Конспект занятия по образовательной области " Познание" (раздел "Конструирование") в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста значимая и актуальная работа. Данное занятие направлено на организацию работы с тканью, детям предлагается познакомиться с волшебницей - иголкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_konstruirovaniyu.doc | 73.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по образовательной области " Познание" (раздел "Конструирование") в подготовительной к школе группе.
тема: "Волшебная иголочка"
Цели:
- познакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей, напёрстком;
- учить отмерять нужную длину нитки;
- учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки;
- познакомить детей с правилами техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами;
- продолжать учить планировать последовательность работы;
- продолжать учить детей содержать своё рабочее место в чистоте и порядке.
- развивать аккуратность, усидчивость, доводить начатое дело до конца;
- продолжать развивать желание заниматься ручным трудом;
- развивать умение пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от вопроса.
- воспитывать бережное и аккуратное отношение к швейным принадлежностям;
- воспитывать положительные нравственные качества: терпение, старательность, взаимопомощь.
Активизация речи:
Катушка, нитки (а), игла, ушко, остриё, вдевать, узелок, отверстие.
Предшествующая работа:
Рассматривание швейных принадлежностей.
Занятие по технике безопасности “Учимся работать с ножницами”
Материал к занятию:
Демонстрационный:
- ножницы,
- иголка большого размера,
- катушка с нитками
Раздаточный на каждого ребёнка:
- игольница с иголкой,
- катушка с нитками,
- ножницы,
- напёрсток.
Ход занятия:
Дети подходят к воспитателю
Воспитатель: -Ребята, послушайте загадку:
Всех на свете обшивает,
Что сошьет - не надевает. (Игла)
-Правильно,это иголка. А для чего она нужна? (шить, пришивать, штопать порвавшиеся вещи) -А ещё иголкой можно вышивать различные красивые узоры ( рассматривание нескольких видов вышивки-на полотенцах, салфетках,одежде ) -А зачем люди стали заниматься вышиванием? ( одежда изготовлялась из полотна серого цвета и людям захотелось её украсить ) Познавательный рассказ воспитателя:
-Что такое игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце. Раньше иглой была рыбья кость, в тупом конце которой была сделана дырка. Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы, люди стали придумывать новую иглу, потому что костяная игла была очень хрупкой и быстро ломалась. Сегодня иголка сделана из металла, но она также напоминает рыбью кость. Прошло очень много времени, а внешний вид иголки нисколько не изменился.
Изготовить обычную иглу совсем не просто. Сначала берут специальную игольную проволоку, отрезают, сколько нужно (для большой иглы много, для маленькой - поменьше). Потом точат - заостряют конец иглы. Специальная машина пробивает ушко. Вот и получилась игла, но она еще мягкая, ее надолго не хватит. Ее обрабатывают термически, чтобы придать ей прочность. Потом ее шлифуют, полируют опилками от деревьев лиственных пород. Это длительная и кропотливая работа. И лишь в 7 государствах мира изготавливают иглы. Поэтому и ценятся они очень высоко. Несколько кг иголок стоят дороже самой лучшей легковой машины.
Как хранить иголки? Положи на дно коробочки, где лежат иголки, магнит, и они никогда не рассыпятся. А чтобы иголки не ржавели, их можно хранить воткнутыми в сухое мыло.
-Давайте посмотрим, что лежит у нас на столах ( садятся за столы ) Перед каждым ребенком лежит игольница с иголкой. -Как я вам уже говорила, иголка должна находиться в специально отведённой для неё коробочке - игольнице. А почему?( если она потеряется-на неё можно нечаянно наткнуться и пораниться ) -Ребята, сегодня мы с вами познакомимся поближе с иголочкой. Она волшебная, потому что умеет шить, вышивать, пришивать пуговицы, зашивать и штопать дырочки и ещё выполняет многие другие работы. А кто из вас умеет шить? (ответы)
- Шить должны уметь все: и девочки и мальчики. С чего же начинают работу? (предположение детей, ответы).
-А чего же нам не хватает?( ответы детей ) -Послушайте загадку С деревянной катушки Легко вдевают в ушко ( нитка ) -Правильно, это нитка. Без неё иголочке одной совсем не справиться-именно нитка сшивает детали одежды между собой, при её помощи пришивается пуговица к одежде и при помощи разноцветных ниток получаются такие красивые узоры. -А теперь давайте немножко поиграем Физминутка " Ниточка с иголочкой " Описание игры: дети стоят по кругу, выбирается ребёнок - “Иголочка” с помощью считалочки:
- 1, 2, 3, 4, 5,
Станем мы сейчас играть.
Ты, иголка, выходи
Нитку за собой веди!
“Иголочка” - ребёнок бегает между детьми, тот, до кого она дотрагивается, берёт её за талию и продолжает бегать с ней. Игра заканчивается тогда, когда все дети окажутся держащими друг друга за талию, т.е. получится “иголка с длинной ниткой”. Упражнение на восстановление дыхания “Подуй на ниточку”. -А теперь поиграем с ниточками - чья нить выше взлетит? (Садятся за столы,берут в руки нитку и дуют на её хвостик )
Вдевание нитки в иголку.
-Теперь нужно взять иголочку и вдеть в неё нитку ( нитки уже разложены на столах ). Но прежде, чем вдеть нить, нужно её отмерить, потому что:
слишком длинная нить мешает, закручивается;
слишком короткая - быстро кончается - получается много узелков, приходится часто вдевать нитку, отвлекаться от работы.
Русский народ об этом сложил пословицу: "Длинная нитка - ленивая швея".
- Посмотрите, как нужно отмерить нить, например:
взять нитку и отмерить её, раздвинув согнутые в локтях руки на ширину плеч;
обернуть нитку вокруг согнутого локтя (показываю).
- Нитку лучше отрезать ножницами, но не обрывать и не откусывать. После ножниц остается ровный срез - такую нить легче вдеть в иголку (вдеваю в нитку иголку).
- Попробуйте теперь вы (дети отмеряют нитку, пытаются вдеть её в иголку. По ходу оказываю помощь).
- Смотрите (показываю), продетую нитку нужно сложить пополам, соединить вместе два конца и завязать узелок. Не у всех получается сразу узелок. Посмотрите, как нужно его завязывать (объясняю и показываю). Конец нити надо не туго накрутить на указательный палец руки. Полученную петлю немного скручивают между указательным и большим пальцами, постепенно её нужно снять и натянуть нитку.
- Попробуйте на своей ниточке завязать узелок (дети учатся завязывать узелки).
- Молодцы, иголочка покачалась на ниточке и хочет отдохнуть. Воткните её в свою игольницу, пусть немного там посидит. -А сейчас отгадайте ещё одну загадку Как зовётся тот щиток, Что хранит пальцы и ноготок ( напёрсток ) -Зачем нужен напёрсток? ( он защитит наш пальчик во время шитья от укалывания иголкой ) Я сейчас раздам вам напёрстки, рассмотрите их, наденьте на пальчик. Надёжная защита? -Давайте мы с вами немножко поиграем.
Пальчиковая игра «Иголка и наперсток»
Вышивает, шьет иголка.
Пальцу колко, пальцу больно,
А наперсток
В тот же миг
К (имя ребенка) на пальчик
Прыг!
Говорит иголке:
- Шей!
А колоться ты не смей.
Левая ладонь ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка шьет и задевает указательный пальчик на левой руке.
Правой рукой выполнить такое движение, как будто надеваете на указательный палец левой руки наперсток.
Левая ладошка ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка, ребенок шьет.
Ребенок грозит пальчиком левой руки.
Модели по технике безопасности - Пока мы играли, кто-то подкинул нам загадочные рисунки. Мне трудно одной их разгадать,помогите мне, пожалуйста ( воспитатель показывает детям следующие модели- иголка во рту, воткнута в одежду, валяется на полу,нитка откусывается зубами, ножницы раскрыты . Дети говорят о том, что эти рисунки неправильные, предлагают их перечеркнуть и, таким образом, создаются модели по технике безопасности при использовании нитки с иголкой ). -Давайте посмотрим на модели, которые у нас получились, и ещё раз скажем о том, что надо знать при обращении с иголкой, ножницами.
Хранить иглу в определенном месте (специальной коробке, подушке). Запрещается брать иглу в рот и вкалывать в одежду. Запрещается откусывать нитку зубами.
Хранить ножницы в определенном месте. Запрещается передавать ножницы острыми концами товарищу. Не оставлять ножницы раскрытыми. Класть ножницы так, чтобы они не свешивались за край крышки стола.
-Сейчас мы с вами достанем наши иголочки, которые уже отдохнули, и потренируемся ещё завязывать на нитке узелки. -А теперь скажите мне, что нужно сделать по окончании работы с волшебной иголочкой (ответы детей).
Игольницы убираются в отдельно отведенную коробку. Остальные принадлежности - в места их хранения.
Анализ занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, с чем мы сегодня познакомились на занятии?
- Что интересного вы узнали об иголке?
- Где должны храниться иголки? Почему?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии. А в следующий раз мы с вами будем учиться шить.
Аннотация к занятию:
В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма- неутомимая жажда познания. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, работа с тканью, древесиной, виды ручного труда,навыками которого ребенок овладел в семье (элементы шитья, вышивания).
Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств,стремление к качественному выполнению задуманного. Но некоторые виды его должны иметь место в каждом детском саду. Например, все дети должны научиться владеть иголкой, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, зашить разорвавшуюся по шву кукольную одежду (швом “вперед иголку”).
У детей 6-7 лет уже сформированы первоначальные навыки по ручному труду. Овладев достаточно широким кругом знаний, навыков и умений в создании разнообразных поделок, дети способны изготавливать более сложные работы, для которых необходимы различные инструменты.Поэтому считается целесообразным ввести в раздел "Конструирование" занятия по шитью. Его лучше всего чередовать с интервалом в 2-3 недели.
Опыт показывает, что занятия по шитью способствуют активному развитию у ребёнка:
мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
сенсорного восприятия;
глазомера;
логического мышления;
воображения;
волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе. ФЭМП
Путешествие в лесЗадачи:Образовательные:· Продолжать учить составлять и решать простые задачи на сложение в пределах 10; при решении задач пользоваться знаками дейс...
Конспект занятия по автоматизации звука Л для подготовительной к школе группы "Экскурсия в школу"
Тема: «Экскурсия в школу» Цель: Автоматизация звука «Л» Задачи:Закрепление правильного произношения звука л в слогах, словах, фразах.Развитие речевого дыхания.Развитие артикуляци...
Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР "Незнайка собирается в школу".
Интеграция образовательных областей:"Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Здоровье", "Музыка", "Чтение художественной литературы".Цель: Развитие математических способностей, познавательно-речев...
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности.
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности....
Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.Тема: бисероплетение “Солнышко” (по дате народного календаря «Ярилин день»)
По народному календарю 1 марта празднуют Ярилин день (День Солнца) . Ярило - славянский бог весны и плодородия. Этот день посвящён провадам зимы и встрече весны. В моей группе проводится работа ...
«Путешествие в царство леса» Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие», Подготовительная к школе группа
Закрепление знаний детей о времени года «осень», о признаках осени, о растительном и животном мире лесов....