Конспект занятия "Кукла - оберег"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_-_obereg.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кукла - оберег»
Цель: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Через игрушку познакомить с историей и традициями на Кубани. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук. Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-закрутка», «оберег», «безликая».
Ход занятия.
Дети входят под музыку.
- Добрый день гости дорогие. Нам очень приятно видеть вас сегодня в нашей мастерской. Где работают наши девочки. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей? (ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)
Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».
Сегодня мы многое узнаем о куклах- оберегах: кто их делал, для чего, из какого материала их выполняли.
Основной этап
Слайд №2
Самые древние игрушки были найдены археологами на территории Сибири. Это были выточенные из мягких пород камня или бивня мамонта фигурки женщин. Изготовлены они были 35-12 тысяч лет до нашей эры.
Слайд №3
Это Масленица, которую устанавливали на сани украшенных лентами и колокольчиками лошадей или волов и возили по деревням и селам в составе праздничного масленичного поезда. И сжигали во время весеннего праздника, а после лакомились блинами—символом солнца.
Слайд №4
По своему назначению крестьянская кукла делится на три большие группы: обрядовые, про которые мы только что сказали, куклы- обереги и игровые, до того кукла стала детской забавой, она несла другую функцию,- оберега.
Слайд №5
- Как вы думаете, от чего могла оберегать кукла?
(Демонстрация иллюстраций, образцов).
Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Тряпичную куколку-оберег делали своим руками.
- А как вы думаете, кто их делал?
(Ребята делают свои предположения относительно того, кто изготовлял игрушки).
Слайд №6
Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, с 5 лет уже могла делать такую “куклу” любая девочка. Кукла должна быть очень нарядной. Знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскутки ситца, яркого кумача берегли на кукольный костюм. И чем краше кукла, тем счастливее женская доля.
А если над кроватью ребенка висит Кувадка, то она отгоняет злую силу. Когда родители уходили в поле на работу и ребенок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны, охраняет детский сон и покой, и как “оберег” клали его в зыбку рядом с ребенком.
Слайд №7
К куклам-оберегам относят также и лечебные куклы. Это Козьма и Демьян. Есть такое предание. Жили на Руси два брата- погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень на него обиделся и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда- это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
Куклу “12 лихорадок” подвешивали на красной нитке над печкой на целый год. Оберегала она от болезней.
Каждая из кукол имеет свое имя: Авея, Агнея, Желтея, Немея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Ледея, Трясея, Ленея.
Слайд №8
Куклы “День и ночь”. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани, а другая из синей. Ее изготовляли под Новый год и ежедневно утром и вечером поворачивали то светлой стороной (на день), то темной (на ночь) стороной. Она оберегала жилище. Ее еще называли “Кукла- перевертыш”. Она содержит в себе две куклы: у нее две головы, четыре руки и две юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы (например, девка), то вторая (баба) скрыта юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется
Слайд №9
Игральные куклы предназначались для забавы детям. Конечно, куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы. Для игры собирались группами в избе, в амбаре. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до 20 и более. Здесь были жених, невеста. Родители молодых, повязочница, подруги- кокушницы, повозник и остальные, как полагалось на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развивалось сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, девичник. Кукле-невесте расплетали косу. После венчания заплетали волосы в две косы и укладывали по- бабьи, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
- Часто игрушка - свадебный атрибут. Куклу давали в руке невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была “принародно” посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла.
Кукол разрешалось брать в гости, на жатву и на посиделки. В народе замечали, когда дети много и усердно играют в куклы - будет в семье прибыль. Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробках. Если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Так что играйте с игрушками аккуратно, берегите их, не накличьте беду!
Слайд 10
Обратили внимание на некоторую странность в куклах? Чего же так не хватает?
Как вы думаете, почему раньше не рисовали лица на куклах?
Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит и безвреден для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Физкультминутка.
Выполнение упражнений:
- Исходное положение - сидя, откинувшись на спину стула. Наклониться вперед к крышке стола- выдох. Повторить 2-3 раза.
- Исходное положение - сидя, откинувшись на спину стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 2-3 раза.
- Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх- вдох; следить за руками, на поднимая головы, руки опустить - выдох. Повторить 2-3 раза.
Практическая работа
Мы с вами сегодня узнали очень много интересного о разных куклах. Сегодня мы будет делать свои куклы - обереги из ниток. Которые будут теперь оберегать Вас.
У вас на столах лежит все необходимое для выполнения своей работы.
Кладём полоску ниток красного (голубого) цвета, поперек кладем полоску желтого, получится плюс. Далее сгибаем. И завязывает обе стороны нитками того же цвета. Таким образом, у нас получилась голова девочки и волосы.
Постарайтесь сразу разделить две половины нижних ниток. При перевязывании нитки попытаются переплестись между собой и вы уже не сможете разделить их так же ровно, как до связывания, и когда вы будете вставлять ручки, они могут встать криво или косо.
Теперь делаем ручки. Берем нитки красного (голубого) цвета, те полоски которые короткие. Завязываем полоску по краям, с двух сторон. Получившуюся полоску вкладываем между двумя половинками тела куклы. И завязываем ниточками. Вот и готова наша девочка.
Молодцы ребята, вы прекрасно справились со своей работой. И теперь ваша кукла – оберег будет вас оберегать.
Используемая литература.
- Агаева И. Кукла “Ангелочек” // Народное творчество. № 4, 2002.
- Агаева И., Агапов О. Куклы “День и ночь”// Народное творчество. №2, 2003.
- Агаева И. Куклы “Тульский мастеровой”, “Бабочка”// Народное творчество. №2, 2002.
- Агаева И., Агапова О., Агаева Г. Кузьма и Демьян—покровители семейного очага и ремёсел// Народное творчество. №4, 2001.
- Котова И., Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.— СПб.: “Паритет”, 2003.—240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект"Кукла-оберег"
Предлагаю вашему внимание конспект интегрированного занятия (народное творчество-ручной труд) "Кукла-оберег"...
Конспект занятия на тему "Изготовление народной куклы-оберега "столбушки"
Целью даного занятия является ознакомление и приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре.Задачами занятия являются: - приобщить детей к народной культуре и традициям...
Конспект занятия "Тряпичная кукла - оберег"
Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.Воспитывать бережное отношение к игрушкам....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Будем лес любить, оберегать»
Расширить представление детей о лесе, о месте отдыха людей. Расширять знания детей, определяющие правила поведения человека в природе, в общественных местах....
Конспект занятия "Семейный оберег" для родителей дошкольников
Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками мастерицы, наполненная ее материнскими чувствами, приносит в дом и в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства. В этом — гл...
Конспект занятия "Изготовление кукол-оберегов"
Методика проведения интегрированного занятия с привлечением родителей....
Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».
НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....