"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"
статья (подготовительная группа) по теме
материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности».
Наше образовательное учреждение посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Данной категории детей присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется нарушением координации движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от своих сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушающих последовательность элементов действий, опуская его составные части.
Дизайн - деятельность - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.
Осуществляя интеграцию разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности дошкольников на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, обеспечивая оптимальные условия для полноценного развития художественно – эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, я вижу, что происходят положительные изменения физического и функционального развития, уверенное владение «азбукой движений», коррекция или приостановление прогрессирования нарушений опорно – двигательного аппарата у воспитанников.
Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изодеятельности как показатель эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения малышом в тот или иной возрастной период.
С этой целью я использую показатели и критерии оценки уровня овладения воспитанниками изобразительной деятельностью по программе «Истоки», разработанные И.А.Лыковой, Т.Г.Казаковой, Л.А.Парамоновой, Е.А.Флёриной, А.Е.Шибицкой, Т.С.Комаровой, А. Н.Малышевой.
На основе этих показателей 3 раза в год проводится педагогическое обследование универсальных учебных действий дошкольников в художественно-творческой деятельности.
Результаты педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста в художественно - творческой деятельности
на начало 2009 – 2010 учебного года (в%)
Лепка
Аппликация
Рисование
Результаты показали, что в большинстве случаев дети не могли правильно удерживать инструмент в ведущей руке длительное время, производить точные согласованные движения, контролировать и регулировать их скорость, ритм, силу. Это объяснялось их выраженной неловкостью, в частности имеющимися нарушениями мелкой моторики и двигательной координации. Дошкольники отличались менее активным процессом создания художественного образа. Дети не всегда умели выделить главное, основные эстетические признаки предметов. Наблюдалась подражательность и заимствованность способов передачи образа, недостаточное владение изобразительно - выразительными средствами. Выделению главного при создании образа мешали слабые технические навыки работе с цветом, неумение видеть и воспринимать основные эстетические признаки предметов в их взаимосвязи.
Полученные данные в результате обследования позволили оценить динамику развития ребенка, разработать индивидуальный маршрут для каждого воспитанника с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых умений и навыков.
Основная цель, которую ставлю, занимаясь с дошкольниками – приобщить детей к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Поощрять нестандартное видение окружающего мира; личностной позиции, как при восприятии произведений искусства, так и в процессе творчества.
2. Развивать фантазию, воображение; наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать.
3. Учить создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов, используя их для украшения одежды и комнат.
4. Обучать различным техникам дизайна.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности.
6. Формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты.
7. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему.
Элементы дизайна использую практически во всех видах продуктивной деятельности (рисовании, лепки, аппликации, конструировании), т. к. в этом возрасте ребенок наиболее сензитивен к творчеству, самовыражению своего «Я». Создаваемые образы, выполненные детьми в разных материалах, отличаются индивидуальностью, выразительностью, эмоциональностью. Ведь, говоря о ребенке – дизайнере, мы не подразумеваем ребенка – художника, а говорим о необычном взгляде на обычные вещи. Дизайн – это красота и удобство.
На занятиях мы общаемся с детьми «на равных». Я не навязываю детям «правильных» образцов, а даю возможность каждому ребенку фантазировать, активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого созидания.
В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.
Дети осваивают обобщения, простейшие закономерности. При этом значимо использование разнообразных моделей и моделирования. Для реализации задач развития использую технологии активизации мыслительной деятельности: проектно – исследовательский метод, проблемные ситуации, активные методы (моделирование). Приоритетом является включение здоровьесберегающих технологий (кинезиологическая гимнастика, гимнастика для глаз, эмоциональные минутки и другие).
На занятия в гости к дошкольникам приходят известные и любимые герои, дети знакомятся с жизнью и творчеством художников (Левитан И.И., Саврасов А.К., Васнецов В., Чарушин Е. и др.), провожу эстетические беседы («В мире прекрасного», «Краски природы», «Цветные звуки» и т.д.), сочиняем истории («Хантыйские напевы», «Цветы России» и др.), фантастические рассказы («Мода будущего», «Лунные города»), в работе использую музыкальные и поэтические образы (например: радугу рассматриваем как природное явление и зрелищный художественный объект).
