программа по конструированию
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему
Для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурки и даже мебель (стулья, столы, тумбы). Однако игры со строительным материалом являются одним из любимых игр детей всех возрастов дошкольного детства.
Детали строительных материалов – правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон. Это даёт ребёнку возможность с наименьшей затратой энергии получить конструкцию предмета, без особого труда передавать пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Ни один вид детской изобразительной деятельности не даёт такой чёткости образа, как стройка. Изображение предмета достигается с меньшими трудностями, чем в других видах изобразительной деятельности.
Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. Стройка может предшествовать игре, как часто бывает в младшем дошкольном возрасте. Иногда процесс стройки является собственно игрой: дети выполняют роль строителей и т.п.
Часто строительство в старшем дошкольном возрасте затягивается на несколько дней. При умелом руководстве со стороны взрослых такое строительство будет иметь много положительных моментов для развития навыков совместного творчества детей.
Знакомство детей с некоторыми сооружениями, постройками нашей эпохи (дома, детское сады, вокзалы, мосты…), с некоторыми архитектурными памятниками отечественной культуры, в том числе своего города, говорит о широкой возможности привития детям патриотических чувств, художественно-эстетического вкуса.
У детей рано появляются стремления сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми. Но без соответствующего внимания воспитателя они своеобразно решают эту задачу: украшают их, не считаясь с назначением сооружения. З.Лиштван: «Создаѐтся впечатление, что дети просто испытывают удовлетворение от возможности обладать деталями привлекательной формы. Не найдя им применения, они ставят их там, где есть место. Иногда дети увлекаются расстановкой деталей настолько, что забывают о том, что строили, и стремление к украшению превращается в самоцель». Особенности архитектурного оформления ими не улавливаются. Дети мало заботятся о симметричном расположении постройки. Такие детали, как колонны, портик, арки, лестницы используются мало. Важно донести до сознания ребѐнка, что красота постройки состоит с одной стороны, в максимальном удовлетворении практической потребности, а с другой стороны – в эстетичности украшения.
В детском саду ребята играют со строительным материалом часто группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. Развиваются навыки совместного творчества. При этом воспитатель должен видеть, как выстраиваются взаимоотношения детей во время строительства. В противном случае в группе при организации строительных игр будут лидировать только определѐнные дети, что может повлиять на нежелание малоактивных детей заниматься этой деятельностью. Важно развить у ребят старшего дошкольного возраста умения договариваться о теме постройки, рассуждать о замысле, договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять. Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы. Воспитатель учит ребят создавать и поддерживать определёный порядок в процессе работы, учит видеть красоту самого процесса стройки.
Руководство воспитателем конструктивными играми должно быть систематическим. Заключается оно в развитии представлений детей о различных архитектурных сооружениях, обсуждении и показе приёмов стройки, качестве и свойствах строительных материалов, способах соединения, крепления, украшения, руководстве взаимоотношениями в играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа конструирования | 47.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 "Серебряное копытце"
Программа кружка по конструированию
"Мы строители"
для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
(Дополнение к образовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №15 "Серебряное копытце" и к вариативной части: формирование системы ценностей у детей дошкольного возраста в рамках реализации программы "Социокультурные истоки")
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
____________ РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
______________________ Руководитель организации _____________
(наименование коллегиального ______________________ ФИО
органа организации) (подпись) «_____»________________ 20 … «______»__________________20….
__________ Руководитель организации _____________
(наименование коллегиального ______________________ ФИО
органа организации) (подпись) «_____»________________ 20 … «______»__________________20….
Автор-составитель – Тимохина Анастасия Владимировна, воспитатель
Содержание
1. Введение …………………………………………………………………….3
2. Пояснительная записка…………………………………………………......5
3. Новизна программы………………………………………………………...8
4. Тематический план ………………………….…………………………….12
5. График проведения диагностики.………………………………………...12
6. Организационно-педагогические условия реализации программы. Формы
и режим занятий ………………………………………………………..........15
7. Литература …………………………………………………………………19
8. Приложение ………………………………………………………………..20
1. Введение
Для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурки и даже мебель (стулья, столы, тумбы). Однако игры со строительным материалом являются одним из любимых игр детей всех возрастов дошкольного детства.
