Проект кружковой работы (вышивание) в детском саду: "Королева иголочка"
проект по конструированию, ручному труду на тему
Организация совместной работы воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики через кружковую работу по обучению детей старшего дошкольного возраста навыкам вышивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_vyshivanie_v_detskom_sadu.docx | 46.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая работа вышивание в детском саду:
«Королева иголочка»
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Суть инициативы: Организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики через кружковую работу по обучению детей старшего дошкольного возраста навыкам вышивания.
Участники: Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность проблемы: Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Вышивание», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Пояснительная записка
В начале учебного года проводиться диагностика по выявлению, умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами.
Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.
Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.
Цель: Познакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием.
Задачи:
♦ Познакомить детей с народными промыслами, с материалами и инструментами для вышивания.
♦ Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
♦ Освоить приёмы вдевания нитки в иголку, завязывание узелка. Освоить приёмы шва «вперёд иголка», шва «петельный», шва «тамбурный».
♦ Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.
♦ Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.
Этапы воспитательно-образовательного процесса:
Первый этап: Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.
Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.
Третий этап: Подражания и творчества. Определение содержания работы. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам
Четвертый этап: Диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.
Режим образовательной деятельности: При наполняемости группы 20 детей образовательная деятельность кружка проводятся 2 раза в неделю, по 10 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день – другие 2 подгруппы по 5 детей.
Дни образовательной деятельности кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в старшей группе, 30 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Техническое оснащение:
1. Картон.
2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).7.Нитки мулине.
6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.
Предполагаемый результат: К концу 2-го года реализации проекта ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.
В результате работы кружка предполагается овладение детьми:
‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
‒ приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «тамбурный», «стебельчатый»;
‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;
‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания.
Работа с родителями:
‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.
‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.
‒ приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.
Перспективно-тематический план
Старшая группа
Сентябрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Знакомство с народными промыслами | «Путешествие в страну рукоделия».Познакомить детей с народными промыслами. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей, вызвать желание вышивать. | Образцы вышивки, наборы игл для вышивания.
|
Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов. | |||
2 | Техника безопасность | Беседа по технике безопасности. Закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иголкой. | Наборы игл, ножницы, игольница, напёрсток. |
Нарисовать альбом правил знаний о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами. | Карандаши, рисунки, бумага. | ||
3 | Шнуровка | Работа со шнуровкой. Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость. | Шнурки, картон с отверстиями. |
4 | Диагностика | Выявить знания и умения детей (вдевания нитки в иголку, завязывание узелка).
| Нитки, иголки, ткань. |
Октябрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Ткань | «Знакомство с тканью». Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. | Ткани разные по фактуре. |
2 | Иголочка | «Волшебная иголочка». Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок. | Иголки, нитки. |
3 | «Волшебная иголочка». Продолжить учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, выполнять шов «вперёд иголку» по картону. | Иголки, нитки,картон. | |
4 | Профессия швея | «Профессии всякие важны». Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды. Расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей. Развивать мыслительную деятельность детей. Работа с родителями. | Журналы, альбомы. |
Ноябрь | ||||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал | |
1 | Разные дорожки | «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки. | |
2 | ||||
3 | «Разные дорожки». Вышивка извилистой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки. | ||
4 | ||||
Декабрь | ||||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал | |
1 | Круги | «Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки. | |
2 | ||||
3 | Новогодние игрушки | «Новогодние игрушки». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» игрушки. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветной картон с отверстиями.
| |
4 |
Январь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
2 | Силуэты | «Силуэты». Вышивка по контуру. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. | Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями. |
3 | |||
4 |
Февраль | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Фигуры | «Геометрические фигуры». Самостоятельная деятельность: обвести на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш. |
2 | |||
3 | Натюрморт | «Натюрморт из овощей и фруктов».Самостоятельная деятельность: обвести на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш. |
4 |
Март | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Подарок маме | «Подарок маме». Учить располагать изображения на листе. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Воспитывать любовь и уважение к матери. | Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками. |
2 | Рыбки в аквариуме | «Рыбки в аквариуме». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. | Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями аквариума. |
3 | |||
4 | Салфетка | «Салфетка». Учить украшать салфетку цветными нитками, швом «Вперёд иголку», развивать творческое воображение, аккуратность в работе. | Иголки, нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш. |
Апрель | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Космос | «Космические аппараты». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику.
| Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками. |
2 | |||
3 | Закладка | «Закладки для выпускников». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка». Воспитывать дружелюбное отношение к товарищам. | Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками. |
4 |
Май | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Диагностика | Диагностика. Выявить и закрепить полученные знания: владение иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков. | Иголки, нитки, игольница, ножницы, картон с отверстиями. |
2 | Вышивание по замыслу | Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница. |
3 | |||
4 |
| Выставка работ |
Подготовительная группа
Сентябрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Разные иголки | «Разные иголки». Продолжить знакомство с иглой, с инструментами для шитья. Расширить кругозор детей. Работа с родителями. | Разные иголки, познавательная литература. |
2 | История вещей | «История вещей». Познакомить детей с интересными фактами из истории вещей: иголки, пуговицы, утюга, напёрстка, заинтересовать детей занятиями ручным трудом. | Предметы для вышивания. |
3 | |||
4 | Цветные полоски | «Цветные полоски». Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки. |
Октябрь | |||||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал | ||
1 | Веселые пуговички | «Пришивание пуговиц с двумя отверстиями».Учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва. | Разные пуговицы с двумя отверстиями, нитки, картон, ножницы. | ||
2 | «Гусеница». Продолжать учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва. | ||||
3 | «Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями». Учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва. | Разные пуговицы с четырьмя отверстиями, нитки, фетр, ножницы. | |||
4 | «Пуговичные узоры». Продолжатьучить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва. | ||||
Ноябрь | |||||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал | ||
1 | Подарок ко дню матери | «Изготовление игольницы». Вспомнить знакомые швы «через край», «вперёд иголку», изготовить индивидуальную игольницу. Развивать мелкую моторику рук. Украшать игольницу аппликацией. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная. | ||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
Декабрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Нитяная графика | «Нитяная графика». Познакомить с нитяной графикой, с историей возникновения, со способами работы с нитью. | Познавательная литература, иллюстрации, линейки узорные. |
2 | Узоры | «Узоры». Учить выполнять узоры по окружности, делать проколы иголкой, подбирать нить по цвету. | Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы. |
3 | Снежинка | «Снежинка». Развивать пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа, в центре или середине).Развивать мелкую моторику и координацию рук. Учить подбирать нить по цвету. | Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы. |
4 |
Январь | ||||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал | |
2 | Ёлочка | «Ёлочка». Продолжить учить работать с нитяной графикой, делать разметку для вышивки. Учить подбирать нить по цвету. | Иголки, цветные нитки, цветной картон, схема ёлки. | |
3 | Зимняя одежда | «Шапочка и шарфик для куклы». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать шапочку аппликацией. | Цветные выкройки ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки. | |
4 |
Февраль | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Мешочки | «Мешочки для секретов». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать мешочек аппликацией. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань. |
2 | |||
3 | |||
4 | Салфетка | «Салфетка» – подарок маме. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Развивать мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная. |
Март | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Салфетка | «Салфетка» – подарок маме. Продолжить учить делать бахрому путём выдёргивания нитей. Развивать мелкую моторику рук. | Салфетка, иголка. |
2 | Одежда | Беседа «Откуда одежда пришла». Уточнить знания детей об одежде, как и где её изготавливают, из каких тканей, воспитывать уважение к труду. | Презентация «Откуда одежда пришла». |
3 | Ателье | «Ателье для кукол». Продолжить учить пользоваться иголкой, знакомыми швами сшить юбку и штаны для кукол. Развивать мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань. |
4 |
Апрель | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Дорожки | «Дорожки».Учить детей вышивать швом «тамбурный».Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
| Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки. |
2 | Радуга | «Волшебная радуга». Учить детей вышивать швом «тамбурный».Учить подбирать нить по цвету.Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая. |
3 | |||
4 |
Май | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Вышивание по замыслу | Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», шов «тамбурный». Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница. |
2 | |||
3 | |||
4 | Наша выставка | «Наша выставка» – выставка детских работ.
|
Детские работы. |
Список литературы:
1. Торгашова В.Н. Рисуем нитью. 2005.
2. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
3. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой.
5. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб: Детство-Пресс, 2003. -160с.
6. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо, 1997. - 96с.
7. Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2000. -240с.
8. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. - Ярославль: Академия развития, 1998. -287с.
9. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых. - М.: Просвещение, 1986. – 288с.
10. И. В. Новикова, И. В. Новикова.Обучение вышивке в детском садуАкадемия Развития, Харвест, Харвест, Академия Развития, 2010 г.
11. Иванова А.А. Вышивка ажуром, 2004.
Приложение:
Правила техники безопасности, которые были придуманы совместно с детьми.
- Не бойся иголки, но уважай;
- Иголку, где попало, не бросай;
- Правило «хвостик – носик» соблюдай;
- Вышивку чистыми руками бери;
- Поработал – за собой прибери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа в МДОУ детский сад "ТОПОЛЁК"
В данной статье описана система кружковой работы в детском саду "ТОПОЛЁК" за 2011 - 2012 учебный год...
Конспект совместной деятельности взрослого и детей средней группы детского сада "Королева Зубная Щетка"
В конспект е представлены цели, задачи, необходимое оборудование и ход совместной деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни детей....
Кружковая работа в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка»
«Разноцветные ладошки»(нетрадиционная техника рисования)Воспитатель Новожилова Алевтина Сергеевна...
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей логопедической группе детского сада "Королева Математика"
Программное содержание: - Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. - Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и ...
использование электронных образовательных ресурсов в кружковой работе по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма.
Сообщение к региональному семинару...
Программа кружковой работы "Мультстудия в детском саду"
Программа «Мультстудия Пчелки» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками...
Сценарий выпускного в детском саду. Королева знаний
Сценарий выпускного праздника «Королева Знаний» для детей подготовительной группы.Выпускной в подготовительной группе ДОУ. Сценарий1 ведущая:Звучите, фанфары, и, трубы, трубите!На праздник...