Программа кружка «Волшебный мир оригами»
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Казанцева Валентина Владимировна

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_volshebnyy_mir_origami.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 18 «Улыбка»

г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)

Программа отлицензирована

Государственной службой по контролю

и надзору в сфере образования и науки

при Президенте Республики Саха (Якутия)

лицензия № 289 от 25 декабря 2009 г.

Программа кружка

«Волшебный мир оригами»

Образовательная программа дополнительного образования детей 5-7 лет по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Срок реализации программы - 2 года

Автор:

Минькова Валентина Владимировна,

воспитатель группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

г. Нерюнгри, 2009 г.

Пояснительная записка

Что такое оригами? Оригами – это японское искусство складывать модели из бумаги. Своё название получило от японских слов «ОРИ» - складывать, «ГАМИ» - бумага. Искусство создания бумажных моделей насчитывает 2000 лет и его история полна ярких страниц. Это искусство не знает границ и доступно людям любого возраста. В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Кроме того оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя и семейного очага.

Создание ребенком продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок и т.д.) облегчает процесс коммуникации, установление отношений с взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности; повышает самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии. Именно это облегчает решение важнейшей задачи – адаптация ребенка посредством художественно-продуктивной деятельности в социальной среде.

Все виды художественно-продуктивной деятельности носят развивающую направленность по своей сути: они способствуют овладению техническими навыками, развитию мелкой моторики. Но, как правило, действуя в рамках какой-либо определенной программы, мы ограничиваем детей в выборе тематики, способах и средствах воплощения замысла, тем самым, тормозя развитие творческих способностей.

Предложенная программа кружка «Волшебный мир оригами» предполагает несколько иной подход. В первую очередь, продуктивная деятельность – это возможность проявить своё творческое видение образа и способность его оригинального воплощения, т.е. изобразительное творчество.

В возрасте 5-7 лет у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения в художественных видах деятельности, развивается самосознание, что является основой для использования нетрадиционных методов работы.

Цель - развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.

Особенности организации

Темы подобраны по лексической теме недели в соответствии с моделью образовательной деятельности ДОУ на учебный год.

Совместная деятельность взрослого и ребенка проходит в форме художественной мастерской во второй половине дня один раз в неделю. Продолжительностью:

  • с детьми от 5 до 6 лет – продолжительность не более 25 минут;
  • с детьми от 6 до 7 лет – продолжительность не более 30 минут.

Совместная деятельность взрослого и детей включает различные формы образовательной деятельности: беседы, рассказ воспитателя, показ способа деятельности, совместную практическую деятельность, обсуждение результатов труда; организацию выставок, создание коллажей.

В сентябре «Художественная мастерская» начинает работу со второй недели месяца, так как в течение первой недели проводится диагностика детей по данному разделу. В январе – одна неделя новогодних каникул. И последняя неделя мая предусматривает диагностику детей для подведения итогов за прошедший учебный год.

Задачи первого года обучения (5-6 лет):

Познакомить детей с базовыми формами: книжка, треугольник, дверь, блин, воздушный змей. Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.

Закреплять умение делать надрезы в определённом месте, добиваться конечного результата, украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации. Развивать детскую фантазию и воображение во время работы с различными видами бумаги.

Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.

К концу первого года обучения дети 5-6 лет должны знать и уметь:

  • Знает и называет геометрические фигуры.
  • Ориентируется на листе бумаги.
  • Складывает лист бумаги пополам.
  • Складывает квадратный лист бумаги по диагонали, соединяя два противоположных угла.
  • Загибает края бумаги, совместив их с центральной складкой (Б./ф. «воздушный змей»).
  • Умеет намечать линии.
  • Тщательно и аккуратно разглаживает линии сгиба.
  • Самостоятельно выполняет надрезы в определенном месте.
  • Умеет украсить свою поделку, добавить недостающие детали (глаза, усы, уши и т.д.)
  • Работает самостоятельно, точно соблюдая инструкцию.
  • Добивается конечного результата.
  • Самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы.
  • Может найти собственную ошибку в работе и выявить причину неудачи.

Задачи второго года обучения (6-7 лет):

Познакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба, катамаран.

Учить детей работать по схемам. Пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами: «долинная» складка, «горная» складка, «карманная» складка, складка «зигзаг».

Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги: Бумагу нужно складывать на гладкой, ровной поверхности, при этом свободного места должно быть достаточно, чтобы полностью поместить  лист бумаги. Прежде чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом. Сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить её от середины к краям.

Развивать творческие способности детей, их внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству – оригами.

К концу второго года обучения дети 6-7 лет должны знать и уметь:

  • Ориентируется на листе бумаги.
  • Складывает лист бумаги (квадратной и прямоугольной формы) пополам.
  • Складывает квадратный лист бумаги по диагонали, соединяя  углы.
  • Загибает края бумаги, совместив их с центральной складкой.
  • Умеет намечать линии.
  • Тщательно и аккуратно разглаживает линии сгиба.
  • Знает и может назвать три правила складывания бумаги при выполнении оригами.
  • Знает, называет, выполняет складки: «долина», «гора», «карман», «зигзаг» За каждую названную и показанную складку ребенок получает 1 балл. Максимальный ответ 4 балла.
  • Ребёнок знает, называет, выполняет базовые формы: «книжка», «треугольник», «дверь», «блин», «воздушный змей», «дом», «двойной квадрат», «двойной треугольник», «водяная бомба», «катамаран». За каждую названную и показанную базовую форму ребёнок получает 1 балл. Максимальное количество баллов 10.
  • Ребёнок работает самостоятельно, точно соблюдая инструкцию.
  • Ребёнок добивается конечного результата.
  • Самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы и работы товарищей.
  • Может найти собственную ошибку в работе и выявить причину неудачи.

Оценка уровня освоения программы

1 бал – ребенок самостоятельно выполняет задание.

0,5 балла – ребенок выполняет задание с небольшой помощью воспитателя или с незначительными ошибками.

0 баллов – ребенок с заданием не справляется.

1 год обучения

  • Высокий уровень – 13 баллов
  • Выше среднего – 10,5-12,5 баллов
  • Средний уровень – 7-10 баллов
  • Ниже среднего – 3,5-6,5 баллов
  • Низкий уровень – 0-3 балла

2 год обучения

  • Высокий уровень – 23 балла
  • Выше среднего – 17-22,5 балла
  • Средний уровень – 11-16,5 баллов
  • Ниже среднего – 5,5-10,5 баллов
  • Низкий уровень – 0-5 баллов

Учебно-тематический план первого года обучения

 (5-6 лет)

м-ц

Лексические темы

Содержание

Литература

сентябрь

1. Диагностика

2. «Грибы, ягоды»

3. «Осень»

4. «Деревья»

Знакомство детей с искусством оригами.

