Авторская программа "Волшебные нити" для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Максарова Дарима Сандановна
Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - шитью и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_kruzhka_-_volshebnye_niti.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Светлячок»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МБДОУ

_____________ О.М. Каминина

«___» _____________ 201__ г.

Авторская программа

«Волшебные нити»

(возраст детей 5 лет)

(срок реализации 1 год)

Воспитатель: Максарова Д.С.

с.Дульдурга

Содержание.

1. Пояснительная записка.

1.2. Актуальность.

1.3. Новизна.

1.4. Цель.

1.5. Задачи.

1.6. Возраст детей.

1.7. Продолжительность реализации программы.

1.8. Формы и режим занятий.

1.9. Ожидаемые результаты.

1.10. Педагогическая диагностика (см. Приложение1).

1.11.Формы подведения итогов реализации программы.

2. Учебно-тематический план (см. Приложение 2).

3. Преемственность.

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

5. Список литературы.

  •  Пояснительная записка.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством.

Трудовая  деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

1.2.Актуальность.

Занимательная деятельность  в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

 1.3.Новизна.

Просмотрев  ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста к ручному труду, а именно шитью, выявила , что шитье включено в занятия по ручному труду, в некоторых программах (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено. В нашей программе «Развитие» этому не уделяется внимание.

Программ работы кружка по данному виду труда - шитью - не найдено.

Опыт работы с детьми. позволил систематизировать и обобщить “наработанный” материал в программу кружка шитья “Волшебные нити”.  Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах.

1.4. Цель программы.

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - шитью и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

1.5. Задачи программы.

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

1.6. Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 5,5- 6,5 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

1.7. Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы -1 год.

1.8. Формы и режим кружка.

Кружок проводится в четверг мини- группам, II половина дня. 1 раз в неделю.

Продолжительность  -   20 минут

В начале  проводится работа по безопасности с острыми предметами (игла, ножницы),  пальчиковая  гимнастика, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное шитье  изделий.

1.9. Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах;

- разрезают ткань по нанесенным меткам;

- вдевают нитку в иголку;

- завязывают узелок;

- шьют швами “вперед иголку”, “строчка”;

- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

1.10. Педагогическая диагностика (см. Приложение1).

1.11. Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в детском саду;

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на неделе творческих отчетов;

2. Тематическое планирование ( см. Приложение 2).

3. Преемственность.

Программа кружка предполагает:

- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.

В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов шитья), игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.

Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения.

Применяются и наглядные методы и приемы:

- наблюдение;

- рассматривание готовых изделий на выставках, на занятиях кружка;

- показ образца.

5. Список литературы.

1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.

2. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия   развития, Академия К, 1998.-287с.

3. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

4. Интернет - ресурсы

                                             

        Приложение 1.                                                                                                                                                

                                          1.10 Педагогическая диагностика.                                                     

    Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируется  в таблице  на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.

Таблица 1.

п/п

Содержание деятельности

Количество детей, овладевших содержанием деятельности

сентябрь

май

1.

Умение принять цель деятельности.

2.

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место

3.

Разрезают ткань по меткам

4.

Вдевают нитку в иголку.

5.

Завязывают узелок.

6.

Шьют швом «вперед иголку».

7.

Шьют швом «строчка»

8.

Интерес к шитью

Количество детей в группе

Таблица 2.

Уровни

Низкий  – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества

Средний  – высокая самостоятельность в деятельности; недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

Высокий  – развитые комбинаторные умения; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны

Количество детей в группе

   

   Интерес к вышиванию проявляют как девочки, так и мальчики: все дети независимо от пола, пробуют силы в различных видах деятельности, в том числе и в шитье.

Приложение 2.                                                                                                                                                

 Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Интеграция образовательных областей

Программные задачи

Методы и приемы

Взаимодействие с семьей

Сентябрь

Знакомство с профессией дизайнера, швеи.

Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие.

Беседа о профессии, ее значимость для людей. Рассматривание иллюстрации

Выставка работ – готовых изделий.

Словесный, наглядный, личный опыт.

Брошюры, журналы о модной одежде.

«Иголочка, иголочка»

Речевое развитие. Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Познакомить с правильным обращением с иголкой, закрепить правильное обращение с ножницами.

Приучать убирать за собой рабочее место. Воспитывать самостоятельность.

Словесный, практический, игровой

«Узелок»

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

Упражнять с правильным обращением с иголкой, закрепить правильное обращение с ножницами.

Приучать убирать за собой рабочее место. Воспитывать самостоятельность

Словесный, практический, наглядный

Октябрь

«Такой разный материал (картон, ткань)»

Социально-коммуникативное развитие.

