Художественное декоративное плетение и ткачество.
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействие, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
В.А. Сухомлинский
Из опыта работы.
Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития детей. Поэтому в правильности своего выбора я убедилась ещё раз, побывав на методобъединении, темой которого было: «Развитие мелкой моторики рук». Заинтересовалась сама и с тех пор веду планомерную работу с детьми по ручному труду, уделяя особое внимание декоративному плетению и ткачеству.
Казалось, мы испробовали всё: глину, соломку, коллаж, икебану, флористику, и вот новая находка-плетение и ткачество. Это забытое искусство прошлого - бездонный колодец, из которого можно черпать всю жизнь, только нужно иметь желание, терпение, и руки, не знающие усталости и, конечно же, детские любопытные глаза.
Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен. Он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, смекалки, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию координации движений, глазомера.
Помимо сказанного, плетение оказывает большое влияние на воспитание аккуратности, усидчивости, терпения, настойчивости, стремление преодолевать трудности, доводить начатое до конца, постоянно контролируя свои действия, что особенно важно.
Кто из нас не любовался красивыми ковриками, салфетками, вазочками и другими изделиями! Но то, что это чудо можно сотворить своими руками, а, тем более, что это может сделать ребёнок, думаю, знает не каждый.
Прежде чем приступить к практической работе, я придумала тематику, побеседовала с детьми, изучила их желания и интересы. Показала детям образцы работ по плетению и ткачеству, рассказала и показала способы плетения и подготовки материала. И только после того как убедилась, что детям это действительно интересно, приступила к практическим занятиям. Выявила в группе тех детей, которые склонны к рукоделию, инициативны, аккуратны, и сначала начала работу с этими детьми. Затем, заметив интерес к работе у других детей, организовала в групповой комнате уголок ручного труда, в котором есть столик-подставка для рукоделия, корзина с нитками, лентами, тесьмой, коробка с лоскутками ткани, рисунки образцов плетения, всевозможные рамки для плетения и ткачества, ножницы с закруглёнными концами.
В нашем детском саду дети занимаются ткачеством, создавая небольшие поделки, начиная с четырёхлетнего возраста!
Занятия по декоративному плетению и ткачеству провожу с детьми в свободное время по заранее составленному годовому плану. Работа с детьми проводится в течении 20-30 минут (2-3 приёма) в зависимости от сложности задания.
Процесс освоения дошкольниками декоративного плетения и ткачества проходит по определённой программе, которая заключается в следующем:
- Ознакомление с принципами плетения и ткачества на детском ручном станке;
- Выбор материалов для работы (фактуры, расцветки и качества нитей, тесьмы, шнура);
- Освоение приёмов плетения и ткачества (полотняное переплетение);
- Выполнение рисунка в технике полотняного переплетения по образцу;
- Завершение изделия, его художественное оформление.
Во время художественного плетения и ткачества у детей развивается зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что, в свою очередь, влияет на чёткость и точность исполнения задания, на качество работы.
Кроме того, организовала деятельность детей по интересам, что помогло в течение года развернуть большую работу по приобщению ребят к полезному труду, к разным видам прикладного искусства.
Помогаю детям овладеть традиционными и современными видами декоративных работ. Эти увлекательные занятия дают возможность проявить фантазию, развить вкус. Я думаю, что каждый человек носит в себе задатки художника, только их надо развивать, совершенствовать.
Такие занятия объединяют взрослых и детей, открывают удивительный мир творчества.
Занимаясь с детьми ручным трудом, я видела, как увлеченно они работают, с нетерпеньем ждут следующих занятий.
Мне удалось увлечь ребят, заполнить их свободное время интересным и содержательным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.
Дети, которые в детском саду два года занимались плетением и ткачеством, сейчас учатся в школе, в первом классе. Учителя отмечают, что им не приходится строить свою работу с «нуля», рука у детей хорошо подготовлена к письму. Наши занятия способствовали развитию мелкой моторики рук, и это послужило основой для успешного обучения в школе.
