Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе тема "Обычаи и традиции родного края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе тема "Обычаи и традиции родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_tema_kolpak.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект занятия в старшей группе тема :          

     « Обычаи и традиции родного края»

Программное содержание

Воспитывать:

Интерес к изучению культуры и обычаев своих предков

Любовь к родному краю ,труду

Развивать:

Любознательность

Внимание ,память ,речь

Учить:

Закрепить знания  пословиц  труде, загадок об овощах

Продолжить знакомство с народными традициями обычаями

Расширять словарный запас  ухват ,  глечик.

Оборудование:

Макитра, чугунок, ваза из тыквы, фартуки, овощи для салата, скатерть.

Словарная работа: макитра, чугунок, ряженка, варенец, пастила,  узвар  

Ход занятия

Ребята, посмотрите, сколько интересных вещей у меня на столе стоит. Это старинная Кубанская посуда.

-Как она называется?

-Макитра. Для чего она нужна? (Для засолки огурцов, помидор, для закваски теста).

-Глечик (Для хранения молока, сметаны).

-Чугунок (В нем варили кашу, борщ).

-На что похож чугунок? (На кастрюлю).

-Чем отличается? (Нет ручек). У чугунка нет ручек, как у современных кастрюль, поэтому чтобы поставить его в горячую печь или достать из печи, хозяйки используют ухват.

Когда приходили гости, стол застилали красиво вышитой скатертью. На него обязательно ставили хлеб-соль. А какие пословицы о хлебе вы знаете? –Без соли, без хлеба стол кривой.

-Худой обед, коли хлеба нет.

-Хлеб без куска – стол доска.

-Будет хлеб, будет и обед.

-Если хлеба каравай, так и под елью рай.

-Матушка рож кормит всех подряд, а пшеничка – по выбору.

-Как вы думаете, что это означает, почему так говорили?

А еще говорили:

-Хозяйка в дому, что оладушек в меду. Она одна за все отвечала.

-Ведь какова пряха, такова и рубаха.

-Она говорит, она и падаёт.

Сегодня я буду хозяйкой, а вы будете моими помощниками.

Назовите какие Кубанские блюда вы знаете?  (Кубанский борщ, его варили с мясом, салом), холодец, заливная рыба, лапша с мясом (чаще с курицей), вареники (с чем?), (с творогом или фруктами), жаренный гусь, поросенок. Очень любили на Кубани, большие в ладонь величиной пирожки с фасолью, горохом сладкие пироги, маленькие пирожки с творогом (с сыром). Из кислого теста пекли блины, оладьи.

Каши варили на воде или молоке, особенно любили гречневую, пшеничную, пшенную кашу.

Очень много кубанцы ели молочных фруктов: свежее молоко ели с хлебом, кашами. Ещё больше любили кислое молоко. Его готовили по разному: ряженка, варенец – топленое молоко заквашивали сметаной.

Из фруктов варили пастилу, варенье (в небольшом кол-ве, т.к. сахар был покупной, стоил дорого), но сушили для компотов. Как назывался компот из сухофруктов?

- Узвар.

А   какие фрукты сушили?

На Кубани выращивали, и сейчас выращивают много овощей, их ели в основном свежими, а на зиму засаливали.

-Давайте поиграем в игру «Узнай по вкусу» (овощи, фрукты; сырые, вареные)

-Мы с вами тоже сейчас приготовим салат из овощей.

Как можно назвать салат из овощей (овощной), а из фруктов? (фруктовый)

А из каких овощей вы знаете загадки, отгадайте загадки.

Семён загадай свою загадку:

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь.

                                                                   (Лук)

 

Он никогда и никого не обижал на свете

Чего же плачут от него и взрослые и дети.

                                                                      (Лук)

Как на нашей грядке, выросли загадки

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют.

                                                       (Помидор)

- Кто еще знает про помидор?

«Растут на грядке зеленые ветки

А на них красные детки».