Детали строительных материалов – правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон. Это даёт ребёнку возможность с наименьшей затратой энергии получить конструкцию предмета, без особого труда передавать пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Ни один вид детской изобразительной деятельности не даёт такой чёткости образа, как стройка. Изображение предмета достигается с меньшими трудностями, чем в других видах изобразительной деятельности.
Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. Стройка может предшествовать игре, как часто бывает в младшем дошкольном возрасте. Иногда процесс стройки является собственно игрой: дети выполняют роль строителей и т.п.
Часто строительство в старшем дошкольном возрасте затягивается на несколько дней. При умелом руководстве со стороны взрослых такое строительство будет иметь много положительных моментов для развития навыков совместного творчества детей.
Знакомство детей с некоторыми сооружениями, постройками нашей эпохи (дома, детское сады, вокзалы, мосты…), с некоторыми архитектурными памятниками отечественной культуры, в том числе своего города, говорит о широкой возможности привития детям патриотических чувств, художественно-эстетического вкуса.
У детей рано появляются стремления сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми. Но без соответствующего внимания воспитателя они своеобразно решают эту задачу: украшают их, не считаясь с назначением сооружения. З.Лиштван: «Создаѐтся впечатление, что дети просто испытывают удовлетворение от возможности обладать деталями привлекательной формы. Не найдя им применения, они ставят их там, где есть место. Иногда дети увлекаются расстановкой деталей настолько, что забывают о том, что строили, и стремление к украшению превращается в самоцель». Особенности архитектурного оформления ими не улавливаются. Дети мало заботятся о симметричном расположении постройки. Такие детали, как колонны, портик, арки, лестницы используются мало. Важно донести до сознания ребѐнка, что красота постройки состоит с одной стороны, в максимальном удовлетворении практической потребности, а с другой стороны – в эстетичности украшения.
В детском саду ребята играют со строительным материалом часто группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. Развиваются навыки совместного творчества. При этом воспитатель должен видеть, как выстраиваются взаимоотношения детей во время строительства. В противном случае в группе при организации строительных игр будут лидировать только определѐнные дети, что может повлиять на нежелание малоактивных детей заниматься этой деятельностью. Важно развить у ребят старшего дошкольного возраста умения договариваться о теме постройки, рассуждать о замысле, договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять. Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы. Воспитатель учит ребят создавать и поддерживать определёный порядок в процессе работы, учит видеть красоту самого процесса стройки.
Руководство воспитателем конструктивными играми должно быть систематическим. Заключается оно в развитии представлений детей о различных архитектурных сооружениях, обсуждении и показе приёмов стройки, качестве и свойствах строительных материалов, способах соединения, крепления, украшения, руководстве взаимоотношениями в играх.
Виды непосредственно образовательной деятельности с детьми по конструированию из строительного материала.
1. Сооружение по показу всех приёмов конструирования и пояснением всех действий.
2. Сооружение по представлению (на тему, заданную воспитателем), но с предложенными условиями: мост с двойным движением, учёт прохождения под мостом водного транспорта и т.п.
3. Сооружение по чертежам, схемам, фотографиям.
4. Сооружение по замыслу.
Компетентность ребёнка при развёртывании строительных игр.
1.Знание геометрических тел и основных деталей строительного материала: куб, кубик, цилиндр, половина цилиндра. призма, пирамида, брусок, пластина прямоугольная, пластина квадратная, , пирамида, кирпич, конус, фанера, колесо,
палка, доска, арка, полуарка, фронтон…
2. Знание свойств и конструктивных возможностей строительных наборов.
3. Ориентировка в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, дальше, ближе…
4. Ориентировка в размерах и величинах: большой - маленький, длинный -короткий, высокий - низкий…
5. Представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения.
6. Представления о разных видах архитектуры.
7. Представления об особенностях архитектурных сооружений: пользе, прочности, красоте.
8. Ориентировка в некоторых архитектурных понятиях: фундамент, арка,
колонна, фронтон, портик, скульптура, монументальная живопись (мозаика, роспись), луковица, барабан, шатровая крыша, закомары и т.п.
