Творческая мастерская
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

ПОЗНЯКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Возрождение русских народных традиций в ДОУ - работа с детьми в технике ручного плетения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya.doc17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Зав.МДОУ №55

_____________Л.К.Пожидаева

Творческая мастерская:

«Возрождение русских народных традиций

 в ДОУ - работа с детьми в технике ручного плетения»

 

                                                                            Воспитатель

                                                                                  Познякова Т. А.

                                                                                                       МДОУ №55 «Росинка

г. Новоалександровск 2013г.

Богато и разнообразно народное декоративное прикладное искусство. Из года в год усиливается интерес к этому массовому поистине о всеобщему творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам красоты и гармонии свое непосредственное окружение. Дома и костюмы, утварь и орудия труда- бесчисленные тому примеры. Эти зачастую безымянные произведения воплотили в осязаемых вещественных формах стремление самых широких масс народа к красоте.

Лучшие произведения народного искусства поражают простотой и лаконичностью, служат великолепными образцами использования обычно повсеместно распространенных материалов.

Поистине увлекателен приносящий большое удовлетворение процесс освоения отдельных приемов художественного ремесла, тайн мастерства и конечно приносит большое удовлетворение дальнейшая творческая работа, фундаментом которой становится традиционное национальное искусство. Процесс познания и радость творчества в народном искусстве не отделены друг от друга ,а тесно переплетаются, именно поэтому велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Обучая детей основам художественного ремесла ,необходимо помнить, что эти занятия открывают великолепный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о красоте и гармонии .Поэтому очень важно умело сочетать показ тех или иных приемов с интересными рассказами об искусстве ,демонстрацией достижений народный мастеров, использовать иллюстративный материал ,репродукции. Обучая детей приемам художественной работы, следует особо заботиться о создании творческой атмосферы во время занятий.

Традиционное и современное искусство плетение из тесьмы, нитей, шнура получило широкое признание в декоративно-прикладном искусстве. Ручное узорное ткачество - своеобразный вид народного мастерства, издавна известный в России .В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту. Для ткачества использовалось различное сырье: лен, шерсть ,конопля, которое в ручную обрабатывалась в каждом крестьянском дворе. Процесс плетения был почти ритуальным, растянутым во времени- летом выращивалось сырье, зимой когда полевые работы приостанавливались, его обрабатывали. Девушки собирались вместе, свивали нитки на ручных прялках. На домашних деревянных станках, которые имелись в каждом крестьянском доме, начинали неторопливо ткать холсты. Ближе к весне их раскладывали на зеленой прогретой солнцем траве для отбелки. Из этих тканей шили различные одежды, белье, изготавливались предметы для украшения домашнего быта-полотенца, скатерти, занавески, подзоры. Особенно славились узорные ткани работы ткачей Кадашевской ткацкой слободы в Москве, среди прочих тканей там делали и так называемые «посольские скатерти»,предназначенные для торжественных приемов во дворце. К сожалению тканей той поры не сохранились. В русском крестьянском убранстве доминировал красный цвет со множеством оттенков, составляющих цветовую симфонию-символ красного солнца, красоты, радости. Он встречался всюду- в народных вышивках, в тканях ,в украшениях изб, царских палат, его воспевали в устном народном творчестве.

В фольклоре слово «красный» означает «красивый»,»прекрасный»,»дорогой». Красный цвет главный, а дополнительный к нему были золотистый, черный, зеленый.

Великолепие красочных тканей, узоров создавались руками простых крестьянских женщин, к оторые, из поколения в поколения передавали секреты своего мастерства.

Принципы народного- художественного ткачества не угасают, они развиваются в современном декоративном искусстве, приобретая все большее значение в сохранении и развитии национальных традиций ,в появлении новых видов изделий, формирующих предметный мир современного человека.

В наши дни мы смотрим на этот вид прикладного искусства, как на живой неиссякаемый источник народного мастерства, мудрости, красоты. Специалисты считают, что в современном народном искусстве именно ткачество относится к числу наиболее творческих, многовариативных видов. Неслучайно оно привлекает многих людей независимо от их профессий.

Процесс освоения дошкольники плетения и ткачества проходит по этапно то есть строится по определенной программе которая заключается в следующем:

1.Знакомство с нитками их фактурой.

2.Работа с нитью (наматывание, наклеивание, разматывание, разрезание, деление нитей).

3.Знакомство со станками (круглые, квадратные).

4.Принципы плетения на станках, используя 2 группы нитей (основа и утка ).

5.Освоение приемов плетения.

6.Завершение изделий и художественное оформление.

Декоративное плетение состоит из нескольких операций, которые ребенок постепенно осваивает:

-натягивание основной нити на рамку;

-подобрать пряжу по цвету, фактуре;

-вставить нитку в челнок;

-выполнить элементарные приемы переплетений;

В процессе занятий дети учатся определять эстетически значимую цель, предвидеть конечный результат, реализовывать свой замысел, овладевают техникой, учатся смело обращаться с различными материалами,а самое главное развиваются творческие способности.

Занятия строятся на основе личностно-ориентированного подхода, при этом учитываются психологические особенности ребенка. Имеет место и дифференцированность заданий по степени сложности. Во время художественного плетения у детей развивается зрительная память,образное мышление,мелкая моторика рук,что в свою очередь влияет на четкость и точность в выполнении задания. От того на сколько ребенок умеет работать на занятиях самостоятельно,во многом зависит и самостоятельность его действий в часы досуга. Работа с нитью- кладовая для развития фантазии. Процесс изготовления поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств,но и обязательно разовьет интеллектуальную и творческую активность.

Для поддержания интереса к таким занятиям необходимо организовывать выставки, знакомство с мастерами,походы в музеи. Важно насытить занятия художественным словом,музыкальными этюдами,играми,песнями, закличками, фольклором которые создадут определенные условия для формирования эстетического восприятия,а также помогут возродить национальные традиции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»

Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...

Рабочая программа по курсу Развитие познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская"

  Предлагаю рабочую программу по развитию познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская".  Работа кружка "Творческая мастерская" нацелена на общее развитие ребе...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"

Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....