Авторская программа "Волшебные нити" для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_kruzhka_-_volshebnye_niti.docx | 14.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Светлячок»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ
_____________ О.М. Каминина
«___» _____________ 201__ г.
Авторская программа
«Волшебные нити»
(возраст детей 5 лет)
(срок реализации 1 год)
Воспитатель: Максарова Д.С.
с.Дульдурга
Содержание.
1. Пояснительная записка.
1.2. Актуальность.
1.3. Новизна.
1.4. Цель.
1.5. Задачи.
1.6. Возраст детей.
1.7. Продолжительность реализации программы.
1.8. Формы и режим занятий.
1.9. Ожидаемые результаты.
1.10. Педагогическая диагностика (см. Приложение1).
1.11.Формы подведения итогов реализации программы.
2. Учебно-тематический план (см. Приложение 2).
3. Преемственность.
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
5. Список литературы.
- Пояснительная записка.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством.
Трудовая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
1.2.Актуальность.
Занимательная деятельность в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
1.3.Новизна.
Просмотрев ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста к ручному труду, а именно шитью, выявила , что шитье включено в занятия по ручному труду, в некоторых программах (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено. В нашей программе «Развитие» этому не уделяется внимание.
Программ работы кружка по данному виду труда - шитью - не найдено.
Опыт работы с детьми. позволил систематизировать и обобщить “наработанный” материал в программу кружка шитья “Волшебные нити”. Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах.
1.4. Цель программы.
Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - шитью и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
1.5. Задачи программы.
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
1.6. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 5,5- 6,5 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.7. Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы -1 год.
1.8. Формы и режим кружка.
Кружок проводится в четверг мини- группам, II половина дня. 1 раз в неделю.
Продолжительность - 20 минут
В начале проводится работа по безопасности с острыми предметами (игла, ножницы), пальчиковая гимнастика, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное шитье изделий.
1.9. Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах;
- разрезают ткань по нанесенным меткам;
- вдевают нитку в иголку;
- завязывают узелок;
- шьют швами “вперед иголку”, “строчка”;
- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
1.10. Педагогическая диагностика (см. Приложение1).
1.11. Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на неделе творческих отчетов;
2. Тематическое планирование ( см. Приложение 2).
3. Преемственность.
Программа кружка предполагает:
- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;
- развить личностные качества;
- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;
- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.
В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов шитья), игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.
Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения.
Применяются и наглядные методы и приемы:
- наблюдение;
- рассматривание готовых изделий на выставках, на занятиях кружка;
- показ образца.
5. Список литературы.
1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
2. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.
3. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
4. Интернет - ресурсы
Приложение 1.
1.10 Педагогическая диагностика.
Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.
Таблица 1.
№ п/п | Содержание деятельности | Количество детей, овладевших содержанием деятельности | |
сентябрь | май | ||
1. | Умение принять цель деятельности. | ||
2. | Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место | ||
3. | Разрезают ткань по меткам | ||
4. | Вдевают нитку в иголку. | ||
5. | Завязывают узелок. | ||
6. | Шьют швом «вперед иголку». | ||
7. | Шьют швом «строчка» | ||
8. | Интерес к шитью | ||
Количество детей в группе |
Таблица 2.
Уровни | |
Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества | |
Средний – высокая самостоятельность в деятельности; недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично. | |
Высокий – развитые комбинаторные умения; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны | |
Количество детей в группе |
Интерес к вышиванию проявляют как девочки, так и мальчики: все дети независимо от пола, пробуют силы в различных видах деятельности, в том числе и в шитье.
Приложение 2.
