Программа дополнительного образования «Оригами «Искусство складывания из бумаги »
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительного образования «Оригами «Искусство складывания из бумаги »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumazhnaya_fantaziya.docx | 86.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД №45
Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Заведующая МАДОУ д/с№45
Протокол №1 _____________Власюк Л.Н.
«_____»_____________2017 г. «____»____________ 2017 г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Оригами «Искусство складывания из бумаги »
Возраст детей: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года
Разработчик : Лисова И.И. воспитатель.
г. Калининград 2017 г.
Пояснительная записка
Программа художественной направленности «Оригами. « Искусство складывания из бумаги» разработана в соответствии с:
- Федеральный закон от 29.12.2012. №273- ФЗ «Об образовании в РФ»
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Новизна программы. Одним из основных условий реализации образовательной программы « Оригами. «Искусство складывать из бумаги» является расширение блока деятельности по освоению технологии оригами, комбинирование разных приемов работы с бумагой, что активизирует творческое мышление, открывает перспективу творческого развития обучающихся. Одним из условий освоения программы является стиль общения педагога с учащимися на 4 основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования: - быть инициативными, уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения; - быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Программа «Оригами. «Искусство складывать из бумаги » ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Педагогическая целесообразность программы кружка «Оригами «Искусство складывания из бумаги» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:
- - возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
- - включение в программу не только обучения модульному оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике;
- - использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.
Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления их с искусством модульного оригами.
Задачи программы:
Образовательные:
-развивать мотивацию к конструированию из бумаги;
-обучать конкретным приёмам художественного творчества;
-знакомить с различными техниками работы с бумагой;
Развивающие:
-формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
-развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Отличительные особенности программы
«Оригами «Искусство складывания из бумаги»» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка «Бумажная фантазия» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. В качестве основного материала используется разнообразная цветная бумага. Бумага разной фактуры (плотная, тонкая, толстая, рыхлая, гофрированная ит.п.) обладает, как и любой материал , свойственным только ей качествами, и в работе с каждым видом бумаги есть своя специфика.
Возраст детей 4-7 лет. Срок реализации
1 год обучения – 36 часов –(20 минут)
2 год обучения – 36 часов- (25 минут)
3 год обучения – 36 часов- (30 минут)
Формы занятий кружка:
- Игра, загадка, сказка, беседа;
- Рассматривание иллюстраций;
- Показ образца выполнения последовательности работы.
Режим занятий
Данная программа реализуется во вторую половину дня, один раз в неделю.
1 год обучения – 36 часов –(20 минут)
2 год обучения – 36 часов- (25 минут)
3 год обучения – 36 часов- (30 минут)
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети:
- Будут знать об искусстве оригами
- Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- Будет знать различные приемы работы с бумагой;
- Научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- Будут создавать композиции в технике оригами;
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Овладеют навыками культуры труда;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
Способы проверки результатов освоения программы:
Результативность программы оценивается методом наблюдения и оценки продуктов детской деятельности в начале (октябрь) и конце учебного года (апрель). Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических х работ определенного уровня сложности по темам программы.
Формы подведения итогов: Выставки работ по темам, составление альбома лучших работ.