Знакомство со свойствами картона, ткани. Сравнение.

Упражнять в работе с ножницами при работе с картоном, тканью.

Наглядный, практический, словесный

Открытки, лоскутки тканей

«Игольница»

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

У каждого инструмента свой дом – у иголки – игольница

Упражнять в работе по контуру.

Упражнять с правильным обращением с иголкой.

Воспитывать самостоятельность при оформлении своей игольницы.

Работать в мини-группе под музыкальное сопровождение.

Наглядный, практический, словесный

«Закладка» Шов с накидом.

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие.

Познакомить со швом с накидом при работе с картоном.

Упражнять с правильным обращением с иголкой.

Проведение физминутки.

Работать в мини-группе под музыкальное сопровождение

Словесный, практический

Ноябрь

Подарок мамочке. Чехол под расческу.

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие.

.

Беседа о празднике.

Упражнять в работе с шаблоном, картоном, ножницами, шов с накидом.

Формировать навыки обращения с иглой, ножницами.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз.

Доставить радость от полученной работе своему близкому.

Наглядный, практический, словесный

Декабрь

«Платочек»

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие.

Учить отмерять квадрат из лоскута ткани. Познакомить со швом «вперед иголку»

Упражнять с правильным обращением с иголкой.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз.

Работать в мини-группе под музыкальное сопровождение.

Словесный, практический, наглядный, игровой

Лоскутки ткани.

 «Сумочка»

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие..

Учить отмерять ткань, отрезать полоски для ручек и прошивать их.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз.

Упражнять с правильным обращением с иголкой, ножницами.

Проявлять самостоятельность в выборе ткани, ниток.

Словесный, практический, наглядный, игровой

Январь

1. Разрезание ткани по нанесенным меткам.

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие..

Беседа о помощниках на кухне – подхватки.

Правила работы с ножницами – закрепление.

Проявлять самостоятельность в выборе ткани, ниток.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз.

Ритмическая пауза (физминутка)

Словесный, практический, наглядный

2. «Подхватки» для игры в домике

Февраль

1. «Пришей пуговицу» Пришивание пуговицы с двумя отверстиями

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Учить пришивать пуговицу способом «в прокол»

Проявлять самостоятельность в выборе ткани, ниток.

Воспитывать аккуратность в работе.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз

Ритмическая пауза (физминутка)

Словесный, практический, наглядный

Пуговицы разной величины

2. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями.

Март

«кукла»

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Беседа о сказочным герое.

Учить наносить метки, работать с ножницами по контуру.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз

Закреплять правила безопасности при работе с острыми предметами.

Словесный, практический, наглядный, игровой

Мягкая игрушка «Мячик»

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Учить работать с ножницами по контуру, вырезать овалы. Сшивать их между собой.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз

Закреплять правила безопасности при работе с острыми предметами.

Проявлять самостоятельность в выборе ткани, ниток.

Словесный, практический, наглядный, игровой

Лоскутки тканей.

Апрель

«Колобок»

Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Беседа о сказочным герое.

Учить наносить метки, работать с ножницами по контуру.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз

Закреплять правила безопасности при работе с острыми предметами.

Словесный, практический, наглядный, игровой

Мягкая игрушка «Собачка»

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие

Учить работать с ножницами по контуру, вырезать детали. Сшивать их между собой.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз

Закреплять правила безопасности при работе с острыми предметами.

Проявлять самостоятельность в выборе ткани, ниток.

Словесный, практический, наглядный, игровой

Лоскутки тканей.

Май

Мягкая игрушка «Клоун»

Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие

Разрезание ткани по нанесенным меткам.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз

Правила работы с ножницами – закрепление

Словесный, практический, наглядный, игровой

Подготовка выставки работ вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»

Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем»

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир сто...

Авторская презентация для детей старшего дошкольного возраста «Как устроен человек?»

Презентация "Как устроен человек?"  способствует систематизации знаний старших дошкольников о внутренних органах человека, их назначении;  учить детей бережному отношению к своему телу и здо...

Подвижные игры в авторской обработке для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: Развивать ловкость, умение взаимодействовать друг с другом, добиваться согласованности движений....

«Восприятие художественных текстов с помощью презентаций авторских произведений для детей старшего дошкольного возраста»

Ключевые слова: художественное восприятие, авторские произведения, старший дошкольный возраст, методические рекомендации....

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста по нетрадиционной технике рисования "Волшебная палитра"

Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество....

Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) "Я познаю окружающий мир" "Кубик - календарик"

Задачи:1. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.2. Формировать представления о чередовании времен года, месяцев, частей суток, дни недели.3. Позн...