Конспект интегрированной НОД "Течет река издалека"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Малашкова Ирина Николаевна

Конспект интегрированной НОД с использованием материалов мини-музеев "Волшебница Вода" и "Родственные слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №42 «Аленький цветочек» пгт. Нижние Вязовые Зеленодольского МР РТ

«Течет река издалека»

Интегрированная деятельность

 в старшей логопедической группе

Учитель – логопед l кв.категории

Малашкова И.Н.

Воспитатель l кв. Категории

Степанова Е.В.

Апрель 2014

Цели

Образовательные: Активизировать  словарный запас детей по теме «Вода».

Совершенствовать знания детей о свойствах воды (прозрачная, без цвета, без запаха, не имеет формы, имеет три агрегатных состояния).

Дать элементарное представление о круговороте воды в природе.

Дать понятие о реке Волге, как о кормилице страны, показать значение Волги-труженицы в промышленном и сельскохозяйственном производстве,  Волги - поилице.

Учить подбирать родственные слова с опорой на предметные картинки.

Развивающие: Учить согласовывать речь с движением.

Совершенствовать умение подбирать слова, подходящие по смыслу в предложении.

Развивать познавательные способности, сообразительность.

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Развивать творческое воображение.

Развивать умение работать с природным материалом.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания.  Воспитывать чувство гордости за нашу великую реку.

Оборудование

Мультимедийный проектор, презентация «Вода», схема «Круговорот воды в природе», «Свойства воды», сюжетные картинки, зеркала по количеству детей, картонные силуэты рыб, различные крупы,  панно «Река Волга».

Предварительная работа

Проведение опытов с водой (см. папку «Волшебница вода»), чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды», дидактическая игра «Кому нужна вода?», познавательная игра «Где и какая вода бывает?», разучивание пальчиковой игры «Рыбка», подвижной игры «Веселый рыболов», изготовление заготовок силуэтов рыб, работа в музее «Родственные слова».

Организационный момент

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

С горы, сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда –

Руби хоть топором.

Нагрей ее, и к небесам

Она взлетит тогда,

Теперь ты мне ответишь сам:

Зовут ее………вода.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде, да не просто о воде, а о волшебнице-воде. Как вы думаете, почему мы называем воду волшебницей?

Дети: Потому что вода бывает разной, может превращаться в лед, снег и пар.

Воспитатель: Да, в природе вода существует в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

А что мы еще знаем о воде?

Эти картинки – помощники нам помогут рассказать о свойствах воды (демонстрирует схему).

Дети: Вода бесцветная, не имеет вкуса, не имеет запаха, не имеет формы.

Логопед: Вода в природе путешествует по кругу. Представим себе, что наш язычок превратился в капельку, и покажем, как путешествует вода в природе.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Капли воды накапливаются в тучке. Тучка становится все больше и больше (надувать поочередно щеки, потом обе сразу).
  2. Из тучки проливается дождик  (выпускать воздух изо рта постепенно).
  3. Капельки капают из тучки на землю («Качели»).
  4. Капельки сливаются в тонкие ручейки («Иголочка»).
  5. Из ручейков образуется широкая река («Лопатка»).
  6. Из реки капельки попадают в море, а затем в глубокий океан («Чашечка»).
  7. Подул сильный ветер, в океане появились высокие волны («Горка»).
  8. Покажем, как капельки катаются по высоким волнам («Катушка»).
  9. И вот над океаном выглянуло яркое солнце («Язычок рисует круг»).
  10. Капельки стали легкими, превратились в пар и потянулись вверх к маме-тучке  (тянем язык к носу).

Логопед: Вода в природе никуда не исчезает, ее можно встретить повсюду. Ребята, давайте поищем, в каких словах живет слово «вода»? (Педагог демонстрирует картинки с изображением родственных слов).

Дети: Водяной, водоросли, водные лыжи, водолаз, водопад, водопой, наводнение.  (При затруднении педагог помогает детям наводящими вопросами).

Логопед: Правильно! Как назвать эти слова, которые похожи  по смыслу и по звучанию?

Дети: Слова-родственники.

Логопед: Ребята, а кто живет в воде?

Дети: Рыбы.

Логопед: Давайте сыграем в игру «Подскажи словечко».

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как …

Дети: Рыбы.

Логопед: Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно …

Дети: Рыбка.

Логопед: Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая …

Дети: Рыбешка.

Логопед: Выплывает, корм ища,

Пребольшая …

Дети: Рыбища.

Логопед: «Эх, сорвался мой улов!»

Рассердился …

Дети: Рыболов.

Логопед: Рыба не клюет никак,

Видно я плохой …

Дети: Рыбак.

Логопед: От обиды чуть не плачет,

Но весь день сидит …

Дети: Рыбачит.

