План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по реке Волге" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Путешествие по реке Волге»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_konspekt_puteshestvie_po_volge.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Путешествие по реке Волге»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с песком и камнем: быстрее опускается то, что тяжелее - камень, с бумагой: бумага в воде размокает, тонет.
Закреплять особенности строения деревьев, листьев; уточнять названия деревьев: береза, липа, дуб. Познакомить с понятием «смешанный лес», где растут разные деревья, «степь» – это равнина, поросшая травянистой растительностью, полное отсутствие деревьев.
Закреплять понятия возникновения солнечных зайчиков: солнечный луч отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика. Солнечный зайчик – это пятно солнечного света. Расширять и уточнять представления детей о лесе: в лесу растут различные деревья. В лес ходят не только за ягодами и грибами, но и наслаждаться тишиной, пением птиц.
Формировать представление о том, что соленая вода плотнее, чем пресная.
Закрепить представления о характерных природных особенностях России: на ее территории есть леса, поля, степи, горы, моря и реки. Волга – самая большая река страны. Совершенствовать умения классифицировать камни по форме: круглые, овальные; размеру: большие, маленькие, средние; цвету: коричневые, серые; особенности поверхности: гладкие, шероховатые.
Формировать умение конструировать из бумаги лодочку в технике «оригами». Закреплять умение складывать бумагу и проглаживать сгиб.
Закреплять умение конструировать корабль из строительного материала по схеме.
Речевое развитие:
Развивать длительность плавного выдоха посредством игры с лодочкой.
Способствовать речевому развитию через обогащение словаря: «смешанный лес», «палитра», «степь».
Активизировать слова: река Волга, названия гор (Меловые горы, Змеевы горы, Жигулевские горы), пресная вода, огромная, глубокая, цветная, красочная.
Формировать умения в образовании относительных прилагательных (береза - березовый, липа- липовый, дуб- дубовый, пшеница -пшеничный, рожь -ржаной).
Развивать интерес к непринужденной беседе и культуру речевого общения.
Социально-коммуникативное развитие:
Создать психологический комфорт, положительное эмоциональное состояние.
Формировать сочувствие, отзывчивость, способствовать установлению эмоционально доверительного контакта детей с педагогом и друг с другом.
Воспитывать умение работать в группах, помогать друг другу и радоваться результатам. Воспитывать самостоятельность, самообслуживание, желание готовить необходимый материал для рисования: вода, краски, кисти, бумага
Формировать навыки самоанализа и самооценки.
Художественно-эстетическое развитие:
Закреплять навыки рисования нетрадиционными методами, создавая рисунок мазками, печатками; ватными палочками изображать детали рисунка.
Развивать чувство композиции, творческие способности, чувство ритма.
Физическое развитие:
Совершенствовать двигательные навыки: легкий бег, руки на поясе; наклоны влево-вправо, круговые движения руками, волнообразное движение руками. Создать условия для двигательной активности и снятия напряжения.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрация слайдов, презентация, показ наглядных пособий.
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы, объяснения.
Игровые: дидактическая игра, подвижная игра.
Практические методы: исследовательская деятельность, создание художественного продукта, конструирование из крупного строительного материала и бумаги в технике «оригами».
Оборудование и материалы: Презентация, записи звуков морского прибоя, камнепада, песня «Синяя вода», бумага, крупный строительный материал,"палитра", " краски", два стакана воды, соль, яйцо, различные камни, песок, гуашь, ватные палочки, кисти, печатки, деревья на фланелеграфе, листья деревьев, хлеб ( пшеничный, ржаной), зеркало, карта России.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Сюрпризный момент Дидактическая игра «С какого дерева листок» Малоподвижная игра « Кораблик» Игра «Солнечные лучики» |
Коммуникативная | Свободное общение по теме Беседа |
Познавательно- исследовательская | Опыты с водой, с камнями и песком Работа со схемой Рассматривание карты |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение С.А.Пушкин отрывок из сказки «О царе Салтане….» |
Конструирование | Лодочка из бумаги в технике «оригами» Корабль из крупного строительного материала |
Изобразительная деятельность | Рисование нетрадиционными техниками |
Музыкальная | Музыкальное сопровождение динамической паузы «Синяя вода» (Сл. Ю.Энтина., муз. Шаинского) |
Двигательная | Подвижная игра, малоподвижная игра, динамическая пауза |
Логика образовательной деятельности