«Грибы», « Клубничка»

«Лист клёна»,

«Ёлка» «Берёза»

«С нами не соскучишься» стр.83

«С нами не соскучишься» стр.82

«С нами не соскучишься» стр.22

октябрь

1. «Огород, овощи»

2. «Сад. Фрукты»

3. «Одежда»

4. «Обувь»

«Морковка», «Репка»

«Ваза с фруктами»

«Свитер»

«Сапоги»

«С нами не соскучишься» стр.62

«С нами не соскучишься» стр. 70

«Живые фигурки» стр.40

«Живые фигурки» стр.23

ноябрь

1. «Наш город»

2. «Игрушки»

3. «Посуда»

4. «Семья»

«Дом»

«Игрушка-шутка»

«Стаканчик»

«Теремок»

«366 моделей»

«366 моделей» стр88,

«366 моделей» стр.8,

«С нами не соскучишься» стр. 20

декабрь

1. «Зимующие птицы»

2. «Домашние животные»

3.»Дикие животные»

4.»Новый год»

«Голодная птица»

«Щенок»

«Лиса и волк»

«Снеговик»

«Живые фигурки» стр.14

«С нами не соскучишься» стр.28

«С нами не соскучишься» стр12

«100 праздничных моделей»

январь

2. «Мебель»

3. «Транспорт»

4. «Транспорт» (водный)

«Стул»

«Автомобиль»

«Пароход»

«366 моделей» стр.115

Стр.90

«Живые фигурки» стр.42

февраль

1. «Детский сад»

2. «Ателье»

3. «Стройка»

4. «Армия»

«Шляпа для девочки»

«Рубашка»

«Шляпа из газеты»

«Самурайский шлем»

«366 моделей» стр.14

«Энциклопедия» стр.176

Стр.190

«366 моделей» стр.17

март

1. «Весна»

2. «Мамин праздник»

3.»Перелётные птицы»

4. «Комнатные растения»

«Ваза с весенними ветками»

«Ваза с ромашками»

«Водоплавающая птица»

«Кактус»

«С нами не соскучишься» стр.68, стр.80

«366 моделей» стр. 67

«С нами не соскучишься» стр. 85

апрель

1. «Животные жарких стран»

2. «Рыбы»

3. «Дикие животные»

4. «Домашние птицы»

«Лягушонок»

«Рыбка» (закладка)

«Медведь»

«Гуси»

«С нами не соскучишься» стр.9

стр.106

Стр.14

Стр.58

май

1. «Животные уголка природы»

2. «Насекомые»

3. «Цветы»

4.Диагностика

«Черепашка»

«Кузнечик»

«Тюльпан»

«366 моделей» стр.19

«Живые фигурки» стр.10

«Энциклопедия» стр.90

Учебно-тематический план второго года обучения

 (6-7 лет)

м-ц

Лексические темы

Содержание

Литература

сентябрь

1. Диагностика

2. Осень. Грибы, ягода.

3. Деревья.

4. Дикие животные

«Корзинка для грибов»

«Тополь»

«Лиса с лисятами»

«100 праздничных моделей»

«366 моделей» стр.71

«Живые фигурки» стр.22

октябрь

1. Овощи.

2. Фрукты.

3. Головные уборы

4. Водоплавающие птицы.

«Морковка для зайчонка»

«Яблоко для ежа»

«Кепка»

«Гуси»

«С нами не соскучишься» с.62

«Бумага» стр.118

«Чудеса из бумаги» стр.60

«Живые фигурки» стр.36

ноябрь

1. Город

2. Осень.

3. Посуда.

4. Семья.

«Дом»

«Человек в плаще»

Салфетки «Кувшинка»

«Человечки»

«Чудеса из бумаги» стр.25

«Энциклопедия» с66

«366 моделей» с.97

«Бумага» стр.58

декабрь

1.Зимующие птицы.

2.Домашние животные.

3. Готовимся к празднику.

4. Новый год.

«Ворон»

«Поросёнок»

 «Супершар»

«Новогодняя открытка»

«Живые фигурки» стр.16, 34

 «100 праздничных моделей»

«366 моделей» стр.145

 «С нами не соскучишься» с. 97

январь

1. Мебель.

2. Транспорт.

3.Профессии на транспорте.

«Стол», «Кровать»

«Парусник №2, №3»

«Шапка с козырьком»

«Чудеса из бумаги» стр.36, 37

Стр.83,  84

«100 праздничных моделей»

февраль

1. Инструменты.

2. Продукты питания.

3. От зерна до булочки.

4. Армия.

«Открытка»

«Накорми акулу рыбкой»

«Мышка собирает колоски»

«Бомбардировщик»

«100 праздничных моделей»

«Конструирование из бумаги»

 «С нами не соскучишься» с.64

«Чудеса из бумаги» стр.92,

март

1. Весна. Цветы.

2. Мамин праздник.

3. Животные жарких стран.

4. Комнатные растения.

«Тюльпаны»

«Лилия»

«Павлин»

«Цветок»

«100 праздничных моделей» стр.169

 «Энциклопедия» стр.102

«Чудеса из бумаги» стр.188

апрель

1. Рыбы

2.Космос.

3. Растения и животные весной

4. Домашние птицы.

«Золотая рыбка»

«Ракета»

«Прыгающая лягушка»

«Петушок»

«366 моделей» стр.29

«Живые фигурки» стр.44

«Энциклопедия» стр.112

«С нами не соскучишься» стр.24

май

1. Насекомые.

2.Скоро в школу

3.Наши успехи

4. Диагностика

«Муха» «Бабочки»

«Гармонь»

«По замыслу»

«366 моделей» стр.18

«Чудеса из бумаги» стр.44

Примерные планы занятий «Художественной мастерской»

Первый год обучения (5-6 лет)

Сентябрь

Занятие 1. Грибы, ягоды

Цель: познакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Научить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: листы бумаги квадратной формы коричневого цвета (для гриба); красного или розового цвета  (для клубнички).

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми летние впечатления, уточнить, что видели и собирали в лесу (грибы, ягоды). Показать картинки и муляжи. Уточнить форму ягод и грибов (шляпок, ножек). По окончании занятия все работы рассмотреть, предложить объединить в одну общую, либо оформить две лесные поляны (грибную и ягодную).

Базовая форма «воздушный змей».

  1. Положи квадрат углом вниз, согни по диагонали снизу вверх.
  2. Разверни деталь и поверни так, чтобы диагональ шла сверху вниз.
  3. Сложи верхние боковые стороны к диагонали.
  4. Получилась базовая форма «воздушный змей».

Техника выполнения клубнички.

