Программа дополнительного образования "Уроки занимательного труда"
рабочая программа (аппликация, лепка, средняя группа) по теме
Необходимо привлекать детей к ручному труду как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей
«Уроки занимательного труда»
Средняя группа (4-5 лет)
2013-2014 учебный год
Подготовила
воспитатель:
Морозова Р.Ю.
г. Апрелевка.
2013г.
Пояснительная записка
«Рукоделие» - это когда начинают работать руки, вместе с ними мысль, глаз, творческий порыв к исполнению своего замысла.
Необходимо привлекать детей к ручному труду как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков. Доказано, что условия хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки и мелкой моторики. По зрелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которые связаны с его расширением деятельности и двигательной манипуляцией предметов. Ребёнок познаёт мир руками, а мозг фиксирует все ощущения: зрительные, слуховые, обоняние, образы и представления.
В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Известно, что дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребёнке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того окружения, в котором растёт и развивается ребёнок. Множество развивающих, образовательных задач можно решить, занимаясь с детьми ручным трудом.
Занятия с бумагой, тканью, нитками, пластилином, ватой способствуют:
- Воспитывать у ребёнка художественный вкус, пространственное и комбинированное мышление (посредством развития способности сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали)
- Развивать мелкую моторику пальцев (путём умением приклеивать, раскатывать, выполнять поделки из природного материала, ниток, ткани)
- Освоить разные методики и приёмы работы с бумагой, тканью, нитками, картоном при изготовлении плоскостных и полу объёмных поделок с использованием основных приёмов.
- Оригами способствует воображению, развитию мелкой моторики, мышления.
- Пластилин развивает мелкую моторику, глазомер, воображение, фантазию.
Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.
Цели дополнительной образовательной программы:
- Образовательные:
- Создание условий для самореализации ребёнка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
- Расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
- Освоение системы знаний по художественному ручному труду и русскому народному творчеству.
- Развивающие:
- Развивать творческие способности, фантазию, воображение;
- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умения планировать свою деятельность, предвидеть результат.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства.
- Учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.
- Приобщить к уважению выполненных работ с детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
- Образовательные:
- Формировать компоненты учебной деятельности (произвольное внимание, умение ставить цель и добиваться её выполнения, аккуратность при выполнении работы, усидчивость).
- Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками, бумагой и простейшими инструментами.
- Обогащать знания о свойствах различных материалов, возможностях их применения.
- Совершенствовать умения навыков работы с бумагой, природным и бросовым материалом.
- Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
- Развивающие:
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать
глазомер.
- Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении.
- Повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ.
- Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения.
- Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций.
- Воспитательные:
- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
- Соблюдение правил техники безопасности.
- Стремление к поиску, самостоятельности.
- Формировать умения работать в коллективе.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Доступность.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Что должен уметь ребёнок в результате работы кружка на конец года:
Средняя группа:
- Уметь правильно держать ножницы и пользоваться ими.
- Уметь вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника.
- Плавно срезать и закруглять углы.
- Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящие из нескольких частей.
- Использовать всё многообразие усвоенных приёмов лепки.
- Знать о свойствах различных материалов, возможностях их применения.
Срок проведения с 1 сентября по 31 мая.
Возрастная группа: дети 4-5 лет.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Форма организации занятий: подгрупповая.
Длительность занятий: 20 минут.
Место проведения кружка: творческая комната.
Формы предоставления результатов:
- Фотовыставка кружка «Уроки занимательного труда»
- Диагностика
- Презентация результатов работы на родительском собрании
Дидактический материал:
- Аудиозаписи
- Использование образцов (муляжи, игрушки, макеты)
- Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации книг и др.)
Техническое оснащение:
- Дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, пайетки, кусочки ткани, ракушки, шишки и др.)
- Инструменты для аппликации (ножницы, клей)
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы (средняя группа)
Месяц | Тема | Программные задачи |
Сентябрь | 1.Заготовка бросового и природного материалов. 2.Лесная открытка 3.Цыплёнок 4.Кувшинка | Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок. |
Октябрь |
| Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца. |
Ноябрь |
| Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления клеем; умение радоваться полученному результату. |
Декабрь |
| Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию. |
Январь |
| Закрепить знания детей о поролоне и его свойствах; способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца. |
Февраль |
| Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала и его использование при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности в работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность. |
Март |
| Учить детей делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. |
Апрель |
| Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, инициативу, дружеские взаимоотношения |
Май | 1.Рыбка 2.Вишня 3.Мышка 4.Аквариум | Учить создавать выпуклые формы Учить приклеивать детали к конусу Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования "занимательная математика"
рабочая программа...
Программа дополнительного образования "Занимательные шашки"
Аннотация к программе«Занимательные шашки в ДОУ» педагога дополнительного образования, Шабуриной А.В.Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашк...
Программа дополнительного образования "Занимательная сенсорика"
Формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств; обогащение чувственного опыта детей младшего дошко...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"
quot;ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"...
Программа дополнительного образовани "Занимательная математика"
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и е...
Программа дополнительного образования "Занимательный англииский"
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет
Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет...