Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе Тема: « Куклы наших бабушек»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Карамышева Наталья Владимировна

Непосредственно образовательная деятельность 
в подготовительной к школе группе

Тема: « Куклы наших бабушек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_kukly_nashih_babushek.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность 
в подготовительной к школе группе

Тема: « Куклы наших бабушек»

Программное содержание:

1.  Познакомить детей с историей нашей страны на примере народной игрушки.

2.  Дать представление об обереговой и обрядовой куклах: их образе, назначении, применении.

3.  Развивать воображение, художественный вкус. Изготовить куклу «Вертуту».

4.  Воспитывать интерес к народным промыслам.

Предварительная работа – словарная: знаменита, умелец, «потешное дело», предки, «отпечаток», экскурсовод, экспонат, земной шар, необъятная.

Методы и приемы:

        игровой,

        словесный,

        наглядный,

        практический

Материал: игрушки: матрешка (2 вида);  дымка: барыня, утка; куклы: обереговая, обрядовая, игровая, «Вертута»; карта мира;

лоскут ткани, разноцветные лоскутки, тканевый прямоугольник.

 Ход НОД:

( дети сидят на стульчиках)

Воспитатель: Скажите, как называется наша страна? Покажите на карте Россию. Какая наша страна по размеру? (большая, необъятная).

Чем славится Россия?  (много красивых городов;  рек, озер; природой; живут люди разной национальности; народными умельцами).

Воспитатель: Россия всегда была знаменита своими замечательными мастерами. Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам, изделия дарили взрослым и детям тепло и радость. Народная игрушка сочетала в себе традиции предков и индивидуальное мастерство самого мастера, отпечаток времени и местности, где она была изготовлена. А также находила выражение в выборе материала, стиле и сюжете. Обычно русские мастера – игрушечники делали игрушки из дерева и глины. (Показ: русские матрешки, дымковские игрушки – дети рассказывают об этих игрушках ).

Воспитатель: Я вас приглашаю в мини – музей « Куклы наших бабушек». Я буду экскурсоводом, а вы – посетителями. В музее есть свои правила: экспонаты не трогать руками, не шуметь, слушать внимательно экскурсовода.

( дети заходят в музей «Красная изба»).

Воспитатель: Посмотрите, какие здесь игрушки. Первая игрушка появилась много столетий назад. Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик. Затем стала выделяться голова куклы, лицо не раскрашивалось. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились руки, ноги, лицо (девочки или мальчика).

(дети рассматривают тряпичную куклу).

Воспитатель: Кукла сопровождала наших предков, особенно женщин в течении всей жизни. Для каждого события существовала своя: или обрядовая кукла или кукла – обережка.

( дети рассматривают куклы)

Воспитатель: Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы . Наши предки предполагали, что у кукол есть душа, а лицо – её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов.

Для изготовления игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая своими руками, была своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.

( дети рассматривают игровую куклу).

Физминутка: девочки превращаются в кукол, мальчики – в оловянных солдатиков и под музыку В.И.Темнова «Русские умельцы»  выполняют придуманные Движения. (Играют 2 раза).

Воспитатель:  Известная  всем народам земного шара игра в « куклы», будь то тряпичная, закрутка, соломенный стригушок или модная Барби, по – прежнему, остается одной из любимых игр девочек.

Сейчас мы станем мастерами «потешных дел» и  изготовим куклу «Вертуту» - это очень популярная кукла наших предков. (дети рассматривают куклу)

(Воспитатель предлагает детям расположиться за столами, проверяет их осанку)

Воспитатель: Само слово «Вертута» подсказывает способ её изготовления. Показ и объяснение:

-  Для изготовления куклы « Вертуты» нужно взять небольшой лоскут ткани и свернуть его трубочкой.

-  Полученную полотняную трубочку сложить вдвое пополам.

-  Скатать трубочкой второй лоскут – это будут ручки. Их нужно проложить между скатанными трубочками.

- Нитью перетянуть верхнюю часть сложенной пополам трубочки под руками - получилась голова. Под руками также перетянуть нитью – это талия.

-  Юбочка – привязанные к талии разноцветные лоскутки. Фартук – небольшой тканевый прямоугольник.

Вот и получилась кукла. Для изображения мальчика, две трубочки, находящиеся ниже талии, перевязать на концах (показ).

(Дети под музыку  изготавливают куклу)

Воспитатель:  И мы научились делать куклу «Вертуту». Какие они получились разные: интересные и красивые. Давайте сделаем приятное своей маме – подарим ей куклу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».

Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)

« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Художественный труд с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Куклы народов Поволжья» Работа с бумагой и бросовым материалом

Конспект по образовательной деятельности. Использование детьми бумаги и пустых бутылочек из-под йогурта в своей творческой работе "Куклы народов Поволжья"...

Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа." В гости к Едейко и Ничейко!"

Цель: Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.Программное содержание:Обучающие  задачи:·         Познакомить дете...

Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа. "Красной ягоды глазок, золотистый завиток" Интеграция: музыка, ИЗО

Интеграция:  музыка, рисование.Цель:Способствовать приобщению воспитанников  к русской народной культуре.Задачи: Обучающие·        Обогащать словарн...