  1. Возьми красный или розовый квадрат (окрашенный с одной стороны) и сложи базовую форму «воздушный змей».
  2. Опусти верхний угол к белому треугольнику, согни все уголки, переверни на другую сторону. Клубничка готова.

Техника выполнения гриба.

  1. Возьми квадрат коричневого цвета (окрашенный с одной стороны) и положи белой стороной к себе. Перегни квадрат по вертикальной диагонали, затем согни по горизонтали.
  2. Положи треугольник прямым углом вниз, подели верхнюю сторону на восемь частей. Перегни с одной стороны острый угол (верхняя сторона перегибается на 3/8 ее длины).
  3. Перегни пополам прямой угол полученного треугольника.
  4. раскрой «карман».
  5. Согни полученный квадрат по горизонтальной диагонали. Повтори действия 2-5 с левым углом детали. Переверни на другую сторону.
  6. Согни от себя нижний угол верхнего слоя.
  7. Согни боковые стороны и нижний прямой угол от себя.
  8. Согни боковые уголки от себя. Гриб готов.

Занятие 2. Осень. Лист клена

Цель: Продолжать знакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Научить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию. Цветная бумага (желтая, оранжевая, красная), клей. Для изготовления одного клинового листа необходимо: два квадрата размером 4х4 см, два квадрата размером 4,5х4,5 см, один квадрат размером 5х5 см.

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми об осенних явлениях. Предложить детям всем вместе сделать «Осенний ковер» из кленовых листьев. Ковер делается сразу на общем листе, дети составляют изображение непосредственно на большом листе. По окончании работы всем вместе полюбоваться ковром.

Техника выполнения листа клена:

  1. Сложи из всех заготовленных квадратов (для одного листочка) базовую форму «воздушный змей». У самого большого согни два боковых угла и переверни заготовку на другую сторону.
  2. У остальных заготовок согни по одному углу: у двух (разных по размеру) – левые уголки, у двух оставшихся – правые.
  3. Соедини все детали вместе и приклей к основанию черешок.

Занятие 3. Деревья. Елка и береза

Цель: Познакомить детей с базовой формой «треугольник». Закреплять умение использовать в работах базовую форму «воздушный змей». Научить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: цветная бумага (зеленая - для елки; желтая, оранжевая - для березы), клей.

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми об осенних явлениях. Спросить, какие деревья они видели в лесу. Рассмотреть иллюстрации осеннего леса и предложить самим сделать картину, используя технику оригами.

Базовая форма «треугольник»

  1. Положи квадрат углом вниз, согни по диагонали снизу вверх.
  2. Получилась базовая форма «треугольник»

Техника выполнения елки:

  1. Елка состоит из трех квадратов зеленого цвета размером 3,5х3,5см; 4,5х4,5см и 5,5х5,5см, сложенных базовой формой «треугольник»
  2. Соедини и приклей все детали.

Техника выполнения березы

  1. Для изготовления березы возьми квадрат желтого (оранжевого) цвета размером 10х10см и сложи базовую форму «воздушный змей».
  2. Белый треугольник согни кверху.
  3. Согни все три угла к центру фигуры.
  4. Округли крону дерева, немного согнув углы. Переверни на другую сторону.
  5. Ствол сделай из белой полоски, к которой приклей крону.

Октябрь

Занятие 1. Огород. Овощи

Цель: Познакомить детей с новым понятием складка – «молния». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к аккуратности во время работы с клеем.

Материалы к занятию: цветная бумага, клей, овощи (муляжи или картинки).

Методика проведения занятия. Предложить детям назвать овощи, которые они знают, определить их форму, по мере называния выставлять на стол или на мольберт (овощи, муляжи или картинки). Предложить детям сделать овощи из бумаги, используя технику оригами.

Техника выполнения моркови:

  1. Возьми красный или оранжевый квадрат и сложи базовую форму «воздушный змей», положи прямым углом к себе. Согни нижний треугольник пополам и переверни на другую сторону.
  2. Из квадратов зеленого цвета сложи листья. Для этого приготовь базовую форму «воздушный змей», согни верхние стороны к центральной вертикальной линии. Переверни на другую сторону. Сложи несколько листочков.
  3. Сделай из полученных деталей аппликацию.

Техника выполнения репки:

  1. Возьми желтый квадрат, сложи базовую форму «воздушный змей». Согни прямой угол кверху, а в верхнем углу заготовки сделай складку – «молнию». Переверни на другую сторону.
  2. Для изготовления листьев возьми зеленые квадраты и сложи базовую форму «воздушный змей». Согни боковые и нижние углы, вверху сделай складку «молнию» и переверни на другую сторону.
  3. Сделай аппликацию из полученных деталей.

Занятие 2. Ваза с фруктами

Цель: Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя базовую форму «воздушный змей». Развивать глазомер, детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к аккуратности во время работы с клеем.

Материалы к занятию: цветная бумага, клей, ваза с фруктами (муляжи или картинки).

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, что в садах поспели фрукты (яблоки, груши). Уточнить характерные особенности фруктовых деревьев. Рассмотреть с детьми фрукты, уточнить их форму и характерные особенности. Обратить внимание детей на то, чем отличается обычная аппликация от предметов, выполненных с помощью оригами (объемом)

Техника выполнения вазы с фруктами:

  1. Для вазы возьми квадрат 15х15см, сложи базовую форму «треугольник» и положи ее прямым углом вниз.
  2. Перегни пополам треугольник и, мысленно поделив линию перегиба на три равные части, согни нижний угол на 2/3.
  3. Опусти прямой угол, чтобы он на 2/4 выходил за нижний край.
  4. Согни немного прямой угол и переверни работу на другую сторону.
  5. Ваза готова. Теперь можно наполнить ее фруктами.
  6. Яблоки. Возьми красный квадрат со стороной 5-10см и сложи базовую форму «воздушный змей». Согни вершину острого угла назад.
  7. Опусти верхнюю сторону на 1/3 цветной части, при этом треугольник, находящийся с другой стороны, вытягивается наружу. Согни немного боковые углы. Переверни работу на другую сторону.
  8. Для того чтобы получилась груша, при выполнении второго действия острый угол опусти до середины фигуры.
  9. Наполни вазу фруктами.

Занятие 3. Одежда. Свитер

Цель. Познакомить детей с базовой формой «блин» и новым понятием сгиба «долиной». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали и складывать все углы к центру; тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: цветная бумага.

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, что с наступлением осени стала меняться погода. Из-за того что стало холодать люди начали одеваться теплее. Предложить детям перечислить, что из одежды мы стали носить осенью и предложить сделать с помощью оригами свитер, который можно будет использовать во время игр в «магазин» или «ателье».