Приёмы работы и используемые материалы для декоративного ткачества.
Декоративное плетение состоит из нескольких операций, которые ребёнок осваивает в процессе 1-3 занятий. Он учится:
- натягивать основные нити на рамки для подготовки их к работе;
- подбирать пряжу, нити по фактуре и цвету, сматывать их в клубки;
- выполнять элементарный приём переплетения «полотно»;
- выполнять более сложные переплетения, формирующие структуру поверхности, а также сочетать разные виды техники (гладкой, петельчатой, ворсовой);
- создавать геометрические и более сложные узоры, подбирая нити по цвету;
- осваивать смешанную технику работы, вплетая соломку, полоски цветных тканей, декоративный шнур и т.д..
Примерный комплект для детского художественного плетения и ткачества состоит из следующих деталей:
а) ткацкий станок, составленный из двух деревянных рамок;
б) тесьма, шнуры, сутаж декоративный;
в) катушки для пряжи;
г) рисунки образцов плетения;
д) ножницы с закруглёнными концами;
е) коробка для упаковки рамок, тесьмы, рисунков, ножниц.
В дополнение к комплекту желательно сделать столик-подставку, за которым могут работать двое детей.
Плетение на круглой рамке.
Неменее интересное занятие для старших дошкольников. Для натяжения нитей рамка имеет зубцы, которые, располагаясь по кругу, образуют лучеобразные линии, пересекающиеся точкой в центре рамки. Приёмы работы аналогичны плетению на прямоугольной рамке, однако есть и особенности. Прежде следует закрепить конец нити основы в центре сплетения, привязав её. Поскольку плетение идёт по кругу, то рабочую нить, (декоративную в два-три сложения или узкую тесьму) прокладывает от центра воспитатель. Далее плетение выполняет ребёнок уже знакомым способом -через одну нить основы пропускает декоративную нить (тесьму), переходя от одного ряда круга к другому (по принципу штопки). Стёжки ложатся в шахматном порядке. Наиболее интересно детям плести по кругу разноцветной тесьмой. Стёжки получаются крупными, фактура плетения – нарядной.
Звёздное ткачество.
Начиная с пятилетнего возраста дети могут заниматься ткачеством, создавая небольшие поделки. Самый простой способ-«звёздное ткачество» составной частью является ромб. Берут две палочки (длина не менее 20 см., толщина 1 см.) и несколько клубков разноцветной шерсти. Палочки перекрещиваются под прямым углом, в месте скрещивания их связывают или аккуратно склеивают, чтобы не было заметно. Один конец нити кладут по диагонали на месте скрещивания и придерживают большим пальцем левой руки, а правой рукой нить туго обматывают 1-2 раза вокруг луча, затем её протягивают к другому лучу, снова наматывают нить и так далее по кругу, причём нить должна быть всегда туго натянута. Так можно дойти до края палочек, но лучше оставить их концы свободными, приблизительно 1 см., чтобы нить не соскочила. Получается ромб, с одной стороны гладкий, а с другой двухуровневый. Если в процессе работы требуется изменить цвет нити, её привязывают маленьким узелком, который закрывается последующими слоями нитей. Воспитатель начинает работу, демонстрируя детям технику выполнения, цвета ниток ребёнок подбирает самостоятельно.
Несколько соединённых между собой «звёзд» небольшого размера составляют интересную декоративную композицию, которую можно повесить на стену или подвесить к потолку в большом помещении д/сада -получится подвижное украшение.
Примерный конспект занятия.
Тема: «Знакомство с волшебными клубочками»
Цель. Заинтересовать детей рассказом о художественной и практической ценности вязаных, тканых и плетёных изделий. Дать почувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Познакомить с рукотворным материалом нитками, продемонстрировать разнообразие ниток по качеству и расцветке; рассказать об их использовании. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память.
Оборудование.Иллюстрации с плетёными, вязаными, ткаными изделиями. Различные поделки выполненные из ниток (коврики, салфетки, сумочки, шапочки, пояса и т.д.). Корзина с разноцветными клубками ниток. Образцы нитей разного цвета, разной длины (шерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные, синтетические). Бумажные цветы вырезанные из цветной бумаги.
