Программа дополнительного образования "Уроки занимательного труда"
рабочая программа (аппликация, лепка, средняя группа) по теме

    Необходимо привлекать детей к ручному труду как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

   Программа дополнительного образования детей

«Уроки занимательного труда»

                                     Средняя группа (4-5 лет)

                                      2013-2014 учебный год

                                       

                                                       

                                                                                              Подготовила

                                                                                              воспитатель:

                                                                                              Морозова Р.Ю.

                                             г. Апрелевка.

                                                  2013г.

                                                  Пояснительная записка

   «Рукоделие» - это когда начинают работать руки, вместе с ними мысль, глаз, творческий порыв к исполнению своего замысла.

    Необходимо привлекать детей к ручному труду как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков. Доказано, что условия хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки и мелкой моторики. По зрелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которые связаны с его расширением деятельности и двигательной манипуляцией предметов. Ребёнок познаёт мир руками, а мозг фиксирует все ощущения: зрительные, слуховые, обоняние, образы и представления.

В настоящее время у многих детей  недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело  держат  карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук  затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

     Известно, что дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребёнке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того окружения, в котором растёт и развивается ребёнок. Множество развивающих, образовательных задач можно решить, занимаясь с детьми ручным трудом.

  Занятия с бумагой, тканью, нитками, пластилином, ватой способствуют:

  - Воспитывать у ребёнка художественный вкус, пространственное и комбинированное мышление (посредством развития способности сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали)

  - Развивать мелкую моторику пальцев (путём умением приклеивать, раскатывать, выполнять поделки из природного материала, ниток, ткани)

  - Освоить разные методики и приёмы работы с бумагой, тканью, нитками, картоном при изготовлении плоскостных и полу объёмных поделок с использованием основных приёмов.

  - Оригами способствует воображению, развитию мелкой моторики, мышления.

  - Пластилин развивает мелкую моторику, глазомер, воображение, фантазию.

Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.

   Цели дополнительной образовательной программы:

  1. Образовательные:

- Создание условий для самореализации ребёнка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

- Расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

- Освоение системы знаний по художественному ручному труду и русскому народному творчеству.

  1. Развивающие:

- Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умения планировать свою деятельность, предвидеть результат.

  1. Воспитательные:

- Воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства.

- Учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.

- Приобщить к уважению выполненных работ с детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

   Задачи:

  1. Образовательные:

- Формировать компоненты учебной деятельности (произвольное внимание, умение    ставить цель и добиваться её выполнения, аккуратность при выполнении работы, усидчивость).

- Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками, бумагой и простейшими инструментами.

- Обогащать знания о свойствах различных материалов, возможностях их применения.

- Совершенствовать умения навыков работы с бумагой, природным и бросовым материалом.

- Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

  1. Развивающие:

   - Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным

   движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать

   глазомер.                    

- Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении.

- Повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ.

- Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения.

- Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций.

  1. Воспитательные:

- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

- Соблюдение правил техники безопасности.

- Стремление к поиску, самостоятельности.

- Формировать умения работать в коллективе.

Принципы построения программы:

- От простого к сложному.

- Доступность.

- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

- Системность знаний.

- Воспитывающая и развивающая направленность.

- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

- Активность и самостоятельность.

- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Что должен уметь ребёнок в результате работы кружка на конец года:

                           Средняя группа:

- Уметь правильно держать ножницы и пользоваться ими.

- Уметь вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника.

- Плавно срезать и закруглять углы.

- Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящие из нескольких частей.

- Использовать всё многообразие усвоенных приёмов лепки.

- Знать о свойствах различных материалов, возможностях их применения.

Срок проведения с 1 сентября по 31 мая.

Возрастная группа: дети 4-5 лет.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Форма организации занятий: подгрупповая.

Длительность занятий: 20 минут.

Место проведения кружка: творческая комната.

Формы предоставления результатов:

  1. Фотовыставка кружка «Уроки занимательного труда»
  2. Диагностика
  3. Презентация результатов работы на родительском собрании

   Дидактический материал:

  1. Аудиозаписи
  2. Использование образцов (муляжи, игрушки, макеты)
  3. Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации книг и др.)

   Техническое оснащение:

  1. Дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, пайетки, кусочки ткани, ракушки, шишки и др.)
  2. Инструменты для аппликации (ножницы, клей)

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы (средняя группа)

Месяц

Тема

Программные задачи

Сентябрь

1.Заготовка бросового и природного материалов.

 2.Лесная открытка

 3.Цыплёнок

 4.Кувшинка

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок.

Октябрь

  1. Звери и птицы по желанию детей
  2. Композиция из листьев, цветов, косточек, семян
  3. Портрет Осени
  4. Панно(тарелка)

Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца.

Ноябрь

  1. Платочек
  2. Шапочки для гномиков
  3. Преобрази кусочек ткани (по желанию)
  4. Красивый шарфик

Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления  клеем; умение радоваться полученному результату.

Декабрь

  1. Снежинки
  2. Цепочки
  3. Елочки
  4. Маски

Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию.

Январь

  1. Снежки
  2. Гусеница
  3. Детский сад
  4. Аппликация “Птичья столовая”

Закрепить знания детей о поролоне и его свойствах; способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца.

Февраль

  1. Домики
  2. Роботы
  3. Таблетки для игры в больницу
  4. Открытка в подарок папе

Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала и его использование при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности в работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Март

  1. Кулон
  2. Цветок
  3. Открытка в подарок маме
  4. Конверт

Учить детей делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Апрель

  1. Кораблики
  2. Вертушки
  3. Самолеты
  4. Собачка

Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, инициативу, дружеские взаимоотношения

Май

     1.Рыбка

     2.Вишня

     3.Мышка

     4.Аквариум

Учить создавать выпуклые формы

Учить приклеивать детали к конусу

Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Занимательные шашки"

Аннотация к программе«Занимательные  шашки в ДОУ» педагога дополнительного образования, Шабуриной А.В.Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашк...

Программа дополнительного образования "Занимательная сенсорика"

Формирование  у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств; обогащение чувственного опыта детей младшего дошко...

Программа дополнительного образовани "Занимательная математика"

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и е...

Программа дополнительного образования "Занимательный англииский"

Программа  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет

Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет...