Конспект «Сапожных дел мастера»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) по теме
Дифференцированный подход: мальчики выполняют простое плетение из картонных полосок, девочки вышивку на силуэте сапожка швом «через край».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sapozhnyh_del_mastera.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное мероприятие № 10 (второй год обучения)
Тема: «Сапожных дел мастера»
Программное содержание:
1. Расширять знания детей о мастерах–обувщиках. Познакомить их с видами старинной обуви: материалом изготовления, назначением.
2. Учить мальчиков простому плетению из полосок картона.
3. Продолжать учить девочек технологии выполнения шва шерстяными нитками «через край».
4.Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, художественно-творческие способности детей, технические навыки работы с иглой.
5. Вызывать у детей интерес к укладу жизни, обычаям, традициям русского народа и уважительное отношение к старшему поколению в семье.
Предшествующая работа:
1. Беседа с демонстрацией музейных экспонатов старинной обуви.
2. Просмотр альбома «Как люди на Руси жили».
3. Презентация Microsoft Power Point о поэтапном изготовлении лаптей из лыка.
4. Простое плетение ковриков из цветной бумаги.
Материал:
1. Композиция «Семья» (ростовые куклы в русских народных костюмах), настоящие старинные лапти из музейной коллекции детского сада.
2. «Волшебный телевизор» (ноутбук).
3. «Уголек» (для игровой мотивации).
4. Сундук, три карточки.
5. Полоски картонные (1 х 10 см.)-15 шт.- по количеству детей.
6. Шаблоны подошв лаптей разного размера (по парам: левый, правый).
7. Шаблоны сапожек разного размера (по парам: левый, правый).
8. Ножницы, клей, салфетки, дощечки – по количеству детей.
9. Безопасные иглы.
10. Шерстяные нитки разных цветов.
11. Музыкальное сопровождение.
Ход:
Занятие проводится в большом помещении (в музыкальном зале). Зоны для проведения этапов занятий определены и оформлены заранее.
-Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путь-дорогу дальнюю, в Русь Великую, в старину глубокую. Путь нелегкий, дальний. А найти дорогу нам поможет один волшебный предмет, путеводный уголёк. За этим угольком мы с вами и пойдём. Там, где он остановится, встретятся нам разные диковинки.
-Покажи, уголек, дорожку
Нам к чудесному порожку.
Обещаем не лениться
И чему-то научиться.
Воспитатель катит уголек. Уголек останавливается у стульчиков, где дети будут смотреть презентацию. Воспитатель обращает внимание на волшебный телевизор.
- Ребята, скажите, как называется наша страна? (ответы детей). В старину нашу страну называли не Россией, а Русью.
-Ребята, а вы знаете, как жили люди на Руси? (ответы детей). А хотите узнать?
(Просмотр презентации «Как люди в старину жили»)
- Чем отличается убранство избы от интерьера современной квартиры?
Давайте мы сейчас уточним (сравнительный анализ презентации):
- На чем мы сидим? А раньше на чем сидели?
- Чем освещаются наши квартиры? А раньше чем освещалась изба? (Пояснение: что такое лучина, как ей пользовались).
- На чем мы с вами готовим еду? А в старину на чем готовили? (Пояснение: русская печь, ее назначение: о ней говорили: «Печь- всему голова». Голова – значит самая главная).
- Вы хотели бы познакомиться с людьми, которые жили на Руси далекой?
Тогда наше путешествие продолжается. (Катит уголек к ребусу. На полу лежит карточка, на которой написано крупно «7-я». Разгадывание ребуса «Семья». Пальчиковая игра:
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
Вот и вся моя семья!)
-Ребята, вы догадались, о чём мы поведём разговор? Правильно, о семье. Раньше на Руси говорили: семья-это семь я, т.е. в семье семь человек, живущих вместе.
Воспитатель катит уголек в избу к композиции кукол «Семья».