Ход занятия.
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель.Ребята сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, уюта, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А расскажу я вам о волшебных ниточках. Вот посмотрите, какие они все красивые, но в тоже время разные (показываю нитки разные по цвету, длине, толщине). А если каждую из них потрогать, то вы почувствуете, что одна ниточка мягкая, пушистая как пух, а другая гладкая, упругая как веточка ивы. Прикоснитесь к ним и вы почувствуете (дети поочерёдно подходят и трогают).
Воспитатель (продолжает рассказ).Из овечьей шерсти получали шерстяные нитки (показываю пучок овечьей шерсти). В старину, когда рождалась девочка, ей дарили маленькую прялку. В 10 лет она получала прялку большую (показываю прялку) и вместе с ней задание, напрясть ниток (показываю как пряли). А потом люди придумали специальные машины, которые пряли сами. Нитки также бывают шелковые. Шёлковую ниточку нам даёт гусеница-шелкопряд. А хлопчатобумажную нитку получают из растения, хлопка. Шёлковые и хлопчатобумажные нити тоненькие, поэтому ими удобнее шить, вышивать, а шерстяные нити потолще, ими лучше вязать, плести. А ещё бывают искусственные нитки, которые люди изобрели сами.
Воспитатель.Дети, как вы думаете, для чего людям нужны нитки?
Дети.Чтобы вязать, плести, шить… (если дети затрудняются с ответом, необходимо помочь им).
Воспитатель.Верно. Из ниточек вяжут, плетут, ткут прекрасные, полезные вещи. А сейчас я вам их покажу (показываю иллюстрации тканых и плетённых изделий; различные поделки, выполненные из ниток; салфетки, сумочки и т.п.. Показ сопровождаю комментарием).
Воспитатель. Нитки любят жить в своём домике-корзинке, свернувшись клубочком. Так они никогда не запутаются. Дети, а на что похожи наши клубочки?
Дети. На мячики, яблоки, персики и т.д..
Воспитатель.Когда ниточкам надоедает быть клубочками, они с помощью умелых ручек превращаются в полезные вещи. Например, жёлтый клубочек очень мечтал стать цыплёнком. И умелые ручки тут же сделали своё дело (показываю цыплёнка).
Воспитатель.Ребята, а хотите, стать волшебниками? Давайте, наши клубочки сейчас превратим в бабочек (раздаю детям пустые катушки-бабочки и небольшие клубки ниток). Теперь перемотайте нитку с клубка на середину бабочки (показываю, дети мотают). Получилось брюшко бабочки.
Воспитатель (обращается к детям).– Серёжа, какого цвета брюшко у твоей бабочки? (Красного). А у тебя Маша? (Жёлтого). А сейчас посадите каждый свою бабочку на цветок (дети находят по цвету нити свой цветок).Волшебные клубочки очень любят играть в разные игры, например, в «догонялки» (проводится игра «Догонялки»).
Описание игры.Дети становятся в круг. Двум детям , далеко стоящим друг от друга, даётся по клубку. По сигналу воспитателя, клубочки передаются от одного ребёнка к другому. Игра длится до тех пор, пока клубки не окажутся рядом. Игру повторить по желанию детей.
Примерный конспект занятия.
Тема: «Салфеточка».
Цель.Развивать зрительную память, образное мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук. Приучать детей работать обеими руками, чувствовать материал и определённый ритм пальцев. Учить правильно использовать цветовую гамму.
Материал. Конверт со сказкой Е. Пермяка «Пропавшие нитки»; квадратные рамки для плетения (со стороной 20 см.); полоски цветной тесьмы (2*20 см.), ножницы, иголки. Нитки.
Ход занятия.
Воспитатель.Прислушайтесь. Какой-то шум за дверью (иду за дверь, приношу конверт). Посмотрите, дети, конверт. Кто же его принёс? Наверное, почтальон. Давайте посмотрим, что в нём?