Комплексно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Интеграция образовательных областей | Программные задачи | Методы и приемы | Взаимодействие с семьей |
Сентябрь | Знакомство с профессией дизайнера, швеи. | Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие. | Беседа о профессии, ее значимость для людей. Рассматривание иллюстрации | Выставка работ – готовых изделий. Словесный, наглядный, личный опыт. | Брошюры, журналы о модной одежде. |
«Иголочка, иголочка» | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. | Познакомить с правильным обращением с иголкой, закрепить правильное обращение с ножницами. Приучать убирать за собой рабочее место. Воспитывать самостоятельность. | Словесный, практический, игровой | ||
«Узелок» | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. | Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Упражнять с правильным обращением с иголкой, закрепить правильное обращение с ножницами. Приучать убирать за собой рабочее место. Воспитывать самостоятельность | Словесный, практический, наглядный | ||
Октябрь | «Такой разный материал (картон, ткань)» | Социально-коммуникативное развитие. | Знакомство со свойствами картона, ткани. Сравнение. Упражнять в работе с ножницами при работе с картоном, тканью. | Наглядный, практический, словесный | Открытки, лоскутки тканей |
«Игольница» | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. | У каждого инструмента свой дом – у иголки – игольница Упражнять в работе по контуру. Упражнять с правильным обращением с иголкой. Воспитывать самостоятельность при оформлении своей игольницы. Работать в мини-группе под музыкальное сопровождение. | Наглядный, практический, словесный | ||
«Закладка» Шов с накидом. | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Познакомить со швом с накидом при работе с картоном. Упражнять с правильным обращением с иголкой. Проведение физминутки. Работать в мини-группе под музыкальное сопровождение | Словесный, практический | ||
Ноябрь | Подарок мамочке. Чехол под расческу. | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. . | Беседа о празднике. Упражнять в работе с шаблоном, картоном, ножницами, шов с накидом. Формировать навыки обращения с иглой, ножницами. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз. Доставить радость от полученной работе своему близкому. | Наглядный, практический, словесный | |
Декабрь | «Платочек» | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Учить отмерять квадрат из лоскута ткани. Познакомить со швом «вперед иголку» Упражнять с правильным обращением с иголкой. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз. Работать в мини-группе под музыкальное сопровождение. | Словесный, практический, наглядный, игровой | Лоскутки ткани. |
«Сумочка» | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.. | Учить отмерять ткань, отрезать полоски для ручек и прошивать их. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз. Упражнять с правильным обращением с иголкой, ножницами. Проявлять самостоятельность в выборе ткани, ниток. | Словесный, практический, наглядный, игровой | ||
Январь | 1. Разрезание ткани по нанесенным меткам. | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.. | Беседа о помощниках на кухне – подхватки. Правила работы с ножницами – закрепление. Проявлять самостоятельность в выборе ткани, ниток. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз. Ритмическая пауза (физминутка) | Словесный, практический, наглядный | |
2. «Подхватки» для игры в домике | |||||
Февраль | 1. «Пришей пуговицу» Пришивание пуговицы с двумя отверстиями | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. | Учить пришивать пуговицу способом «в прокол» Проявлять самостоятельность в выборе ткани, ниток. Воспитывать аккуратность в работе. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз Ритмическая пауза (физминутка) | Словесный, практический, наглядный | Пуговицы разной величины |
2. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. | |||||
Март | «кукла» | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. | Беседа о сказочным герое. Учить наносить метки, работать с ножницами по контуру. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз Закреплять правила безопасности при работе с острыми предметами. | Словесный, практический, наглядный, игровой | |
Мягкая игрушка «Мячик» | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. | Учить работать с ножницами по контуру, вырезать овалы. Сшивать их между собой. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз Закреплять правила безопасности при работе с острыми предметами. Проявлять самостоятельность в выборе ткани, ниток. | Словесный, практический, наглядный, игровой | Лоскутки тканей. | |
Апрель | «Колобок» | Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. | Беседа о сказочным герое. Учить наносить метки, работать с ножницами по контуру. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз Закреплять правила безопасности при работе с острыми предметами. | Словесный, практический, наглядный, игровой | |
Мягкая игрушка «Собачка» | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие | Учить работать с ножницами по контуру, вырезать детали. Сшивать их между собой. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз Закреплять правила безопасности при работе с острыми предметами. Проявлять самостоятельность в выборе ткани, ниток. | Словесный, практический, наглядный, игровой | Лоскутки тканей. | |
Май | Мягкая игрушка «Клоун» | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие | Разрезание ткани по нанесенным меткам. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз Правила работы с ножницами – закрепление | Словесный, практический, наглядный, игровой | |
Подготовка выставки работ вместе с детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем»
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир сто...
Авторская презентация для детей старшего дошкольного возраста «Как устроен человек?»
Презентация "Как устроен человек?" способствует систематизации знаний старших дошкольников о внутренних органах человека, их назначении; учить детей бережному отношению к своему телу и здо...
Подвижные игры в авторской обработке для детей старшего дошкольного возраста
Задачи: Развивать ловкость, умение взаимодействовать друг с другом, добиваться согласованности движений....
«Восприятие художественных текстов с помощью презентаций авторских произведений для детей старшего дошкольного возраста»
Ключевые слова: художественное восприятие, авторские произведения, старший дошкольный возраст, методические рекомендации....
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста по нетрадиционной технике рисования "Волшебная палитра"
Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество....
Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) "Я познаю окружающий мир" "Кубик - календарик"
Задачи:1. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.2. Формировать представления о чередовании времен года, месяцев, частей суток, дни недели.3. Позн...