9. Представления об обобщённом образе всех архитектурных сооружений: все сооружения имеют фундамент, стены, крышу, двери, окна. При этом каждое сооружение имеет свои индивидуальные особенности.
10. Представления об архитектуре своего города, посёлка.
11. Представления о некоторых памятниках мировой архитектуры, в частности архитектуры России.
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по конструированию для детей 5 – 7 лет «Мы – строители» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Конституция РФ, ст.43, 72.
2. Закон РФ от 29.12.2012
3. «ФГОС дошкольного образования» (утвержденная Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»)
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
5. Приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
6. Законом ХМАО-Югры от 1.07.2013г. №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»
7. Уставом учреждения.
Настоящая программа описывает курс подготовки по конструктивной деятельности детей 5 - 7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования по возрастным группам.
2. Создать условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.
3. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям..
4. Обучить детей приемам конструирования по схемам, моделям.
5. Способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности.
Участниками образовательного процесса являются дети, родители (их законные представители), педагоги. В соответствии с этим разработана модель системы работы
3. Новизна программы
Из современных существующих конструкторов наиболее реально соответствуют этим требованиям базовые конструкторы типа «ЛЕГО» -- конструктор датской фирмы, название которого в переводе с датского означает – умная (хорошая) игра. Это удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально- исследовательской деятельности ребенка. В процессе работы с конструктором «ЛЕГО», кроме усвоения учебного материала, решаются следующие задачи:
-- ознакомление с сенсорными эталонами, обучение способам их использования;
-- развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти;
-- развитие системы анализа и переработки знаний, которая сохранит свою эффективность и в последующих возрастах;
-- развитие речи, мышления;
-- развитие мелкой моторики;
-- формирование взаимодействия анализаторов в процессе познания окружающего мира;
-- развитие и обогащение зрительно-сенсорного опыта в процессе выполнения детьми предметно-практических действий.
Работа с конструктором «ЛЕГО» оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка:
мышление: речь, анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, логика.
Память: формирование процессов запоминания.
Личностная сфера: развитие чувств, психотерапия, развитие индивидуальности, общение, поведение.
Внимание: концентрация, переключаемость, объем, распределение.
Способности: художественно-эстетические, творческие, интеллектуальные.
Восприятие: цветовое (зрительное), цветоощущение, пространственное восприятие.
Познавательная деятельность: развитие речи, математических представлений, конструирование, ознакомление с окружающим.
Эмоционально- волевая сфера: темперамент, характер.
Воображение: творчество (фантазии, мечты, ассоциации).
Заботясь о подготовке ребенка к школе, педагоги, родители справедливо отдают предпочтение «Умным игрушкам», способствующим развитию ребенка. Игры с конструктором «ЛЕГО» способны увлечь и объединить взрослых и детей. Это удивительно яркий, красочный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой экспериментально-исследовательской, а также творческой деятельности ребенка. «ЛЕГО», пожалуй, является единственным конструктором в мире, который растет вместе с ребенком с 3-х- месячного возраста до подросткового.
4. Тематический план.
Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ.
Старший дошкольный возраст (5–6 лет).