Этапы | Деятельность воспитателей | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Организаци-онный момент | Воспитатель: -Ребята, хотите отправиться в путешествие по реке Волге? | Выражают согласие | Создание эмоционального настроя на предстоящую образовательную деятельность |
Исследовательская деятельность | Воспитатель: - Давайте с вами сделаем лодочки из бумаги. Напомнить о правилах работы в технике «оригами»: складывая бумагу, тщательно проглаживать сгиб. Воспитатель: - А сейчас отправим наши лодочки в плавание. Предлагаю подуть на лодочки и посмотреть, как они плавают. - Что случилось с лодочками? - Как вы думаете, можно ли на бумажных лодочках отправиться в дальнее плавание? Почему? - На чем же нам отправится в дальнее плавание по Волге? | Конструируют лодочки в технике «оригами» Дети опускают лодочки в воду и дуют - Бумага намокла. Лодочки плохо держатся на воде. - Лодочка утонет. - На корабле. | Активизация стремления к общению. Умение делать логические выводы на основании практической деятельности, предлагать альтернативное решение. Закрепление умения конструировать объемную фигуру из бумаги. |
Конструирование корабля | - Из чего же мы можем сделать корабль? -Давайте сделаем большой и красивый корабль, чтобы все уместились. Предложить схему корабля. Билет- это будет ваша улыбка. Размещайтесь по своим местам | - Из крупного строительного материала. Конструируют корабль по схеме. | Закрепление умения конструировать объемную фигуру из крупного строительного материала по схеме |
Беседа с художником | Раздается видеозвонок. На экране появляется художник. Вася Кисточкин: - Здравствуйте, ребята. Я, художник Вася Кисточкин. Я люблю много путешествовать и узнавать новое. Потом я рисую красивые картины о том, что видел в своих путешествиях. В какую страну я сейчас попал? Воспитатель: -Мы отправляемся в плавание по реке Волге и хотим пригласить тебя с нами, но почему ты грустный? Вася Кисточкин: -У меня случилась беда, у меня закончились краски. Моя палитра пустая. И теперь я не смогу нарисовать свои картины. Воспитатель: -Ребята, поможем найти краски Васе Кисточкину? А краски мы будем искать во время путешествия по реке Волге. Вы согласны? | Здороваются. - В Россию. Дети соглашаются | Мотивация на предстоящую деятельность. Активизация стремления к общению. Уточнение названия нашей страны – Россия. |
Беседа о лесе | Мы проплываем мимо леса. Посмотрите, какие деревья растут в этом лесу? Уточнение: это смешанный лес, так как здесь растут разные деревья. Предложить сойти на берег и погулять по лесу. Воспитатель: - В нашей стране очень много лесов. И все они разные. Если растут березы, то это какой лес? Если дубы, то.. Если липы, то… Если сосны, то.. | - Березы, дубы, липы, сосны. - Березовый лес Дубовый лес Липовый лес Сосновый бор | Уточнение понятий о смешанном лесе. Умение образования относительных прилагательных. |
Дидактическая игра «С какого дерева листок» | Воспитатель: - Давайте подберем листочки для каждого дерева. - Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками! В лесу много красок посмотрите, какие мы здесь можем найти краски? | Определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву Зеленый, белый и т.д. Накладывают «краски» на «палитру» | Умение узнавать деревья по внешнему виду, особенностям строения листьев. Развитие цветового восприятия |
Исследовательская деятельность | Воспитатель: - Отправляемся дальше по реке. Как называется река? Посмотрите сколько гор Меловые горы, Сидоров бор, Змеевы горы, Жигулевские горы. - Кто запомнил название гор? - Давайте, сойдем на берег. Посмотрите какие красивые горы. ( Звучит шум камнепада, находим камни). Обратить внимание на цвет, форму камней. Воспитатель: - Чем похожи камни? - Чем отличаются? - В горах есть не только камни, но и песок. Давайте сравним их. - Что будет если мы опустим камень и песок в воду, что быстрее опустится на дно? Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче. Вот мы с вами нашли еще краски. Какие? | - Волга Дети повторяют запомнившиеся названия. Дети рассматривают их. Высказывают свои предположения. Дети в банку с водой опускает одновременно камень и песок, наблюдают за оседанием природных объектов на дно. - Коричневую, серую. Накладывают «краски» на «палитру» | Сформированность умения классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые) Активизация познавательного интереса в процессе экспериментирования с песком и камнем. |
Физминутка «Кораблик» | Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Начался вдруг сильный шторм, Прогремел на небе гром Наш кораблик закачался,
А потом упал он вниз. Вверх-вниз, вверх-вниз. | Руки наверху раскачивают, ноги поочереди сгибают Дуют Руки на поясе, легкий бег Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаются Руки волнообразно поднимютт вверх, вправо, влево Садятся | Выполнений движений в сочетании и со словами |
Беседа о хлебе | Воспитатель: - Отправляемся дальше в путешствие. Мы проплываем с вами поля. - Что выращивают на полях? - Что получают из зерен пшеницы, ржи? - Что выпекают из муки? - Если хлеб из пшеницы, то он... - Если хлеб из ржы, то он… - Я предлагаю вам попробовать хлеб. - На полях мы с вами можем увидеть и взять с собой для Васи кисточкина какой цвет? | - Растет в полях рожь, пшеница. - Из их зерен делают муку. - Пекут хлеб. - Пшеничный. - Ржаной. - Желтый. Накладывают «краски» на «палитру». | Упражнять в образование относительных прилагательных, закреплять умение наблюдать |
Перерыв 10 минут | |||
Рисование кисточкой, используя нетрадиционные техники | Воспитатель: - Мы с вами останавливаемся в степи. Что мы здесь видим? А вы хотите нарисовать свою степь? Тогда давайте нарисуем цветы, бабочки, траву. - Вот и у нас с вами получилась своя степь с цветами. - Какие краски в степи мы можем взять для палитры Васи Кисточкина? | - Цветы, травы, бабочки летают. Дети рисуют цветы с помощью приложения кисти. Красный, черный. Накладывают «краски» на «палитру». | Закрепление навыка рисования мазками, печатками, ватными палочками, умения дополнять рисунок деталями, тщательно их прорисовывая. |
Динамическая пауза «Синяя вода» | Синяя вода Море без следа, Без конца и края. Синяя вода, Ты спешишь куда? Ты спешишь куда? К морю синему, Там, где волны сильные Плещутся всегда. К морю синему Поскорей неси меня Синяя вода! | Волнообразное движение рук в стороны Присели обхватили плечи руками Кружатся на месте руки в верх Волнообразные движения рук | Создание условий для детской потребности в движении, снятия напряжения |
Исследовательская деятельность | Воспитаель: - Наша река Волга впадает в Каспийское море. Рассмотреть карту, видео. Посмотрите на море, какое оно? - Хотите узнать. Чем морская вода отличается от речной? У меня два стакана воды соленая и обычная, опустим яйца в воду, где яйцо утонет там простая вода, где всплывет там соленая. Вывод: соленая вода гораздо плотнее, чем пресная, она выталкивает яйцо вверх. В море легче научиться плавать. Почему? - Какие краски для палитры Васи Кисточкина нашли в море? | - Огромное, не видно берегов, голубое, глубокое. Дети опускают яйца в воду. - Потому, что вода поддержит дело плавающего. Синюю, голубую. Накладывают «краски» на «палитру» | Стимулирование мыслительной активности. Формирование представлений о том, что соленая вода плотнее, чем пресная. |
Релаксация | Воспитатель: - Посмотрите какое красивое солнце заходит над нашей страной (видео). | Дети наблюдают за закатом под спокойную музыку. | Создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния |
Игра «Солнечные зайчики» | Зайчик солнечный резвится. Забрался на потолок, Заглянул он к нам в окошко И запрыгал скок да скок. - Когда получается солнечный зайчик? Хотите поиграть с солнечным зайчиком? | - При свете от предметов, отражающих свет. Дети пускают солнечных зайчиков, прячут их. | Закрепления понимания возникновения солнечных зайчиков |
Рефлексия | Воспитатель: - Вася, вот вся палитра твоя палитра и заполнена. Теперь ты снова можешь рисовать свои картины. Вася Кисточкин: - Спасибо, ребята, теперь я снова могу рисовать свои картины. До свидания! Воспитатель: - Ребята, мы помогли художнику Васе Кисточкину найти много красок, путешествуя по нашей стране, по реке Волге. - Какая наша страна? Понравилась вам наше путешествие во Волге? Что больше всего запомнилось? | Большая, красивая, цветная, красочная Дети делятся своими впечатлениями. | Анализ усвоенного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыке в старшей группе «Город-Здравгород»
Цель: повышение интереса детей к здоровому образу жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности....
План-конспект НОД ФГОС Непосредственно образовательной деятельности С дошкольниками в старшей группе по теме: « Лунтик в гостях уребят » «Познавательно-исследовательская» ФЭМП
Формировать умение подбирать пары и группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.- Продолжать знакомить детей с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеле...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»....
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»...
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по иллюстрации И. Билибина : «Баба Яга»
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группеТема: «Составление описательных рассказов по иллюстрации И. Билибина : «Баба Яга»Интеграц...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука».
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе №1 «Птица - Снегирь».
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо аппликации в старшей группе №1 «Птица - Снегирь»....