Базовая форма «блин»

  1. Сложи квадратный лист бумаги по диагонали и разверни.
  2. Теперь сложи «долиной» все углы к центру.
  3. Базовая форма «блин»

Техника выполнения свитера.

  1. Базовую форму «блин» переверни на другую сторону.
  2. Согни к центру квадрата все четыре угла.
  3. Еще раз переверни фигурку на другую сторону.
  4. Снова согни к центру квадрата внешние углы
  5. Полученную фигуру переверни на другую сторону.
  6. Перед тобой четыре маленьких квадрата. Верхний и нижний квадраты полностью раскрой, как будто растягиваешь рот в улыбке.
  7. У двух оставшихся карманов открывай только нижнюю часть – это рукава.
  8. Свитер готов.

Занятие 4. Обувь. Сапоги

Цель. Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин» понятием сгиба «долиной». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали и складывать все углы к центру; тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: цветная бумага.

Методика проведения занятия. Продолжить разговор с детьми о том, что с наступлением осени стала меняться погода. Из-за того что стало холодать люди начали одеваться теплее. Предложить детям перечислить, что из одежды мы стали носить осенью. Подвести разговор к тому, что из-за частых дождей на дорогах стало грязно и много луж, поэтому нам необходимы сапоги.

Техника выполнения сапожка

  1. Базовую форму «блин» переверни на другую сторону.
  2. Согни к центру квадрата все четыре угла.
  3. Еще раз переверни фигурку на другую сторону.
  4. Снова согни к центру квадрата внешние углы
  5. Полученную фигуру переверни на другую сторону.
  6. Перед тобой четыре маленьких квадрата. Верхний и нижний квадраты полностью раскрой, как будто растягиваешь рот в улыбке.
  7. Согни фигурку пополам, соединив раскрытые кармашки.
  8. Получилась пара сапог.

Ноябрь

Занятие 1. Наш город. Дом

Цель. Познакомить детей с базовой формой «дом», закреплять умение выполнять сгиб «долиной». Закреплять умение складывать квадратную форму листа пополам, точно соединяя стороны и углы листа; тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: квадратные листы цветной бумаги (по два для каждого дома)

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, какие дома на улице они видели. Спросить об их форме, расположении в пространстве, уточнить форму, величину и расположение частей (окна, двери, крыши). Предложить детям показать на фланелеграфе возможное расположение домов на улице. По окончании работы вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции.

Базовая форма «дом»

  1. Возьми квадратный лист бумаги, сложи его «долиной» пополам и расправь складку.
  2. Теперь сложи лист по горизонтали
  3. К намеченной в №1 линии сложи «долиной» боковые стороны.
  4. Расправь карман, расплющив верхнюю часть заготовки.
  5. Получилась базовая форма «блин».

Техника выполнения дома с крышей

Нижняя часть

  1. Базовая форма «дом». Сложи «долиной» в разные стороны загнутые части.
  2. Отогни вверх «долиной» только один слой бумаги. Повтори с другой стороны.
  3. Наметь две боковые складки на верхнем слое бумаги. Повтори с другой стороны.
  4. Сложи «долиной» боковые стороны верхнего слоя бумаги к намеченной линии. Повтори с другой стороны.
  5. Отогни «долиной» боковые стороны только одного слоя бумаги так, чтобы между ними и основанием получился угол 90 градусов. Повтори с другой стороны.
  6. Нижняя часть готова

Верхняя часть

  1. Возьми квадратный лист бумаги и наметь на нем две складки.
  2. Теперь все углы сложи «долиной» к центру
  3. Базовая форма «блин». Сложи ее «долиной» так, чтобы между половинками получился угол 90 градусов. Переверни.
  4. Соедини верхнюю и нижнюю часть дома.

Занятие 2. Игрушки

Цель. Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали и складывать все углы к центру; тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: квадратные листы цветной бумаги

Методика проведения занятия. Спросить детей, кто из них какие игрушки любит. Выслушать рассказы детей. Предложить сделать самим игрушку-шутку.

Техника выполнения

  1. Базовая форма «блин». Переверни.
  2. Сложи все уголки к центру.
  3. Соедини все четыре угла полученного квадрата.
  4. С обратной стороны заготовки образовались четыре кармана.
  5. Вставь в образовавшиеся карманы пальцы и расправь линии сгибов.
  6. С помощью движений пальцев игрушка-шутка может открываться
  7. С помощью такой игрушки можно разыграть своих друзей, если попросить кого-нибудь из них чихнуть на закрытую фигурку. Только заранее нарисуй внутри нее микробы.

Занятие 3. Посуда. Стаканчик

Цель: Закреплять умение детей использовать в своих работах базовую форму «треугольник». Продолжать учить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: цветная бумага

Методика проведения занятия. Спросить у детей кто из них ходил в походы с родителями. Выслушать ответы. Рассказать, что случается и так: придя в лес, только при первой остановке на отдых вдруг замечаешь, что забыл положить в рюкзак необходимую вещь. Но всегда приходит на помощь смекалка. Сегодня ребята научатся делать стаканчики, из которых при необходимости можно будет пить.

Техника выполнения стаканчика.

  1. Квадрат бумаги согни пополам по линии диагонали (базовая форма «треугольник»). Линия сгиба находится внизу.
  2. Совмести боковую сторону треугольника с нижним сгибом.
  3. Подними угол вверх.
  4. Совмести нижний левый угол фигурки с крайней точкой намеченной линии.
  5. Совмести правый нижний угол с крайней верхней точкой, полученной на сгибе.
  6. Опусти вниз верхний угол листа.
  7. Переверни фигурку и опусти второй верхний угол листа.
  8. Слегка вдави дно стаканчика, приоткрывая его.

Занятие 4. Теремок

Цель. Познакомить с новой базовой формой «книжка». Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: цветная бумага (три квадрата размером 9х9см, один квадрат 7х7см, один квадрат 5х5см)

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми содержание русской народной сказки «Теремок». Напомнить, что случилось с теремком, когда пришел медведь и предложить самим сделать новый теремок, используя технику оригами.

Базовая форма «книжка»

  1. Сложи квадратный лист бумаги «долиной»
  2. получилась базовая форма «книжка»

Техника выполнения теремка.

  1. Возьми три квадрата размером 9х9см, один квадрат размером 7х7см и один квадрат размером 5х5см. каждый из квадратов перегни книжкой.
  2. Согни верхние боковые углы каждого квадрата к центру.
  3. Для окон возьми три квадрата размером 5х5см, два квадрата размером 4х4см и один квадрат размером 3х3см. отогни боковые стороны каждого из шести квадратов на 0,5см.
  4. Согни на всех квадратах уголки.
  5. Отогни нижнюю и верхнюю стороны.
  6. Приклей домики так: два больших – внизу, между их крышами расположи третий большой домик, к его крыше приклей заготовку среднего размера, а к крыше этого модуля – самый маленький домик. Приклей окна и «засели» теремок зверюшками.

Декабрь

Занятие 1. Голодная птица

Цель. Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: цветная бумага

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, какие бывают птицы. Отметить что общего у всех птиц. Напомнить о том, что зимой птицам намного трудней найти корм и поэтому они чаще бывают голодными.

Техника выполнения голодной птицы: 

  1. Наметь линию диагонали в квадрате. Для этого сначала согни, а затем разогни квадрат.
  2. Сложи боковые стороны к намеченной линии.
  3. Сложи заготовку пополам.
  4. Согни верхний угол заготовки к нижней части.
  5. Подними согнутый угол вверх. На заготовке осталась линия сгиба.
  6. Вогни верхний угол внутрь фигурки. Линия сгиба должна совпадать с линией, намеченной ранее.
  7. Поставь фигурку на стол. Клюв коснется стола. Нажми на хвост, и птица приподнимает голову.

Занятие 2. Домашние животные. Щенок

Цель: Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя базовые формы «воздушный змей» и «треугольник». Развивать глазомер, детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к аккуратности во время работы с клеем.

Материалы к занятию: цветная бумага, клей.

Методика проведения занятия. Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?». Беседа с детьми по содержанию сказки. Предложить детям выполнить главного героя – Щенка – с помощью техники оригами.

Техника выполнения щенка:

  1. Сложи базовую форму «треугольник». Положи прямым углом вниз.
  2. Согни немного острые углы заготовки.
  3. Согни назад верхний и нижний углы.
  4. Для изготовления туловища сложи базовую форму «воздушный змей».
  5. Согни белый треугольник.
  6. Согни назад нижние боковые углы
  7. Приклей голову к туловищу, нарисуй глаза, нос. Щенок уже ищет того, кто сказал «мяу».

Занятие 3. Дикие животные. Лиса и волк

Цель. Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: цветная бумага

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, кто какую сказку больше любит. Спросить, что в той или иной сказке особенно понравилось и почему. Обратить внимание детей на то, что очень часто во многих сказках главными героями выступают дикие животные, такие как лиса и волк.

Техника выполнения лисы. 

  1. Возьми квадрат оранжевого цвета и согни его по диагонали.
  2. Перегни получившуюся базовую форму «треугольник» пополам.
  3. Согни острые углы кверху так, чтобы боковые стороны не доходили до средней линии, и переверни на другую сторону.
  4. Нарисуй лисе глаза и нос.

Техника выполнения волка

  1. Возьми квадрат серого цвета и сложи базовую форму «треугольник».
  2. Найди середину длинной стороны и от нее подними нижний угол. Переверни на другую сторону.
  3. Нарисуй глаз и сделай нос в технике аппликации.

Занятие 4. Новый год. Снеговик

Цель. Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: белая бумага для снеговика, темная для основания, клей.

Методика проведения занятия. Предложить детям подумать, как можно украсить поздравительную открытку к Новому году. Похвалить детей за интересные ответы. Показать 3 – 4 новогодние открытки с изображением снеговика. Предложить детям самим сделать поздравительную открытку.

Техника выполнения снеговика.

  1. Возьми три квадрата белого цвета: один размером 4х4см, один размером 5х5см, один размером 6х6см и перегни каждый из них дважды пополам.
  2. Согни уголки по направлению к центру.
  3. Для изготовления ведра сложи из квадрата размером 5х5см базовую форму «воздушный змей».
  4. Согни верхний и нижний углы и переверни деталь на другую сторону.
  5. Для изготовления морковки возьми квадрат красного цвета размером 2х2см, сложи из него базовую форму «воздушный змей» и согни треугольник.
  6. Согни морковку пополам
  7. Для метлы возьми прямоугольник и сложи «гармошкой», чередуя сгибы «гора» и «долина», «перевяжи» метлу бумажной полоской.
  8. Приклей снежные комочки, ведро, морковку. Из полосок сделай руки, приклей метлу, нарисуй глаза и рот.

Январь

Занятие 1. Мебель. Стул

Цель. Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали и складывать все углы к центру; тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: квадратные листы цветной бумаги.

Методика проведения занятия. Чтение стихотворения С.Маршака «Откуда стол пришел?». Беседа о том, что такое мебель и почему она так необходима людям. Предложить детям сделать стул, используя технику оригами.

Техника выполнения стульчика.

  1. Базовая форма «блин». Переверни.
  2. Сложи все уголки к центру, выполнив четыре складки «долина».
  3. Переверни.
  4. Еще раз сделай четыре складки «долина».
  5. Переверни
  6. Раскрой в стороны все карманы и расплющи их.
  7. Результат. Отверни «горой» три части заготовки. Одну часть сверни «долиной».
  8. Получился стул.

Занятие 2. Транспорт. Автомобиль

Цель. Познакомить с новой базовой формой «дверь». Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: цветная бумага

Методика проведения занятия. Вспомнить о чем рассказывается в книге «Машины на нашей улице». Уточнить внешний вид (форму, величину, расположение частей) разных машин. Рассказать о том, что машину можно не только нарисовать, вылепить из пластилина, но и сделать из бумаги.

Базовая форма «дверь»

  1. Сложи квадратный лист бумаги пополам, а потом разверни.
  2. К намеченной линии сложи боковые стороны.
  3. Базовая форма «дверь».

Техника выполнения автомобиля.

  1. Базовая форма «дверь». Отогни верхний слой бумаги, выполнив две складки «долина».
  2. Согни заготовку «горой».
  3. Вогни уголки внутрь.
  4. Сформируй колеса, вогнув уголки внутрь.
  5. На колесах сделай две складки «гора». Также «горой» вогни внутрь заднюю часть кузова. Повтори эту складку с другой стороны. А теперь приступим к формированию передней части кузова.
  6. Отогни верхний уголок «долиной» и разверни. Повтори с другой стороны.
  7. По намеченной линии сделай складку «молния» и расправь. Повтори с другой стороны.
  8. Автомобиль готов.

Занятие 3. Водный транспорт. Пароход

Цель. Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали и складывать все углы к центру; тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: квадратные листы цветной бумаги.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, что мы называем водным транспортом и почему называем именно так. Предложить подумать, в какую погоду и в какое время плавают корабли. Рассмотреть иллюстрации с изображением различных видов водного транспорта. Сказать о том, что сегодня мы научимся делать пароход.

Техника выполнения парохода.

