Конспект интегрированной НОД "Течет река издалека"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект интегрированной НОД с использованием материалов мини-музеев "Волшебница Вода" и "Родственные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект интегрированной НОД "Течет река издалека" | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №42 «Аленький цветочек» пгт. Нижние Вязовые Зеленодольского МР РТ
«Течет река издалека»
Интегрированная деятельность
в старшей логопедической группе
Учитель – логопед l кв.категории
Малашкова И.Н.
Воспитатель l кв. Категории
Степанова Е.В.
Апрель 2014
Цели
Образовательные: Активизировать словарный запас детей по теме «Вода».
Совершенствовать знания детей о свойствах воды (прозрачная, без цвета, без запаха, не имеет формы, имеет три агрегатных состояния).
Дать элементарное представление о круговороте воды в природе.
Дать понятие о реке Волге, как о кормилице страны, показать значение Волги-труженицы в промышленном и сельскохозяйственном производстве, Волги - поилице.
Учить подбирать родственные слова с опорой на предметные картинки.
Развивающие: Учить согласовывать речь с движением.
Совершенствовать умение подбирать слова, подходящие по смыслу в предложении.
Развивать познавательные способности, сообразительность.
Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
Развивать творческое воображение.
Развивать умение работать с природным материалом.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания. Воспитывать чувство гордости за нашу великую реку.
Оборудование
Мультимедийный проектор, презентация «Вода», схема «Круговорот воды в природе», «Свойства воды», сюжетные картинки, зеркала по количеству детей, картонные силуэты рыб, различные крупы, панно «Река Волга».
Предварительная работа
Проведение опытов с водой (см. папку «Волшебница вода»), чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды», дидактическая игра «Кому нужна вода?», познавательная игра «Где и какая вода бывает?», разучивание пальчиковой игры «Рыбка», подвижной игры «Веселый рыболов», изготовление заготовок силуэтов рыб, работа в музее «Родственные слова».
Организационный момент
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
С горы, сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором.
Нагрей ее, и к небесам
Она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам:
Зовут ее………вода.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде, да не просто о воде, а о волшебнице-воде. Как вы думаете, почему мы называем воду волшебницей?
Дети: Потому что вода бывает разной, может превращаться в лед, снег и пар.
Воспитатель: Да, в природе вода существует в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
А что мы еще знаем о воде?
Эти картинки – помощники нам помогут рассказать о свойствах воды (демонстрирует схему).
Дети: Вода бесцветная, не имеет вкуса, не имеет запаха, не имеет формы.
Логопед: Вода в природе путешествует по кругу. Представим себе, что наш язычок превратился в капельку, и покажем, как путешествует вода в природе.
Артикуляционная гимнастика.
- Капли воды накапливаются в тучке. Тучка становится все больше и больше (надувать поочередно щеки, потом обе сразу).
- Из тучки проливается дождик (выпускать воздух изо рта постепенно).
- Капельки капают из тучки на землю («Качели»).
- Капельки сливаются в тонкие ручейки («Иголочка»).
- Из ручейков образуется широкая река («Лопатка»).
- Из реки капельки попадают в море, а затем в глубокий океан («Чашечка»).
- Подул сильный ветер, в океане появились высокие волны («Горка»).
- Покажем, как капельки катаются по высоким волнам («Катушка»).
- И вот над океаном выглянуло яркое солнце («Язычок рисует круг»).
- Капельки стали легкими, превратились в пар и потянулись вверх к маме-тучке (тянем язык к носу).
Логопед: Вода в природе никуда не исчезает, ее можно встретить повсюду. Ребята, давайте поищем, в каких словах живет слово «вода»? (Педагог демонстрирует картинки с изображением родственных слов).
Дети: Водяной, водоросли, водные лыжи, водолаз, водопад, водопой, наводнение. (При затруднении педагог помогает детям наводящими вопросами).
Логопед: Правильно! Как назвать эти слова, которые похожи по смыслу и по звучанию?
Дети: Слова-родственники.
Логопед: Ребята, а кто живет в воде?
Дети: Рыбы.
Логопед: Давайте сыграем в игру «Подскажи словечко».
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как …
Дети: Рыбы.
Логопед: Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно …
Дети: Рыбка.
Логопед: Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая …
Дети: Рыбешка.
Логопед: Выплывает, корм ища,
Пребольшая …
Дети: Рыбища.
Логопед: «Эх, сорвался мой улов!»
Рассердился …
Дети: Рыболов.
Логопед: Рыба не клюет никак,
Видно я плохой …
Дети: Рыбак.
Логопед: От обиды чуть не плачет,
Но весь день сидит …
Дети: Рыбачит.
Логопед: Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась …
Дети: Рыбалка.