Логопед: Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась …

Дети: Рыбалка.

Логопед: Мы назвали много слов-родственников, а без какого короткого слова не было бы всех этих слов?

Дети: Рыба.

Логопед: А давайте посмотрим, какие вы рыболовы? Сыграем в игру «Рыбалка»!

Проводится подвижная речевая игра «Веселый рыболов».

Я  - веселый рыболов,

Ждет меня большой улов,

Берегитесь червячка,

Не сорваться нам с крючка!

Волны плещутся в реке,

Удочку держу в руке,

Вот запрыгал поплавок,

Кто-то клюнул на крючок!

Т.Климова

Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий-«рыболов» движется внутри круга противоходом.

Дети останавливаются и поднимают и опускают сцепленные руки («волны»). «Рыболов» «закидывает удочку», поворачиваясь вокруг своей оси.

Дети выполняют «пружинку».

С окончанием стихотворения «рыболов» догоняет детей.

Воспитатель:Ребята, а в каких водоемах живут рыбы?  

Дети: В море, в океане, в реке, в озере.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, на какой реке расположен наш поселок Нижние Вязовые?

Дети: На реке Волга.

Воспитатель: А сейчас Эллина раскажет нам стихотворение о Волге.

Ребенок:

Течет река издалека,

Течет река, течет река.

И широка, и глубока

Течет река, течет река.

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда.

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне.

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Воспитатель(рассказ сопровождается показом слайдов): Волга – самая большая река в Европе. Наш народ издавна называет ее Волгой – матушкой. Почему же люди так почитали эту реку?

Волга – труженица и кормилица. На берегах Волги находятся много заводов и фабрик, которые используют волжскую воду для производства.

На гидроэлектростанциях, расположенных на Волге, производят электрическую энергию.  

Нужна вода и в сельском хозяйстве – для полива, чтобы получать хорошие урожаи.

Волга – водная дорога.  Огромные суда  перевозят  по Волге различные грузы.

В Волге обитает около 70 видов рыб, таких как вобла, лещ, судак, сазан, сом, щука, осетр, стерлядь и др.

Волга – поилица.  Во многих городах люди используют волжскую воду для питья и других нужд.

Это масляные пятна на воде.  Они появляются, когда в воду попадает бензин,  машинные масла.  Многие люди бросают в реку мусор. Заводы и фабрики сливают грязную воду в Волгу. В грязной, мутной воде погибают водные растения, рыбы начинают болеть и могут погибнуть.

 Какой должна быть вода, чтобы ее можно было пить и чтобы в ней водилась рыба?

Дети: Вода должна быть чистой.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы спасти нашу Волгу от загрязнения?

Дети: Не бросать в воду мусор, не оставлять мусор на берегу, экономить питьевую воду, не мыть в воде машины и мотоциклы, поставить очистные сооружения на заводах, чтобы не сливать грязную воду в Волгу.

Воспитатель: Правильно, ребята! Чтобы сберечь нашу Волгу, нужно всем и каждому из нас бережно к ней относиться. И тогда в волжской воде будет много рыбы.

А сейчас я хочу предложить вам доделать наших рыб. Давайте посмотрим, чего не хватает нашим рыбкам?

Дети: У них нет глаз, плавников, жабр и  чешуи.

Воспитатель: На столе у вас подносы с различными крупами.  С помощью разных круп мы сделаем  рыбкам чешую, глаза, жабры и плавники.

Логопед: Ребята, давайте перед работой разомнем наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

М.Клокова

Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.

Погрозить пальчиком.

Медленно сблизить ладони.

Снова показать, как плывет рыбка.

Сделать хватательное движение двумя руками.

Снова показать, как плывет рыбка.

Воспитатель: А теперь приступайте к работе!

Дети украшают заготовки рыб крупой.

Воспитатель: Какие замечательные рыбки у вас получились! Давайте «выпустим» наших рыб в воду.  Этой картиной мы украсим наш мини-музей.

Дети прикрепляют свои работы на панно, которое представляет собой макет речного дна.

Итог

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? Что нужно делать, чтобы наша Волга всегда была чистой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Голубые реки России».

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе "Голубые реки России"....

Конспект интегрированного занятия "От реки до океана"

Конспект интегрированного занятия "От реки до океана"...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по реке Волге" в старшей группе.

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие по реке Волге» Интеграция образовательных областей:  позн...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. «Голубые реки России».

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. «Голубые реки России».Задачи:- расширять представления детей о природе России;- познакомить детей с названиями рек;- форми...

Конспект интегрированного занятия по экологии «Край в котором мы живем Томь — река Кузбасса»

Конспект интегрированного занятия по экологии «Край в котором мы живем Томь — река Кузбасса»...

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...