Кружок "Наши руки не для скуки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Дополнительная образовательная программа «Наши руки не для скуки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий и приобретение ручной умелости. Поделки, выполненные детьми под руководством взрослого, создадут атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного творчества, положительно скажутся на воспитании нравственных качеств личности ребёнка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.
Цель:
Создание условий для развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.
Задачи:
1. Формировать умения и навыки работы с ножницами, клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные традиционные и нетрадиционные материалы, соблюдать технику безопасности.
2. Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.
3. Формировать познавательный интерес к выполнению творческой работы.
4. Развивать художественный вкус, образное восприятие, произвольность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_nashi_ruki_ne_dlya_skuki_orig.docx | 51.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Журавлик»
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим Советом заведующая МБДОУ «Д\с «Журавлик»
№ _ от «___» сентября 2015г. ___________________/Н.В.Кишенько.
Приказ № 133 от « 09 » сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
«Наши руки не для скуки»
Разработчик: Кудашкина Е.Н.
АБАКАН, 2015/16
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| 3 |
| 4 |
| 4 |
| |
| 5 |
| 6 |
| 9 |
| |
3.1.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 10 |
3.2.Режим работы | 11 |
3.3. Особенности организации и проведение занятий | 11 |
Приложение | 12 |
- Пояснительная записка
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Дополнительная образовательная программа «Наши руки не для скуки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий и приобретение ручной умелости. Поделки, выполненные детьми под руководством взрослого, создадут атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного творчества, положительно скажутся на воспитании нравственных качеств личности ребёнка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.
Цель:
Создание условий для развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.
Задачи:
1. Формировать умения и навыки работы с ножницами, клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные традиционные и нетрадиционные материалы, соблюдать технику безопасности.
2. Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.
3. Формировать познавательный интерес к выполнению творческой работы.
4. Развивать художественный вкус, образное восприятие, произвольность.
1.2 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (5—6 лет).
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
В процессе занятии ребёнок познакомится с разными приёмами обработки бумаги: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием.
Значение конструирование и моделирование из бумаги влияет на развитие речи детей; моторики рук детей; познавательных процессов – память, внимание, мышление; учит детей анализу и синтезу; развивает творческое воображение; навыки самоорганизации; умение планировать свою деятельность.
- Планирование результатов освоения программы
К окончанию первого года обучения дети научатся:
- Дошкольники освоят разные техники аппликации нетрадиционными способами.
- Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
- У детей сформируется познавательный интерес к процессу творчества, появится чувство гордости за результат собственной деятельности.
- У детей улучшатся показатели мелкой моторики, а так же умение ориентироваться на плоскости, выстраивая творческие композиции.
- В процессе изготовления у детей формируется эмоциональный отклик на восприятие творчества, развивается воображение, фантазия, пространственные ориентировки.
- У детей развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, воспитывается усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать самостоятельно и в коллективе.
- Формируются творческие навыки: координация движений рук и мелкая моторика.
Программа занятий основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Особенности образовательной деятельности и культурных практик
Данная программа рассчитана для детей 5-6 лет
Занятия проводятся по подгруппам (для наилучшего усвоения материала в группе не более 8 детей).
В процессе работы используются различные формы и методы:
• словесные (устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядные (наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• групповой – организация работы в группах.
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию, следует назвать:
- активизация и индивидуализация обучения;
- игры и игровые ситуации.
2.2 Тематический план для детей старшего дошкольного возраста
Месяц | № | Тема занятия | Задачи |
Октябрь | 1 | «Гриб» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки способом ОРИГАМи. |
2 | «На гребной полянке» (коллективная работа) | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки способом ОРИГАМи из кругов. | |
3 | Лесные жители (заяц, белка, еж) | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки способом ОРИГАМи. | |
4 | «Осенние листья» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из упаковки для цветов. | |
Ноября | 1 | «Ветка рябины» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из пуговиц, ниток, фантиков. |
2 | «Ветка рябины» | Продолжение. | |
3 | День матери Открытка – сюрприз «Цветок для мамы» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделкииз комочков салфеток. | |
4 | Шапка (из ниток) | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из ниток. | |
Декабрь | 1 | «Лесная красавица» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из шишек. |
2 | «Лесная красавица» | Продолжение. | |
3 | Новогодняя рукавичка с секретом | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из ниток. | |
4 | Новогодняя рукавичка с секретом | Продолжение. | |
Январь | 1 | «Снеговик» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из мишуры. |
2 | «С днем Валентина» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из упаковочной бумаги. | |
3 | «Цветочки на окошке» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки способом ОРИГАМи из кругов. | |