1. Учебно-тематический план
(первый год обучения)
№ | Темы занятий | Количество часов |
Бумажная сказка | 1 | |
Сказка квадратика | 1 | |
Открытка | 1 | |
Сказочный домик | 1 | |
Весёлый треугольник | 1 | |
Наливное яблочко | 1 | |
Бабочка | 1 | |
Гусеница | 1 | |
Осенний ковёр коллективная работа | 2 | |
Грибок | 1 | |
Пирамидка | 1 | |
Ёлочная игрушка | 1 | |
Резная снежинка | 1 | |
Нарядная ёлочка | 1 | |
Аквариумные рыбки | 1 | |
Зимние впечатления | 1 | |
Кораблик | 1 | |
Парусники в море | 1 | |
Самолётик | 1 | |
Цветы из снежинок в подарок для мамы | 2 | |
Закладка | 1 | |
Цветик - семицветик | 1 | |
Весёлый лягушонок | 1 | |
Стаканчик | 1 | |
Курочка – пеструшка | 1 | |
Воздушный змей | 1 | |
Зайчик | 1 | |
Весенние букеты | 1 | |
Птица | 1 | |
Бумажная сказка | 1 | |
Сказка квадратика | 1 | |
Открытка | 1 | |
Сказочный домик | 1 | |
Весёлый треугольник | 1 |
2. Содержание программы (первый год обучения)
Месяц | Вид занятия | Тема | Программное содержание | Примечания |
Сентябрь | Ознакомление со свойствами бумаги | Бумажная сказка | Познакомить детей со свойствами бумаги, её особенностями, использование и применение в детском творчестве | |
Конструирование | Сказка квадратика | Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр. 29 | |
Конструирование | Открытка | Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать её. Аппликационное оформление открытки. Развитие фантазии и творчества | ||
Конструирование | Сказочный домик | Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца. | С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр18 | |
Октябрь | Конструирование | Весёлый треугольник | Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию. | Е. Черенкова, Оригами для малышей, стр.23 |
Конструирование | Наливное яблочко | Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр 14 | |
Конструирование | Бабочка | Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр. 37 | |
Конструирование | Гусеница | Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 11 | |
Ноябрь | Конструирование (2 часа) | Осенний ковёр коллективная работа | Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 14 |
Конструирование | Грибок | Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр. 35 | |
Конструирование | Пирамидка | Научить детей загибать уголки разного размера. Развивать умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 51 | |
Конструирование | Ёлочная игрушка | Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма. | И. М. Петрова Объёмная аппликация, стр.9 | |
Декабрь | Конструирование
| Резная снежинка | Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем. | С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр. 54 |
Конструирование
| Нарядная ёлочка | Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр. 33 | |
Январь | Конструирование | Аквариумные рыбки | Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба . Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр.39 |
Конструирование
| Зимние впечатления | Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость. | И. М. Петрова, Волшебные полоски стр.13 | |
Февраль | Конструирование | Кораблик | Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр. 51 |
Конструирование
| Парусники в море | Научить детей отрывать длинные полоски и формировать их них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата мастерить парусник способом сложения квадрата по диагоналям . с помощью ножниц разрезать половину диагонали и загнуть получившийся треугольник. | З. А. Богатеева, Занятия аппликацией в детском саду,стр.179,226 | |
Конструирование
| Самолётик | Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр . 43 | |
Март | Конструирование (2 часа) | Цветы из снежинок в подарок для мамы | Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно. | И. М. Петрова, Волшебные полоски стр.15 |
Конструирование
| Закладка | Познакомить детей с базовой формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 18 | |
Конструирование
| Цветик - семицветик | Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 18 | |
Апрель | Конструирование
| Весёлый лягушонок
| Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Аппликационно оформить поделку. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр . 41 |
Конструирование
| Стаканчик | Научить детей складывать стаканчик , используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр . 55 | |
Конструирование
| Курочка – пеструшка | Закрепить знания детей о домашних птицах и их детёнышах. С помощью базовой формы воздушный змей изготовить курочку, учить выгибать маленькие уголки, украсить аппликацией. Воспитывать самостоятельность, веру с свой силы, находчивость. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр . 73 | |
