Сообщение из опыта работы: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) по теме

Катанаева Виктория Ивановна

Прочное освоение разнообразных технических способов конструирования достигаем при помощи составления плана чертежа  и построек по схемам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.26 КБ
Файл tehn.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества посредством конструирования и элементов робототехники»

Катанаева В.И. воспитатель

подготовительной группы

МБДОУ Д/с №5

1 квалификационная категория

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой – беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Цель: Формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, технических способностей, конструкторских умений и навыков, воспитание творческой и целеустремленной  личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

          Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включаем элементы экспериментирования, детей ставим в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

В начале учебного года конструирование  проводили в специально организованной деятельности, а сейчас чаще организуем в свободной деятельности.

Прочное освоение разнообразных технических способов конструирования достигаем при помощи составления плана чертежа  и построек по схемам.

Наши направления работы по работе со схемами:

  • знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей
  • Постройка на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки.
  • Дети выполняют слуховой диктант – составление плана-чертежа постройки, затем выполнение постройки по составленному плану-чертежу. Что позволяет совершенствовать пространственные ориентировки, развивает наглядные формы мышления и конструктивного праксиса, совершенствует графические навыки, тонкую моторику и зрительно-моторную координацию
  • Ребята делают постройки по схеме, по плану чертежу, изготовленному другими детьми. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
  • Дети  выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, совершенствует пространственные ориентировки и графические навыки, развивает слуховое и зрительное внимание и память,  рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит и способствует развитию одарённости. Поэтому хочется внимание уделить конструктивным заданиям, они бывают у нас разные:

  • Конструирование  по словесной инструкции (# строим башню так, чтобы красный кирпичик был между желтым и синим, а после синего всегда был зелёный, или #52  постройка дома из четырех этажей. Первый этаж состоит из пяти кубиков, поставленных в ряд так, чтобы первый и последний кубики были красного цвета, а в середине зеленый и т.д.). Рисование постройки по памяти.
  • Слуховой диктант (графический)  - составление плана чертежа постройки. (# сначала строим первый этаж. Поставьте точку красным карандашом в левой нижнем углу листа. Проведите вверх от точки отрезок длиной в 5 клеток, теперь 5 клеток вправо,5 клеток вниз, 5 клеток влево. Отступите от правого нижнего угла красного квадрата 5 клеток вправо и поставьте точку зеленым карандашом  т.д.) Построение постройки по составленному плану-чертежу.
  • Слуховой диктант «шагаем ножницами». Выполняется точно так же как слуховой диктант, только рисуем не карандашом, а режем ножницами.
  • Конструирование из кубиков на клеточном поле по закодированной инструкции. (стр.56 # строим фигуру из кубиков. Клетки определяете и расставляете по команде: 1 удар правой рукой – 1 клетка вправо, 1 удар левой рукой -1 клетка влево, 1 хлопок в ладоши – 1 клетка вверх, 1 удар тыльными сторонами кисти друг о друга – 1 клетка вниз.) Воспроизведение постройки цветными карандашами.
  • Конструктивная игра. Нужно собрать картинки из геометрических фигур по образцу, действуя левой рукой, составляя левую картинку, а правой рукой – правую.
  • Конструирование из счетных палочек по подражанию с изменением условий. (#62 конструируем узор вместе со мной, но красный цвет вы заменяете на желтый, а зеленый на синий). Рисование узора по памяти.
  • Конструирование по чертежу по памяти.

В процессе конструирования развиваем и математические способности, пересчитываем детали, блоки, крепления, вычисляем необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Знакомим детей с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировка в пространстве; совершенствуем остроту зрения, успешно развиваем мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Конструктор помогает нам при составление рядов, выкладывании цифр из максамека,  при изучении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник равносторонний, треугольник равнобедренный, пятиугольник, шестиугольник), конструировании  объемных фигур (куб, параллелепипед, пирамида, шар, цилиндр).

Самое главное у детей благодаря конструктивной деятельности развивается умение  анализировать, речь, творческое воображение, коммуникативные способности, память, более устойчивое внимание, логическое мышление.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие конструктивной деятельности и технического творчества посредством конструирования и элементов робототехники » Катанаева В.И. воспитатель подготовительной группы МБДОУ Д/с №5 1 квалификационная категория

Слайд 2

В начале учебного года легоконструирование проводили в специально организованной деятельности, а сейчас чаще организуем в свободной деятельности.

Слайд 3

Работа со схемами З накомство с конструктором и инструкциями по сборке Постройка на основе самостоятельного анализа готового образца

Слайд 4

Работа со схемами С оставление плана-чертежа постройки Ребята делают постройки по схеме, по плану чертежу, изготовленному другими детьми.

Слайд 5

Работа со схемами Д остроить постройку по заданному признаку или условиям

Слайд 6

Конструктивные задания

Слайд 7

Конструктивные задания Конструирование по словесной инструкции

Слайд 8

Конструктивные задания Слуховой диктант (графический )

Слайд 9

Конструктивные задания Слуховой диктант «шагаем ножницами».

Слайд 10

Конструктивные задания Конструирование на клеточном поле по закодированной инструкции

Слайд 11

Конструктивные задания Конструктивная игра

Слайд 12

Конструктивные задания Конструирование из счетных палочек по подражанию с изменением условий

Слайд 13

Конструктивные задания Конструирование по чертежу по памяти.

Слайд 14

В процессе конструирования развиваем математические способности

Слайд 15

Конструирование с детьми – это очень полезное занятие не только для детей, но и для взрослых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."

К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»

Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования....

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование и робототехнику».

Конструктивная деятельность для развития начального логического мышления, творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста....

"Развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей"

Весь мир в одной коробке... Важную роль в жизни человека играют способности к практической деятельности. К этой категории относят организаторские и конструктивно-технические способности.Дошкольны...

Педсовет"Развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей в соответствии с ФГОС ДО". Уровень ДОУ 2018г.

25 марта 2018 года в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей в соответствии с ФГОС ДО" . Воспитатель, Андреенкова татьяна Ник...

План работы по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику»

Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в ...