Игра-путешествие «Поможем Золушке».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Косолапова Евгения Григорьевна

Игра-путешествие «Поможем Золушке».

Программное содержание:

- закрепить знание о свойствах ткани; познакомить детей с названиями наиболее распространенных видов ткани и способах их получения;

- совершенствовать умение создавать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры; делать разметку при помощи шаблона, вырезать в соответствии с задуманным сюжетом; учит бережно относиться к используемому материалу;

- развивать фантазию, воображение, творческое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_zolushke.docx298.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                     Косолапова Е.Г.,

                                                    воспитатель ГБОУ СОШ № 2017 (Дошкольное отделение)

          Реализация задач образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в контексте ФГОС ДО.

                      Игра-путешествие «Поможем Золушке».

                                 Подготовительная к школе группа.

Программное содержание:

- закрепить знание о свойствах ткани; познакомить детей с названиями наиболее распространенных видов ткани и способах их получения;

- совершенствовать умение создавать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры; делать разметку при помощи шаблона, вырезать в соответствии с задуманным сюжетом; учит бережно относиться к используемому материалу;

- развивать фантазию, воображение, творческое мышление.

Оборудование: образцы различных тканей, коллекция волокон; модель ткацкого станка, веретено, прялка; кусочки ткани, кружева, ленты; клей, ножницы, силуэты кукол для аппликации; театральный костюм Золушки.

Музыкальное оформление: музыка из кинофильма «Золушка»: «Песенка Золушки», «Добрый жук».

                                              Ход деятельности

Воспитатель.     Ребята, посмотрите внимательно на одежду, в которую одеты вы и ваши друзья. Она самая разная. Что это за одежда?(Легкие футболки и блузки, теплые свитера и кофты, плотные шорты и джины). Из чего же сделана наша одежда? (Из ткани). А сами ткани одинаковые или разные? Сравните ткани на вашей одежде.(Ответы детей).     Д Действительно, ткани такие разные: гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные, плотные и редкие, прозрачные и не прозрачные. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они все-таки чем-то похожи, верно?

     Опыт с увеличительным стеклом.

Воспитатель.     Посмотрите на разные ткани через увеличительное стекло. Что вы видите? (Нити переплетены между собой). А у некоторых тканей – у марли, например, или у мешковины, это и так видно, безо всякого увеличительного стекла. Теперь понятно, почему нити у тканей так крепко держатся друг за друга. Но как и с помощью чего они  могли переплестись друг с другом? (Ответы детей). Дело в том, что помог им в этом ткацкий станок.

     Воспитатель демонстрирует детям действующую модель ткацкого станка.

Воспитатель.     Но, как же он работает? Ведь работа ткача, а именно так называется профессия человека, который изготавливает ткань, это настоящее мастерство. Кто же нам поможет овладеть этим искусством?

     Раздается стук в дверь. Звучит музыка из кинофильма «Золушка («Песенка Золушки»).

     Появляется Золушка. Она чем-то встревожена, она в растерянности.

Воспитатель.     Милая, добрая Золушка, что случилось, почему ты грустишь? Тебя что-то тревожит?

Золушка.     Очень скоро состоится сказочный бал у короля Страны сказок. Я приглашена. Это будет удивительный бал. Там соберутся все герои сказок. Каждый из них готовит для себя необыкновенный наряд. А я не знаю из какой ткани сшить себе бальное платье. Наверное, я вовсе не попаду на этот бал. (Плачет).

Воспитатель.     Золушка, не плачь. Мы с ребятами тебе обязательно поможем. Правда, ребята?(Да). Мы предлагаем тебе отправиться в необычное путешествие. Вместе с нами ты узнаешь, как и откуда появились ткани, какими разными они бывают. А затем, ребята помогут тебе не только выбрать нужную ткань, но даже изготовят само бальное платье. Ну, что, ты согласна?

Золушка (радостно).     Конечно, согласна! У вас здесь так интересно. Но я слышала, что вам тоже нужна помощь. И я вам смогу помочь.

     Дело в том, что точно такой станок стоит в доме у моей крестной - доброй феи, с его помощью можно изготовить ткань. Как? Я вам сейчас покажу.

     На экране -  изображение ткацкого станка.

Воспитатель.     Продольные нити, т.е. те, что тянут вдоль станка(голубые и зеленые на фото), все время прыгают – вверх – вниз, вверх – вниз. Подниматься и опускаться их заставляют решетки с колечками, сквозь которые эти нити продеты.

     А поперек  летают челноки – туда – обратно, туда – обратно. Каждый челнок тянет за собой поперечную нить (она сматывается с катушки, спрятанной внутри челнока). На что похож челнок по своей форме? (На лодочку). В старину лодку называли челноком, отсюда и такое название.

     А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал нить с помощью заостренной палки. Отсюда и произошло само слово «ткач». Он ведь тыкал палкой с нить ю то в одну, то в другую сторону. Уберите из слова «тыкать» букву «ы»…Какое слово получилось? (Ткать).

Золушка.     Ребят, давайте попробуем соткать полотно.   .

     Дети вместе с Золушкой на ткацком станке изготавливают полотно.

Золушка.     Что ж, ребята, мы замечательно потрудились. Предлагаю поиграть.

                                         Игра «Челночок».

Воспитатель.     Ребята, мы славно поиграли. Но нам пора отправляться в путешествие. Ведь прежде чем научиться ткать, люди должны были научиться изготавливать нити… Как вы думаете, из чего ткут ткань? (Из нитей). А сами нити откуда берутся? (Ответы детей).

     Воспитатель раздает детям по комочку ваты.

Воспитатель.     Возьмите комочек ваты, намочите его и скручивайте пальцами, при этом немножко растягивайте. Что получилось? (Нить!). Не очень ровная, но настоящая нить. А знаете, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить? (Ответы детей). Прядением!

     Для начала отправимся в прошлое. В древние-предревние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено. (Воспитатель показывает детям старинное веретено). А вот позже… Помните в сказке Пушкина: «Три девицы под окном  пряли поздно вечерком»? На чем они пряли? (Ответы детей).

     На экране  -  иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Воспитатель.   Возможно. Они пряли на такой вот прялке. (Воспитатель показывает детям старинную прялку). А затем изобрели и ткацкий станок. (Воспитатель демонстрирует детям модель старинного ткацкого станка). А сейчас нити прядут, т.е. скручивают из волокон, огромные прядильные машины.

     Из чего же изготавливают нити? Как вы думаете называются ткани, изготовленные из них?

     Об этом мы сейчас узнаем. Отправляемся на юг, именно там растет хлопчатник.

     На экране - изображение хлопчатника.

Воспитатель.     Хлопчатник очень любит тепло. Как созреет, лопаются коробочки с семенами, и в каждой – будто кусочек ваты! (Воспитатель показывает коробочку с хлопком). После сбора хлопка, его везут на прядильную фабрику. Там из хлопковых волокон прядут хлопчатобумажные нити. Как вы думаете называются ткани из хлопка? (Хлопчатобумажные ткани). Ткани из хлопчатобумажных нитей самые разные: Ситец, батист, фланель, сатин, вельвет, джинс… (Воспитатель показывает образцы хлопчатобумажных тканей).

     Без тканей из хлопка мы сейчас и жизни себе не представляем. А ведь их начали ткать в нашей стране меньше 200 лет назад. Как же обходились без хлопка? Как вы думаете, из каких нитей делали ткани, из каких волокон пряли нити на Руси? (Ответы детей).

     Продолжаем наше путешествие.

    (Воспитатель показывает льняное полотно).

Воспитатель.     Это волокно соткано  из льняных волокон. В старину тонкое льняное  полотно называли «русским шелком». Его умели ткать только в России. И чудесные вологодские кружева прядут из льняных тканей. (Воспитатель показывает образец вологодского кружева).

     На экране - изображение цветущего льна.

Воспитатель.     До чего красив цветущий лен – все поле в голубых цветочках! Отцветет лен, созреют на нем семена – тут его срезают. Через некоторое время лен расчесывают и получают отдельные волокна. (Воспитатель  показывает волокна льна). Из этих волокон спрядут льняные нити, а из нитей соткут ткань.

     В льняной рубашке на льняной простыне прохладно. А из более толстых нитей ткут парусину для парусов.

     Как называются ткани изо льна? (Льняные). К льняным тканям относятся: холст, парусина, льняная ткань. (Воспитатель демонстрирует образцы тканей).

     В какую погоду хороши льняные и хлопчатобумажные ткани? (В теплую погоду). А вот с наступлением холодов нам хочется одеться потеплее. И вот здесь на помощь человеку приходят животные. Посмотрите на теплую кофточку, брюки…из какого материала сделаны эти вещи? (Ответы детей). Эти вещи сделаны из шерсти, точнее из шерстяных нитей. Как вы думаете, из чего же прядут шерстяные нити? (Ответы детей).

     На экране изображение – овцы на пастбище.

Воспитатель.     Шерстяные нити прядут из шерсти, чаще всего из овечьей.(Воспитатель демонстрирует образец овечьей шерсти). Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают. А люди оправляют их шерсть на прядильную фабрику, а потом из пряжи (шерстяных нитей) вяжут теплую одежду.

     Но не только овцы снабжают людей шерстью, но и козы, верблюды, ламы.

     Ткани из шерсти: шерсть, драп, кашемир.

     Как же называются все эти ткани? (Шерстяные). Они очень плотные, толстые, теплые, слегка колючие. Как вы думаете, какую одежду шьют из таких тканей? (Ответы детей).

     А вот шелковую нить людям прясть не надо – ее прядет гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Почему шелкопрядом? (Шелк прядет). А почему тутовым? Потому что гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никакой другой еды не признает.

     На экране – изображение тутового шелкопряда.

Воспитатель.     Перед тем, как превратиться в куколку, гусеница выпускает «изо рта» две тонюсенькие паутинки. Они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя. Получается шелковый кокон, миллионы коконов, и в каждом километр шелковой нити. Ее перематывают на катушку и везут на ткацкую фабрику, где из них изготавливают ткани.

     Как же называются ткани из шелковых нитей? (Шелковые).

     Ткани из шелка: атлас, шелк, шифон.

     Они тонкие, воздушные, легкие, в них прохладно.

     Есть еще один вид ткани. Нити для синтетических тканей тоже  не надо прясть. На химическом комбинате из нефти или газа (такого же, какой горит на кухне). Химики делают пластмассу – например, капрон. Нагревают капрон, чтобы он стал мягким, и выдавливают через малюсенькие дырочки. Получаются такие капроновые «паутинки». Множество таких капроновых  «паутинок» свивают нить, а уж из нитей ткут ткань или вяжут колготки.

     Синтетические ткани: капрон, нейлон. (Воспитатель показывает образцы синтетических тканей).

Воспитатель.     Итак, мы узнали, как прядут нити и ткут ткани. Мы даже попробовали прясть и ткать. Узнали из чего делают ткани и какими разнообразными они бывают. Давайте вспомним: из хлопка изготавливают хлопчатобумажные ткани: …; изо льна – льняные: …; из шерсти – шерстяные …; из шелка – шелковые: …; к синтетическим тканям относятся: …

     А теперь, ребята, давайте порадуем Золушку и изготовим для нее бальное платье. У нас для этого есть все необходимое: кусочки ткани, ленты, кружево.

     Дети изготавливают платье, выполняя аппликацию из ткани, украшают платье кружевом, тесьмой.

F:\о.з. Ткань\ноябрь 2011 106.jpg      F:\о.з. Ткань\ноябрь 2011 112.jpg

 

 

   

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поможем Золушке.

Конспект открытого показа трудовой деятельности для воспитателей ДОУ и хозяйственно - бытовой труд в старшей группе....

Игра – путешествие «В сказочное королевство - на бал к Золушке»

Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия....

Конспект занятия по сенсорному воспитанию во второй младшей группе «Поможем Золушке».

комплексное занятие для детей второй младшей группы по сенсорному воспитанию....

«Поможем Золушке» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Конспект  непосредственной образовательной деятельности «Поможем Золушке».Образовательная область: «Коммуникация»Тип: интегрированнаяВозраст детей: 5-6 летФорма проведения: совместная деятельност...

Конспект занятия по познанию (ФЦКМ) "Поможем Золушке"

Закрепление знаний о насекомых и цветах луга и сада....

конспект ОД " Поможем Золушке"

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе....