Программа дополнительного образования по художественному труду «Умелые ручки»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством художественного труда.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля:
· дети научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
· дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
· у детей разовьется мелкая моторика рук;
· сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
· разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
· сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
· сформируются навыки самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное
учреждение «Детский сад №11 «Колосок» г.Валдай»
Программа
дополнительного образования
по художественному труду
«Умелые ручки»
Срок реализации программы – 1 год.
Возраст детей 3 – 4 года.
Составил:
воспитатель МАДОУ № 11 «Колосок»
Ярцева Ольга Анатольевна
г. Валдай 2015 год
Пояснительная записка.
Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает воображение, творческие способности.
Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством художественного труда.
Задачи.
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
2. Развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
3. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям;
- умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
- контроль за собственными действиями.
4.Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
5. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий не более 15 минут. В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Способы работы:
1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4. Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5. Наклеивание природного материала на плоскостное изображение.
6. Скрепление различных деталей.
7. Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков, раковин.
8. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
9. Лепка предметов из теста.
10. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
Материал для работы:
Разные виды бумаги, картон, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, клей, спички, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, клеёнки, детские фартуки.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Блок | Количество занятий |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Тестопластика | 6 |
3. | Пластилинография | 24 |
4. | Обработка природных материалов | 11 |
5. | Нетрадиционная техника рисования | 12 |
6. | Объёмная аппликация | 15 |
7. | Итоговое занятие (презентация) | 1 |
Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема | Блок | Цель | Кол – во занятий |
сентябрь | ||||
1. | Вводное занятие | Сформировать интерес к выполнению творческих работ различными материалами и способами. Формировать культуру труда, повторить правила безопасности работы с инструментами (стека, ножницы). | 1 | |
2. | Радуга – дуга | Пластилинография | Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, но разной длины. | 1 |
3. | Солнышко лучистое | Нетрадиционная техника рисования | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - пальцеграфией, т.е. ладошками или пальцами. | 1 |
4. | Весёлые мухоморы | Нетрадиционная техника рисования | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальцами - пальцеграфией. | 1 |
5. | Рябиновая кисть | Нетрадиционная техника рисования | обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки. | 1 |
6. | Угощайся, зайка! | Пластилинография | Обыгрывание и дополнение рисунка – изображение угощения для персонажа (морковка для зайчика). | 1 |
7. | Ёжик | Нетрадиционная техника рисования | Упражнять в технике рисования ладошкой и пальчиками, аккуратно наносить краску, пользоваться салфеткой. | 1 |
8. | Румяное яблочко | Пластилинография | Учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета. | 1 |
октябрь | ||||
1. | Осенняя фантазия | Нетрадиционная техника рисования | Познакомить детей с приёмом рисования по мокрой бумаге методом кляксографии. | 1 |
2. | Шарики для клоуна | Пластилинография | Учить аккуратно заполнять контур тонким слоем пластилина. | 1 |
3. | Овечка | Объёмная аппликация | Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. | 1 |
4. | Созрели яблочки в саду | Пластилинография | учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики и расплющивать их. | 1 |
5. | Лошадка | Нетрадиционная техника рисования | Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью | 1 |
6. | Консервируем помидорки и огурчики | Пластилинография | Познакомить с приёмами лепки: скатыванию шариков и колбасок и расплющиванию, учить передавать форму известных предметов. | 1 |
7. | Золотая рыбка Коллективная работа | Пластилинография | Учить выполнять аппликацию из пластилиновых лепёшек и колбасок. | 1 |
8. | Золотые листочки | Нетрадиционная техника рисования | Учить делать оттиск осеннего листа покрывая краской весь лист соответствующими цветами. | 1 |
ноябрь | ||||
1. | Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки | Пластилинография | Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по размеру. | 1 |
2. | Пирамидка | Аппликация | Учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей, располагать части в порядке уменьшения. | 1 |
3. | Вкусные витамины | Пластилинография | Учить использовать в работе дополнительные детали для передачи характерных признаков предметов. | 1 |
4. | Воздушные шары | Пластилинография | Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямым движением ладоней. | 1 |
5-6. | Подарок для мамочки. Пион | Объёмная аппликация | Учить делать из полосок петельки и аккуратно наклеивать их на форму. Учить собирать из отдельных заготовок поделку. | 2 |
7. | Знакомство с солёным тестом. Печенье для куклы | Тестопластика | Познакомить детей с солёным тестом, как материалом для лепки, продолжать учить различным приёмам лепки | 1 |
8. | Колобок | Тестопластика | Учить лепить предметы округлой формы, раскатывая тесто между ладонями. | 1 |
декабрь | ||||
1. | Рябина для снегирей | Пластилинография | Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. | 1 |
2-3. | Хвост крючком, нос пятачком | Поделки из природных материалов | Учить наносить краску на каждую чешуйку шишки, дополнять поделку характерными деталями. | 2 |
4. | Снеговик | Объёмная аппликация | Учить выполнять аппликацию из кусочков ваты, заполняя всё пространство. | 1 |
5. | Дед Мороз Коллективная работа | Пластилинография | Учить выполнять мозаику из пластилиновых шариков. | 1 |
6-7. | Разноцветные шары | Тестопластика | Закрепить умение отщипывать большие и маленькие кусочки теста, раскатывать круговыми движениями, наносить различные оттенки краски. | 2 |
8. | Маленькой ёлочке холодно зимой | Нетрадиционная техника рисования | Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью, рисование пальчиками. | 1 |
январь | ||||
1. | Светофор | Пластилинография | Упражнять в технике рисования пластилином, повторить правила дорожного движения. | 1 |
2. | Волшебные рисунки | Нетрадиционная техника рисования | Познакомить с техникой рисования свечой, учить аккуратно закрашивать лист краской. | 1 |
3. | Уточка на озере | Тестопластика | Закрепить умение лепить предметы округлой формы, дополнять работу мелкими деталями, создавать композицию. | 1 |
4-5. | Здравствуй, солнышко! | Объёмная аппликация | Учить окрашивать ватные диски методом примакивания, наклеивать их цепочкой. | 2 |
6. | Цветик – семицветик Коллективная работа | Пластилинография | Закрепить навыки работы с пластилином. Учить выполнять аппликацию из шариков. | 1 |
февраль | ||||
1-2. | Кашалотик - кашалот | Пластилинография | Учить передавать форму и характерные детали животного с помощью пластилинографии. | 2 |
3. | Свитер для моих друзей | Нетрадиционная техника рисования | Познакомить с техникой рисования на мятой мокрой бумаге. | 1 |
4-5. | Плывёт по морю лодочка | Обработка природных материалов | Учить действовать по словесной инструкции, дополнять поделку мелкими деталями. | 2 |
6. | Цыпленок | Объёмная аппликация | Учить выполнять поделку из комков бумаги. | 1 |
7. | Весёлые осьминожки | Нетрадиционная техника рисования | Активизировать технические навыки работы с гуашью, используя нетрадиционные приемы в рисовании. | 1 |
8. | Улитка, улитка, выпусти рога | Пластилинография | Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски в спираль. | 1 |
март | ||||
1. | Платье для мамочки | Аппликация | Учить раскладывать детали аппликации, создавая композицию, наклеивать их. | 1 |
2. | Букет для бабушки | Нетрадиционная техника рисования | Учить рисовать цветы методом отпечатков. | 1 |
3. | Дерево | Обработка природных материалов | Учить закреплять детали при помощи пластилина, создавая макет дерева | 1 |
4. | Мимоза | Объёмная аппликация | Учить выполнять композицию из бумажных шариков. | 1 |
5. | Подсолнух | Обработка природных материалов | Учить закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина | 1 |
6. | Божьи коровки | Обработка природных материалов | Учить раскрашивать скорлупу ореха, передавая характерные признаки насекомого. | 1 |
7. | Самолёт летит | Пластилинография | Закрепить умение делить брусок пластилина на две равные части и раскатывать его. | 1 |
8. | Первоцветы | Объёмная аппликация | Учить делать петельки из полосок бумаги, составлять из них цветок подснежника. | 1 |
апрель | ||||
1. | Звёздное небо | Пластилинография | Научить делить готовую форму на части при помощи стеки и скатывать из них маленькие шарики. | 1 |
2. | Высоко летит ракета | Объёмная аппликация | Учить составлять предмет, состоящий из нескольких частей. Красиво располагать заготовки на листе бумаги. | 1 |
3. | Клубочки для котёнка | Пластилинография | Учить раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней, сворачивать колбаски в спираль. | 1 |
4. | Пасхальное яичко | Обработка природных материалов | Познакомить детей с поделками из яичной скорлупы, продолжать учить пользоваться кистью и клеем. | 1 |