  1. Наметь две диагональные линии в квадрате.
  2. Согни к центру квадрата все четыре угла.
  3. Получившийся квадрат меньшего размера переверни на другую сторону.
  4. Согни к центру квадрата все четыре угла.
  5. Еще раз переверни фигурку на другую сторону.
  6. Снова согни к центру квадрата внешние углы.
  7. Полученную фигурку переверни на другую сторону.
  8. Перед тобой четыре маленьких квадрата. Верхний и нижний квадраты полностью раскрой, как будто растягиваешь рот в улыбке.
  9. Согни фигурку пополам.
  10. Найди внутри фигурки два уголка и аккуратно вытяни их наружу.
  11. Опусти пароход на воду и смотри, как он замечательно плавает.  

Февраль

Занятие 1. Шляпка для Красной шапочки

Цель: Закреплять умение детей использовать в своих работах базовую форму «треугольник». Продолжать учить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: цветная бумага.

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить сказку «Красная Шапочка». Поговорить о том, почему ее так назвали и наиболее запомнившихся детям эпизодах. Предложить сделать новую шляпку для Красной Шапочки.

Техника выполнения шляпки.

  1. Базовая форма «треугольник». Раздели верхний угол, равный 180 градусов, на три равные части и разверни стороны треугольника на центральную часть.
  2. Сложи «долиной» сразу три слоя бумаги.
  3. Загни «горой» нижний слой бумаги.
  4. Шляпка для Красной Шапочки готова.

Занятие 2. Ателье. Рубашка

Цель. Продолжать знакомить с базовой формой «дверь». Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию: цветная бумага

Методика проведения занятия: Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Новый наряд короля», обсудить содержание сказки и предложить сделать рубашку из бумаги, которую можно использовать  для игры в ателье.

Техника выполнения рубашки: 

  1. Сложите бумагу пополам вдоль длинных сторон и разверните складку. Загните к этой складке нижний и верхний длинные края бумаги.
  2. Разверните складки, сделанные во время операции 1, переверните лист.
  3. Отогните с правой стороны листа тонкую полоску, шириной не более 1см. При этом проявится цвет воротника будущей рубашки.
  4. Переверните бумагу и снова согните к центральной линии длинные края.
  5. С правой стороны листа отогните назад полоску, отличающуюся по цвету, по складке, проходящей вдоль края листа.
  6. Отогните вперед уголки, находящиеся на правом краю модели, так, чтобы они пересеклись с горизонтальной центральной линией. Уголки сходятся на этой линии на некотором расстоянии от правого края листа под тупым углом, и над ними остается треугольный вырез. Это будет воротник рубашки. С левого края модели выверните наружу внутренние клапаны так, чтобы их концы выступали над верхним и под нижним краями модели. Это будут рукава рубашки.
  7. Поверните бумагу на 90 градусов, а затем согните нижний край наверх, продев его край под клапаны воротника.
  8. Разгладьте модель. Рубашка готова.

Занятие 3. Стройка. Шляпа из газеты

Цель. Развивать детскую фантазию и воображение во время работы с различными видами бумаги. Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции, аккуратность во время работы с тонкой газетной бумагой.

Материалы к занятию: газеты.

Методика проведения занятия. Побеседовать с детьми о том, что в каждой квартире время от времени необходимо делать ремонт. Выслушать рассказы детей, кто принимал участие или наблюдал за работой строителей во время ремонта. Обратить внимание детей на то, чтобы защитить голову от пыли во время работы, строители одевают шапки.

Техника выполнения шляпы из газеты:

  1. Сложите газетный лист пополам, сведя вместе короткие края. Затем сложите еще раз пополам (вчетверо) и разверните, образовав тем самым центральную вертикальную складку. Убедившись в том, что сложенный край газетного листа находится наверху, заверните оба верхних угла газеты вниз, вдоль вертикальной центральной линии.
  2. Отогните вперед или вверх нижний край газеты (только один слой бумаги) и уложите его вдоль нижнего края треугольных клапанов, сложенных во время операции 1.
  3. Еще раз заверните наверх нижнюю полоску бумаги.
  4. Переверните модель.
  5. Согните оба внешних края внутрь, к вертикальной центральной линии.
  6. Согните нижний край модели вдоль нижнего края ободка, получившегося в ходе операции 3.
  7. Разверните складку, сделанную во время операции 6. Загните внешние нижние уголки внутрь так, чтобы их края расположились вдоль горизонтальной складки, сделанной во время операции 6.
  8. Отогните нижнюю часть модели наверх, перегнув ее через прямой край ободка, сделанного во время операции 3.
  9. Ориентируясь на горизонтальную складку, сделанную во время операции 6, согните конец полосы выпуклой складкой внутрь кармана, находящегося позади прямого ободка, сделанного во время операции 6.
  10. Разгладьте модель.
  11. Загните верхний угол к нижнему краю модели и проденьте его под ободок, сделанный во время операции 9.
  12. Раскройте нижние края шляпы, слегка надавив для этого на верхнюю складку. Расправьте нижние края шляпы и немного закруглите их.
  13. Ваша шляпа готова.

Занятие 4. Самурайский шлем

Цель: Закреплять умение детей использовать в своих работах базовую форму «треугольник». Продолжать учить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию. Цветная бумага. 

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми картинки с изображением людей в военной форме. Уточнить знания детей о профессии военных, что они знают о различных родах войск. Рассказать детям о том, что в каждой стране своя форма. Предложить сделать самурайский шлем.

Техника выполнения самурайского шлема.

  1. Базовая форма «треугольник». Наметь среднюю линию.
  2. Опусти боковые уголки к нижнему.
  3. Отверни наверх один слой бумаги.
  4. Разверни уголки в стороны так, чтобы нижний внешний угол составил 90 градусов.
  5. Сложи верхний слой бумаги «долиной».
  6. Сделай еще одну складку «долина».
  7. Нижний слой бумаги отверни «горой».
  8. Расправь заготовку. Самурайский шлем готов.

Март

Занятие 1. Ваза с весенними ветками

Цель: Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя базовую форму «воздушный змей». Развивать глазомер, детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к аккуратности во время работы с клеем.

Материалы к занятию: цветная бумага, клей.

Методика проведения занятия. Напомнить детям какое наступило время года, какие изменения происходят в природе. Предложить сделать вазу с весенними ветками, используя технику оригами.

Техника выполнения листочков:

  1. Возьми квадрат со стороной 5-10см и сложи базовую форму «воздушный змей». Согни вершину острого угла назад.
  2. Опусти верхнюю сторону на 1/3 цветной части, при этом треугольник, находящийся с другой стороны, вытягивается наружу.
  3. Согни немного боковые углы. Переверни работу на другую сторону.
  4. Листочек готов. Сделай несколько таких листочков.

