Занятие по вышивке "Нитки. Ткачество"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Чепахина Светлана Кимовна

Кружковая работа по вышивке в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan_po_vysh_nitkii_tkachestvo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« ЦРР  Детский сад №48 «Сказка».

г. Нарьян – Мар.

Тема: «Нитки. Ткачество».

Подг.гр.

Обучение детей вышивке.

 

Автор:

                                                                                Воспитатель

 по приоритетному направлению

                                                                                   Чепахина Светлана Кимовна.

Первая квалификационная категория.

,

Занятие по вышивке.        Тема: «Нитки. Ткачество».

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне.
  2. Расширять знания и словарь по теме 2Нитки, Ткачество».
  3. Обогащать чувственный опыт детей: развивать зрительный и тактильный анализаторы.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Совершенствовать фразовую речь: упражняться в построении предложений с однородными членами.
  6. Упражнять в префиксальном способе образования глаголов: пришивать, зашивать, вышивать.
  7. Воспитывать интерес к русской истории.

Словарная работа:

Активный словарь: клубок, нитки, шерсть, шить, зашить, пришить, вязать, вышивать, смотать, шерстяные,  шёлковые, простые, толстая, гладкая, блестящая, мягкая.

Пассивный словарь: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть.

 Предварительная работа:

Рассматривание сшитых, вязаных, вышитых изделий.

Чтение книг: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», М. Константиновский «Как ткани ткут и нити прядут». Беседа о них.

Чтение пословиц о труде, рукоделии, мастерстве.

Методические приёмы: Художественное слово. Беседа. Показ процесса прядения. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Сравнение ниток. Показ воспитателем приёмов работы. Дидактические упражнения.

Материал: Народный русский костюм, прялка, веретено, шерсть,  клубки ниток -шерстяных, нитки простые, мулине, корзина, сказка «Пропавшие нитки» Е. Пермяк.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, помните: мы читали книгу «Как ткани ткут и нитки прядут». Наша хозяйка, которая живёт в русской избе. Тоже большая рукодельница. Давайте сходим к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.

Дети входят в избу. В центре избы стоит прялка. Хозяйка прядёт нить и напевает.

                      Хозяйка (Х.):Позолоченная прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

                                             Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Х.: Здравствуйте, гости долгожданные. Проходите, присаживайтесь. Может, кто-то из вас знает, что я делаю?  

Дети: Нитку прядёте.

Х.: Правильно, я нитку пряду. На чём пряду? (Обращает внимание на прялку). Я вам подскажу. Это прялка, Скажем вместе: прялка. ( Хоровой и индивидуальные повторы детей). Её так назвали потому, что на ней прядут. А работает она вот так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено.

( Хоровой и индивидуальные повторы детей). Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяйка крутит веретено).

Дети: Крутится, вертится.

 

Х.: Вот за то, что оно вертится, его назвали веретено. Повертитесь, как веретено. (Дети кружатся вокруг себя).

По избе пляшу. Нитку кружу. Чем больше верчусь, тем больше толстею.

Х.: Для чего нужна прялка?

Дети: Чтобы нитки прясть.

Х.: Это нелёгкий труд. Давайте я вас научу нитку прясть. (Хозяйка берёт шерсть и объясняет).Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нитку.

Хозяйка предлагает ребёнку растянуть и скрутить шерсть. По ходу работы задаёт вопросы.

Х.: Что ты делаешь?

Ребёнок: Растягиваю шерсть. Скручиваю нитку. Пряду нитку.

Х.: Вот как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница – прялка.

Динамическая пауза «Смотай клубочек».

Х.: Вот я сколько  ниток напряла. ( Хозяйка показывает корзину с разными клубками – шерстяными, шёлковыми,  хлобчатобумажными. Затем нечаянно роняет корзину, клубки раскатываются). Ой, клубки мои раскатились. Нитки перепутались. Помогите их в клубочки смотать. ( Дети сматывают клубки). Что ты делешь (имя ребёнка)?

Ребёнок: Сматываю нитки в клубок.

Дидактическое упражнение «Для чего нужны нитки?»

Х.: Вот нитки спряли да в клубки смотали. Какого цвета клубки? Как сказать одним словом?

Дети: Разноцветные.

Х.: Для чего нужны эти нитки? Хозяйка достаёт шерстяные нитки со спицами.

Дети: Вязать.

Х.: Что можно связать из этих ниток?

Дети: Кофту, варежки, носки, шарф. Тёплую одежду.

Х.: Для чего нужны эти нитки? Хозяйка достаёт хлобчатобумажные нитки с иголкой.

Дети: Шить.

Х.: Что можно сшить?

Дети: Платье, юбку …

Х.: Если одежда порвётся, что нужно сделать?

Дети: Зашить одежду.

Х.: Если пуговица оторвётся, что нужно сделать?

Дети: Пришить пуговицу.

Х.: Для чего нужны эти нитки? Хозяйка показывает нитки-мулине.

Дети: Вышивать.

Х.: Что у меня в избе вышито нитками – мулине?

Дети: Полотенце, салфетка…

Х.: Нитки разные. Ими можно вязать, шить, вышивать.

Дидактическое упражнение «Клубочки».

Хозяйка даёт детям по клубку шерстяных ниток.

Х.: Потрогайте. Какие это нитки?

Дети: Шерстяные, толстые, тёплые, пушистые, мягкие.

Х.: Для чего нужны шерстяные нитки?

Дети: Чтобы из них вязать.

Х.: Почему лучше вязать из шерстяных ниток?

Дети: Из них получится тёплая одежда.

По аналогии проводится рассматривание простых и шёлковых ниток и отрабатывается словарь: простые, тонкие, крепкие, шёлковые, гладкие, блестящие.

Чтение сказки «Пропавшие нитки» Е. Пермяк.

Х.: А сейчас я вам хочу прочитать сказку «Пропавшие нитки» Е. Пермяк.

Беседа по тексту. Какая была старуха?(Сварливая, неряшливая).На что накричала старуха?(на нитки).Что сделали нитки?(Пропали). Что пропало вместе с нитками?(вся одежда).Как вернула нитки старуха?(Вспоминала, что из ниток ткётся, плетётся, шьётся, вяжется).

Х. : Вы сегодня узнали, что нитки делают на прялке. Вспомнили, какие бывают нитки и зачем они нужны. Помните слова из сказки: «Нитки весь свет одевают, нигде без них не обходится».

Молодцы! Ну что же, ребята, вам пора в детский сад.  А меня работа ждёт.

Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное декоративное плетение и ткачество.

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и из...

Конспект НОД "Ткачество-традиционное занятие павловопосадцев" (краеведение)

Воспитывать интерес к родной истории. Расширять и обогащать представление детей о ткачестве. Обогащать словарь детей по разделу «Ткачество» (виды тканей)....

«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...

Конспект занятия по социально- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Ткачество на Руси»

Цели:  Познакомить с разнообразием тканей, изготавливаемых в России.             Продолжать знакомить с народными традициями....

Мастер класс – ткачество пояса на бёрдо. Техника «Заправка в узор».

Назначение мастер класса:1.Педагогам для изучения с детьми различных техник ткачества.2.Для использования в оформлении русских народных костюмов, для изготовления подарков....

Конспект занятия "ТКАЧЕСТВО"

Пед. технологии  - игровая.Предварительная работа: Разучивание пословиц и поговорок о трудолюбии и лени, подвижные игры «Челночёк», «Ручеёк»Индивидуальная работа:Раб...

Занятие по краеведению. Тема: «Край, в котором мы живем (народное творчество и традиции земли Липецкой; ремесла — ткачество и кузнечное дело).

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, прививать интерес к различным видам народных промыслов, формировать патриотические чувства, дать представление о ремесле ткача, кузнец...