Творческая мастерская
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Возрождение русских народных традиций в ДОУ - работа с детьми в технике ручного плетения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya.doc | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Зав.МДОУ №55
_____________Л.К.Пожидаева
Творческая мастерская:
«Возрождение русских народных традиций
в ДОУ - работа с детьми в технике ручного плетения»
Воспитатель
Познякова Т. А.
МДОУ №55 «Росинка
г. Новоалександровск 2013г.
Богато и разнообразно народное декоративное прикладное искусство. Из года в год усиливается интерес к этому массовому поистине о всеобщему творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам красоты и гармонии свое непосредственное окружение. Дома и костюмы, утварь и орудия труда- бесчисленные тому примеры. Эти зачастую безымянные произведения воплотили в осязаемых вещественных формах стремление самых широких масс народа к красоте.
Лучшие произведения народного искусства поражают простотой и лаконичностью, служат великолепными образцами использования обычно повсеместно распространенных материалов.
Поистине увлекателен приносящий большое удовлетворение процесс освоения отдельных приемов художественного ремесла, тайн мастерства и конечно приносит большое удовлетворение дальнейшая творческая работа, фундаментом которой становится традиционное национальное искусство. Процесс познания и радость творчества в народном искусстве не отделены друг от друга ,а тесно переплетаются, именно поэтому велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.
Обучая детей основам художественного ремесла ,необходимо помнить, что эти занятия открывают великолепный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о красоте и гармонии .Поэтому очень важно умело сочетать показ тех или иных приемов с интересными рассказами об искусстве ,демонстрацией достижений народный мастеров, использовать иллюстративный материал ,репродукции. Обучая детей приемам художественной работы, следует особо заботиться о создании творческой атмосферы во время занятий.
Традиционное и современное искусство плетение из тесьмы, нитей, шнура получило широкое признание в декоративно-прикладном искусстве. Ручное узорное ткачество - своеобразный вид народного мастерства, издавна известный в России .В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту. Для ткачества использовалось различное сырье: лен, шерсть ,конопля, которое в ручную обрабатывалась в каждом крестьянском дворе. Процесс плетения был почти ритуальным, растянутым во времени- летом выращивалось сырье, зимой когда полевые работы приостанавливались, его обрабатывали. Девушки собирались вместе, свивали нитки на ручных прялках. На домашних деревянных станках, которые имелись в каждом крестьянском доме, начинали неторопливо ткать холсты. Ближе к весне их раскладывали на зеленой прогретой солнцем траве для отбелки. Из этих тканей шили различные одежды, белье, изготавливались предметы для украшения домашнего быта-полотенца, скатерти, занавески, подзоры. Особенно славились узорные ткани работы ткачей Кадашевской ткацкой слободы в Москве, среди прочих тканей там делали и так называемые «посольские скатерти»,предназначенные для торжественных приемов во дворце. К сожалению тканей той поры не сохранились. В русском крестьянском убранстве доминировал красный цвет со множеством оттенков, составляющих цветовую симфонию-символ красного солнца, красоты, радости. Он встречался всюду- в народных вышивках, в тканях ,в украшениях изб, царских палат, его воспевали в устном народном творчестве.
В фольклоре слово «красный» означает «красивый»,»прекрасный»,»дорогой». Красный цвет главный, а дополнительный к нему были золотистый, черный, зеленый.
Великолепие красочных тканей, узоров создавались руками простых крестьянских женщин, к оторые, из поколения в поколения передавали секреты своего мастерства.
Принципы народного- художественного ткачества не угасают, они развиваются в современном декоративном искусстве, приобретая все большее значение в сохранении и развитии национальных традиций ,в появлении новых видов изделий, формирующих предметный мир современного человека.
В наши дни мы смотрим на этот вид прикладного искусства, как на живой неиссякаемый источник народного мастерства, мудрости, красоты. Специалисты считают, что в современном народном искусстве именно ткачество относится к числу наиболее творческих, многовариативных видов. Неслучайно оно привлекает многих людей независимо от их профессий.
Процесс освоения дошкольники плетения и ткачества проходит по этапно то есть строится по определенной программе которая заключается в следующем:
1.Знакомство с нитками их фактурой.
2.Работа с нитью (наматывание, наклеивание, разматывание, разрезание, деление нитей).
3.Знакомство со станками (круглые, квадратные).
4.Принципы плетения на станках, используя 2 группы нитей (основа и утка ).
5.Освоение приемов плетения.
6.Завершение изделий и художественное оформление.
Декоративное плетение состоит из нескольких операций, которые ребенок постепенно осваивает:
-натягивание основной нити на рамку;
-подобрать пряжу по цвету, фактуре;
-вставить нитку в челнок;
-выполнить элементарные приемы переплетений;
В процессе занятий дети учатся определять эстетически значимую цель, предвидеть конечный результат, реализовывать свой замысел, овладевают техникой, учатся смело обращаться с различными материалами,а самое главное развиваются творческие способности.
Занятия строятся на основе личностно-ориентированного подхода, при этом учитываются психологические особенности ребенка. Имеет место и дифференцированность заданий по степени сложности. Во время художественного плетения у детей развивается зрительная память,образное мышление,мелкая моторика рук,что в свою очередь влияет на четкость и точность в выполнении задания. От того на сколько ребенок умеет работать на занятиях самостоятельно,во многом зависит и самостоятельность его действий в часы досуга. Работа с нитью- кладовая для развития фантазии. Процесс изготовления поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств,но и обязательно разовьет интеллектуальную и творческую активность.
Для поддержания интереса к таким занятиям необходимо организовывать выставки, знакомство с мастерами,походы в музеи. Важно насытить занятия художественным словом,музыкальными этюдами,играми,песнями, закличками, фольклором которые создадут определенные условия для формирования эстетического восприятия,а также помогут возродить национальные традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...
Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»
Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...
Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»
Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...
Рабочая программа по курсу Развитие познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская"
Предлагаю рабочую программу по развитию познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская". Работа кружка "Творческая мастерская" нацелена на общее развитие ребе...
Творческая мастерская "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей"
Мастер класс для воспитателей по нетрадиционной техники рисования....
«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...
Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"
Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....