Проект "Чудесный мир народной игрушки"
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему
Проект предназначен для детей старшей и подготовительной к школе группы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 54.8 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№96 «Светлячок»
Проект
«Чудесный мир народной игрушки»
Творческая проблема
«Условия формирования единого культурно-образовательного пространства
«Детский сад – семья»
Подготовил:
воспитатель Давыденко
Оксана Ивановна
Прокопьевский ГО
Содержание
Паспорт проекта 4
Актуальность, социальная значимость 8
Новизна, цели и задачи проекта 11
Партнеры 12
Механизм реализации проекта 12
Сроки и этапы реализации проекта 14
Ожидаемые результаты проекта 17
Заключение 18
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Чудесный мир народной игрушки» |
Разработчики проекта | О.И. Давыденко, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96 «Светлячок» |
Вид проекта | Образовательный |
Продолжительность проекта | Долгосрочный (2 года) |
Участники проекта | Педагоги дошкольного образовательного учреждения, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, социальные партнеры |
Цель проекта | Создание условий для формирования у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной игрушки. |
Задачи проекта | 1.Формировать представления о разнообразии и роли традиционной русской игрушки, истории ее возникновения. 2. Развивать навыки изготовления некоторых видов народной игрушки из различных материалов. 3. Способствовать проявлению познавательной активности, творческого воображения, самостоятельности в продуктивной деятельности. 4.Воспитывать интерес к русской народной игрушке. |
Механизм реализации проекта |
|
Ресурсное обеспечение |
|
Партнеры проекта |
|
Этапы реализации проекта | Первый этап: организационно-подготовительный:
Второй этап: основной, практический:
Третий этап: итоговый, заключительный:
|
Ожидаемые и конечные результаты проекта |
|
Продукт проекта |
|
Предполагаемые источники финансирования | Бюджетные и внебюджетные средства (спонсорская помощь). |
Актуальность
«Русская народная игрушка – это такая прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше этого не найти нигде»
(А. Бенуа)
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки - обереги и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может удивить, обрадовать малыша, и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.
Исследователи народной педагогики отмечали необходимость использования в воспитании детей дошкольного возраста игрушек, так как игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу. Способствует умственному, нравственному, физическому и эстетическому воспитанию, т.е. разностороннему развитию детей.
Авторами первых публикаций о народной игрушке были выдающиеся отечественные педагоги и деятели культуры: Н.Д. Бартрам, А.В. Бакушинский, А.И. Деньшин, Л.Г. Оршанский и другие. В результате исследовательской деятельности народная игрушка получила признание как историко-культурный памятник, как произведение искусства, воплощающее традиционные черты культуры русского народа.
К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка.
На назначении игрушки в расширении кругозора указывал А.М. Горький. «Детям надо дать знания о мире, о своей стране и ее традициях. Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки, и это еще легче может быть достигнуто интересной народной игрушкой».
О народной игрушке, ее влиянии на развитие познавательного интереса детей, на ознакомление с традициями русского народа говорила известный педагог Е.А. Флерина. Она утверждала, что народная игрушка бурит мысль и фантазию ребенка своей формой, техникой, движением, сказочностью.
«Никакой другой вид народного творчества так глубоко и активно не воспитывает в ребенке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка…» (Е.А. Флерина)
Н.П. Сакулина отмечала: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров народной росписи, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, и это очень помогает педагогу в ознакомлении детей с народными традициями, в формировании художественного вкуса детей».
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Чему же учат современные игрушки? В большинстве своем, по мнению педагогов и ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования личности ребенка.
Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Мы, педагоги, считаем, что сегодня незаслуженно забыты народные игрушки, и традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты, поэтому они чаще играют с куклами Барби, Бэтмэнами, персонажами современных мультфильмов.
Анализ литературы и педагогического опыты выявил следующие противоречия:
- между заявленной государством задачей формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей родине, ее истории и культуре, и недостаточной разработанностью методических основ решения данной задачи в дошкольном учреждении;
- между пониманием того, что воспитание нравственно-эстетических качеств успешно проходит в процессе ознакомления детей с народной игрушкой, и утратой интереса к традиционной народной игрушке;
- между необходимостью начинать знакомство с народной культурой с дошкольного возраста и недостаточным уровнем подготовленности родителей.
Выявленные противоречия определили проблему: организовать работу с детьми и родителями, социумом по формированию у детей представлений о культуре русского народа через образ народной игрушки.
