"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"
статья (подготовительная группа) по теме

Кашина Надежда Ивановна

 материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности».

Наше образовательное учреждение посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.  Данной категории детей присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется нарушением координации движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от своих сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушающих последовательность элементов действий, опуская его составные части.

           Дизайн - деятельность -  это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. 

Осуществляя интеграцию разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности дошкольников на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, обеспечивая оптимальные условия для полноценного развития художественно – эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, я вижу, что происходят положительные изменения физического и функционального развития, уверенное владение «азбукой движений», коррекция или приостановление прогрессирования нарушений опорно – двигательного аппарата у воспитанников. 

               Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня  развития изодеятельности как показатель  эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения малышом  в тот или иной возрастной период.

               С этой целью я использую показатели и критерии оценки уровня овладения воспитанниками  изобразительной деятельностью по программе «Истоки», разработанные И.А.Лыковой, Т.Г.Казаковой, Л.А.Парамоновой, Е.А.Флёриной, А.Е.Шибицкой, Т.С.Комаровой, А. Н.Малышевой.

      На основе этих показателей 3 раза в год проводится педагогическое обследование универсальных учебных действий дошкольников в художественно-творческой деятельности.

Результаты  педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста в художественно - творческой деятельности

на начало 2009 – 2010 учебного года  (в%)

Лепка

Аппликация

Рисование

          Результаты показали, что в большинстве случаев дети не могли правильно удерживать инструмент в ведущей руке длительное время, производить точные согласованные движения, контролировать и регулировать их скорость, ритм, силу. Это объяснялось их выраженной неловкостью, в частности имеющимися нарушениями мелкой моторики и двигательной координации. Дошкольники отличались менее активным процессом создания художественного образа. Дети не всегда умели выделить главное, основные эстетические признаки предметов. Наблюдалась подражательность и заимствованность способов передачи образа, недостаточное владение изобразительно - выразительными средствами. Выделению главного при создании образа мешали слабые технические навыки работе с цветом, неумение видеть и воспринимать основные эстетические признаки предметов в их взаимосвязи.

       Полученные данные в результате обследования позволили оценить динамику развития ребенка, разработать индивидуальный маршрут  для каждого воспитанника с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых умений и навыков.

Основная цель, которую ставлю, занимаясь с дошкольниками – приобщить детей к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

         Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1. Поощрять нестандартное видение окружающего мира; личностной позиции, как при восприятии произведений искусства, так и в процессе творчества.

2.  Развивать фантазию, воображение; наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать.

3. Учить создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных  материалов, используя их для украшения одежды и комнат.

4.   Обучать различным техникам дизайна.

5.   Формировать предпосылки поисковой деятельности.

6. Формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты.

7.   Воспитывать эстетическое отношение   к    окружающему.

Элементы дизайна использую практически во всех видах продуктивной деятельности (рисовании, лепки, аппликации, конструировании), т. к.  в этом возрасте ребенок наиболее сензитивен к творчеству, самовыражению своего «Я». Создаваемые образы, выполненные детьми в разных материалах, отличаются индивидуальностью, выразительностью, эмоциональностью. Ведь, говоря  о ребенке – дизайнере, мы не подразумеваем ребенка – художника, а говорим о необычном взгляде на обычные вещи. Дизайн – это красота и удобство.

На  занятиях мы общаемся с детьми «на равных». Я не навязываю детям «правильных» образцов, а даю возможность каждому ребенку фантазировать,  активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого  созидания.

              В детском  возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

                Дети осваивают обобщения, простейшие закономерности. При этом значимо использование разнообразных моделей и моделирования. Для реализации задач развития использую технологии активизации мыслительной деятельности: проектно – исследовательский метод, проблемные ситуации, активные методы (моделирование). Приоритетом является включение здоровьесберегающих технологий (кинезиологическая гимнастика, гимнастика для глаз, эмоциональные минутки и другие).

        На занятия в гости к дошкольникам приходят  известные и любимые герои, дети знакомятся с жизнью и творчеством художников (Левитан И.И., Саврасов А.К., Васнецов В., Чарушин Е. и др.), провожу эстетические  беседы («В мире прекрасного», «Краски природы», «Цветные звуки» и т.д.), сочиняем истории («Хантыйские напевы», «Цветы России» и др.), фантастические рассказы («Мода будущего», «Лунные города»), в  работе использую музыкальные и поэтические образы (например: радугу рассматриваем как природное явление и зрелищный художественный объект).  