4 | «Снежинки кружатся, летят» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из фантиков. | |
Февраль | 1 | «Овечка» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из ватных палочек. |
2 | 23 февраля «Медаль» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из дисков, ленточек. | |
3 | 23 февраля «Медаль» | Продолжение. | |
4 | «Львенок» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из ниток. | |
Март | 1 | 8 марта Открытка «Платьице для мамы» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из салфеток. |
2 | 8 марта Открытка «Платьице для мамы» | Продолжение. | |
3 | Открытка «Фартук для бабушки» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из клеенки и лент. | |
4 | Открытка «Фартук для бабушки» | Продолжение. | |
Апрель | 1 | «Бабочка» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки способом ОРИГАМи. |
2 | Картина «Ласточка в гости к нам летит…» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из ваты и одноразовой посуды. | |
3 | «Подснежник вестник - весны» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из тыквенных семечков, коктейльных трубочек. | |
4 | «Тюльпаны» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из тканевых салфеток. | |
Май | 1 | Открытка «Я помню, Я горжусь» к 9 мая | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки способом торцевание. |
2 | Открытка «Я помню, Я горжусь» к 9 мая | Продолжение. | |
3 | «Одуванчики – маленькие солнышки» | Создание условий для развития детей в процессе изготовления поделки из салфеток. | |
4 | Итоговое занятие | Создание условий для развития детей в процессе оформления альбома лучших работ. |
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Практика показывает, что большинству родителей небезразличны успехи их детей. они стремятся быть в курсе продвижения ребенка в работе и способны оказать поддержку ему и педагогу. Ребенок открывает для себя мир нового, который не ограничивается материалом, предлагаемым на занятиях. Поэтому родители могут более широкое знакомство с культурой, литературой, обычаями и традициями декоративно – прикладного искусства. Педагог может предложить советы следующего содержания:
- интересоваться тем, что нового узнал ребенок на занятие;
- обращать внимание на особенности памяти и мышления ребенка;
- контролировать и помогать при выполнении домашних заданий;
- в случае вынужденных пропусков занятий, обращаться к педагогу и пытаться помочь ребенку наверстать упущенное;
- принимать посильное участие в подготовке выставок.
Взаимоотношения с родителями строятся с учетом индивидуального подхода, доброжелательного стиля общения.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методические материалы:
Программа составлена на основе интернет ресурсов
- http://olyaruss.com/view_post.php?id=164 Игрушки из помпонов
- http://stranamasterov.ru/technics
Методическое обеспечение:
- Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для дошкольников. – СПб. : Детство – пресс; 2008.
- Художественная аппликация и узоры из бумаги.: БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.
- О. Щеглова. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов на Дону: Издательство дом «Владис», М. : Издательский дом «Рипол Классик»; 2007.
- Брыкова Е. К. Творчество детей в работе с различными материалом. – М. : Педагогическое общество России; 1998.
- Новикова И. В. Аппликация из природный материалов в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.
Используемое оборудование:
Ноутбук
Рисунки и картины по теме плана
Карандаши
Поролон
Клей
Одноразовая посуда
Шерстеные нитки
Яичная скорлупа
Ватные палочки
Ватные диски
Диски
Ленты
Ракушки
Шишки
Цветная бумага
Картон
Для реализации дополнительной образовательной программы и названия ее имеется кадровый потенциал.
Программа | Педагог | Форма профессиональной подготовки |
Дополнительная программа «Наши руки не для скуки» | Кудашкина Е.Н. | ГМО Школа молодого специалиста. Рисование. |
3.2. Режим работы
Среда | |
15.00 | Старшая группа «Буратино» |
3.3. Особенности организации и проведение занятий
Группы формируются из детей, посещающих старшие группы МБДОУ «Д/с «Журавлик» по желанию родителей. Непосредственная образовательная деятельность проводится 1 раза в неделю (4 раз в месяц). Длительность непосредственной образовательной деятельности в соответствии с СанПиН: старшие группы – 25 минут.
Все работы обязательно демонстрируются родителям. В начале учебного года составляется примерный тематический план работы на год. В зависимости от условий, возможностей усложняются. В начале каждого занятия обязательно сообщаются инструкция по технике безопасности при работе:
- Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
- Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 35 – 40 м., чтоб не развивалась близорукость и в глаза не падали частички материалов.
- Перед началом и после окончания работы следует мыть руки.
- По окончании работы все инструменты и материалы следует убирать в рабочую коробку.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, по схеме. Сначала обучаются выполнению задания – точно по образцу, рисунку, такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем позволяется детям вносить изменения в цвет, форму, размер изделий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)
Презентацию практической деятельности «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...
Семинар - практикум для педагогов "Наши руки не для скуки"
Семинар - практикум для педагогов...
Перспективный план кружка "Наши руки не знают скуки"
Конструирование - одно из важных средств познания и отражения окружающего мира. Оно тесно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. По м...
Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»
"Развитие речи с помощью развития рук"...
конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Наши руки не знают скуки"
Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни.«Наши руки не знают скуки» Цель:Формировать представление о том, что руки – важна часть человеческого тела.Сохранять и ...
Наши руки не для скуки
Результаты творчества нашей семьи...
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".
Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...