Конструирование
| Воздушный змей | Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр . 66 | |
Май | Конструирование
| Зайчик | Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук. | Е. Черенкова, Оригами для малышей, стр.35 |
Конструирование
| Весенние букеты | На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание. | Е. Черенкова, Оригами для малышей, стр.28, 30,31 | |
Конструирование | Птица | Вспомнить выполнение базовой формы воздушный змей, отметить самостоятельность выполнения. Совершенствовать навык вгибания маленького уголка, сгибание углов в противоположные стороны. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Развивать внимание, усидчивость. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр . 77 |
3. Учебно-тематический план
(второй год обучения)
№ | Темы занятий | Количество часов |
1 | Знакомьтесь - оригами! | 2 |
2 | Путешествие в музей бумаги. | 2 |
3 | Деревенская песенка. | 1 |
4 | Рассказ «Головастик» А. Шестопалова. | 1 |
3 | Сегодня мы едем в деревню. | 1 |
6 | Сказки из ларца. «В гостях у Солнца» | 1 |
7 | Сказки из ларца. «Заюшкина избушка» | 1 |
8 | Новый год в странах мира. | 1 |
9 | Новый год в странах мира. | 1 |
10 | Музыкальные инструменты. | 2 |
11 | Что значит имя твое? . | 2 |
12 | Беседа «Что такое квиллинг?» Основные формы | 1 |
13 | «Ветка рябины». | 1 |
14 | «Ветка рябины». Листья (форма «глаз») | 1 |
15 | «Пчелы на сотах» Коллективная работа | 2 |
16 | «Бабочка» (форма «капля», «лист») | 1 |
17 | «Ромашка» (формы «свободная спираль», «глаз», «капля») | 1 |
18 | «Снежинка» (формы «глаз», «капля» и «полу- месяц» | 1 |
19 | «Аквариум с рыбками» | 1 |
20 | «Открытка к празднику» Практическая работа | 1 |
21 | «Нарцисс» | 1 |
22 | «Роза с гофрированными листьями» | 1 |
23 | «Собачка» | 1 |
24 | «Домик для Буратино» | 1 |
25 | «Колокольчик» | 1 |
26 | «Средневековый замок». Коллективная работа (начало работы) | 2 |
27 | «Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы) | 2 |
4. Содержание программы
(второй год обучения)
Месяц | Вид занятия | Тема | Программное содержание | Примечания |
Сентябрь | Ознакомление со свойствами бумаги | Диагностическое обследование. | Изучить знания детей по развитию конструктивных способностей Методом оригами | |
Конструирование | Знакомьтесь - оригами! Разнообразие поделок и игрушек из бумаги. Практика: базовые формы «треугольник», «блинчик», «воздушный змей», «дом». | Познакомить с искусством складывания из бумаги; - дать элементарные знания о географии Японии; - познакомить с простейшими базовыми формами в оригами: треугольник», «блинчик», «воздушный змей», «дом». | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка
| |
Конструирование | Удивительный мир оригами! Путешествие в музей бумаги. История и легенда возникновения бумаги. Практика: базовые формы «дверь», «квадрат», «двойной треугольник». | - Познакомить с видами бумаги и технологией ее ручного изготовления;- активизировать речь новыми словами: калька, ватман и др.; - научить сравнивать разные виды бумаги между собой и подбирать наиболее приемлемые для работы; - познакомить детей с б.ф. «дверь», «квадрат», «двойной» Треугольник» ; - развивать интерес и Любознательное к новому виду занятий. | ||
Конструирование | Деревенская песенка. Практика: оригами на основе б.ф. «треугольник» спящая корова. | Дать новые знания об искусстве складывания из бумаги - оригами; - учить основным приемам складывания из бумаги; - развивать внимание, память. | С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, | |
Октябрь | Конструирование | Рассказ «Головастик» А. Шестопалова. Практика: оригами на основе б.ф. «двойной треугольник» головастик | Познакомить с содержанием рассказа; - дать новые знания об искусстве складывания из бумаги - оригами; - учить складывать поделку по показу и объяснению; - развивать внимание. | Е. Черенкова, Оригами для малышей, |
Конструирование | Сегодня мы едем в деревню. Практика: Оригами на основе б.ф. «треугольник» - кот. | Развивать воображение через прослушивание музыкального произведения, концентрировать внимание через устные инструкции, игровую ситуацию; - воспитывать аккуратность, четкость в работе с бумагой; - развивать речь детей, добиваясь полных ответов на вопросы. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, | |
Конструирование | Сказки из ларца. «В гостях у Солнца» (японская легенда о богине Аматерасу). Практика: Оригами-лисенок (б.ф. «треугольник»). | Познакомить с народным творчеством Японии - легендой о Солнце; - упражнять мелкую моторику рук, точные движения пальцев; - развивать предпосылки театральной деятельности - мимику, интонации, жесты. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка
| |
Конструирование | Музыкальные инструменты. Практика: оригами на основе б.ф. «прямоугольник» пианино | Уточнить, какие дети знают музыкальные инструменты; - учить складывать поделку по показу и объяснению; воспитывать желание конструировать из бумаги | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, | |
Ноябрь | Конструирование | Сказки из ларца. «Заюшкина избушка» (русская народная сказка). Практика: оригами-дом с трубой для зайца на основе б.ф. «треугольник» (автор Альфред Г винта, Италия). | Учить складывать бумагу в разных направлениях (по показу); - воспитывать желание конструировать из бумаги. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, |
Конструирование | Новый год в странах мира. Практика Оригами-звезда из прозрачной бумаги на основе б.ф. «воздушный змей» (автор Т. Хлямова). Коллективная работа. | «Праздники Христианской Руси». «Оригами для детского сада и начальной школы»
| Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка
| |
Конструирование | Новый год в странах мира. Практика: новогодняя открытка - приглашение на новогодний утренник. Оригами - Санта-Клаус (б.ф. «дверь»). | Знакомить детей с праздниками России; - научить складывать поделку на основе б.ф. «дверь»; - развивать речь детей, активизируя составлением рассказов на тему «Новогодний Праздник»; - добиваться аккуратности и точности в складывании поделки | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, | |
Декабрь | Конструирование
| Что значит имя твое? Именнослов Практика: оригами - именная кукла. | Развивать интерес к обозначению имен; - продолжать учить детей складывать поделки оригами по показу и объяснению- воспитывать интерес к новым знаниям; - развивать память, воображение, внимание и т.д. | С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, |
Конструирование (2 часа) | Беседа «Что такое квиллинг?» Основные формы | Познакомить детей с техникой бумажной филиграни. Объяснить приемы скручивания бумаги и получения различных форм. Проанализировать свойства разных видов бумаги. Развивать внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес. Формировать художественный вкус. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка
| |
Январь | Конструирование | «Ветка рябины». Ягоды (форма «плотная спираль») | Формировать у детей умение накручивать полоску бумаги на тонкую спицу, следить за тем, чтобы рулончик получался плотным, а края оставались ровными. Развивать глазомер, концентрацию внимания. Воспитывать аккуратность, усидчивость | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка |
Конструирование (2 часа) | «Ветка рябины». Листья (форма «глаз») | Научить детей изготавливать лист из разреженного круга, сплюснутого с двух сторон. Развивать соразмерность движения пальцев, умение создавать композицию из готовых элементов. Воспитывать требовательность к себе, чувство радости результатам работы. | И. М. Петрова, Волшебные полоски
| |
Февраль | Конструирование | «Пчелы на сотах» Коллективная работа | Учить детей делить полоску бумаги на восемь частей путем складывания, склеивать соты из шести частей. Закреплять умение скручивать бумагу в кольцо при изготовлении пчел. Развивать конструкторские умения детей. Воспитывать дружеские отношения, желание трудиться в коллективе, сообща. Способствовать созданию игровых ситуаций. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка
|
Конструирование (2 часа) | «Бабочка» (форма «капля», «лист») | Учить скручиванию бумаги в кольцо, «каплю». Развивать моторику рук, способность к анализу готового образца. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, резать бумагу по прямой линии. Воспитывать интерес к насекомым, эмоциональную отзывчивость на красоту бабочек. | З. А. Богатеева, Занятия аппликацией в детском саду, | |
Конструирование
| «Ромашка» (формы «свободная спираль», «глаз», «капля») | Закреплять умение детей самостоятельно скручивать бумагу в плотную спираль, получать каплю и лист из свободной спирали. Научить выполнять открытую форму «завитки». Развивать внимание, мышление, способность самостоятельно создавать композицию по рисунку. Воспитывать желание помогать товарищам | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, | |
Март | Конструирование (2 часа) | «Снежинка» (формы «глаз», «капля» и «полу- месяц» | Учить детей изготавливать новую форму – «полумесяц». Развивать точность движения пальцев рук, глазомер, умение комбинировать различные формы в единую композицию. Воспитывать художественный вкус, стремление сделать свою работу аккуратной, красивой. | И. М. Петрова, Волшебные полоски