Логопед: Мы назвали много слов-родственников, а без какого короткого слова не было бы всех этих слов?
Дети: Рыба.
Логопед: А давайте посмотрим, какие вы рыболовы? Сыграем в игру «Рыбалка»!
Проводится подвижная речевая игра «Веселый рыболов».
Я - веселый рыболов, Ждет меня большой улов, Берегитесь червячка, Не сорваться нам с крючка! Волны плещутся в реке, Удочку держу в руке, Вот запрыгал поплавок, Кто-то клюнул на крючок! Т.Климова | Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий-«рыболов» движется внутри круга противоходом. Дети останавливаются и поднимают и опускают сцепленные руки («волны»). «Рыболов» «закидывает удочку», поворачиваясь вокруг своей оси. Дети выполняют «пружинку». С окончанием стихотворения «рыболов» догоняет детей. |
Воспитатель:Ребята, а в каких водоемах живут рыбы?
Дети: В море, в океане, в реке, в озере.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, на какой реке расположен наш поселок Нижние Вязовые?
Дети: На реке Волга.
Воспитатель: А сейчас Эллина раскажет нам стихотворение о Волге.
Ребенок:
Течет река издалека,
Течет река, течет река.
И широка, и глубока
Течет река, течет река.
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда.
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне.
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Воспитатель(рассказ сопровождается показом слайдов): Волга – самая большая река в Европе. Наш народ издавна называет ее Волгой – матушкой. Почему же люди так почитали эту реку?
Волга – труженица и кормилица. На берегах Волги находятся много заводов и фабрик, которые используют волжскую воду для производства.
На гидроэлектростанциях, расположенных на Волге, производят электрическую энергию.
Нужна вода и в сельском хозяйстве – для полива, чтобы получать хорошие урожаи.
Волга – водная дорога. Огромные суда перевозят по Волге различные грузы.
В Волге обитает около 70 видов рыб, таких как вобла, лещ, судак, сазан, сом, щука, осетр, стерлядь и др.
Волга – поилица. Во многих городах люди используют волжскую воду для питья и других нужд.
Это масляные пятна на воде. Они появляются, когда в воду попадает бензин, машинные масла. Многие люди бросают в реку мусор. Заводы и фабрики сливают грязную воду в Волгу. В грязной, мутной воде погибают водные растения, рыбы начинают болеть и могут погибнуть.
Какой должна быть вода, чтобы ее можно было пить и чтобы в ней водилась рыба?
Дети: Вода должна быть чистой.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы спасти нашу Волгу от загрязнения?
Дети: Не бросать в воду мусор, не оставлять мусор на берегу, экономить питьевую воду, не мыть в воде машины и мотоциклы, поставить очистные сооружения на заводах, чтобы не сливать грязную воду в Волгу.
Воспитатель: Правильно, ребята! Чтобы сберечь нашу Волгу, нужно всем и каждому из нас бережно к ней относиться. И тогда в волжской воде будет много рыбы.
А сейчас я хочу предложить вам доделать наших рыб. Давайте посмотрим, чего не хватает нашим рыбкам?
Дети: У них нет глаз, плавников, жабр и чешуи.
Воспитатель: На столе у вас подносы с различными крупами. С помощью разных круп мы сделаем рыбкам чешую, глаза, жабры и плавники.
Логопед: Ребята, давайте перед работой разомнем наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. М.Клокова | Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка. Погрозить пальчиком. Медленно сблизить ладони. Снова показать, как плывет рыбка. Сделать хватательное движение двумя руками. Снова показать, как плывет рыбка. |
Воспитатель: А теперь приступайте к работе!
Дети украшают заготовки рыб крупой.
Воспитатель: Какие замечательные рыбки у вас получились! Давайте «выпустим» наших рыб в воду. Этой картиной мы украсим наш мини-музей.
Дети прикрепляют свои работы на панно, которое представляет собой макет речного дна.
Итог
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? Что нужно делать, чтобы наша Волга всегда была чистой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Голубые реки России».
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе "Голубые реки России"....
Конспект интегрированного занятия "От реки до океана"
Конспект интегрированного занятия "От реки до океана"...
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по реке Волге" в старшей группе.
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие по реке Волге» Интеграция образовательных областей: позн...
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. «Голубые реки России».
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. «Голубые реки России».Задачи:- расширять представления детей о природе России;- познакомить детей с названиями рек;- форми...
Конспект интегрированного занятия по экологии «Край в котором мы живем Томь — река Кузбасса»
Конспект интегрированного занятия по экологии «Край в котором мы живем Томь — река Кузбасса»...
Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»
Цель: создать условия для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...
Конспект интегрированного ООД по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе "Путешествие по реке времени: история транспорта"
Конспект интегрированного занятия "Путешествие по реке времени: история транспорта" ст. гр....