Принимая во внимание, актуальность данной проблемы и выявленные противоречия, мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания об истории и культуре русского народа.
Современные исследования по проблемам приобщения дошкольников к русской культуре показывают, что проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы в решении данного вопроса, она помогает педагогу создать систему работы не только с детьми, но и с семьями воспитанников. Дает возможность заинтересовать родителей в совместной деятельности, способствует творческому поиску информации о народной игрушке.
Поэтому нами был разработан проект «Чудесный мир народной игрушки».
Новизна проекта
В проекте обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников формируется устойчивый интерес к ознакомлению с народной культурой через образ народной игрушки, закладываются основы духовно-нравственного воспитания.
В данном проекте использованы мнемотаблицы, с помощью которых в наглядной форме дети знакомятся с историей и способами изготовления народной игрушки.
Проект «Чудесный мир народной игрушки» - долгосрочный, рассчитан на два года.
Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной игрушки.
Задачи проекта:
1.Формировать представления о разнообразии и роли традиционной русской игрушки, истории ее возникновения.
2. Развивать навыки изготовления некоторых видов народной игрушки из различных материалов.
3. Способствовать проявлению познавательной активности, творческого воображения, самостоятельности в продуктивной деятельности.
4.Воспитывать интерес к русской народной игрушке.
Концептуальные позиции проекта:
- Принцип единства воспитательных, развивающих и образовательных задач.
- Принцип интеграции образовательных областей.
- Принцип решения образовательных целей и задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности.
Партнеры проекта: Культурно-выставочный центр «Вернисаж», МУК «Центральная библиотечная система» Детская библиотека-филиал №16, МБОУ ДОД Детская художественная школа №8.
Механизм реализации проекта
- организация и проведение мероприятий;
- осуществление мониторинга;
- просветительская работа среди родителей воспитанников;
- распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного образовательного учреждения;
- размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ.
Ресурсное обеспечение:
Нормативно-правовое обеспечение:
Законодательной базой проекта являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Закон Кемеровской области «Об образовании » от 05.07.2013 № 86-30.
Кадровое обеспечение:
- педагоги ДОУ,
-специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре),
- родители.
Финансовое обеспечение:
- реализация проекта за счет бюджетных ассигнований детского сада, а также вложений спонсоров.
Информационно-методическое обеспечение:
Современные программы, технологии, психолого-педагогическая и методическая литература (смотреть список литературы)
Материально-техническое обеспечение:
1. ноутбук;
2. мультимедийное оборудование;
3. мультимедийные презентации: «Дымковские игрушки», «Русская кукла»; «Мастер-класс «Кукла колокольчик»;
4.дидактические игры: «Обведи и раскрась», «Парные картинки», «Декоративное домино», «Собери целое», «Составь узор»;
5.демонстрационные пособия: «Русская матрешка», «Филимоновская игрушка».
Этапы реализации проекта
- Организационно-подготовительный
Постановка проблемы, определение целей и основных задач работы; материальное оснащение; проведение организационной и подготовительной работы с детьми и родителями; разработка информационно-методического материала для работы с детьми и родителями.
Формы работы:
1.Создание картотеки стихотворений, загадок о народной игрушке.
2.Подбор информационного материала, создание игр, пособий.
3.Создание мультимедийных презентаций: «Дымковские игрушки», «Русская кукла», «Мастер-класс «Кукла колокольчик».
4. Подготовка анкет для родителей.
- Основной
Непосредственная реализация проекта: проведение мероприятий.