|
Конструирование
| «Аквариум с рыбками» | Учить детей скручивать новый элемент (форму) «полукруг». Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «капелька», «глаз». | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, | |
Конструирование
| «Открытка к празднику» Практическая работа | Совершенствовать умение детей самостоятельно задумывать и составлять композицию открытки из различных элементов квиллинга. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких | |
Апрель | Конструирование
| «Нарцисс» | Познакомить детей с техникой бумагопластики. Показать основные приемы изготовления объемных поделок. Закреплять умение пользоваться ножницами, накручивать бумагу на карандаш. Развивать координацию движений рук. Воспитывать любовь к красоте цветов. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, |
Конструирование
| «Роза с гофрированными листьями» | Формировать умение детей обводить детали по шаблону. Учить выполнять прямые складки для получения объемности листа. Развивать мышление, пространственное мышление. Воспитывать аккуратность, творческую активность. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, | |
Конструирование
| «Собачка» | Учить детей изготавливать объемную фигурку собаки из картонной развертки. Развивать внимание, умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к преобразованиям бумаги. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, | |
Конструирование
| «Домик для Буратино» | Упражнять детей в изготовлении поделок из разверток. Развивать согласованность движений обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к художественному слову. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, | |
Май | Конструирование
| «Колокольчик» | Учить детей изготавливать конус из круга, украшать его складкой по кругу, дополнять поделку по своему замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать культуру труда, стремление содержать свое рабочее место в порядке. | Е. Черенкова, Оригами для малышей, |
Конструирование (2 часа) | «Средневековый замок». Коллективная работа (начало работы) | Формировать у детей умение применять полученные знания и навыки работы с бумагой в коллективной деятельности. Изготовить основание строения замка – цилиндры. Развивать конструкторские умения, мышление, воображение. Воспитывать культуру общения, стремление оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях. | Е. Черенкова, Оригами для малышей, | |
Конструирование | «Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы) | Продолжить начатую коллективную работу. Формировать умение изготавливать из картонной развертки крыши-конусы. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к архитектуре. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, |
5. Учебно-тематический план
(третий год обучения)
№ | Темы занятий | Количество часов |
Снова с нами - оригами! Повторение базовых форм. | 1 | |
Музей бумаги в Базеле. Виды бумаги. Свойства бумаги (опыты с водой и бумагой). Новые базовые формы. Оригами - стакан. | 1 | |
Море волнуется - раз! Оригами - золотая рыбка. | 1 | |
Сказки из ларца «Как сороконожку за лекарем посылали» (японская народная сказка). Оригами - цикада. | 1 | |
Сказки из ларца «Самый красивый наряд на свете» (японская народная сказка). Оригами - ворон. | 1 | |
Головные уборы. Оригами - шлем самурая. | 1 | |
Головные уборы. Оригами - красная шапочка. | 1 | |
Головные уборы. Игра «Шел король по лесу...». Оригами - корона. | 1 | |
Ветка рябины | 1 | |
Новый год в странах мира. Как называется Дед Мороз в странах мира. Оригами - дед Мороз. | 1 | |
Новый год в странах мира. Оригами - приглашение на утренник. | 1 | |
Рождество. Коробочка санбо. | 1 | |
Чудесный мешочек. В магазин за покупками. Оригами - кошелек. | 1 | |
День святого Валентина. Оригами - валентинка. | 1 | |
День защитников Отечества. Оригами - открытка с самолетом. | 1 | |
«Кисть винограда» | 1 | |
«Птицы» | 1 | |
«Шляпка для модницы», «Одежда» (обрывная аппликация с использованием элементов квилинга) | 1 | |
«Жираф», «Слон», «Обезьяна» | 1 | |
Комнатные растения «Цветок в горшке» | 1 | |
«Сувенир» | 1 | |
«Рамочка для фотографий» | 1 | |
«Весеннее дерево» (коллективная работа) | 1 | |
Дождик, дождик – кап, кап | 1 | |
Петушок-золотой гребешок (коллективная работа) | 1 | |
Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки | 1 | |
Котенок по имени «Гав» | 1 | |
Летят самолеты (коллективная работа) | 1 | |
Смотрит солнышко в окошко | 1 | |
Облака – белогривые лошадки | 1 | |
Веселый клоун | 1 | |
Колобок -румяный бок | 1 | |
Праздничный салют (коллективная работа) | 1 | |
Божья коровка- лети на небо | 1 | |
Гусеница | 1 | |
Одуванчики в траве (коллективная работа) | 1 |
6. Содержание программы
(третий год обучения)
Месяц | Вид занятия | Тема | Программное содержание | Примечания |
Сентябрь | Снова с нами - оригами! Повторение базовых форм. | - Изучить знания детей по развитию конструктивных способностей методом оригами. | Видеофильм «Оригами. Зоопарк на Столе»; Выпущен СПб Центром оригами. | |
Конструирование | Музей бумаги в Базеле. Виды бумаги. Свойства бумаги (опыты с водой и бумагой). Новые базовые формы. Оригами - стакан. | Познакомить с видами бумаги и технологией ее ручного изготовления; - активизировать речь новыми словами: калька, ватман и др.; научить сравнивать разные виды бумаги между собой и подбирать наиболее приемлемые для работы; - развивать интерес и любознательность к новому виду занятий. | «Вопросы и ответы. Книга для любознательных» пер. на русский язык. Издательство «Махаон». Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие Ребенка», | |
Конструирование | Море волнуется - раз! Оригами - золотая рыбка. | Дать новые знания об искусстве складывания из бумаги - оригами; - учить основным приемам складывания из бумаги; - развивать внимание, память. | «Оригами для детского сада и начальной школы» C-Пб Центр оригами,
| |
Конструирование | Сказки из ларца «Как сороконожку за лекарем посылали» (японская народная сказка). Оригами - цикада. | - Развивать интерес к устному народному творчеству Японии; - учить обыгрывать роли по японской народной сказке; - уточнить главную мысль сказки, выучить пословицу: «первым добежит не тот, кто быстро бегает, а тот, кто скорее в дорогу соберется»; - воспитывать аккуратность при работе с клеем, точность при складывании поделок | Японская народная сказка «Как сороконожку за лекарем посылали». «Оригами для детского сада и начальной школы» C-Пб Центр оригами,
| |
Октябрь | Конструирование | Сказки из ларца «Самый красивый наряд на свете» (японская народная сказка). Оригами - ворон. | Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством Японии; - учить делить прямоугольный лист бумаги на три части; - развивать глазомер; - воспитывать усидчивость, аккуратность в работе | Японская народная Сказка «Самый красивый наряд». Н. Острун, А. Лев «Оригами. Живые Фигурки», |
Конструирование | Головные уборы. Оригами - шлем самурая. | - Продолжать знакомить с японским искусством складывания из бумаги; - воспитывать аккуратность, четкость в работе с бумагой; - развивать речь детей, добиваясь полных ответов на вопросы. | «Оригами для детского сада и начальной школы» C-Пб Центр оригами,
| |
Конструирование | Головные уборы. Оригами - красная шапочка. | Продолжать знакомить с японским искусством складывания из бумаги; - воспитывать аккуратность, четкость в работе с бумагой; - воспитывать интерес к оригами; развивать речь детей, добиваясь полных ответов на вопросы. | Афонькины С.Ю. и Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома» | |
Конструирование | Головные уборы. Игра «Шел король по лесу...». Оригами - корона. | Продолжать знакомить с японским искусством складывания из бумаги; - воспитывать аккуратность, четкость в работе с бумагой; - развивать речь детей, добиваясь полных ответов на вопросы | Афонькины С.Ю. и Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома», стр. 89-90 | |
Ноябрь | Конструирование | «Ветка рябины» | Используя знакомые базовые формы, по показу воспитателя самостоятельно изготовить листья и ягоды рябины. Закреплять умение расположить готовые детали на листе бумаги. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | «Оригами для детского сада и начальной школы» C-Пб Центр оригами, |
Конструирование | Новый год в странах мира. Как называется Дед Мороз в странах мира. Оригами - дед Мороз. | - Знакомить детей с праздниками России; - научить кладывать поделку на основе б.ф. «дверь»; - развивать речь детей, активизируя составлением рассказов на тему «Новогодний Праздник»; - добиваться аккуратности и точности в складывании поделки. | «Оригами для детского сада и начальной школы» C-Пб Центр оригами,
| |
Конструирование | Новый год в странах мира. Оригами - приглашение на утренник. | Знакомить детей с праздниками России; - научить кладывать поделку на основе б.ф.«квадрат»; - развивать речь детей, активизируя составлением рассказов на тему «Новогодний Праздник»;- добиваться аккуратности и точности в складывании поделки. | О. Бондаренко «Праздники Христианской Руси» «Оригами для детского сада и начальной школы» C-Пб Центр оригами,
| |
Декабрь | Конструирование
