ПРОЕКТ «Золотая береста»
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Развитие творческих способностей обучающих через приобщение к народной культуре и декоративно- прикладному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zolotaya_beresta1.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад №7 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад» «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района РМ
ПРОЕКТ
«Золотая береста»
Воспитателя Чевтайкиной Е.Ф.
(старшая логопедическая группа с ОНР 5-6 лет)
Пояснительная записка к проекту
Пояснительная записка
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Работа с берестой расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась. В какой-то мере сохранить традиции, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта, а так же способствовать решению вопросов гармонического развития и творческой самореализации детей, призванпроект «Золотая береста». Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде
Работа с природным материалом способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости точности в выполнении действий. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких движений, и в процессе систематических занятий с природным материалом детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, совершенствуется координация движений.
Работа по изготовлению изделий из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера, формирует такие качества как настойчивость, целеустремлённость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, помогает воспитывать гармонически развитую личность. В общем, работа с природным материалом является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей, так как предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития. При изготовлении коллективных композиций у детей формируется дружеские, доброжелательные отношения, чувства взаимопомощи и товарищества.
Педагогический проект в старшей логопедической группе на тему: «Золотая береста»
Паспорт педагогического проекта:
Тема: «Золотая береста»
Тип проекта: групповой.
Вид проекта: игровой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
По срокам реализации: долгосрочный (сентябрь2016-май 2017)
Цель проекта:
Развитие творческих способностей обучающих через приобщение к народной
культуре и декоративно- прикладному искусству.
Задачи проекта:
Обучающие:
- познакомить с историей берестяного промысла, как с частью национального наследия.
- формировать у дошкольников необходимые практические умения и навыки в работе с берестой.через продуктивную деятельность.
- научить правильной и безопасной организации труда.
- формировать художественно – творческие способности и активность в достижении цели.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, умение оценивать красоту изделий из
- природного материала.
- способствовать развитию мелкой моторики, пространственного и творческого мышления , .
- поддерживать и развивать потребность в творчестве и в овладении
- разнообразными приемами при работе с берестой.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, творчеству.
- формировать чувство патриотизма и национальной гордости.
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека.
- Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетической развитие
Актуальность проекта: В настоящее время большое внимание уделяется восстановлению старинных народных промыслов. Они возрождаются, прежде всего, там, где жива любовь к своему краю, к истории родного народа, где уделяется самое пристальное внимание развитию собственных национальных традиций.
В деле сохранения народного искусства большая роль отводится нам, взрослым. Приобщая детей дошкольного возраста к народному, мы обеспечим познание культуры своего народа, усвоение которой способствует патриотическому воспитанию подрастающего человека.
Проблема: Незнание народных традиций, неприобщенность детей к народному ремеслу. Слабое развитие мелкой моторики рук.
Форма реализации проекта:
- беседы;
- конкурсы;
- чтение художественной литературы;
- практические занятия;
- организация выставок детских работ.
- просмотр видеофильмов;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- фольклорные праздники, посиделки.
- заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
- использование физминуток;
Ожидаемый результат:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательной активности.
2. Обогащение представлений детей и взрослых о пользе бересты.
3. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры.
Этапы работы над проектом
1 этап: Подготовительный
Подбор информации по теме, объявление для родителей, сбор бересты для практической работы. Цель: Развитие познавательного интереса к особенностям применения бересты в русском народном искусстве и традиционном быте. Развитие эмоционально-ценностного восприятия изделий из бересты как предметом русского народно-прикладного искусства. Формирование коммуникативных умений, навыков взаимодействия со сверстниками.
2 этап: Практический
Беседы, чтение художественной литературы, конкурс чтецов, выставка рисунков, непосредственная работа с берестой.
Цель: Познакомить детей со свойствами бересты как природного материала, основными приемами ее обработки. Научить детей основным приемам флористики в аппликации и простейшим приемам конструктивной деятельности при работе с берестой. Воспитание эстетических чувств. Развитие речи, памяти, мышления.
Работа с детьми по образовательным областям
Вид деятельности | Тема | Цель |
Игровая деятельность: | 1.Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «У бабушки в гостях», «Прогулка в лес» 2. Подвижные игры: «: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», , «Горелки», «Ручеек» 3. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «С кем дружит береза?», «Назови ласково», Подбери пару», «Что с начало, что потом?» 4. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». | Учить самостоятельно организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность. |
Художественно-речевая деятельность. | 1.Беседа «Березка» 2.Беседа «Живое - не живое» 3. Беседа «Что такое береста и как ее используют?» 4. Работа с презентацией «Правила поведения в лесу», «Удивительные деревья мира». 5. Разучивание пословиц, поговорок о березе. 6.Конкурс «Сочиню я сказку про березку нашу» 7.Конкурс чтецов «Люблю березу русскую» 7 Чтение Л. Толстой «Как ходят деревья», «От чего в мороз трещат деревья» 8.Работа с презентацией «О деревьях в стихах» 9. Занятие по экологическому воспитанию «Деревья не только Земли украшение» 10. Занятие по формированию целостной картины мира «Путешествие в прошлое бумаги» 11. Литературная гостиная «По страницам сказок» | Расширить представление о самом почитаемом из деревьев в России берёзе, о хозяйственном значении её в жизни человека. Развивать у детей познавательную активность. Активизировать и обогатить их словарь. Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней. Развивать речь, память, воображение, мышление у детей Показать значимость деревьев в жизни человека: деревья идут на нужды человека - строительство, изготовление бытовых предметов, сувениров, украшений. Деревья – это чистый воздух. Закреплять умение правильно вести себя в природе. Расширить представления детей о видах сказочного жанра. Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;- Развивать способности творческого самовыражения. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, симпатию. |
Исследовательская деятельность | 1.Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. 2.Исследование бересты под лупой. | Развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира. |
Художественно-эстетическая деятельность. | 1.Конструирование из бересты «Кораблик» «Птичка на веточке 2.Аппликация из бересты «Бабочка- красавица» «Ваза с цветами» 3 Рисование по бересте: «Валентинка- тем кого люблю» 4. Изготовление из бересты солнышка (к Масленице) 4. Фотовыставка «Природа моего края» 5Выставка рисунков «В любое время года березка хороша!» | Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе проекта. Развивать мелкую моторику рук. |
Образовательная область «Труд» | 1. Укрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьев | Развивать трудовые навыки: силу, выносливость. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе |
Работа с родителями. | 1.Папка передвижка: «Русская красавица» «Березовое царство - лучшее лекарство» 2.Консультации: «Прогулка с ребенком» 3. Изготовление совместно с детьми работ из бересты на выставку «Берестяное чудо» 4. Совместное мероприятие «Масленица» | Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей. Развитие творческих способностей детей и родителей. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом. |
3 этап: Заключительный
Организация выставки работ из бересты «Берестяное чудо»
Цель: Воспитание эстетических чувств. Поддержание мотивации участников проекта. Определение победителей и обобщение результатов проекта
Вывод: В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
Тематический план проекта
Сентябрь
Занятие № 1.«Живое дыхание природы «Береста»» (ознакомление с берестой)
Занятие № 2.«Подготовка бересты к работе (расслоение бересты)
Занятие № 3. «Коллаж из оттенков бересты (коллективная работа)
Цель: Показать детям многообразие оттенков бересты.
Занятие № 4.«Гусеница» (аппликация)
Цель: Учить детей наклеивать бересту на бумагу из готовых элементов аппликации.
Октябрь
Занятие № 1. «Листопад» (Коллективная работа.Аппликация)
Цель : Учить детей работать сообща
Занятие № 2-3 . «Веточка рябины» (Аппликация )
Цель: учить детей наклеивать бересту на бумагу из готовых элементов аппликации, подбирать тёмная береста, для создания аппликации
Занятие №4. « Гроздь винограда» (Аппликация)
Цель. Продолжать формировать навык работы с берестой.
Ноябрь
Занятие № 1 «Цыплёнок» (Аппликация)
Цель: Формировать умения подбирать детали для аппликации по образцу, развивать воображение.
Занятие № 2-3 « Ваза с цветами» (Объемная аппликация)
Цель: учить детей группировать детали аппликации различных размеров.
Занятие № 4. « Домик». (Объемная аппликация)
Цель: учить детей группировать детали аппликации различных размеров.
Декабрь
Занятие№ 1. « Зайчик»
Цель: учить детей по контуру вырезать круг
Занятие№ 2-3-4. Сюжетная аппликация «Новогодняя ёлочка» (ёлочка с новогодними игрушками, снеговик, подарки)
Цель: развивать творческое воображение
Январь
Занятие № 1-2. «Деревья»
Цель: учить детей вырезать полоски из бересты.
Февраль
Занятие № 1-2. «Собачка Тюбик» (Игрушки из бересты)
Цель:учить простейшим приемам работы с этим природным материалом — обрезанию по выкройке.
Занятие № 3-4. Открытка для папы «Кораблик»
Цель: формировать у детей чувства радости, гордости при изготовлении подарка для папы.
Март
Занятие №1-2. «Машинка» (игрушка из бересты)
Цель:формировать умение строить схему поэтапного изготовления игрушки; укреплять интерес к работе, доброжелательные отношения детей во время совместных действий.
Занятие № 3-4. Открытка для мамы «Цветы в вазе»
Цель: формировать у детей чувства радости, гордости при изготовлении подарка для мамы.
Апрель
Занятие № 1-2.Туесок (Игрушка)
Цель: продолжить учить простейшим приемам работы с этим природным материалом — обрезанию по выкройке.
Занятие№3. «Птицы на кормушке» (Аппликация)
Цель: Развивать воображение детей.
Занятие № 4. Утренние лучики (аппликация солнышко)
Цель: продолжить учить детей выстригать по кругу
Май
Занятие № 1-2 «Берестяной ангел» (Кукла оберег)
Цель: Ознакомление детей с историей развития кукол оберегов.
Склеивание и сборка деталей, декоративное оформление оберега - ангелочка.
Занятие № 3-4. Оформление выставки «Берестяная галерея»
Цель: вызвать у детей чувства радости за проделанную работу.
Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
Одним из важных условий успешного воспитания у детей основ любви к труду и к природе является работа с их семьями
Формы работы с родителями:
В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечение, праздники, конкурсы.
1.Консультации:
- «Поделки из природного материала»
- «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»
- «Ручной труд с природным материалом»
2. Привлечение родителей к оформлению уголка природы.
3. Оказание помощи в пополнении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
4. Помощь в подборе литературы.
5. Пополнение уголка книги по теме проекта.
6. Анкетирование.
III этап: заключительный
Цель: оформление результатов проекта.
План:
- Оформление фото коллажей.
- Творческие работы родителей и детей.
Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группа ДОУ, проведение сравнительного мониторинга в начале проекта и в конце проекта.
Вывод: данный проект можно реализовывать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в реализацию активно включаются родители воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Золотая осень"
Проект посвящен осенней тематике. Его целью являетсяобогащение представлений детей об осеннем времени года посредствам музыкально-эстетического воспитания.А так же воспитание у детей любви к при...
краткосрочный творческий проект "Золотое яичко"
Очень часто в художественной литературе, в живописи воспевают, изображают время года – весну. Весной же празднуют светлый праздник «Пасху», знакомя детей с традициями праздника, мы ...
Приложение к проекту " Золотое яичко"
Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства вводит детей в гармоничный мир народной культуры, даёт представление о жизни людей в прошлом, погружает в истоки современного декоративно...
Проект Золотая Осень
Проект Золотая Осень...
Инновационный проект "Золотые рыбки"
Инновационный проект «Золотые рыбки» предполагает создание групп детей общеразвивающей направленности 5-7 лет, с целью улучшения общего физического состояния, всестороннее развитие физических ка...
Экологический проект "Золотая осень"
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, чере...
1.Проект "ЗИмушка-зима" 2.Проект "Золотая осень"
1.Краткосрочный проект для закрепления полученных знаний о признаках зимы, зимних явлениях2.Информационно-творческий проект"Золотая осень"...