На занятиях использую синтез разных видов искусств: рассматривание картин, предметов декоративного творчества и дизайн - деятельности, поэзию и музыку. Показываю детям оригинальные образцы, слайды и репродукции, вместе с детьми собираю и систематизирую материалы для аранжировок.
Материально – техническая база нашего образовательного учреждения позволяет использовать новейшие информационно – компьютерные технологии: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, документ-камера. Для повышения мотивации детей эффективны компьютерные обучающие презентации «Секреты живописи для маленьких художников», «Цвета палитры», «Моя первая энциклопедия искусства», «Укрась матрешку», видеоролики «Декоративная роспись», «Художники», «Веселый цвет».
С целью знакомства и проверки усвоения терминов, понятий провожу, используя интерактивную доску, компьютерные и дидактические игры: «Юный дизайнер», «Придумай интерьер», «Замени предметы», «Художественный салон», «Обучающие раскраски», «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Раскраска Принцессы», «Фрукты (играю с мамой)» и т.д.
В процессе дизайнерской деятельности дети знакомятся с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов (соленое тесто, природный и подсобный материалы, минералы, ткань, бисер) и технологиями («Лентоплетение», «Квилинг», «Декупаж», «Витраж»).
Тематика занятий с детьми очень разнообразна. Это:
архитектурно–художественное моделирование: «Праздничная улица», «Домик с балконами и лоджиями», «Дизайн клумбы»; «Пожарные в городе»
- дизайн интерьера: «Комната сказочного героя», «Новогодние фантазии» (оформление группы), «В гостях у трех медведей». В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая), но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства в свое творчество.
Для дизайнерской деятельности дети собирали растения и минералы, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта: «Зимний лес»; «Дары осени»; «Осенние фантазии» и другие.
Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают ее удивительный и необъятный мир. Так маленькими дизайнерами были созданы прекрасные композиции: «Жар – птица»; «Кораблик»; «Лесные жители»; «Огородные чудеса» и т.д.
- дизайн одежды и украшений: «Одежда. Вчера и сегодня», «Праздничное платье», «Хоровод кукол»;
- дизайн посуды: «Чайный сервиз», «Поднос для любимой мамы», «Волшебное превращение». Маленькие дизайнеры научились видеть и поэтапно реализовывать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы, чайные наборы, «Стаканчики для карандашей»; «Вазу для мамы»; «Посуду для кукол»;
При восприятии конечного результата своего творчества старшие дошкольники проявляют активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Они дают оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.
В результате работы были достигнуты определенные успехи.
Результаты педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста в художественно - творческой деятельности
за 2010 – 2011 учебный год (в%)
Лепка
Аппликация
Рисование
Дети владеют комплексом универсальных учебных действий, необходимых для реализации различных замыслов Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер.
100 % воспитанников воспринимают и эмоционально реагируют на художественный образ и средства выразительности разных видов и жанров.
Они могут передать сюжетную композицию, используя раз ные ее варианты (многоплановую, линейную) с элементами перспективы. В индивидуальной и коллективной работе интегрируют разные виды изобразительной деятельности. Воспитанники владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для ее реализации; проявляют индивидуальное творчество в декоративной «дизайн» - деятельности; способны участвовать в коллективных художественно-декоративных работах.
Сформирован интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворена потребность детей в самовыражении.
Художественно - эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.
Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми – чувствовать, познавать, творить! |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода
Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...
развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста и педагогов в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.
опыт работы по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ, и творческих способностей дошкольников через знакомство с нетрадиционными изобразительными техниками....
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода
Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...
«Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» В рисовании непредметных образов в контексте системного подхода
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к "проблемам века". Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские п...
Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.
Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....
Презентация "Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Презентационный материал опыта работы по художественному творчеству для педагогов....
Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»
В своей статье я постаралась раскрыть проблему развития художественных способностей детей в научно-методической работе....