| Рождество. Коробочка санбо. | Продолжать знакомить детей с обычаями японского народа; - продолжать учить складывать поделки на основе базовой формы ≪блинчик≫; - продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. | С.Ю. и Е.Ю. Афонькины «Уроки оригами в школе и дома», стр. 145-147. «Оригами для детского сада и начальной школы» C-Пб Центр оригами, |
Конструирование (2 часа) | Чудесный мешочек. В магазин за покупками. Оригами - кошелек. | - Учить определять предметы на ощупь и называть их; - закрепить знания детей о разновидностях оригами: плоскостное, объемное; - воспитывать желание конструировать из бумаги; - развивать память. | Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие Ребенка» , | |
Январь | Конструирование | День святого Валентина. Оригами - валентинка. | Дать знания о дне святого Валентина; - воспитывать интерес к занятиям по оригами; развивать память, речь. | С.Ю. и Е.Ю. Афонькины «Уроки оригами в школе и дома», стр. 106-109. |
Конструирование (2 часа) | День защитников Отечества. Оригами - открытка с самолетом. | Обобщить знания детей о празднике 23февраля; - учить складывать самолет по показу и объяснению; - развивать мелкую моторику рук; - закрепить умение 1 приклеивать Детали аппликации, используя салфетку, клеенку, кисть, клей; - воспитывать патриотические чувства, любовь к родной стране. | «Оригами для детского сада и начальной школы» C-Пб Центр оригами | |
Февраль | Конструирование | Кисть винограда | Учить детей правильно накрутить рол, напомнить о технологии изготовления тугого рола и свободной спирали. Техника безопасности при работе с режущими колющими инструментами | Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. |
Конструирование (2 часа) | Птицы | Учить детей правильному выполнению формы «листик», «капля», «треугольник». Продолжать знакомство с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. | Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. | |
Конструирование
| Шляпка для модницы, «Одежда» (обрывная аппликация с использованием элементов квилинга) | Продолжать знакомство с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. | Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. | |
Март | Конструирование (2 часа) | Жираф, Слон, Обезьяна | Развивать умение применять нужную форму в работе. Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Продолжать работу с технологической картой. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами | Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. |
Конструирование
| Комнатные растения «Цветок в горшке» | Развивать умение применять нужную форму в работе. Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. | Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. | |
Конструирование
| Сувенир | Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. | Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. | |
Апрель | Конструирование
| Рамочка для фотографий | Знакомство с примерами оформления фото рамки Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. | Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. |
Конструирование
| Весеннее дерево (коллективная работа) | Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение. Развивать умение применять нужную форму в композициях. Техника безопасности при работе с режущими колющими инструментами. | Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. | |
Конструирование
| Дождик, дождик – кап, кап | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа | Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000. | |
Конструирование
| Петушок-золотой гребешок (коллективная работа) | Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). | Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000. | |
Май | Конструирование
| Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки | Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации. | Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000. |
Конструирование (2 часа) | Котенок по имени «Гав»
| Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным. | Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000. | |
Конструирование | Летят самолеты (коллективная работа) | Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российскогофлага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату | Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000. |
Методическое обеспечение
Материально – техническое обеспечение программы
Помещение: учебный кабинет оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся (соответствующие росту учащихся, маркированные), классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Дидактическое обеспечение курса: образцы готовых изделий, инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия, схемы складывания изделий.