Общая тема «Путешествие по родной стране (на фоне времѐн года)» № п/п | Месяц | Тема недели | Тема занятия |
1 | Сентябрь | 1.Наша группа 2. Мои друзья. 3. Наши любимые игрушки. 5. По дороге в детский сад. | 1. Домик (одноэтажный) 2. Дом высотный. 3. Мой дом. 4. Дом по схеме) 5.Детский сад. 6. Наш детский сад ( по схеме). 7. Детский сад будущего. 8. Наш микрорайон. |
2 | Октябрь | 1.«Листопад, листопад – листья желтые летят» 2.«У медведя во бору…» 3.«Во саду ли в огороде» 4.«1,2,3,4,5 – мы идем играть…» | 1. Дома на сельской улице. 2. Хоз. постройки для домашних животных. 3. Дом моей бабушки. 4. Сельская улица (по плану). 5. По замыслу 6. Грузовик. 7. Грузовики на сельской дороге. 8. По замыслу. |
3 | Ноябрь | 1.Моя малая родина. 2. Бабушкино подворье. 2. Дикие и домашние животные 4. Моя мама лучше всех. | 1. Простой мост (для людей) 2. Простой мост (для машин) 3. Моcты сложные. 4. Мост речной. 5. Мост железнодорожный. 6. Мосты по схемам. 7. Дорога с мостами. 8. По замыслу
|
4 | Декабрь | 1.Приметы матушки зимы 2. Зимние развлечения 3. Мастерская деда мороза 4.К нам приходит Новый год | 1. Животные. 2. Животные по схемам. 3. Птицы. 4. Птицы по схемам. 5. Зоопарк 6. Ипподром 7. По замыслу. 8. Динозавры. |
5 | Январь | 1.Рождественское чудо 2. Неделя безопасности 3.Если добрый ты… | 1. Дед мороз и снегурочка. 2. Дом для подарков. 3. Наша елка. 4.Арена цирка. 5. Ледовая арена. 6. По замыслу |
6 | Февраль | 1.Кто работает в детском саду? 2.В гостях у Айболита 3.«Для меня всегда герой –Самый лучший ПАПА мой!» 4.«Масленица» | 1. Самолеты (простые) 2. Самолеты (сложные) 3. Самолет по схеме 4. По замыслу (самолеты) 5. Знакомство с лего «Легоша приходит в гости» 6. Знакомство с деталями 7. Знакомство с схемами. 8. Этапы строительства. |
7 | Март | 1.Моя мама – лучшая на свете 2. Проводы зимы. 3.Дом в котором я живу 4.Моя семья | 1.Строим по рисунку экскаватор 2.Програмирование 3. Строим грузовик по схеме. 4.Програмирование 5. Строим вертолет по схеме 6.Програмирование 7. Строим технику на выбор. 8.Програмирование |
8 | Апрель | 1.«Хочу все знать!» (экспериментирование) 2.«В гостях у Мойдодыра» - Всемирный день здоровья 3.«Светлая Пасха» 4.Книжкины именины 5.Правильно питайся – здоровья набирайся | 1. Автозаправка. 2. Автостоянка. 3. Аэропорт. 4. Зоопарк. 5. Арена цирка. 6. Горки для гоночных машин 7. По замыслу 8. Знакомство с программами. |
9 | Май | 1.За мирное детство спасибо 2.«Кто с огнём неосторожен У того пожар возможен» 3.Из чего сделаны предметы? 4.Путешествие по городу | 1.Пароход 2. Кораблик 3. Военный корабль. 4. Лайнер 5.Програмирование кораблей 6. По замыслу (диагностика) 7.Роботы 8.Програмирование |
Подготовительная группа (6–7 лет).
Общая тема «Путешествие по родной стране (на фоне времѐн года)» № п/п | Месяц | Тема недели | Тема занятия |
1 | Сентябрь | 1.Наша группа 2. Мои друзья. 3. Наши любимые игрушки. 5. По дороге в детский сад. | 1. Домик (одноэтажный) 2. Дом высотный. 3. Мой дом. 4. Дом по схеме) 5.Детский сад. 6. Наш детский сад ( по схеме). 7. Детский сад будущего. 8. Наш микрорайон. |
2 | Октябрь | 1.«Листопад, листопад – листья желтые летят» 2.«У медведя во бору…» 3.«Во саду ли в огороде» 4.«1,2,3,4,5 – мы идем играть…» | 1. Дома на сельской улице. 2. Хоз. постройки для домашних животных. 3. Дом моей бабушки. 4. Сельская улица (по плану). 5. По замыслу 6. Грузовик. 7. Грузовики на сельской дороге. 8. По замыслу. |
3 | Ноябрь | 1.Моя малая родина. 2. Бабушкино подворье. 2. Дикие и домашние животные 4. Моя мама лучше всех. | 1. Простой мост (для людей) 2. Простой мост (для машин) 3. Моcты сложные. 4. Мост речной. 5. Мост железнодорожный. 6. Мосты по схемам. 7. Дорога с мостами. 8. По замыслу
|
4 | Декабрь | 1.Приметы матушки зимы 2. Зимние развлечения 3. Мастерская деда мороза 4.К нам приходит Новый год | 1. Животные. 2. Животные по схемам. 3. Птицы. 4. Птицы по схемам. 5. Зоопарк 6. Ипподром 7. По замыслу. 8. Динозавры. |
5 | Январь | 1.Рождественское чудо 2. Неделя безопасности 3.Если добрый ты… | 1. Дед мороз и снегурочка. 2. Дом для подарков. 3. Наша елка. 4.Арена цирка. 5. Ледовая арена. 6. По замыслу |
6 | Февраль | 1.Кто работает в детском саду? 2.В гостях у Айболита 3.«Для меня всегда герой –Самый лучший ПАПА мой!» 4.«Масленица» | 1. Самолеты (простые) 2. Самолеты (сложные) 3. Самолет по схеме 4. По замыслу (самолеты) 5. Знакомство с лего «Легоша приходит в гости» 6. Знакомство с деталями 7. Знакомство с схемами. 8. Этапы строительства. |
7 | Март | 1.Моя мама – лучшая на свете 2. Проводы зимы. 3.Дом в котором я живу 4.Моя семья | 1.Строим по рисунку экскаватор 2.Програмирование 3. Строим грузовик по схеме. 4.Програмирование 5. Строим вертолет по схеме 6.Програмирование 7. Строим технику на выбор. 8.Програмирование |
8 | Апрель | 1.«Хочу все знать!» (экспериментирование) 2.«В гостях у Мойдодыра» - Всемирный день здоровья 3.«Светлая Пасха» 4.Книжкины именины 5.Правильно питайся – здоровья набирайся | 1. Автозаправка. 2. Автостоянка. 3. Аэропорт. 4. Зоопарк. 5. Арена цирка. 6. Горки для гоночных машин 7. По замыслу 8. Знакомство с программами. |
9 | Май | 1.За мирное детство спасибо 2.«Кто с огнём неосторожен У того пожар возможен» 3.Из чего сделаны предметы? 4.Путешествие по городу | 1.Пароход 2. Кораблик 3. Военный корабль. 4. Лайнер 5.Програмирование кораблей 6. По замыслу (диагностика) 7.Роботы 8.Програмирование |
4. График проведения диагностики.
Контроль | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | |
Входной | Сентябрь 1-2 недели | ||
Итоговый | Май 3-4 недели |
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
у детей 5-6 лет.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. | Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. |
Низкий | Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. | Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. |
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
у детей 6 -7 лет.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. |
Средний | Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
5. Организационно-педагогические условия реализации программы. Формы и режим занятий.
Для обучения детей конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
- Совершенствование навыков классификации.
- Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
- Активизация памяти и внимания.
- Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Ожидаемый результат реализации программы:
- Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Старшая группа ( 5 – 6 лет)
знать | уметь | иметь представление |
основные части и характерные детали конструкций. новые детали: (пластины, бруски, цилиндры, конусы) | устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни анализировать сделанные педагогом поделки и постройки создавать разнообразные постройки и конструкции заменять одни детали другими строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал работать коллективно, | о вариантах конструкции и постройки одного и того же объекта о способах различных конструктивных решений и планировании создания собственной постройки |
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
В результате освоения программы ребенок может: | ||
знать | уметь | иметь представление |
детали наиболее подходящие для постройки способы их комбинирования | самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. работать коллективно сооружать различные конструкции одного и того | о конструкции объекта и его функциональном назначение о различных видах пластмассовых и деревянных конструкторов и способах |
6. Средства обучения.
Технические средства обучения:
музыкальный центр,
многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир),
устройство для ламинирования,
фотоаппарат,
видеокамера.
Учебно-наглядные пособия:
схемы построек,
модели,
технологические таблицы,
альбомы с фотографиями объектов архитектуры,
альбомы с фотографиями построек,
картотека строительных игр.
Оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов.