Цикл мероприятий с детьми:
- НОД: «Путешествие в прошлое куклы»; лепка «Дымковские лошадки», «Филимоновский петушок»; рисование «Дымковская барышня», «Мы матрешки - расписные крошки»; аппликация «Украсим матрешек»; художественный труд «Обереговая кукла Пеленашка», «Кукла Отдарок на подарок»;
- развлечение «В гости к нам пришла Матрешка»;
- фольклорный праздник «Осенины»;
- обрядовый праздник «Масленица», «Колядки»;
- совместная деятельность воспитателя с детьми: рассматривание иллюстраций и книг о народных игрушках;
- рассказы воспитателя: «Куклы наших бабушек»; «История куклы России»; об игрушках: Рождественский ангел, Кукла Крестец, Мартинички, Берестяная кукла, Кувадка, Лихоманка, Зайчик на пальчик;
- составление описательных и творческих рассказов: «Моя любимая народная игрушка», «Дымковские игрушки и их узоры»; «Красавица Матрешка»;
- беседы с детьми: «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком»; о дымковской игрушке, матрешке, филимоновской и каргопольской игрушке, обрядовых куклах, о куколке пеленашке, кукле на ложке, кукле из полена;
- составление рассказов по мнемотаблицам по темам: «Матрешка», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Тряпичная кукла Кувадка»;
- дидактические игры: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Наряди матрешку», «Угадай, из чего игрушка сделана»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин»;
- книжная выставка «Народная игрушка»;
- заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке; стихотворения «Матрешки» В.Берестова;
- чтение русских народных сказок: «Василиса Прекрасная; «Терешечка», Морской царь и Василиса Прекрасная»; детских энциклопедий: «Чудо всюду. Мир вещей и машин», «Я познаю мир. История ремёсел»;
- рассматривание книги Н. Курбатовой «Игрушки»;
- слушание русской народной музыки: «Камаринская», «Зимушка-зима»; песен «Коробейники» (музыка народная, слова Н.Некрасова) и колыбельной «У кота, кота, колыбелька золота»;
- танец «Мы веселые матрешки» (слова Л.Некрасовой, музыка Ю.Слонова);
- пение песен: «Матрешки» (слова В.Семернина, музыка Т.Варовиной); «Золотая ярмарка» (слова С.Осиашвили, музыка И.Зубкова); «Мы матрешки» (слова А.Осмушкина, музыка В.Темнова) и народной песни «Матрешки»;
- пальчиковые игры: «Матрёшки», «Куклы», «Дымковские барышни»;
- подвижные игры: «Мы матрешки – расписные крошки», «Раз, два, три к игрушке беги», «Дымковские барышни красавицы»;
- динамические паузы: «Куклы танцуют», «Матрешки - крошки».
Цикл мероприятий с родителями:
- анкетирование родителей «Игрушки в жизни малыша»;
- консультации: «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»; «История возникновения народной игрушки» (с использованием мнемотаблиц);
- оформление буклета «Тряпичная кукла»;
- привлечение родителей к оформлению музея «Русская игрушка»;
- совместная деятельность детей и родителей «Моя матрешка»;
- выпуск фотогазеты «Наш Вернисаж»;
- мастер-класс для родителей «С любовью от мамы».
Цикл мероприятий с социумом: экскурсия в детскую библиотеку, мастер-класс специалистов КВЦ «Вернисаж» «Изготовление семейного оберега», мастер-класс преподавателя детской художественной школы «Каргопольская игрушка».
- Итоговый
1.Анализ проектной деятельности (соотнесение результатов с целями и задачами проекта);
2.Презентация результатов проектной деятельности:
- мини – музей «Русская игрушка»;
- развлечение «Ярмарка игрушек»;
- представление проекта «Сказочный мир русской игрушки» на педагогическом совете МБДОУ.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети испытывают интерес в поиске информации о народной игрушке, истории ее возникновения, задают вопросы. Дети активные, любознательные, интересуются изучением русской народной культуры. Владеют способами изготовления и проявляют самостоятельность в изготовлении игрушек, в случае затруднения обращаются к взрослому. Эмоционально-отзывчивые, выражают чувства гордости к культуре русского народа. Гордятся и уважают мастеров изготовления народной игрушки.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса к традиционной народной игрушке у детей старшего дошкольного возраста;
- улучшения навыков изготовления народной игрушки из различных материалов;
- расширение представлений детей о разнообразии и роли традиционной русской игрушки, истории ее возникновения;
- повышение компетентности родителей в вопросах истории и культуры русского народа.
Предметом итоговой оценки является – способность рассказать о народной игрушке и показать способы ее изготовления по мнемотаблице.
Диагностика с детьми дошкольного возраста проводится три раза: исходный уровень, сравнительный, итоговый.
При ее проведении определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий, они определены в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:
- Низкий уровень - предполагает практическое невыполнение задания даже с помощью взрослого.
- Средний уровень - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
- Высокий уровень - выполняет задание самостоятельно.
Результаты выполнения заданий были занесены в диагностические карты, что позволило увидеть динамику развития ребенка, скорректировать индивидуальную работу, наметить перспективу работы.