Материалы: ∙ Белая бумага
∙ Цветная бумага тонкая
∙ Цветная бумага плотная
∙ Двухсторонняя цветная бумага
∙ Цветной картон
∙ Гофре и т.д.
Инструменты и приспособления: ∙ Линейки
∙ Простые карандаши
∙ Цветные карандаши
∙ Стирательные резинки
∙ Фломастеры
∙ Ножницы
∙ Клей ПВА
∙ Бумажные салфетки и т.д.
Методические разработки:
∙ Компьютерные презентации: – Все об оригами (для вводного занятия «Знакомьтесь, оригами»). – «Цветочные композиции. – «Бумажный сад оригами» (по материалам сайта Московского центра оригами). – «Путешествие по стране оригами» (по материалам сайта «Travel to Oriland»).
∙ Краткий очерк «История развития искусства оригами».
∙ Интернет сайты: «Город мастеров» адрес: http://yelena-karuna.ucoz.ru., http://stranamasterov.ru/, http://oriart.ru/, www.origami-school.narod.ru, www.oriland.com
Список литературы
- Афонькины С.Ю. и Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: Литер- 1997
- Афонькины С.Ю. и Е.Ю. Универсальный бумажный конструктор. - М:
Аким- 1997
- Афонькины С.Ю. и Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - М: Аким- 1997
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
- Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.- «Университет», Москва 2000.
- Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.
Приложение №1
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
Приложения №2
Достижение детей по теме «Бумажная фантазия»
№ | Фамилия имя ребенка | Теоретические основы: история, география и др. | Практические действия с листом бумаги | Уровень знаний | ||||||
Складывание квадрата пополам | различным приемам работы с бумагой; | бумагокручения; | Умение детей скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основ | Использование разнообразных композиционных решений | Использование различных цветов и оттенков для создания определённых композиций | Составление из частей единое целое | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по искусству оригами «Волшебный квадратик» для класса пред школьной подготовки.
Цель программы Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приёмами техники ор...
ПЛАН-ПРОГРАММА дополнительному образованию «ОРИГАМИ +»
Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы с бумагой по технологии «Оригами»....
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей младшего дошкольного возраста «Волшебные превращения из бумаги»
ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»...
Консультация для воспитателей «Оригами — искусство складывания из бумаги»
Материал подготовлен с использованием печатных материалов и интернет ресурсов...
программа дополнительного образования "Оригами"
От автора Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса, направленная на формирование у дошкольников интереса к профессиям различного рода, а также к истории...
ПРОГРАММА дополнительного образования по ручному труду ( модульное оригами) «Волшебная бумага»
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛШЕБНИЦА-БУМАГА» (КОНСТРУИРОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ) для детей 5-6 лет на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ВОЛШЕБНИЦА-БУМАГА»(КОНСТРУИРОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ)для детей 5-6 летна 2022-2023 учебный год...