу и матери обращались только на Вы.
- При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
- Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать.
- Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу.
- При рождении мальчика было принято покупать коня, с 2 лет ребенка регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу
Воспитатель: Вот такие строгие обычаи были в семьях. Казаки были воинами, защитниками Родины. Главным украшением казака считалось оружие. (на интерактивной доске появляются картинки с изображением оружия, дети называют его виды )
Воспитатель: Какое из этого оружия считалось для казака главным?
Дети: Главным оружием у казаков был кинжал. Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.
Воспитатель: Правильно. А на чем ездили казаки?
Дети: На конях.
Воспитатель: Да. У казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными их друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.
Казак: А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьих лошадях?
Дети:
- Конь казаку – лучший друг
- Казак сам не ест, а коня накормит.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Сам погибай, а коня выручай.
- Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
- Без коня казак кругом сирота.
- Казак голоден, а конь его сыт.
Воспитатель: Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казачьи. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Подковка
Звонкою подковкой
Подковали ножку.
Выбежал с обновкой
Конь наш на дорожку.
Новою подковкой
Звонко ударял
И свою обновку
Где-то потерял…
Дети образуют круг. В середине – конь с подковкой в руке. Во время декламации стихотворения конь галопом скачет внутри круга. По окончании слов останавливается, кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший, становится конём. Игра повторяется.
Воспитатель: Ребята, сделаем нашему гостю подарок. Соберем из волшебного конструктора лошадок, которые превратятся в настоящих коней.
(дети собирают из «Нетающих льдинок» Воскобовича лошадок, после выполнения задания на интерактивной доске появляется изображение табуна коней)
Казак: Спасибо, ребята. Мне очень понравились ваши подарки.
Воспитатель: Ребята, вы, молодцы, знаете много интересного о казаках и их обычаях. Главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились узнать историю своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Книга – лучший друг!» в средней группе
Закреплять знания детей о детских писателях, их произведений (С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский);2. Закреплять умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение);3. Закре...
Конспект ООД "Мой лучший друг"
Конспект музыкального занятия в средней группе. Цель занятия: Формировать представления о празднике 8 Марта. Воспитывать любовь и чуткое отношение к маме....
Конспект развлечения "Книга - лучший друг!"
Цель: создание условий для закрепления представлений детей о разных жанрах художественной литературы...
Конспект рефлексивного круга "Лучший друг"
план конспект рефлексивного круга...
Конспект НОД "Папа - лучший друг"
Совместный с родителями музыкальный праздник "Папа - лучший друг". Цель: Повышение статуса отца в семье, укрепление взаимоотношений между родителями и детьми....
конспект " книга наш лучший друг"
конспект занятия...
Конспект: "Книга-наш лучший друг"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26002389","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26002393","attributes":{"alt":"","class"...