Заключение:
Мониторинг педагогической деятельности показал, что благодаря участию в проекте у детей расширились представления об особенностях декоративно – прикладного искусства России, сформировался интерес к данной теме. В процессе поисково-познавательной деятельности и использования мнемотаблиц у детей значительно расширились представления о народной игрушке, истории ее возникновения, способах изготовления. Дети называют виды игрушек, могут рассказать, для чего они были нужны в старину, из чего ее можно сделать, и какой материал для этого необходим. Имеют представления, как играли их сверстники раньше и как можно играть с народной игрушкой сейчас, в настоящее время.
Овладели способами изготовления разных видов народной игрушки.
Участие в проекте способствовало успешной социализации ребенка в коллективе, сблизило ребенка с членами семьи в ходе поиска информации и изготовления игрушек.
Проектная деятельность способствовала развитию у воспитанников познавательной активности, творческого воображения, умения решать проблемы, ставить цели, добывать информацию, приходить к результату. Они научились делиться полученными сведениями друг с другом и родителями.
У родителей появилась заинтересованность в возрождении народной культуры своего народа и желание приобретать или изготавливать вместе с ребенком народные игрушки.
Совместная работа объединила педагогов, детей, родителей в реализации проектной деятельности «Чудесный мир народной игрушки».
Вывод:
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и принесет свои плоды
Список литературы
- Батурина, Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст]: пособие для педагогов, воспитателей, методистов / Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
- Берстенёва, Е. Кукольный сундучок [Текст] / Е. Берстенёва, Н. Догаева. – Белый город, 2010. – 112 с.
- Богуславская, И.Я. Русская народная глиняная игрушка [Текст] / И. Я. Богусловская. – Л: Искусство, 1975. – 148 с.
- Воробьёва, О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика [Текст] / О.Я. Воробьёва. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 140 с.
- Гаврилова, В.В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий [Текст] / В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. – М: Учитель, 2010. – 144 с.
- Горичева, В.С. Куклы [Текст] / В.С. Горичева. – Ярославль.: Академия развития,1999. – 187 с.
- Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации [Текст]: конспекты занятий / А.А.Грибовская. – М.: Скрипторий, 2003. – 168 с.
- Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г.Д. Дайн. – М.: Сов. Россия, 1987. – 126 с.
- Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Наука. 2012. – 148 с.
- Динцес, Л.А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути развития [Текст] / Л.А. Динцес. – М.: Знание, 1986. – 86 с.
- Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа / О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. –М.: Детство-Пресс, 2006. – 304 с.
- Маёрова, К. Русское народно-прикладное искусство [Текст] / К. Маёрова, К. Дубинска. – М.: Знание, 1990. – 272 с.
- Некрасова, М.А. Народное искусство в России. Народное творчество как мир целостности [Текст] / М.А. Некрасова. – М.: Совет. Россия, 1983. – 219 с.
- Попова, О. С. Русские художественные промыслы [Текст] / О. С. Попова. – М.: Знание, 1984. – 144 с.
- Рафаенко, В.Я. Народные художественные промыслы [Текст] / В.Я. Рафаенко. – М.: Знание, 1988. – 175 с.
- Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст] / Л.Д. Рондели. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
- Сакулина, Н.П. Народное декоративно-прикладное искусство в работе детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.
- Скоролупова, О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [Текст]: цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста / О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2000. – 128 с.
- Флерина, Е.А. Игра и игрушка [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Е.А. Флёрина. – М.: Просвещение,1973. – 250 с.
- Шайдурова, Н. Традиционная тряпичная кукла [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и студентов педагогических вузов / Н. Шайдурова. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 176 с.
- Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.С. Швайко. – М.:Владос, 2008. – 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).
Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы", в з...
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
Проект по ознакомлению с народной игрушкой "Матрешка русская игрушка"
Проект " Матрешка русская игрушка" предназначен для I младшей группы. Цель его, развивать интерес у детей к народно-прикладному искусству....
Конспект НОД в средней группе "Дымковская игрушка – народная игрушка"
Конспект интегрированной образовательной деятельности (Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художестыенно-эстетическое развитие)...
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Нарядные народные игрушки» (итоговое занятие, закрепляющее полученные ранее знания об игрушках).
Цели: 1. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине через познание народной культуры.2. Дать представление о многообразии народных промыслов.3. Воспитывать бережное отношение к труду людей.4. Разви...
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...
Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности :"Народная игрушка -деревянная игрушка"
В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки ее мастерами ,закрепляют знания о промыслах и символе России -матрешке....