Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе Тема: « Куклы наших бабушек»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе
Тема: « Куклы наших бабушек»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_kukly_nashih_babushek.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе
Тема: « Куклы наших бабушек»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей нашей страны на примере народной игрушки.
2. Дать представление об обереговой и обрядовой куклах: их образе, назначении, применении.
3. Развивать воображение, художественный вкус. Изготовить куклу «Вертуту».
4. Воспитывать интерес к народным промыслам.
Предварительная работа – словарная: знаменита, умелец, «потешное дело», предки, «отпечаток», экскурсовод, экспонат, земной шар, необъятная.
Методы и приемы:
∙ игровой,
∙ словесный,
∙ наглядный,
∙ практический
Материал: игрушки: матрешка (2 вида); дымка: барыня, утка; куклы: обереговая, обрядовая, игровая, «Вертута»; карта мира;
лоскут ткани, разноцветные лоскутки, тканевый прямоугольник.
Ход НОД:
( дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Скажите, как называется наша страна? Покажите на карте Россию. Какая наша страна по размеру? (большая, необъятная).
Чем славится Россия? (много красивых городов; рек, озер; природой; живут люди разной национальности; народными умельцами).
Воспитатель: Россия всегда была знаменита своими замечательными мастерами. Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам, изделия дарили взрослым и детям тепло и радость. Народная игрушка сочетала в себе традиции предков и индивидуальное мастерство самого мастера, отпечаток времени и местности, где она была изготовлена. А также находила выражение в выборе материала, стиле и сюжете. Обычно русские мастера – игрушечники делали игрушки из дерева и глины. (Показ: русские матрешки, дымковские игрушки – дети рассказывают об этих игрушках ).
Воспитатель: Я вас приглашаю в мини – музей « Куклы наших бабушек». Я буду экскурсоводом, а вы – посетителями. В музее есть свои правила: экспонаты не трогать руками, не шуметь, слушать внимательно экскурсовода.
( дети заходят в музей «Красная изба»).
Воспитатель: Посмотрите, какие здесь игрушки. Первая игрушка появилась много столетий назад. Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик. Затем стала выделяться голова куклы, лицо не раскрашивалось. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились руки, ноги, лицо (девочки или мальчика).
(дети рассматривают тряпичную куклу).
Воспитатель: Кукла сопровождала наших предков, особенно женщин в течении всей жизни. Для каждого события существовала своя: или обрядовая кукла или кукла – обережка.
( дети рассматривают куклы)
Воспитатель: Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы . Наши предки предполагали, что у кукол есть душа, а лицо – её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов.
Для изготовления игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая своими руками, была своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.
( дети рассматривают игровую куклу).
Физминутка: девочки превращаются в кукол, мальчики – в оловянных солдатиков и под музыку В.И.Темнова «Русские умельцы» выполняют придуманные Движения. (Играют 2 раза).
Воспитатель: Известная всем народам земного шара игра в « куклы», будь то тряпичная, закрутка, соломенный стригушок или модная Барби, по – прежнему, остается одной из любимых игр девочек.
Сейчас мы станем мастерами «потешных дел» и изготовим куклу «Вертуту» - это очень популярная кукла наших предков. (дети рассматривают куклу)
(Воспитатель предлагает детям расположиться за столами, проверяет их осанку)
Воспитатель: Само слово «Вертута» подсказывает способ её изготовления. Показ и объяснение:
- Для изготовления куклы « Вертуты» нужно взять небольшой лоскут ткани и свернуть его трубочкой.
- Полученную полотняную трубочку сложить вдвое пополам.
- Скатать трубочкой второй лоскут – это будут ручки. Их нужно проложить между скатанными трубочками.
- Нитью перетянуть верхнюю часть сложенной пополам трубочки под руками - получилась голова. Под руками также перетянуть нитью – это талия.
- Юбочка – привязанные к талии разноцветные лоскутки. Фартук – небольшой тканевый прямоугольник.
Вот и получилась кукла. Для изображения мальчика, две трубочки, находящиеся ниже талии, перевязать на концах (показ).
(Дети под музыку изготавливают куклу)
Воспитатель: И мы научились делать куклу «Вертуту». Какие они получились разные: интересные и красивые. Давайте сделаем приятное своей маме – подарим ей куклу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».
Приобщать детей к словесному искусству, развивать эмоциональное восприятие и эстетический вкус через разные виды детской деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)
« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»
Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...
Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Художественный труд с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Куклы народов Поволжья» Работа с бумагой и бросовым материалом
Конспект по образовательной деятельности. Использование детьми бумаги и пустых бутылочек из-под йогурта в своей творческой работе "Куклы народов Поволжья"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Куклы, мишки и матрешки»
Познакомить детей с разнообразием игрушек, их значением в жизни детей....
Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа." В гости к Едейко и Ничейко!"
Цель: Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.Программное содержание:Обучающие задачи:· Познакомить дете...
Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа. "Красной ягоды глазок, золотистый завиток" Интеграция: музыка, ИЗО
Интеграция: музыка, рисование.Цель:Способствовать приобщению воспитанников к русской народной культуре.Задачи: Обучающие· Обогащать словарн...