Техника выполнения вазы:

  1. Для вазы возьми квадрат синего цвета размером от 10 до 20см и сложи базовую форму «воздушный змей».
  2. Согни нижний прямой угол до границы цвета, а верхний угол – вниз. Переверни вазу на другую сторону.
  3. Наклей вазу на лист плотной бумаги или картона и поставь в нее ветки из узких полосок бумаги, приклей листочки. Ваза готова.

Занятие 2. Мамин праздник. Ваза с ромашками

Цель. Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции

Материалы к занятию: листы белой и цветной бумаги, клей, ножницы.

Методика проведения занятия. Спросить детей, какой первый весенний праздник ждет нас впереди. Предложить сделать в подарок для мамы вазу с цветами.

Техника выполнения вазы с ромашками.

  1. Возьми прямоугольник, положи белой стороной к себе, перегни пополам.
  2. Верхнюю часть заготовки согни пополам.
  3. Согни верхнюю часть пополам и разверни прямоугольник.
  4. Намеченные линии сложи сначала по линии «гора», затем по линии «долина».
  5. Вытяни горлышко вазы.
  6. Согни нижние боковые уголки, переверни вазу на другую сторону.
  7. Для изготовления ромашки возьми белый квадрат, сложи базовую форму «воздушный змей». Согни верхний и нижний уголки, а затем боковые, чтобы лепесток получился более закругленным.
  8. Вырежи из желтой бумаги кружок и наклей на него полученный лепесток.
  9. Сделай еще 6-7 лепестков, приклей их к желтому кружочку. Поставь ромашки в вазу.

Занятие 3. Водоплавающая птица

Цель. Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции

Материалы к занятию: цветная бумага.

Методика проведения занятия. Продолжать знакомство детей с весенними признаками и изменениями, происходящих в природе, в том числе возвращение перелетных птиц на Родину из теплых стран.

Техника выполнения водоплавающей птицы.

  1. Возьми квадратный лист бумаги. Сложи его по диагонали. Наметь линию.
  2. Сложи боковые стороны к диагонали.
  3. Переверни заготовку.
  4. Сложи пополам по намеченной диагонали.
  5. Вогни левый уголок внутрь и вверх.
  6. Еще раз вогни небольшой уголок.
  7. Сделай еще одну такую же складку, сформировав хвост.
  8. Водоплавающая птица готова.

Занятие 4. Комнатные растения. Кактус

Цель: Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя базовую форму «воздушный змей». Развивать глазомер, детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к аккуратности во время работы с клеем.

Материалы к занятию: цветная бумага, клей.

Методика проведения занятия. Беседа с детьми о комнатных растениях. Уточнить знания детей о разнообразии видов. Рассказать чем кактус отличается от других цветов.

Техника выполнения кактуса.

  1. Для горшка возьми коричневый квадрат, сложи базовую форму «воздушный змей» и положи прямым углом вверх. Согни верхний и нижний углы. Переверни на другую сторону.
  2. В верхней части сделай складку – «молнию».
  3. Горшок готов, осталось посадить в него кактус.
  4. Для кактуса возьми несколько зеленых квадратов разного размера. Сложи модули, загибая все углы, нанеси клей, переверни на другую сторону.
  5. Посади кактус в горшок.

Апрель

Занятие 1. Лягушонок

Цель: Закреплять умение детей использовать в своих работах базовую форму «треугольник». Продолжать учить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию. Цветная бумага. 

Методика проведения занятия. Рассказать детям о том, что в оригами часто встречаются фигурки, которые могут «шевелиться». Одни из них открывают и закрывают рот, другие могут двигать крыльями и т.д. Сегодня дети будут делать одну из таких поделок.

Техника выполнения лягушонка:

  1. Наметив вертикальную диагональ, сложи базовую форму «треугольник»
  2. К середине заготовки загни уголки, а затем расправь получившиеся складки. Сложи уголки «долиной» к верхнему углу.
  3. Отогни «долиной» верхний слой бумаги.
  4. Отогни маленькие треугольники «долиной».
  5. Раскрой карманы и расправь.
  6. Отверни верхние слои бумаги маленьких квадратов.
  7. Наметь диагональ, сложив «горой» от себя. Сделай еще две складки «гора», чтобы вогнуть нижний угол. Переверни.
  8. Отогни нижнюю часть. Переверни.
  9. Наметь три складки «гора». Так лягушонок сможет разговаривать.
  10. Лягушонок готов.

Занятие 2. Рыбка (закладка)

Цель. Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции

Материалы к занятию: цветная бумага.

Методика проведения занятия. Предложить детям понаблюдать за рыбками, живущими в аквариуме. Обратить внимание на части тела рыб. Уточнить, что детям известно о жизни подводных жителей.

Техника выполнения закладки «рыбка».

  1. Возьми квадрат желтого цвета (окрашенный с одной стороны) размером 10х10 см, положи белой стороной к себе и перегни по диагоналям.
  2. Согни верхний и нижний углы к центру фигуры.
  3. Получившуюся заготовку переверни на другую сторону.
  4. Нижнюю сторону подними, а верхнюю – опусти до центральной горизонтали, вытягивая наружу треугольники, находящиеся сзади.
  5. Сделай складки «молнии».
  6. Согни верхний угол назад.
  7. Возьми квадрат красного цвета (окрашенный с одной стороны) размером 10х10 см, выполни действия 1-4 и согни боковые стороны квадрата к середине.
  8. Отогни углы так, чтобы их вершины попали на сгиб.
  9. Внутрь детали с хвостом просунь край детали с туловищем рыбки.
  10. Согни крайние квадратики пополам, подклей там, где бумага поднимается.
  11. Нарисуй на готовой рыбке глазки, рот, чешуйки.

Занятие 3. Дикие животные. Медведь

Цель. Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции

Материалы к занятию: цветная бумага.

Методика проведения занятия. Предложить детям игру «Что у кого?». У каждого на столе картинки с изображением зверей. Детям предлагается рассмотреть картинки и рассказать, какие части тела есть у того или иного животного.

У медведя есть туловище, голова, пасть, четыре лапы. У него маленькие уши и маленький хвостик и т.д.

Техника выполнения медведя.

  1. Возьми квадрат коричневого цвета размером 6х6см, сложи базовую форму «треугольник» и перегни пополам.
  2. Согни боковые углы к средней линии.
  3. Отогни углы кверху так, чтобы образовались складки.
  4. Согни острые углы, переверни заготовку на другую сторону.
  5. Округли уши и мордочку медведя с помощью сгибов «гора» в верхней части детали и складки «молнии» - в нижней.
  6. Нарисуй глаза, нос. Медведь готов.

Занятие 4. Домашние птицы. Гуси

Цель: Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя базовые формы «воздушный змей» и «треугольник». Развивать глазомер, детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию. Цветная бумага.