- Ой, ребята, а в конверте сказка. И называется она «Пропавшие нитки». А давайте прочитаем сказку? (читаю сказку Е. Пермяка «Пропавшие нитки»).
Воспитатель.Ну что, дети, пожалеем старушку, вспомним, что из ниток ткётся, плетётся, вьётся и вяжется?
Дети(называют). Варежки, шарфы, платки, ковры, половики, салфетки, кружева и т.д..
Воспитатель. Молодцы, ребята, много назвали слов. Я думаю, что теперь вещи к старушке возвратятся. А давайте-ка, сплетём ей каждый из вас по салфеточки. Обрадуется она, станет добрее и веселее, а в её доме станет уютнее. Ну а теперь примемся за работу.
Возьмите станочки. Выберете для себя цвет нити для натяжения основы (детям предоставляется выбор). А теперь приступим к натяжению нити (объясняю и показываю действия). Закрепите в левом верхнем углу рамки конец нити так, чтобы узелок не развязался. Можно сделать небольшую петлю и, накинув её на первый зубец в левом углу рамки, затянуть. Потом нить протяните до первого нижнего зубца и через него возвратитесь в натянутом состоянии снизу вверх до второго верхнего зубца, затем ко второму нижнему и т.д. до последнего верхнего и нижнего правых зубцов рамки (слежу, чтобы нить туго натягивали). Последнюю нить надо закрепить, как и первую, узелком.
Итак, основа для плетения готова. Приступим к выбору тесьмы (детям предлагаю 5 видов тесьмы, каждому ребёнку по 10 полос).
- Будем вплетать в основу тесьму через одну нить по всей длине рамки (показываю на своей рамке). Далее, берём другую тесьму, и также пропускаем по всей длине через нити основы, но через другие (показываю) и т.д..
Пропустив последнюю полоску по самому краю салфетки, выровняйте края и подтяните концы тесьмы с других концов салфетки. Затем показываю детям, как в тон тесьмы, швом «вперёд иголку» сшиваю концы полос с двух противоположных сторон салфетки так, чтобы они держались плотно, не разъезжались. Когда оба края с концами тесьмы будут зашиты, их аккуратно подравнивают ножницами. Салфетка готова, её снимают с рамки. Для придания ей законченности, с двух (а при желании с четырёх) сторон можно швом «вперёд иголку» обшить её тесьмой той же цветовой гаммы.
Примечание. Если дети не справятся с отпущенным им временем (25-30 минут), работу можно продолжить на следующем занятии.
Дейко Ирина Викторовна
Краснодарский край
МДОУ ДС №37 «Солнышко», воспитатель
к/тел. 8(86157)34-280; 8(918)666-88-54
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-декоративная деятельность
Для развития художественно-эстетического восприятия , понимания ими основных законов композиции незаменимой является художественно-декоративная деятельность....
конспект НОД «Беседа о старых видах ремёсел: плетении и ткачестве»
В ходе образовательной деятельности дошкольники знакомятся со старыми видами ремёсел: плетении и ткачестве. Упражняются в изготовлении коврики из бумаги....
Прямоугольное плетение и ткачество
Ткачество – один из видов прикладного искусства. Он доступен для занятий в детском саду. Занятия ткачеством способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный к...
Круговое плетение и ткачество
Круговое плетение и ткачество для дошкольников...
Плетение и ткачество на веточках
Плетение на ветке -это своего рода комбинация разного вида пряжи и вариантов плетения. Эта работа отличается тем, что плести такие узоры очень увлекательно и весело, интересно наблюдать как превр...
Плетение и ткачество на палочных станках
Старинное японское плетение выполняется на деревянных иголках, которые после небольшой доработки получаются из палочек для фуршета или шашлыка.Для этого плетения очень подойдут различные небольшие клу...
Мастер-класс для педагогов. "Знакомство с народными промыслами через художественную литературу" "Плетение пояса"
Повышение профессиольной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении пояса....