5-6. | Чудесная птица - павлин | Обработка природных материалов | Учить аккуратно наносить краску на шишку, отрабатывать умения детей работать с пластилином. | 2 |
7. | Черепашки | Обработка природных материалов | Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовку. | 1 |
8. | Овечка на полянке | Пластилинография | Познакомить с новым приёмом работы с пластилином. | 1 |
май | ||||
1. | Букет для ветеранов | Объёмная аппликация | Учить способу изготовления гвоздики из салфеток. Отработать умение делать короткие прямые надрезы ножницами. Учить вырезать фигуру с закруглённым краем. | 1 |
2. | Открытка к 9 мая | Пластилинография | Отработать умение скатывать ровные пластилиновые шарики и заполнять ими контур рисунка, раскрашивать, не выходя за линии. | 1 |
3. | Салют Победы | Пластилинография | Закреплять умение скатывать шарики одинакового размера, размазывать их в определённом направлении. Развивать воображение и цветовосприятие. | 1 |
4. | Аквариум Коллективная работа | Объёмная аппликация | Учить делать из бумажных тарелок рыбок, раскрашивая их разными цветами. | 1 |
5. | Отпечаток ладошки | Тестопластика | Учить раскатывать тесто в тонкую лепёшку, оставлять отпечаток ладони. | 1 |
6. | Покормим цыплёнка | Обработка природных материалов | Научить делать поделки из крупы и ватных дисков. | 1 |
7. | Лягушонок | Объёмная аппликация | Учить аккуратно наносить краску на всю поверхность одноразовой тарелки. Приклеивать мелкие детали: язык, глазки. | 1 |
8. | Итоговое занятие (презентация) | Подвести итоги работы за год. Провести презентацию работ. | 1 |
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля:
- дети научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
- дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
- у детей разовьется мелкая моторика рук;
- сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
- разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
- сформируются навыки самостоятельности.
Формы подведения итогов:
- выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);
- художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба);
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- составление альбома лучших работ;
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
Литература, используемая при составлении программы:
- Базик И.Я., Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала», М., 1984г.
- Гибсон Р., Тайлер Д. «Весёлые игры», М., 1994г.
- Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», М., 2008 г.
- Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы», М., 2011г.
- Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей», М., 2008г.
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование», М., 2005г.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М., 2005г.
- Конощук С.И. «Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей», М., 2011г.
- Пищикова И.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике», М., 2007г.
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких», С.-П., 2008г.
- Тихомирова О.Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина», М., 2011г.
- Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004 г.
- Цвитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ», М., 2011г.
- Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись. Методическое пособие», М., 2010г.
- Ресурсы Интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование кружковой работы по ручному труду "Умелые ручки".
Перспективное планирование по ручному труду в старшей группеКружок «Умелые ручки»№п/пТемаЗадачиматериалы1«Смешные человечки»Учить детей делать игрушки из природного материала. Развивать творческое воо...
Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки»
Рабочая программа по ручному труду "Умелые ручки" для детей 4-5 лет....
Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки»
Рабочая программа по ручному труду "Умелые ручки" для детей 3-4 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/20/picture-680070-1689845381.jpg)
кружок по ручному труду "Умелые ручки"
Очень люблю заниматься ручным трудом, хочу научить этому своих воспитанников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-359390-1385995118.jpg)
Рабочая программа кружка по ручному труду "Умелые ручки"
· Программа кружка по ручному труду ориентирована на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала детей, воображения, фа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/13/picture-939049-1502636599.jpg)
Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки"
Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки", для руководителя кружковой работы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми по художественному и ручному труду «Умелые ручки» Возраст воспитанников 5-6 лет.
Программа по художественному и ручному труду направлена на развитие творческого потенциала дошкольников и воспитание у детей интереса к разным видам художественной деятельности, стремление участвовать...