Какую загадку ещё ты знаешь:

«Золотое решето, черных домиков полно

Сколько черных домиков, столько беленьких жильцов»

-Это подсолнух. А что делают из семян подсолнечника?

«Солнышко светил, чтоб ярче зеленел ….. (укроп)»

«Просит дедушка Федюшку, собери ещё ….. (петрушку)»

КАПУСТА

«Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка

Мы для нее готовим кадки и крупной соли пол мешка».

«Уродилась я на славу, голова была кудрява

Кто любит щи, меня ищи».

Большие, круглые кочаны капусты напоминаю голову. Название «капуста» означает голова. Капуста очень полезна, её сок улучшает пищеварение, в ней много витамина «С».

ОГУРЕЦ

«Развалились в беспорядке на своей перине-грядке

Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат

Беспрерывно сок сосут и растут»

«Ни окон ни дверей

Полна горница людей»

Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы.

ТЫКВА

«Золотая голова велика, тяжела,

Золотая голова отдохнула прилегла

Голова велика только шея тонка».

«Лез Мартын через тын

Сам пролез, а голову на тыну оставил».

О тыкве можно рассказывать много интересного. Давно из тыквы делали посуду: бутылки, ведра, ложки. В больших тыквах путешественники прячут одежду от дождя; в них хранят крупу и зерно. В Индии тыкву используют для ловли обезьян. В большой тыкве  делают маленькую дырку, насыпают в неё рис или другие зерна, семена. Зоркие обезьянки очень любопытные и жадные. Как только люди ухолят, обезьянки спускаются с деревьев,  бросаются к тыквам, запускают в нее лапку. Что там? Лапка нащупывает зерна риса и набирают полную горсть. Но сжатый кулачок не проходит в отверстие и ковыляет обезьянка на трех лапках, волоча за собой большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве, жалко выпустить зерна, и охотники легко забирают жадного зверька.

А я сегодня из тыквы вазу сделала, для нашего овощного салата. Давайте наденем фартуки, помоем руки и начнем резать наши овощи. Ребята, нож нужно держать лезвием вниз, пальчики держать подальше, чтобы не порезаться. Когда вы всё порежете, нож положите на стол. Мы порезали все овощи, теперь их надо посолить и заправить. А чем можем заправить салат? (сметана, майонез, подсолнечное масло). Давайте заправим подсолнечным маслом, ведь его сделали на нашем маслозаводе. Вот салат и готов. Переложим его в нашу красивую вазу.

Давайте накроем стол, пригласим гостей, ведь по доброй, старой традиции, первое угощение кому?

- Гостю.

Ребята, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве:

- Гостю почет – хозяину честь.

- Напои, накорми, а потом спрашивай.

- Гостю в переднем углу место.

- Что есть в печи, все на стол неси.

- Умей в гости звать, умей и угощать.

- Без соли, без хлеба худая беседа.

- Встречай не с лестью, а с честью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Домашние животные"

Данная работа в познавательной деятельности для старшей группы по теме: "Домашние животные", ставит перед собой следующие цели:1. Формирование представлений детей о домашних животных.2. Способствует р...

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе " Путешествие в Африку".

Цель: уточнить представления детей об органах чувств человека, их функциях.Задачи: дать детям знания о том, что у человека есть пять органов чувств(слух, зрение, осязание, обоняние, вкус), с помощью к...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Транспорт родного города"

Программное содержание:     Закрепить знание детьми названия родного города. Расширять представления детей о транспорте на улицах родного города, его названии, особенностях внешнег...

План-конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Поможем Фиксикам"

План - конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе.Тема «Поможем  Фиксикам»Задачи:...

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебство»

Знакомить детей со свойствами воды, воздуха, бумаги. Воспитывать интерес к окружающему миру, самостоятельность, наблюдательность, аккуратность. Развитие познавательной активности, навыков анализа и си...

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе: «Знакомство с подводным миром»

Расширить и систематизировать знания детей о водоёмах Земли.Расширить представления детей об обитателях моря, уточнить об особенностях их приспособления к окружающей среде.Совершенствовать умение дете...