7. Учебно-тематический план
№ | Тема | 5-6 лет | Перерыв | 6-7 лет |
1 2 | 1.Наша группа 2. По дороге в детский сад | 25 мин | 10 мин | 30 мин |
3 4 | 1.Дедушка рядышком с бабушкой 2. Дары осени | 25 мин | 10 мин | 30 мин |
5 6 | 1.Моя малая родина. 2. Дикие и домашние животные | 25 мин | 10 мин | 30 мин |
7 8 | 1.Приметы матушки зимы 2.К нам приходит Новый год. | 25 мин | 10 мин | 30 мин |
9 10 | 1.Рождественское чудо 2.Если добрый ты… | 25 мин | 10 мин | 30 мин |
11 12 | 1.Внимание дорога! 2.Наши защитники. | 25 мин | 10 мин | 30 мин |
13 14 | 1.Моя мама – лучшая на свете 2.Дом в котором я живу | 25 мин | 10 мин | 30 мин |
15 16 | 1.Хочу все знать 2.Неделя книги | 25 мин | 12 мин | 30 мин |
17 18 | 1.За мирное детство спасибо 2.Путешествие по городу | 25 мин | 10 мин | 30 мин |
19 | Итоговое мероприятие Ежегодный городской конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению» |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ № 15 «Серебряное копытце» _____________С.В. Добышева Пр. от______________№_____ |
8. Расписание занятий по дополнительным общеобразовательным программам
в МБДОУ №15 «Серебряное копытце» на 2015 – 2016 г.г.
Возрастная группа | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Количество занятий |
Группа старшего дошк. возраста с 5 – 6 лет №5 «Почемучка» | 15.40-16.05 ДОП «Занимательное конструирование» | 15.40-16.05 ДОП «Занимательное конструирование» | 2 | |||
Группа старшего дошк. возраста с 5 – 6 лет №11 «Даренка» | 15.40-16.05 ДОП «Занимательное конструирование» | 15.40-16.05 ДОП «Занимательное конструирование» | 2 | |||
Группа старшего дошк. возраста с 5 – 6 лет №12 «Семицветик» | 16.20-16.45 ДОП «Занимательное конструирование» | 16.20-16.45 ДОП «Занимательное конструирование» | 2 | |||
Группа старшего дошк. возраста с 6-7 лет №4 «Светлячок» | 16.20-16.50 ДОП «Русские шашки» | 15.40-16.10 ДОП «Алгоритмика для малышей» 17.00-17.30 ДОП «Занимательное конструирование» | 16.20-16.50 ДОП «Русские шашки» | 15.40-16.10 ДОП «Алгоритмика для малышей» 17.00-17.30 ДОП «Занимательное конструирование» | 6 | |
Группа старшего дошк. возраста с 6-7 лет №6 «Фантазеры» | 17.00-17.30 ДОП «Русские шашки» | 15.40-16.10 ДОП «Алгоритмика для малышей» 16.20-16.50 ДОП «Занимательное конструирование» | 15.40-16.05 ДОП «Русские шашки» | 15.40-16.10 ДОП «Алгоритмика для малышей» 16.20-16.50 ДОП «Занимательное конструирование» | 6 | |
Группа старшего дошк. возраста с 6-7 лет №9 «Мастерица» | 15.40-16.10 ДОП «Русские шашки» | 16.20-16.50 ДОП «Алгоритмика для малышей» 17.00-17.30 ДОП «Занимательное конструирование» | 17.00-17.30 ДОП «Русские шашки» | 16.20-16.50 ДОП «Алгоритмика для малышей» 17.00-17.30 ДОП «Занимательное конструирование» | 6 |
9. Литература по программе
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по конструированию из бумаги "Умелые руки"
В данном плагнировании разработана программа по конструированию из бумаги в нетрадиционных техниках в подготовительной группе. Весь материал разбит на три части: квиллинг, оригами, бумагопластика....
рабочая программа по конструированию и изо
Данная рабочая программа расчитана для детей 6-7 лет. Программа ставит перед собой цель: раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке, через занятия изобразительным иску...
Рабочая программа"математика, конструирование, физкультура (интеграция)
Рабочая программа с интеграцией образовательных областей: математика, конструирование, физкультура. Разработана в соответствии с ФГТ....
Образовательная программа по конструированию
разработки...
Рабочая программа по конструированию в средней группе
Календарно-тематическое планирование по конструированию средняя группа...
Рабочая учебная программа Дисциплина: «Конструирование» Возрастная группа: старшая с ЗПР.
Перспективное планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по конструированию» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) Образовательная область «Познавательное развитие». Средняя группа
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М, Малашкина О.В. Содержание программы делится по месяцам с датами проведения занятий по конструированию в средней группе. В плане рабоч...