         На занятиях использую синтез разных видов искусств: рассматривание картин, предметов декоративного творчества и дизайн - деятельности, поэзию и музыку. Показываю детям оригинальные образцы, слайды и репродукции, вместе с детьми собираю и систематизирую материалы для аранжировок.

Материально – техническая база нашего образовательного учреждения позволяет использовать новейшие информационно – компьютерные технологии: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, документ-камера. Для повышения мотивации детей эффективны компьютерные обучающие презентации «Секреты живописи для маленьких художников», «Цвета палитры», «Моя первая энциклопедия искусства», «Укрась матрешку», видеоролики «Декоративная роспись», «Художники», «Веселый цвет».

  С целью знакомства и  проверки усвоения терминов, понятий провожу, используя  интерактивную доску, компьютерные и дидактические игры: «Юный дизайнер», «Придумай интерьер», «Замени предметы», «Художественный салон», «Обучающие раскраски», «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Раскраска Принцессы», «Фрукты (играю с мамой)»   и т.д. 

В процессе дизайнерской деятельности дети   знакомятся с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов (соленое тесто, природный и подсобный материалы, минералы, ткань, бисер) и  технологиями («Лентоплетение»,  «Квилинг», «Декупаж», «Витраж»).

Тематика  занятий с детьми  очень разнообразна. Это:

архитектурно–художественное моделирование:  «Праздничная улица», «Домик с балконами и лоджиями», «Дизайн клумбы»; «Пожарные в городе»

-   дизайн интерьера: «Комната сказочного героя», «Новогодние фантазии» (оформление группы), «В гостях у трех медведей».  В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая), но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства  в свое творчество.

Для дизайнерской деятельности дети  собирали растения и минералы, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта: «Зимний лес»;  «Дары осени»; «Осенние фантазии» и другие.

Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают ее удивительный и необъятный мир. Так маленькими дизайнерами были созданы  прекрасные композиции: «Жар – птица»; «Кораблик»; «Лесные жители»; «Огородные чудеса» и т.д.

-    дизайн одежды и украшений:  «Одежда. Вчера и сегодня», «Праздничное платье»,  «Хоровод кукол»;

- дизайн посуды: «Чайный сервиз», «Поднос для любимой мамы», «Волшебное превращение». Маленькие дизайнеры научились видеть и поэтапно реализовывать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы, чайные наборы,  «Стаканчики для карандашей»; «Вазу для мамы»; «Посуду для кукол»;

При восприятии конечного результата своего творчества старшие  дошкольники проявляют  активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Они дают оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.  

В результате  работы были достигнуты определенные успехи.

Результаты  педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста в художественно - творческой деятельности

 за 2010 – 2011 учебный год  (в%)

Лепка

Аппликация

Рисование

   

Дети владеют комплексом универсальных учебных действий, необходимых для реализации различных замыслов Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер.

100 %  воспитанников воспринимают  и эмоционально реагируют на художественный образ и средства выразительности разных видов и жанров.

Они могут передать сюжетную композицию, используя раз ные ее варианты (многоплановую, линейную) с элементами перспективы. В индивидуальной и коллективной работе интегрируют разные виды изобразительной деятельности.  Воспитанники владеют  комплексом технических  навыков  и  умений, необходимых для ее реализации; проявляют индивидуальное творчество в декоративной «дизайн» - деятельности;  способны участвовать в коллективных художественно-декоративных работах.

Сформирован интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворена потребность детей в самовыражении.  

   Художественно - эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

         Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.  Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. 

Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей  работы в детском саду  с детьми – чувствовать, познавать, творить!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста и педагогов в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

опыт работы по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ, и творческих способностей дошкольников через знакомство с нетрадиционными изобразительными техниками....

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

«Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» В рисовании непредметных образов в контексте системного подхода

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к "проблемам века". Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские п...

Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....

Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»

В своей статье  я постаралась раскрыть проблему развития художественных способностей детей в научно-методической работе....