Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью в дополнительном образовании художественно-эстетической направленности
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье проанилизированы возможности занятий изобразительной деятельностью в дополнительном образовании с применением нетрадиционных методов изображения и аппликации. Показано значение занятий для развития творческого воображения .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью в дополнительном образовании художественно-эстетической направленности
Кривенко Елена Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ№77 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
В «Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.» отмечается, что дополнительное образование детей должно постоянно развиваться и предоставлять возможности образования и развития детям всей страны. Дополнительное образование предоставляет детям свободу выбора, широкую вариативность образовательного процесса, доступность знаний и информации для всех детей, адаптивность. Такие конкурентные возможности дополнительного образования по сравнению с формальным дают гораздо большие возможности для развития воображения детей.
Характерной особенностью старшего дошкольного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Дети старшего дошкольного возраста значительную часть своей активной познавательной деятельности осуществляют с помощью воображения. У детей старшего дошкольного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Воображение у ребенка-дошкольника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой.
Особенностью, характерной для старшего дошкольного возраста, является то, что воображение сочетает в себе наглядность и конкретность создаваемых образов. Ребенок представляет в уме то, что он видел в реальной жизни или на картинке. Детям бывает нелегко вообразить то, что не имеет никакой поддержки в конкретных предметах и иллюстрациях. Так, к примеру, ребенок неохотно соглашается признать, что перед ним «доктор», если у «доктора» нет белого халата и стетоскопа. Дошкольник гораздо больше, чем ученик начальных классов, верит тому, что создает его фантазия. Этот некритический подход к образам воображения приводит к тому, что ребенку нередко трудно отделить продукт своей фантазии от реальности. Дошкольник некритически смотрит на то, что является плодом его воображения.
Воссоздающее воображение дошкольников также отличается рисунке или даже в словесном отчете образы услышанного текста. Воссоздаваемые детьми этого возраста образы неустойчивы, постоянно меняются.
В системе обучения и воспитания старшего дошкольника изобразительное искусство очень имеет большое значение. Изобразительная деятельность является одним из любимых видов творчества дошкольников.
Благодаря художественному творчеству ребёнок старшего дошкольного возраста способен выразить своё состояние на бумаге, осмыслено, а также описать (рассказать), что именно происходит на его картине. Рисование помогает ребёнку в полной форме раскрыть свою личность, так как вся художественная деятельность построена на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции позволяют ребёнку сформировать новый, необычный взгляд на мир. При воздействии с окружающим миром и взрослыми ребёнок постепенно обогащает свой опыт.
Значение занятий изобразительной деятельностью для развития воображения исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно прикладным искусством, этот вид деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию дошкольников. Декоративно-прикладному искусству дети отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий, самостоятельно определить их цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.
Обучаясь на уроке изобразительного искусства, воспитанники стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.
Главными задачами дополнительного образования художественно-эстетической направленности являются: учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь; вести их по дороге счастья и добра; находить оптимальную нагрузку для детей и тем самым создавать благоприятные условия для их творческого роста; не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом; поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень заинтересованности, помогать развиться воле ребёнка.
Для успешного решения задач в развитии творческих способностей необходимо: максимально использовать золотой ключик – интерес; предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, лепка, декоративно-прикладное искусство); для достижения успеха важна мотивация; ориентировать на общественную значимость деятельности личности; организовывать и направлять способности как вид деятельности.
Выстраивать систему занятий необходимо таким образом, чтобы дети могли учиться и оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию творческой личности. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим .До недавнего времени в практике образования было очень распространенно обучение по образцу. При этом основное внимание обращалось на то, чтобы у ребят получались аккуратные работы, как можно более похожие на демонстрируемый предмет. Что же достигалось при такой методике, чему можно научить детей? Изображение по образцу - это тренировка, при помощи которой ребёнок может достигнуть иногда довольно высокой степени мастерства и выполнение тех или иных операций. Однако " механически усвоенный способ действия становится одним из препятствий на пути развития воображения".
В самом деле, копируя образец, да ещё зачастую выполняя все действия под диктовку, воспитанники делают работу чисто механически. Внешне такая деятельность производит впечатление хорошо организованной, чёткой, педагогу нетрудно следить за работой каждого ребёнка, но в сущности это только передача приёмов и способов действий, без развития творческих способностей. Ребёнку уже не нужно самому наблюдать, анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей: ему нужно только скопировать.
Таким образом, на творческих занятиях решаются вопросы эстетическо-познавательного воспитания, открываются широкие возможности для художественно-творческого развития воспитанников, формируются у них эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ребёнка, сформировать в нем творческое начало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие игры на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности
Оособенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссозд...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)
Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...
Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"
АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...
План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованию. 2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления - наглядно-схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития ...
Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность
Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельностьЭтапы Месяцы по неделямрисованиелепкааппликация 2 этапПрактиче...
Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»
Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...