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить веселую песенку «Жили у бабуси два веселых гуся. Один белый, другой серый, два веселых гуся…».

Техника выполнения гуся.

  1. Приготовь четыре квадрата: два белого и два Серого цвета размером 10х10см. Возьми один квадрат и сложи базовую форму «треугольник». Положи прямым углом вниз.
  2. Перегнув пополам треугольник, найди середину верхней стороны, от этой точки подели угол на три равные части и согни по предполагаемым линиям.
  3. Отогни один из углов, оставляя складку. Повтори действие с другим углом.
  4. Опусти левый угол.
  5. Согни уголок так, чтобы его край выходил за пределы треугольника.
  6. Повтори действия 4-5 с правой стороны заготовки. Согни на себя нижний угол.
  7. Переверни работу на другую сторону.
  8. Туловище гуся готово.
  9. Голову сложи из базовой формы «воздушный змей» и согни нижние стороны к середине заготовки.
  10. Согни заготовку пополам на себя.
  11. Боковые уголки согни назад, поднимите кверху два нижних угла, а затем опусти один из них, образуя складку «молнию». Закрась клюв красным фломастером.
  12. Для лапок возьми два квадрата красного цвета размером 4х4см. Положи белой стороной к себе, подели прямой угол на три равные части. Сложи боковые стороны по намеченным линиям к центру.
  13. В середине заготовки сделай складку «молнию». Переверни деталь на другую сторону.
  14. Сложи вторую лапку.
  15. Соедини все детали гусей и обыграй веселую песенку «Веселые гуси».

Май

Занятие 1. Животные уголка природы. Черепаха

Цель: Закреплять умение детей использовать в своих работах базовую форму «треугольник». Продолжать учить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Материалы к занятию. Цветная бумага.

Методика проведения занятия. Беседа с детьми о том, какие животные могут жить в уголке природы. Уточнить знания детей об этих животных. Выслушать рассказы детей об их домашних питомцах.

Техника выполнения черепахи.

  1. Базовая форма «треугольник». Загни к центру оба уголка. Поверни.
  2. Сложи «долиной» сразу два уголка.
  3. Разверни уголки в стороны – получатся передние лапки черепашки.
  4. Разрежь по линии один слой бумаги и сложи «долиной» получившиеся уголки.
  5. Теперь заверни «долиной» боковые стороны и верхний уголок заготовки.
  6. Еще одна складка «долина». Переверни.
  7. Черепашка готова.

Занятие 2. Насекомые. Кузнечик

Цель. Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции

Материалы к занятию: цветная бумага.

Методика проведения занятия. Беседа с детьми о предстоящем лете, об изменениях, происходящих в природе, о пробуждении насекомых.

Техника выполнения кузнечика.

  1. Согни квадрат по диагонали.
  2. Получившийся треугольник согни пополам и разогни, наметив середину.
  3. Сложи к середине углы треугольника.
  4. Переверни фигурку на другую сторону.
  5. Согни фигурку пополам.
  6. Отогни вверх нижний угол фигурки.
  7. Переверни фигурку на другую сторону.
  8. Отогни вверх нижний угол так же, как на противоположной стороне.
  9. Расположи фигурку на столе. С силой ударь по выступающему углу. Кузнечик высоко подпрыгнет, несколько раз перевернувшись в воздухе.

Занятие 3. Цветы. Тюльпан

Цель. Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции

Материалы к занятию: цветная бумага.

Методика проведения занятия. Повторить с детьми признаки лета. Уточнить, почему многие любят и ждут именно это время года. Заострить внимание детей на изменениях, происходящих в живой природе (листья на деревьях и кустах, зеленая трава, многообразие цветов).

Техника выполнения тюльпана.

  1. Изготовление тюльпана начните с предварительной базовой модели, в которой преобладающий цвет должен быть снаружи, а открытые клапаны – наверху.
  2. Сложите боковые клапаны к центральной складке. Углы лежат несколько ниже центральной точки модели, потому что цветок у основания шире, чем у вершины.
  3. Разверните складку, сделанную во время операции 2. Согните верхние углы вдоль складок, образованных во время операции 2.
  4. Разогните складки, проходящие параллельно карманам, расположенным над ними.
  5. Повторите операции с обратной стороны модели.
  6. Отрежьте ножницами самый кончик закрытого угла. Когда тюльпан раскроется, этот разрез образует квадратное отверстие, сквозь которое цветок можно будет надеть на стебель. Ширина отреза должна быть небольшой.
  7. Осторожно раскройте тюльпан, расширяя и расправляя отверстие пальцами.
  8. Придав цветку окончательную форму, осторожно наденьте его на стебель.

Список используемой литературы

  1. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. – Москва: «Эксмо», 2008. -255стр.
  2. Гарматин А. Оригами. Чудеса из бумаги. – Ростов-на-Дону: ИД «Владис», ИД «Рипол классик», 2006. -320 стр.
  3. Корнеева Г. Бумага. Азбука творчества.– Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. -175 стр.
  4. О’Брайн и Нитхем. Наши руки не для скуки. Оригами. Конструирование из бумаги. – Москва: Росмен, 1999. - 68 стр.
  5. Острун Н., Лев А. Оригами. Живые фигурки. – Москва: Айрис Пресс, 2006. -68стр.
  6. Сержантова Т. 366 моделей оригами. – Москва: Айрис Пресс, 2003. -192стр.
  7. Сержантова Т. 100 праздничных моделей оригами. – Москва: Айрис Пресс, 2006. -208 стр.
  8. Соколова С. Оригами. С нами не соскучишься. Игрушки из бумаги. – Москва: Махаон,  СПб: Валерии СПД, 1999. -112 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Волшебный мир оригами"

Пояснительная записка.            Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами»является авторской программой художественно-эстети...

Программа кружка "Волшебное оригами"

Программа кружка составлена для  детей подготовительной группы. Во время кружковой работы дети знакомятся с японским искусством и развивают тонкую моторику рук, что способствует по...

Программа кружка "Волшебный мир оригами"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструи...

Программа кружка "Волшебные превращения" (оригами)

Программа выходит за рамки основной образовательной программы и соответствует психофизическим особенностям детей дошкольного возраста. Она научит детей различным приемам работы с бумагой, такими спосо...

Рабочая программа кружка "Волшебное искусство Оригами"

Благодаря этому материалы дети среднего дошкольного возраста с легкостью освоят азы искусства Оригами....

Программа кружка «Волшебный мир оригами»

Программа кружка «Волшебный мир оригами»...

Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" (подготовительная группа)

Кружковая деятельность уже давно стала неотъемлемой частью дошкольного образования. Она дает вохможность детям получать дополнительные навыки и знания в интересующей его области....