Беседа с детьми о жизненном укладе старинной русской семьи (состав семьи, обязанности взрослых членов семьи, семейная традиция – почитание старших членов семьи, одежда, обувь). Как называется обувь, в которую обута наша семья? (ответы детей) Лапти имели несколько разновидностей, включая орнаментально плетеный праздничный лапоть. Лапти надевались зимой и летом, с холстинами или суконными белыми онучами, которыми обматывалась голень ноги. Закреплялись они на ноге лыковыми оборами – веревками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх онучей (показ на настоящих старинных лаптях). Но не только в лаптях ходили люди в старину, а также в кожаных сапогах, которые, как и лапти, имели много разновидностей. Только сапоги покупали люди, имевшие достаток в семье.
Воспитатель обращает внимание на уголек у сундучка. В сундучке лежат две карточки с изображением лаптей и сапожек, на обратной стороне картинки с лаптями изображен мальчик, а на карточке с сапожками – девочка.
-Ребята, у нас опять загадка-ребус получается. Кто сумеет отгадать, какое задание нам уголек придумал? (Мальчики выполняют плетение из картонных полосок, наклеивая их на основу для лаптей, срезая лишние полоски по подошве. Девочки выполняют вышивку на шаблоне сапожка швом «через край», добавляя на голенище несложную «шнуровку») Мы с вами в начале пути обещали угольку чему-то научиться. Пришло время почувствовать себя «сапожных дел мастерами».
Воспитатель просит детей пройти в мастерскую, где лежит все необходимое для выполнения задания. Мальчики подходят к столу, где лежат подошвы для лаптей, а девочки – где лежат силуэты сапожек. Подошвы для лаптей и сапожки лежат парами. Объяснение поэтапного выполнения задания для мальчиков и для девочек.
Самостоятельная работа детей:
Дети делятся на пары: мальчики выбирают по размеру подошву лаптей, девочки выбирают цвет ниток и сапожек.
-В старину в мастерской молча не работали, шутки шутили, песни пели, пословицы да поговорки говорили. (Дети по очереди произносят поговорки и пословицы о труде)
Работу выполняют под русскую народную мелодию. Воспитатель проводит индивидуальную работу, напоминает о правилах работы с иглой.
Дифференцированный подход:
По половым признакам:
-мальчики выполняют простое плетение из картонных полосок, наклеивая их на основу и срезая лишнее.
- девочки выполняют вышивку на силуэте сапожка швом «через край», добавляя на голенище несложную «шнуровку».
По уровню достижений:
1 подгруппа – выполнение работы самостоятельно.
2 подгруппа – частичная замена задания (вместо шнуровки – аппликация).
По форме педагогической поддержки: (помощь педагога в зависимости от затруднений ребёнка: образец, частичный показ).
По организационной форме обучения: объединение в пары, организация малой подгруппы.
Анализ:
-Эй! Молодцы и девицы! Что сидите? А плясать вы не хотите?
Пляши, Матвей, не жалей лаптей,
Тятька лыка надерёт,
Лапти новые сплетёт.
(Звучит русская народная плясовая) Воспитатель предлагает детям поплясать.
-Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки».
-Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали и славно потрудились! Сделал дело – гуляй смело!
-Пойдем и полюбуемся все вместе на свою работу (готовые работы по парам раскладываем на полу около композиции «Семья»).
Давайте, ребятки, встанем парами, с кем вы работали, и поблагодарим друг друга за отличную работу, вы теперь «сапожных дел мастера».
-Ребятки, наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось или запомнилось в нашем путешествии? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Город мастеров" подготовительная группа
Итоговое занятие по развитию художественно-творческих способностей дошкольников с использованием различных нетрадиционных техник...
Конспект проведения районного мастер класса
Данное мероприятие было проведено с целью предоставления педагогам Павловского района основных аспектов работы по воспитанию у дошкольников патриотических чувств через приобщение к истории и кул...
Конспект беседы «Чудо-мастера Руси»
Беседа с дошкольниками о народных промыслах....
Конспект НОД "Ярмарка мастеров" окружающий мир
Приобщение детей к истокам народного творчества Карелии....
Конспект НОД "Ярмарка мастеров" окружающий мир
Приобщение детей к истокам народного творчества Карелии....
конспект НОД "Город Мастеров. Хохлома"
образовательная область "Художественное творчество"...
План-конспект открытого занятия « Мастер-класс»
Обучение учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования выполнению игольницы - бискорню...
- Мне нравится (1)