Дополнительного образования «Любознайки» Кружковая деятельность
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Рыбина Светлана Анатольевна

дополнительного образования

«Любознайки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.kruzhok.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(комплексная)

объединения дополнительного образования

«Любознайки»

(название объединения дополнительного образования)

6 – 7 лет

(возраст воспитанников)

познавательно - исследовательский

(направление)

Уровень: ознакомительный

                                                                      Разработчики программы:

                                           исследовательская деятельность -   Семикоп О. О.

                                                                    конструирование -  Рыбина С. А.

                                                                                                       

                                                                                                          Рассмотрено на заседании

                                                                                       педагогического совета школы                                                            

                                                                                                        протокол № 1 от «28»августа  2015 г.

Москва 2015 г.


Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.

Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е. Тимирязев

Пояснительная записка

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние  конструктивной деятельности на умственное  развитие  детей изучал А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании  оказывают существенное  влияние  на  развитие  ребёнка, радикально изменяя характер интеллектуальной деятельности».

     Конструирование  – «продуктивный вид деятельности  дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».

Реализация Лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятие, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Воспитывающие, выполняют задания педагога, самостоятельную работу по теме.

Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся.

Конструирование выполняется детьми как индивидуально так парной и групповой.

Можно различить три основных вида конструирования:

  • по образцу
  • по условиям
  • по замыслу

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Любознайки» для детей старшего дошкольного возраста.

      Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности;

 cодействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи:

  • Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).

  •  Расширение представлений детей об окружающем мире через     знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

  •  Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость.

   

    Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

  • Cодействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

создать условия для овладения основами конструирования;

способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

создать условия для развития внимания, памяти, образного и    пространственного мышления;

способствовать развитию творческой активности ребёнка;

способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Предполагаемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

 - вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

- представления о свойствах веществ; 

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

 

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

- расширять знания об объектах и их свойствах.

  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

конструировать по образцу;

-с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников  в подготовительной к школе группе – 30 минут.

                                         


                                              Список литературы

1.        Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.  Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.

2.        Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.

3. Проектный метод в организации познавательно – исследовательской  Деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО    «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013

4.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А.    Васильева. М., 2006.

5.  Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных  учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  6.  Л.Г.Комарова  Строим из LEGO(моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). –М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001г.- 88 с.

 7.   Е.В. Фешина «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для    педагогов.-М.: изд. Сфера, 2011.

8.  Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного                                                    материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.

9.        Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

10.        Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.

 Список сайтов

http://www.int-edu.ru/

http://www.lego.com/ru-ru/

http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности на 2013-2014 год.

для детей 5-6 лет Пояснительная записка Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развива...

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5 -7 лет .

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-7 лет., к программе представлено перспективное и календарное планирование....

Интеграция педагогического процесса Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности.

Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный  путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ре...

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности в студии "Театральные чудеса" во II младшей группе.

Программа предназначена для театрализованной деятельности для детей 3-4 лет и нгаправлена на художественно-эстетическое развитие....

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности « Юные анималисты»

Программа   дополнительного   образования по  изобразительной   деятельности«  Юные  анималисты»...

Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования на базе форсайт-центра «Тьюторский центр для методического обеспечения педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реа

Представленная  программа направлена на развитие  научно-технического и творческого по­тенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструиро...